Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа дисциплины'
ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины; ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины; ОПД - общепрофессиональные ...полностью>>
'Документ'
Визначаючи людську діяльність, юридичні норми надають існуючим між людьми стосункам особливий характер, перетворюючи їх з фактичних відносин в юридич...полностью>>
'Документ'
По традиции, в своём выступлении на районном августовском педагогическом совете я хочу подвести итоги прошлого учебного года и наметить основные зада...полностью>>
'Образовательный стандарт'
Образовательный стандарт послевузовской профессиональной подготовки специалиста с высшим образованием по специальности «травматология и ортопедия» (04...полностью>>

Главная > Учебное пособие

Сохрани ссылку в одной из сетей:

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ (МИИТ)

ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

М.Ю. ЗЕЛЕНКОВ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

В ТЕСТАХ

Учебное пособие

МОСКВА–2008

ББК 88.53

УДК 316

З–48

Зеленков М.Ю. Религиоведение в тестах. – М.: Юридический институт МИИТа, 2008 – с.

В учебном пособии, предназначенном для самостоятельной работы студентов, автор стремился учесть те новые требования, которые предъявляются к изучению религиоведения в высших учебных заведениях Российской Федерации.

В пособии отражены опыт изучения религиоведения, накопленный как в зарубежной, так и отечественной школе, а также ранее подготовленных учебных пособий по данной проблематике.

Поскольку данная работа является учебным пособием, подготовленным в соответствии с авторской программой курса «Религиоведение», читаемого в Юридическом институте, то в нем сохранены особенности подхода автора к разработке тем, тестов и вопросов.

В то же время автор не ставил перед собой задачу систематизации и достаточного освещения всех вопросов, содержащихся в программе курса «Религиоведение» и учитывал многообразие вышедших в свет в последнее время в России учебных пособий и учебников по данной проблеме.

При разработке тестов использован широкий круг оригинальной мировой и отечественной литературы.

Книга рассчитана на студентов высших учебных заведений, а также для всех интересующихся и изучающих проблему теории и практики религии в обществе.

Автор: Зеленков Михаил Юрьевич, доктор политических наук, действительный член (академик) Академии военных наук, член– корреспондент Академии педагогических и социальных наук, заведующий кафедрой общественных наук Юридического института, эксперт Института военного и политического анализа, автор более 150 научных трудов.

Рецензенты: В.Н. Ремарчук, доктор философских наук, профессор, декан факультета гуманитарных наук МГТУ имени Н.В.Баумана.

В.М.Корякин, доктор юридических наук.

Учебное пособие рекомендовано к изданию кафедрой

«Общественные науки» Юридического института (МИИТа).

ã Юридический институт МИИТа, 2008

ВВЕДЕНИЕ

Мировой и отечественный опыт свидетельствует об эффективности применения тестов для подготовки и аттестации специалистов в различных областях знаний и сферах деятельности. Сегодня тесты используются для самообучения и самоконтроля, позволяют получить достаточно объективную оценку уровня знаний и умений, выявить пробелы в индивидуальном обучении.

В высших учебных заведениях тесты используются при проведении вступительных испытаний, текущего контроля знаний, приема семестровых зачетов и экзаменов (входной, промежуточной, итоговой аттестации). При дистанционном обучении широко применяются компьютерные технологии тестирования.

Так, в частности, в вузах западных стран и США существует жесткая система промежуточного и итогового контроля знаний студентов. Например, в университетах США по каждой дисциплине в семестре студенты-экономисты сдают три экзамена (два промежуточных и один итоговый), которые проводятся по тестам, содержащим вопросы с вариантами ответов. Число вопросов для каждого студента - до 40 на промежуточных аттестациях и до 60 на итоговом экзамене.

Практика показывает, что при тестовой системе контроля знаний значительно увеличивается надежность выставляемой оценки. До 80-95% повышается вероятность того, что оценка соответствует реальным знаниям студентов. При существующей системе устного итогового экзамена она составляет 15-18%.

В российских высших учебных заведениях также широко используется тестирование, которое обеспечивает индивидуальный контроль знаний, регулярность его проведения, полную и объективную проверку качества усвоения учебного материала, единство требований, соответствие международным, государственным и вузовским стандартам.

Экзамен (зачет) в форме тестирования позволяет проверить знания по большинству вопросов дисциплины, обеспечивает достаточно высокую надежность оценки знаний, освобождает преподавателей от трудоемкой проверки письменных работ, а также исключает субъективную составляющую (со стороны преподавателя) оценки.

Однако следует подчеркнуть, что объективность, надежность оценки знаний, другие преимущества тестирования могут быть реализованы лишь при соответствующем содержании тестовых заданий, качестве тестов.

В педагогике различают несколько уровней знаний, познавательной деятельности. На первом уровне происходит восприятие информации, знакомство с предметом. Его признаком является опознавание объектов, явлений. На втором уровне происходит не только восприятие информации, но ее механическое отображение, признак которого - передача, пересказ полученной информации. На третьем уровне информация воспринимается, отображается, анализируется, осмысливается и на основе этого применяется. Признак третьего уровня - практическое применение полученных знаний в различных ситуациях. На четвертом уровне полученные знания не только применяются, но на их основе создаются новые. Характерный признак - творческое репродуцирование нового знания.

В соответствии с уровнями познавательной деятельности в педагогике выделяются четыре типа контрольных заданий.

К первому типу относятся задания (вопросы, задачи), способствующие усвоению информации на уровне знакомства, в т.ч. на узнавание (опознание, различие), воспроизведение отдельных фактов, данных, понятий, определений, норм, нормативов, правил.

Ко второму типу относятся задания, предполагающие усвоение и воспроизведение обучаемым информации на уровне простых мыслительных операций. Выполнение подобных заданий формирует у обучаемого навыки деятельности по образцу в стандартных, известных условиях. Содержание заданий различно, в т.ч. определение, перечисление, описание фактов, процессов и приемов деятельности, анализ и синтез, предполагающие действия сравнения и различия, упорядочения.

К третьему типу относят задания, требующие для усвоения информации относительно сложных мыслительных операций и формирующие умение действовать в нестандартной обстановке. По содержанию задания этого типа являются, в основном, проблемными и предполагают мыслительные действия на интерпретацию (объяснение смысла, значения), аргументацию, оценку.

Четвертый тип составляют проблемные задания, развивающие продуктивно-творческое мышление, в т.ч. задания по анализу сложных ситуаций, на эвристический поиск, формулировку проблемных вопросов. В таких заданиях возможны несколько в принципе правильных решений, отличающихся незначительно от эталонного (наилучшего).

Учитывая важную роль тестирования для повышения качества обучения, автор в учебном пособии попытался дать студентам возможность самостоятельно изучить и проверить качество усвоения основных положений по одной из наиболее актуальных сегодня дисциплин – «Религиоведение».

В отличие от традиционных вопросов и задач в учебном пособии для тестов разработаны специальные задания в тестовой форме. Они включены в тест на основе эмпирической проверки и называются тестовыми заданиями.

Представленные в пособии формы тестовых заданий могут быть использованы для подготовки студентов по учебной дисциплине «Религиоведение», а также для проведения промежуточных и итоговых оценок знаний.

I. ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ

Тестовые задания – это материал учебной дисциплины определенного объема, содержания и формы, предназначенный для контроля знаний.

В учебном пособии применены четыре типа тестовых заданий:

закрытые с одним или несколькими верными ответами;

открытые с пропуском одного или нескольких слов;

открытые с одним правильным ответом;

контрольно - обучающие задания.

К закрытым относятся задания с предлагаемыми вариантами ответов. При контроле обучаемый должен из предлагаемого варианта выбрать один или несколько правильных ответов. Сопоставляя в закрытом задании один подходящий вариант ответа с другим обучаемый должен думать. Вероятность угадывания одного верного ответа при двух вариантах равна 50%, при трех – 33%, при четырех – 25% и т.д. При необходимости указать не один, а три и более правильных ответов из предложенных вариантов, обучаемому без знания содержания дисциплины не обойтись.

Закрытые задания целесообразно использовать для проверки ориентированности обучаемого по дисциплине, самопроверки знаний, экспресс - оценки (промежуточного контроля) подготовленности обучаемого.

Открытыми называются задания на заполнение пропусков, на завершение фразы, предложения, на дополнение.

Открытые задания не содержат ответов. Обучаемый сам формулирует ответ и вписывает его в отведенное поле. Число пропущенных слов может быть от одного до нескольких (как правило, не более трех).

Открытые задания применяются для проверки качества знания определений, положений, фактов, высказываний и т.п.

Для повышения привлекательности обучения и заинтересованности обучаемого в учебном пособии приведены открытые задания с одним правильным ответом (кроссворды). Порядок работы с ними аналогичен порядку отгадывания обычных кроссвордов.

Контрольно-обучающие задания предназначены для проверки качества усвоения обучаемым правильных определений, формулировок. В этих заданиях подразумевается, что надо указать все верные из приведенных утверждений.

В основу технологии изучения содержания дисциплины положено повышение роли самостоятельной работы студентов над учебным материалом, стимулирование их профессионального роста, а также воспитание у обучаемых творческой активности и инициативы.

Технология работы с тестовыми заданиями предполагает изучение вначале обучаемым вопросов содержания дисциплины, раздела, темы по учебным материалам (учебники, учебные пособия и т.д.) и лишь затем переход к работе с тестами.1

Объем знаний, который должны получить обучаемый определяется программой курса, разработанной на кафедре, перечнем вопросов, подлежащих изучению, списком литературы рекомендуемой для усвоения данной учебной дисциплины.

В качестве критерия оценки знаний, приобретенных обучаемым, целесообразно использовать следующую градацию:

Если обучаемый по каждому тесту правильно ответил на 70% вопросов, то его уровень знаний оценивается на «удовлетворительно», 80% - «хорошо», 90% - «отлично».

Причем при определении правильности ответа следует учитывать только 100% соответствие ответа и вопроса, исключив, при этом, процент правильно выбранных ответов в закрытых тестовых заданиях с одним или несколькими верными ответами.

II. ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ, КОНТРОЛЬНО-ОБУЧАЮЩИЕ

ЗАДАНИЯ И КЛЮЧИ - СПРАВОЧНИКИ К ТЕСТАМ

Тема 1.

РЕЛИГИЯ КАК ПРЕДМЕТ РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ

И КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

Цель темы: усвоить сущность категории «религия», ее роль в жизни современного общества, осознать значение учебной дисциплины «Религиоведение» для современного гражданина России.

Основные понятия: Религия, религиоведение, вера, духовная жизнь общества, онтология, гносеология, теология, религиозная идея, религиозный культ, религиозная организация, церковь, секта, деноминация, харизматический культ, клерикализм, национальные религии, мировые религии, атеизм, функции религии.

Контрольные вопросы:

1. Значение религиоведения для современного человека.

2. История возникновения науки о религии.

3. Научные подходы к изучению религии.

4. Методы религиоведения.

5. Вклад различных наук в понимание религии как социального феномена.

6. Понятие религии, светский и богословский подходы.

7. Главные элементы религии, как социального института.

8. Социальные, гносеологические и психологические корни религии.

9. Религиозное сознание.

10. Особенности религиозной психологии.

11. Вера, как социально-психологический компонент религиозного сознания, ее основные элементы.

12. Религиозная деятельность, ее культовая и внекультовая форма.

13. Религиозные отношения, культовые и внекультовые.

14. Понятие религиозности населения, атеизм.

15. Традиционные и нетрадиционные религиозные организации (церковь, деноминация, секта, харизматический культ).

16. Основные функции религии в обществе.

17. Сакрализация.

18. Секуляризация.

19. Клерикализм.

20. Роль и значение религиозного фактора в жизни народов мира.

21. Развитие представлений о религии.

22. Методы изучения религии.

23. Элементы и структура религии.

24. Проблемы современного религиоведения.

25. Научные определения религии.

26. Религия как мировоззренческий феномен.

27. Роль религии в духовной жизни современного общества.

28. Структура религии.

29. Типология религии.

30. Что является изначальным элементом всякой религии?

31. Как можно классифицировать религии, существующие в современном мире?

ТЕСТЫ ДЛЯ ПРОВЕРКИ КАЧЕСТВА

УСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ТЕМЫ № 1

ЗАКРЫТЫЙ ТЕСТ

С ОДНИМ ИЛИ НЕСКОЛЬКИМИ ВЕРНЫМИ ОТВЕТАМИ

В представленных тестах выберите один или несколько верных ответов.

1. Религия как предмет изучается (перечислите):

1. Философией.

2. Теологией.

3. Научным атеизмом.

4. Историей.

5. Религиоведением.

2. Перечислите основателей христианского богословия.

1. Юстин.

2. Кальвин.

3. Тертуллиан.

4. Ориген.

5. Бруно.

3. Как систему определенных знаний христианское богословие рассматривал (укажите):

1. Гегель.

2. Августин Блаженный.

3. Герадот.

4. Фома Аквинский.

5. Платон.

4. Перечислите, что включает в себя содержание религиоведения.

1. Философия религии.

2. История религии.

3. Социология религии.

4. Психология религии.

5. Культурология религии.

5. Каков основной принцип изучения религиоведения?

1. Принцип свободы совести.

2. Принцип секуляризации.

3. Принцип сакрализации.

4. Принцип бескомпромиссности.

5. Принцип научного атеизма.

6. Кто из перечисленных ниже ученых рассматривал религию как сублимацию запретов?

1. Т. Манн.

2. Г. Гегель.

3. З. Фрейд.

4. К. Маркс.

5. Ж-Ж. Руссо.

7. Кто из перечисленных ниже ученых считал, что религия продукт общественного развития, общественных ценностей?

1. Э. Кант.

2. Э. Гильдей.

3. В. Ленин.

4. Э. Фромм.

5. Д. Истон.

8. Кто из перечисленных ниже ученых считал, что религия форма общественного сознания?

1. Г. Алмонд.

2. Ж.-Ж. Руссо.

3. Ф. Энгельс.

4. Г. Гегель.

5. З. Фрейд.

9. По мнению Г.Гегеля религия есть совокупность, состоящая из следующих взаимосвязанных элементов (перечислите):

1. Диалога духа человеческого с Абсолютным Духом, результатом чего являются религиозные представления (идеи).

2. Производимых от этих идей чувств и переживаний.

3. Культа как синтеза религиозных идей и религиозных чувств.

4. Всемогущественных начал, происходящих от Высшего разума.

5. Взаимосвязанных и одухотворенных начал, имеющих общую цель.

10. Перечислите элементы структуры религиоведения.

1. Религиозная философия.

2. Социология религии.

3. Политология религии.

4. История религии.

5. Психология религии.

6. Политика религии.

7. Богословие.

11. Кто из перечисленных ниже ученых считал, что всякая религия является не чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, – отражением, в котором земные силы принимают форму неземных?

1. К. Маркс.

2. Ф. Энгельс.

3. В. Ленин.

4. Э. Кант.

5. Э. Куссю.

12. Кто из перечисленных ниже ученых под религией понимал любую систему взглядов и действий, которой придерживается какая-то группа людей и, которая дает индивиду систему ориентации и объект поклонения?

1. Э. Фромм.

2. Д. Истон.

3. Э. Гильведей.

4. Д. Бруно.

5. И. Ньютон.

13. Перечислите состав религии, как явления.

1. Верования.

2. Бог.

3. Высший разум.

4. Церковь.

5. Норма.

14. Перечислите, какие бывают обряды.

1. Очистительные.

2. Умилостивлительные.

3. Особые.

4. Одухотворящие.

5. Божественные.

15. Перечислите элементы структуры религии.

1. Религиозное сознание.

2. Религиозная деятельность.

3. Религиозная психология.

4. Религиозное движение.

5. Религиозная организация.

16. Религиоведение как наука о религии возникла в (укажите):

1. XIX в.

2. XX в.

3. XVI в.

4. X в.

5. VIII в.

17. Кто из перечисленных ниже ученых считал, что религия есть продукт человеческого сознания, индивидуально-психологический феномен?

1. Дж. Локк.

2. Ф. Шлеймахер.

3. Ш. Монтескье.

4. Н. Макиавелли

5. И. Кант.

18. Кто из перечисленных ниже ученых считал, что религия дана людям неким объективным духовным началом?

1.Ф. Аквинский.

2. Т. Гобсс.

3. Гельвеций.

4. Герадот.

5. Конфуций.

19. Предметом изучения религиоведения является изучение возникновения и развития (перечислите):

1. Высшего разума.

2. Веры в Бога.

3. Культовых действий.

4. Религии.

5. Обрядов.

20. Философию религии следует рассматривать с нескольких сторон как (перечислите):

1. Религиозную философию.

2. Философствование о религии.

3. Политическую философию.

4. Социологию религии.

5. Теологию.

21. Субъективные феномены в религии – это (перечислите):

1. Религиозное чувство.

2. Убежденность.

3. Благочестие.

4. Набожность.

5. Вера.

22. Функция религии, заключающаяся в ее внутренней поддержке человека, для которого она выступает смыслообразующим фактором, называется (укажите):

1. Экзистенциальная.

2. Интегрирующая.

3. Мировоззренческая.

4. Воспитывающая.

5. Политическая.

23. Среди многообразия научных подходов к изучению религии в религиоведении используется три основных из них (перечислите):

1. Конфессиональный подход.

2. Политический подход.

3. Атеистический подход.

4. Феноменологический подход.

5. Психологический подход.

24. Верховная сущность, наделенная Высшим разумом, есть (укажите):

1. Бог.

2. Идол.

3. Будда.

4. Талисман.

5. Фетиш.

25. Какие из русских историков относились к церкви негативно, видя в ней силу, враждебную просвещению, жадную до денег и власти, а потому опасную для государства?

1. Татищев.

2. Радищев.

3. Щербатов.

4. Карамзин.

5. Курбатов.

26. Кто из ученых, перечисленных ниже, считал, что религия есть… «вздох угнетенной твари, сердце бессердечного мира, ... дух бездушных порядков, ... опиум для народа»?

1. Ф. Энгельс.

2. К. Маркс.

3. В. Ленин.

4. Г. Гегель.

5. Т. Манн.

27. Существуют три основные точки зрения на процесс возникновения религии (перечислите):

1. Атеистическая.

2. Религиозная.

3. Промежуточная.

4. Политическая.

5. Социологическая.

28. Структурно религия представляет собой систему, состоящую из следующих компонентов (перечислите):

1. Религиозное сознание.

2. Религиозная психология.

3. Религиозная деятельность.

4. Религиозная организация.

5. Религиозная вера.

29. Совокупность обрядовых и/или магических действий, выполняемых в соответствии с каноническими установлениями данной религии, называется (укажите):

1. Обрядом.

2. Культом.

3. Догматом.

4. Законом.

5. Магией.

30. Общественный институт, объединяющий приверженцев данной религии, называется (укажите):

1. Сектой.

2. Церковью.

3. Культом.

4. Деноминацией.

5. Организацией.

31. Практически все религии согласуются друг с другом по следующим вопросам (перечислите):

1. Человеческая жизнь не ограничена земной жизнью.

2. Человеку предоставлена возможность выбора между различными нравственными категориями.

3. Возможность принесения добра или зла есть следствие этой свободы.

4. Человек способен на определенных условиях воздействовать на высшую сущность.

5. Не обидь ближнего, почитай его как брата своего.

32. Функция религии, заключающаяся в создании определенной системы ценностей и норм, мотивирующих и регулирующих поведение людей, называется (укажите):

1. Регулятивная.

2. Интегрирующая.

3. Мобилизующая.

4. Политическая.

5. Воспитательная.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Название, год образования. Основные достижения кафедры за последние 5 лет

    Документ
    - нормативно-правовые акты Министерства образования и науки, Министерства внутренних дел Российской Федерации, университета, касающиеся научной и учебной деятельности университета и кафедры;
  2. Ж. Т. Тощенко Рекомендовано Учебно-методическим объединением университетов России по социологии и социальной антропологии в качестве учебник

    Учебник
    Учебник подготовлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (2 г.). Особое внимание уделено основному критерию, определяющему специфику данной науки, — политическому
  3. Россия между «норд-остом» и бесланом (1)

    Реферат
    Как известно, в России всегда существовали извечные русские вопросы: кто виноват? что делать? и кому на Руси жить хорошо? Последнее десятилетие сформулировало такие же извечные русские ответы с некоторой поправкой на время:
  4. Россия между «норд-остом» и бесланом (2)

    Реферат
    Как известно, в России всегда существовали извечные русские вопросы: кто виноват? что делать? и кому на Руси жить хорошо? Последнее десятилетие сформулировало такие же извечные русские ответы с некоторой поправкой на время:
  5. Отчет о результатах самообследования деятельности Курского государственного университета

    Публичный отчет
    1 сентября 1934 г. в городе Курске был открыт Педагогический институт (Постановление Совета Народных Комиссаров РСФСР от 22 июля 1934 г. № 661), затем он был переименован в Курский государственный педагогический университет (Приказ

Другие похожие документы..