Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Методические указания'
Приложение 1. Ориентировочные направления исследований в процессе выполнения дипломных работ по специальности «Математические методы в экономике» . . ...полностью>>
'Книга'
Книга доктора богословия Романа Дехтяренко "Христианская распорядительность" является первым на русском языке тщательным и глубоким Библейс...полностью>>
'Документ'
Обязанность по управлению глобальным экономическим и социальным развитием, а также устранению угроз международному миру и безопасности должна разделя...полностью>>
'Документ'
Цель дисциплины: ознакомление с существующими в нейробиологии подходами к пониманию и анализу нейрохимических процессов, лежащих в основе поведенческ...полностью>>

Главная > Программа курса

Сохрани ссылку в одной из сетей:

СТИЛИСТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АМЕРИКАНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

(1 курс, 1 и 2 семестры, факультатив)

лектор Наталья Александровна Пермякова

Программа курса лекций

Предметом курса является литературная история Соединенных Штатов Америки в её наиболее ярких проявлениях, речь пойдет о наиболее существенных моментах литературной жизни США 18 -19 и частично 20 веков.

Существует ли связь между литературой и национальной историей, особенностями национального характера? Есть ли свои законы у процесса формирования и развития литературы? Может ли страна с уникальной историей создать уникальную культуру, или же существуют некие универсальные “правила”, общие для культуры всего цивилизованного мира? Можно ли вообще говорить о “законах” и “правилах” применительно к такой области свободы самовыражения человеческого духа, как художественная литература?

Мы поговорим о жизни и творчестве таких выдающихся личностей, как Бенджамен Франклин, Вашингтон Ирвинг, Натаниэл Готорн, Эдгар Аллан По, Марк Твен, Джек Лондон, Фрэнсис Скотт Фитцджеральд, Эрнест Хемингуэй; и о том, каким образом в произведениях этих писателей отразились как авторская индивидуальность, так и дух нации и времени; рассмотрим такие понятия, как литературное направление, творческий метод и стиль художественного произведения; попробуем применить эти знания на практике при анализе конкретных художественных текстов.

Кур включает в себя как лекционные, так и практические (семинарские) занятия и читается на английском языке.

Язык вообще и язык художественного произведения в частности - не просто инструмент общения, передачи идей. Сама структура языка соотносима с принципами человеческого мышления и структурой человеческого мира. Произведение литературы  это, с одной стороны, некое порождение авторского “я”, идея о мире, воплощенная в образы и оформленная сюжетом. С другой стороны, всякое произведение человеческой мысли и духа  это отклик на требование времени. Литература (и шире - культура) не есть “вещь в себе”, она встроена в процесс человеческой деятельности по преобразованию реальности. Разные исторические и культурные ситуации требуют от литературы выполнения тех или иных задач, и язык предоставляет автору художественного произведения возможность использовать разные “инструменты” эстетической интерпретации (толкования) и воспроизведения реальности. Таким образом становится возможным говорить о стиле художественного произведения как о некой “пограничной” категории, результате “материализации” творческого метода. Под стилем мы здесь понимаем общий тон и колорит художественного произведения  зримое и ощутимое единство всех главных моментов художественной формы как воплощение принципа мироотношения художника. Все это в завершительной фазе творческого процесса как бы выступает “на поверхности” произведения и доступно анализу.

На практических занятиях мы будем читать и переводить оригинальные тексты на английском языке: новеллы, рассказы и стихотворения  и анализировать текст с точки зрения его стилистической специфики, делать выводы относительно принадлежности рассматриваемого произведения к той или иной тенденции развития культуры и литературы; литературному направлению или школе; рассмотрим проблему индивидуального авторского стиля и авторской концепции реальности.

Необходимый уровень знания английского языка  понимание устной речи и неадаптированных текстов.

Зачет по спецкурсу возможен в форме докладов (самостоятельный анализ текста).

СТИЛИСТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АМЕРИКАНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Программа семинарских занятий

лектор Наталья Александровна Пермякова

(1 и 2 семестры)

  1. Культура и история. Литература в контексте культуры. Художественная литература.

  2. Первые поселения европейцев в Америке. Миф о “Новом Свете”. Европейский фон и колониальная культура.

  3. Основание Вирджинии. Капитан Джон Смит и литература “promotion”. Истоки приключенческой литературы (“The General History of Virginia”).

  4. Основание колоний Новой Англии. Пуритане Новой Англии: доктрина, главные деятели, литература, стиль. Поэты Новой Англии (Анн Брэдфорд, Эдвард Тэйлор). “Охота на ведьм”.

  5. Коттон Мэзер и “Чудеса незримого мира”.

  6. Центральные колонии. Особенности культурной жизни в Центральных колониях. Квакеры и их духовная литература. Стиль “абсолютной простоты”.

  7. Бенджамин Франклин. “Автобиография”. Альманах “Бедного Ричарда”. “Американская мечта”.

  8. Война за Независимость и Американская революция. “Декларация независимости” Томаса Джефферсона. Образование США.

  9. Рождение беллетристики. Вашингтон Ирвинг.

  10. Эдгар Аллан По. Рождение “short story” в литературе США.

  11. Американский романтизм: Н. Готорн. Г. Мелвилл, Дж. Ф. Купер.

  12. Трансцендентализм: Р. У. Эмерсон (“Доверие к себе”), Г. Д. Торо (“Жизнь без принципа”, “Уолден”), У. Уитмен (“Листья травы”).

  13. Реализм в американской литературе 19 века. Марк Твен.

  14. Неоромантизм. Джек Лондон.

  15. Крах “американской мечты” в творчестве Ф. С. Фитцджеральда.

  16. Э. Хэмингуэй и его стилистические открытия.

  17.  темы, которые не были пройдены в этом году.

Задания

1. Вирджинская кампания. Цели и результаты. Задачи и стиль литературы “promotional” (Джон Смит. “Описание Новой Англии”).

2. Джон Смит. Биография. Истоки приключенческой литературы в “Общей истории Вирджинии”.

3. Главные положения пуританской доктрины. Коттон Мэзер и его деяния. Пуританская поэзия.

4. Особенности культурной жизни Центральных колоний. Квакеры: их учение, стиль жизни, литература.

5. Бенджамин Франклин. “Автобиография”  пособие для “self - made man”.

6. Бенджамин Франклин. “Альманах Бедного Ричарда”: идеи и стиль.

7. “Декларация независимости” и “естественное право”.

8. Вашингтон Ирвинг. Его роль в становлении американской литературы. Рип Ван Винкль  герой американской литературы.

9. Вашингтон Ирвинг. “Рип Ван Винкль”: сюжет, герои, стиль.

10. Эдгар Аллан По. Биография. Значение его личности и творчества для американской и европейской литературы.

11. Эдгар Аллан По. Основные мотивы его поэзии. “Ворон”.

12. Эдгар Аллан По. Детективные рассказы.

13. Эдгар Аллан По. “Stories of terror”.

14. Натаниэл Готорн. Идеи и стиль его прозы. “Молодой Браун”.

15. Американский трансцендентализм: главные представители и их философия “доверия к себе”.

Литература

  1. American Literary Criticism. Moscow, 1981.

  2. An Early American Reader. USIA, Washington, 1992.

  3. Брукс Ван Вик. Писатель и американская жизнь. Т.1, 2. М., 1967.

  4. Литературная история США. Т. 1, 2, 3. М., 1977, 1978, 1979.

  5. Писатели США о литературе. Т. 1, 2. М., 1972.

  6. An Anthology of American Literature XIX. Москва, 1983.

  7. Хрестоматия американской литературы. Спб., 1997.

Annotation

Terms 1,2

The course Stylistic Aspects of American Literature is devoted to the 17th-18th-century American literature of the colonial period and the 19th-century literature of the United States of America. The program includes both theoretical and practical classes and is lectured in English. The course is designed to make the students acquainted with the main outlines of American literature and culture. The students will see the inner logics of American cultural development; the links between literature and national history, the patterns of national character. The questions how literature appears and develops; how the work of literature reflects both the author’s individual ideas and the national spirit during a certain historical period are also the points of interest. We will deal with such problems as literary DIRECTION, creative METHOD, STYLE of literature, and will try to put this knowledge into practice while analyzing certain texts of American literature.

During the seminars we will read, translate, and analyze authentic texts in English. The task of the students is both to identify the text as an illustration of a certain historical period and to offer the individual variant of its interpretation.

STYLISTIC ASPECTS OF AMERICAN LITERATURE

Natalia Alexandrovna Permyakova

Term 1

Early American Literature (17th - 18th cent)

  1. Search for American Character. Culture and History. Persistent patterns of culture. Literature and Culture. The belles-lettres.

  2. Europe discovers America. Emigration and first settlements. America as a Great Opportunity. European background and colonial culture.

  3. The Virginians. The earliest New World descriptions by the British colonists. Promotional literature.

  4. Captain John Smith and the beginning of the adventure literature (The General History of Virginia).

  5. New England Plantation. The Puritans: doctrine, the greatest Puritans, their literature and their life style. Puritan poetry. Witchcraft trials. Wonders of the Invisible World by Cotton Mather.

  6. Life and culture of the Middle Colonies. Quakerism and its spiritual literature.

  7. Benjamin Franklin and the Great American Dream. The Autobiography. Poor Richard’s Almanac.

  8. The American Revolution. The Declaration of Independence by Thomas Jefferson. Making of the USA.

19th-century American Literature

  1. Appearance of the belles-lettres. Washington Irving: short stories and fairy tales.

  2. Edgar Allan Poe. Significance of his works for the world literature. Short story and American literature.

  3. “Tales of sensation” (psychological thrillers) and “tales of ratiocination” (detective stories) by E. A. Poe.

  4. Edgar Allan Poe. Poetry. The Raven and other poems.

Term 2

  1. The Frontier Phenomenon in American history and culture. Folklore of the Frontiersmen. American ways of talking. American English.

  2. James Fenimore Cooper and his Wild West Expansion novels.

  3. Transcendentalism: theory and practice. Ralph Waldo Emerson (Self-Reliance), Henry David Thoreau (Walden; Life Without Principle; On Civil Disobedience).

  4. Late American Romanticism. Nathaniel Hawthorne. The Scarlet Letter. Short stories and fairy tales. Herman Melville. Moby-Dick.

  5. The Civil War and American society. The end of the romantic vision of life. Ambrose Bierce: short story. The Devil’s Dictionary.

  6. American short story: 19th-century developments. Bret Harte, Stephen Crane, and the others.

  7. Realism in American literature. Mark Twain. Short story. Life on Mississippi and other works.

  8. American society and culture in the Industrial Age. Gospel of Wealth (Seven Commandments for Success in American Business by P. T. Barnum; Wealth by A. Carnegie).

  9. American literature of the late 19th century. Naturalism.

  10. O. Henry - life and writings.

  11. The beginning of the 20th century. “New romanticism” by Jack London: the new age, the new hero. Short stories. Martin Eden and other novels.

Weekly seminar schedule:

Term 1

Early American Literature (17th - 18th cent)

  1. Literature by the New World Pioneers. Sources of the adventure literature. The Indian Princess Pocahontas story in The General History of Virginia by John Smith: the legend or the truth?

  2. The subject, the style and the purposes of the promotional literature. A Description of New England by John Smith.

  3. Puritan literature: the purpose and the style (Housewifery by Edward Taylor). Wonders of the Invisible World by Cotton Mather and modern mystic thrillers.

  4. Poor Richard’s Almanac by Benjamin Franklin: the purpose, the subject, the style.

  5. The Declaration of Independence by Thomas Jefferson. The Natural Right Theory and American Democracy.

19th-century American literature

  1. Rip Van Winkle by Washington Irving: the subject, the characters, the style. Rip Van Winkle as a Post Revolutionary American hero.

  2. Edgar Allan Poe. The Fall of the House of Usher as a classical “story of terror”. The Black Cat, Ligeia. The subject, the hero, the style.

  3. Edgar Allan Poe. The Purloined Letter as a classical detective story. The idea, the characters, the genre structure.

  4. Edgar Allan Poe. His poetry. The Raven, To Helen, Annabel Lee, To Science.

Term 2

  1. The Westward Expansion and the American Mission. The Manifest Destiny Doctrine. The Significance of the Frontier in American History by F. J. Turner.

  2. American ways of talking. American English.

  3. J. F. Cooper. The Last of the Mohicans, The Prairie – the ideas, the characters. Natty Bumppo as a positive hero. American romanticism.

  4. Nathaniel Hawthorne. Young Goodman Brown – the subject, the hero, the style. The Puritan traditions in Hawthorne’s texts. The Scarlet Letter: the idea, the plot, the characters, the symbols. The concept of “sin” by Puritans and by Hawthorne.

  5. Life Without Principle based on Self-Reliance: theory and practice of Transcendentalism.

  6. The 19th-century American short story. Bret Harte. Ambrose Bierce. Stephen Crane (analysis of any short story according to the students’ choice).

  7. Mark Twain. Life on the Mississippi. Characteristic traits of his prose. Analysis of any extract or short story.

  8. O. Henry. Characteristic traits of the prose. The characters and the circumstances. Analysis of any short story.

  9. Jack London. “New romanticist” - what does it mean? London’s characters: a hero or a Hero? Analysis of any short story.

Final test questions

Term 1

  1. The settlement of Virginia: the objects and the results. Promotional literature: the purpose and the style (Captain John Smith, A Description of New England).

  2. Captain John Smith: his life and activity. The General History of Virginia.

  3. The main ideas of Puritanism. Cotton Mather and his activity. Puritan poetry.

  4. The Middle Colonies: culture and life style. Quakerism.

  5. The Autobiography of Benjamin Franklin: a self made man model.

  6. Poor Richard Almanac by Benjamin Franklin: the purpose and the style.

  7. The Declaration of Independence and the Natural Right Theory.

  8. Washington Irving and his role in American belletristic literature. Rip Van Winkle as an American hero.

  9. Rip Van Winkle by Washington Irving: the plot, the characters, the style.

  10. The biography of Edgar Allan Poe. The significance of his person and writings in American and European literature.

  11. Edgar Allan Poe. The Raven and other poems.

  12. Edgar Allan Poe. Stories of terror.

  13. Edgar Allan Poe. Detective stories

Term 2

  1. Significance of the frontier in American history and culture. Westward Expansion literature.

  2. A Frontiersman. Frontier folklore. Frontier vernacular.

  3. J. F. Cooper and his Leatherstocking novels. The ideas, the hero.

  4. American romanticism: the basic ideas.

  5. American Transcendentalism: the main theorists and their philosophy of self-reliance.

  6. Nathaniel Hawthorne. Ideas, heroes, and style of his prose.

  7. The Civil War in American culture. Ambrose Bierce.

  8. Short story in American literature. Bret Harte.

  9. Mark Twain: life and writings. His role in American literature.

  10. American industrial society and culture. Naturalism.

  11. O. Henry.

  12. Jack London and “new romanticism”.

The students can get the final mark without passing the final test if they do an individual presentation during the term (the individual analysis and interpretation of an authentic text).

Reading List:

  1. American Literary Criticism. Moscow, Progress Publishers, 1981.

  2. An Anthology of American Literature XIX. 1983.

  3. An Early American Reader (edited by J. A. Leo Lemay). USIA, Washington, 1992.

  4. A Nineteenth-Century American Reader (edited by M. Thomas Inge). USIA, Washington, 1991.

  5. A Short History of the American Nation (by John A. Garraty). Harper Collins Colledge Publishers, 1993.

  6. Making Amerca: the Society and Culture of the United States (edited by Luther S. Luedtke). USIA, Washington, 1992

  7. The Americans: the Colonial Experience (by Daniel J. Boorstin). Vintage Books, New York, 1958.

  8. The Americans: the National Experience (by Daniel J. Boorstin). Vintage Books, New York, 1965.

  9. The Americans: the Democratic Experience (by Daniel J. Boorstin). Vintage Books, New York, 1974.

  10. Литературная история США. Тт. 1, 2, 3. М., 1977-1979.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа совещания руководителей образовательных учреждений г. Перми

    Программа
    Круглый стол для руководителей и заместителей руководителей дошкольных образовательных учреждений «Организация процесса внедрения федеральных государственных требований к структуре основной образовательной программы дошкольного образования
  2. Программа XI всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов в г. Нерюнгри, посвященной 75-летию Высшего образования в Якутии и 35-летию города Нерюнгри

    Программа
    Безух Александр Николаевич, студент ГОУ ВПО «Дальневосточный университет путей сообщения» (ДВГУПС), г. Хабаровск, группа 435 (3 курс). Научные руководители: Колтун Полина Александровна, старший преподаватель кафедры «Железнодорожный путь.
  3. Программа учебного курса «история англо-американской литературы»

    Программа
    Программа представляет собой описание курса «История англо-американской литературы», а также характеристики отдельных разделов курса. Курс «История англо-американской литературы» адресован студентам 1-го курса факультета иностранных
  4. Ковалева Ольга Ивановна Телефон (8-382-3)77-31-97 e-mail проект программы форума 5 апреля 2011 (вторник) программа

    Программа
    Открытие семинара для руководителей исследований, проектов, творческих работ в рамках Молодежного форума: «Инновационные практики сопровождения образовательной инициативы школьников в урочном и внеурочном пространстве»
  5. Л. Н. Пермякова департамент образования города москвы северное окружное управление образования государственное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №651 основная образовательная программа

    Основная образовательная программа
    4.4. Обеспечение преемственности программы формирования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному и основному общему образованию 236

Другие похожие документы..