Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Посещение пивоваренного завода, знакомство с современными пивоваренными технологиями во время экскурсии на производство завода в п.Боброво, дегустация...полностью>>
'Конспект'
Содержит курс лекций для изучения дисциплины Технология упаковочного производства ; сведения об основных функциях упаковки и их взаимосвязи с компле...полностью>>
'Документ'
Когда мы произносим имя — Михаил Юрьевич Лермонтов, к глубокому восхищению, которое всегда вызывает его поэзия, примешиваются чувство горечи и сожале...полностью>>
'Доклад'
ПРОГРАММА, ПРОЕКТ, МОДЕЛЬ, РЕЗУЛЬТАТЫ, УПРАВЛЕНИЕ, ПРОБЛЕМА, СТРАТЕГИЯ, ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА, ГОСУДАРСТВЕННОЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО, ЦЕЛЬ, ЗАДАЧА, МЕРОПРИЯТИЕ, СИС...полностью>>

Главная > Автореферат

Сохрани ссылку в одной из сетей:

На правах рукописи

КАЛИНИНА ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА

КОМПЛЕКСНАЯ методика оценки

налогового потенциала региона

Специальность 08.00.10 – Финансы, денежное обращение и кредит

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук

Иваново – 2006

Работа выполнена в ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный политехнический университет»

НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:

доктор экономических наук,

доцент Окороков Роман Васильевич

ОФИЦИАЛЬНЫЕ ОППОНЕНТЫ:

доктор экономических наук,

профессор Леонтьев Владимир Евгеньевич

кандидат экономических наук,

……………. Гайдукова Оксана Александровна

ВЕДУЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ: ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет»

Защита состоится «_23_» __декабря__ 2006 г. в _12_ часов на заседании диссертационного совета Д.212.063.04 в ГОУ ВПО «Ивановский государственный химико-технологический университет» по адресу: 153000, г.Иваново, пр. Ф.Энгельса, д.7 (главный корпус, ауд. Г101).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Ивановский государственный химико-технологический университет» по адресу: 153000, г.Иваново, пр. Ф.Энгельса, д.7.

Автореферат разослан «___» _____________ 2006 года.

Ученый секретарь

диссертационного совета С.Е. Дубова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. В настоящее время государственные органы власти большое внимание уделяют реформированию и совершенствованию бюджетно-налоговой политики государства, в частности вопросам увеличения уровня собираемости налоговых поступлений в бюджеты различного уровня, обеспечения сбалансированности и самостоятельности бюджетов, а также совершенствованию межбюджетных отношений между центром и регионами. Вместе с тем актуальным является необходимость оказания некоторым регионам страны целевой государственной финансовой поддержки. Для того чтобы решить эти задачи, федеральным и региональным органам власти необходимо предоставить максимально достоверные данные о социально-экономической ситуации в регионах, в частности, информацию о прогнозируемой величине налоговых поступлений в доходные части бюджетов регионов.

Количественно бюджетные налоговые доходы выражаются при помощи показателя налогового потенциала территории. Для оценки данного показателя в большинстве стран с рыночной экономикой применяются специальные методики, позволяющие рассчитывать налоговые поступления, аккумулируемые в бюджеты различных уровней в прогнозируемом периоде.

Необходимо отметить, что в Российской Федерации не существует единой утвержденной методики оценки величины налоговых поступлений. На настоящий момент насчитывается примерно семь различных методов, рассчитывающих данный показатель. При этом региональные органы власти прогнозируют налоговый потенциал по тем методикам, которые они считают наиболее приемлемыми в зависимости от региональных особенностей и уровня обеспеченности информационными и технологическими ресурсами.

В связи с этим актуальным является задача разработки комплексной методики оценки налоговых поступлений для всех регионов, которая могла бы объективно отражать их реальные налоговые возможности.

Цель и задачи исследования. Цель исследования заключается в разработке комплексной методики оценки налогового потенциала региона для распределения налоговых поступлений и дальнейшего эффективного использования.

Достижение поставленной цели определяет необходимость решения следующих основных задач:

  • уточнить содержательную сущность понятия налогового потенциала региона на основе ресурсных параметров региона;

  • предложить классификацию факторов, влияющих на формирование налогового потенциала региона;

  • определить место и функциональные границы налогового потенциала в системе региональных финансовых отношений;

  • предложить классификацию параметров, определяющих величину налогового потенциала;

  • систематизировать основные методы оценки налогового потенциала;

  • разработать комплексную методику оценки налогового потенциала, позволяющую определять его реальную величину в зависимости от конкретных условий регионов.

Объектом исследования является налоговый потенциал региона.

Предметом исследования выступа­ют региональные финансовые отношения между хозяйствующими субъектами и государственными финансовыми органами.

Теоретико-методологическая основа исследования. Теоретическая база исследования основана на положениях экономической теории, научных трудах отечественных и зарубежных ученых по проблемам налоговой политики, бюджетного устройства и вопросам региональной экономики. В качестве методологической базы исследования применялись методы экономического анализа, стратегического планирования и прогнозирования, а также методы математической статистики. В работе были использованы научные труды отечественных и зарубежных авторов, периодическая литература, данные Госкомстата РФ, а также нормативные документы и ресурсы информационной сети Интернет.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

  1. Уточнена содержательная сущность понятия «налоговый потенциал региона».

  2. Предложена классификация факторов, влияющих на формирование налогового потенциала региона.

  3. Определены функциональные границы и место налогового потенциала в системе региональных финансовых отношений.

  4. Классифицированы основные параметры, определяющие величину налогового потенциала.

  5. Проведена систематизация различных методов оценки налогового потенциала.

  6. Предложена комплексная методика оценки налогового потенциала региона, позволяющая определять его реальную величину в зависимости от конкретных условий регионов.

Научная значимость исследования заключается в том, что представленные в диссертации научные положения и выводы развивают теории налогообложения, государственных и региональных финансов в рамках вопросов, касающихся определения величины налоговых поступлений в бюджет территории (региона).

Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что теоретические выводы и предложенная методика оценки налогового потенциала региона могут быть использованы региональными органами власти для более точного определения величины налогового потенциала в процессе регионального бюджетного планирования в целях обеспечения роста налоговых поступлений и уровня собираемости налогов в бюджет.

Достоверность и обоснованность научных положений, выводов и рекомендаций подтверждается систематизацией и анализом значительного числа научных публикаций, использованием аналитических материалов и государственной статистической отчетности, а также применением методов математической статистики.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты исследования на различных этапах представлялись в научных докладах и получили положительную оценку на региональных и международных вузовских научно-практических конференциях.

Публикации. По теме диссертации опубликовано одиннадцать научных работ общим объемом 3,6 п.л.

Структура и объем исследования. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав основного текста, заключения, списка литературы и приложений. Основное содержание диссертации изложено на 216 страницах машинописного текста, она содержит 5 таблиц, 9 рисунков и схем, включает 8 приложений. Список литературы насчитывает 169 наименований.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы диссертации, формулируются цель и задачи исследования, определяются предмет и объект исследования, раскрываются научная новизна работы и ее практическая значимость.

В первой главе «Основы функционирования бюджетно-налоговой системы Российской Федерации» приводится характеристика бюджетной и налоговой систем как составных частей финансовой системы Российской Федерации. При рассмотрении бюджетной системы определяется ее структура (федеральный, региональный и местные бюджеты), особенности формирования доходов и расходов различных уровней, а также особенности функционирования региональной бюджетно-налоговой системы Российской Федерации. В рамках данного вопроса рассматривается понятие регионального налогообложения, выделяются его отличительные признаки и характеристики, определяются функциональные границы, структура регионального налогообложения и теоретические основы формирования и регулирования регионального бюджета в современных условиях.

При рассмотрении налоговой системы определяются понятия налога, налоговой системы, ее основные принципы и элементы налога.

Отдельное внимание уделяется раскрытию понятия и сущности региона как предмета исследования. В результате проведенного анализа делается вывод, что в современных научных публикациях вкладывается различный смысл в данное понятие. Одни авторы употребляют его как синоним термина «район», другие под регионом понимают союзную республику, третьи при определении региона исходят из структуры бюджетной системы Российской Федерации. В целом, принято считать, что регион представляет собой часть территории РФ, обладающей общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий.

Согласно Бюджетному кодексу РФ понятие региона следует отождествлять с понятием субъекта Российской Федерации, определяемое как государственно-правовое образование РФ и включающее в себя ряд основополагающих признаков, таких как наличие территориального единства, однородности природно-климатических условий; исторически сложившееся единство воспроизводства экономических благ; общность социально-культурных, демографических, этнических и иных условий жизни людей; наличие административно-политической общности, единых институтов власти.

Отметим, что каждый регион уникален по своему геополитическому положению, историческим, социально-политическим и национальным особенностям, стартовым уровням социально-экономического развития, степени обеспеченности трудовыми ресурсами и роли в исторически сложившемся территориальном разделении труда.

В данной главе также рассматриваются особенности межбюджетных отношений в Российской Федерации. При этом определяется понятие межбюджетных отношений, раскрывается сущность данного понятия, принципы и особенности их формирования, проводится деление межбюджетных отношений на две группы: «центр – регионы» и «регионы – муниципальные образования», при этом дается общая характеристика межбюджетных отношений в системе «центр – регионы». Рассматриваются механизмы межбюджетного вертикального и горизонтального выравнивания (регулирования).

Отдельное внимание в работе уделяется концепции бюджетного федерализма как основы межбюджетных отношений, в частности такому важному направлению данной программы, как оказание финансовой помощи нуждающимся регионам. В рамках данного вопроса рассматриваются особенности функционирования фондов финансовой поддержки регионов. Также выявляются основные недостатки межбюджетных отношений и основные цели, задачи и пути их совершенствования, что определяет необходимость более детального определения экономической сущности налогового потенциала и разработки методических основ его оценки.

Во второй главе «Экономическая сущность налогового потенциала и методические основы его оценки» определяются место и роль налогового потенциала в системе финансовых отношений, выявляется сущность и уточняется понятие налогового потенциала региона, предлагается классификация основных параметров, определяющих величину налогового потенциала, а также классификация факторов, влияющих на формирование налогового потенциала региона. Отдельное внимание в работе уделяется понятию налоговой базы как основы для оценки налогового потенциала, выявляются факторы, влияющие на ее формирование, предлагаются подходы к формированию налоговой базы региона. В работе рассматривается и понятие налогового бремени, производится анализ данного понятия, определяется его региональная и отраслевая структура, а также зависимость объема налоговых поступлений от величины налоговой ставки, устанавливаемой государством (кривая Лаффера).

На основании вышеизложенного отмечается, что важным аспектом исследования является изучение экономической сущности налогового потенциала региона (НПР), под которой понимается такой характер региональных финансовых отношений между хозяйствующими субъектами и финансовыми органами, который позволяет определить рациональную величину регионального налогового потенциала.

Что касается понимания самого термина налогового потенциала, то до сих пор не существует общепризнанного подхода к его определению.

В мировой практике под налоговым потенциалом (НП) в целом понимается способность базы налогообложения, находящейся в пределах определенной территории, приносить доход в виде налоговых поступлений. В российской экономической теории под налоговым потенциалом понимается способность национального хозяйства произвести и мобилизовать в бюджет всех уровней долю национального дохода, определяемую потребностями общественного развития и возможностями государственных налоговых институтов.

Рис. 1. Функциональные границы и место налогового потенциала

в системе финансовых отношений региона

Проведенный анализ работ отечественных и зарубежных специалистов позволил выявить два основных подхода к определению НПР:

1. Первый подход трактует НПР как максимально возможную сумму налоговых поступлений, рассчитанных из налогооблагаемых баз, собранную на определенной территории за определенный период времени в рамках действующего законодательства.

2. Второй подход рассматривает НПР в качестве потенциально возможной суммы налоговых поступлений, рассчитанной по налогооблагаемой базе с учетом действующих налоговых ставок.

По-нашему мнению, при определении НПР следует придерживаться первого подхода, опираясь на особенности функционирования и развития каждого конкретного региона, а также учитывая его реальные налоговые возможности.

Таким образом, была получена уточненная формулировка данного термина: под налоговым потенциалом региона нами понимается максимально возможный объем налоговых поступлений, собранных на территории региона за определенный период времени в рамках действующего законодательства при оптимальном использовании финансовых, природных, производственных и демографических ресурсов региона, а также с учетом проводимой региональной налоговой политики.

Обобщив приведенные подходы к определению НП можно сделать вывод о том, что данное понятие необходимо рассматривать с разных точек зрения:

    • с точки зрения компетенции разных уровней власти (федеральной, региональной и местной) в определении налоговой базы, а следовательно и налогового потенциала;

    • с точки зрения фактического поступления налоговых платежей в разные уровни бюджетов: НПР можно рассматривать как сумму налоговых потен­циалов федерального и регионального бюджетов, т.е. НПР = НПФб+НПРб;

    • с точки зрения совокупного потенциала региона по формированию и использованию налогов для его социально-экономического развития.

Рис. 2. Классификация параметров, определяющих величину налогового потенциала

В результате проведенного исследования были определены функциональные границы и место налогового потенциала в системе региональных финансовых отношений.

Действительно, между региональной экономикой, финансовыми и налоговыми институтами имеет место определенная детерминированная зависимость. Именно наличие устойчивых связей между различными видами потенциалов определяет устойчивость экономических процессов, протекающих в регионе.

Факторы формирования величины налогового потенциала региона


Управленческий

Налоговый (организационный)

Региональный законодательный

Трудовой

(демографический)

Экономический

Экологический

Социально-политический

Инновационный

Психологический

(налоговая культура)

Региональная

налоговая

политика

Региональное

налоговое

планирование и прогнози-рование


ВНЕШНИЕ

ВНУТРЕННИЕ


Природно-климатический



Политический



Ресурсно-сырьевой


Финансовый


Федеральный законодательный


Инфраструктурный


Инфляционный


Производственный


Методический

Инвестиционный


Нормативный


Наличие “теневого сектора”

Рис. 3. Классификация факторов формирования величины налогового потенциала региона


Для более глубокого раскрытия сущности и назначения налогового потенциала целесообразно рассматривать параметры его оценки. На основе проведенного анализа была предложена классификация параметров, определяющих величину налогового потенциала, представленная на рис. 2.

Управление величиной налогового потенциала региона обеспечивается посредством воздействия на факторы его формирования. Использование данных факторов, в свою очередь, упрощает методику оценки налогового потенциала региона, так как позволяет рассматривать данный показатель в более узких аспектах и производить его оценку по отдельным составляющим.

На основе проведенного анализа в работе предложена классификация факторов, влияющих на формирование величины налогового потенциала региона, представленная на рис. 3.

В соответствии с полученной классификацией данные факторы условно можно разделить на две группы: внешние и внутренние. К внешним следует относить факторы, которые оказывают влияние на региональный налоговый потенциал через федеральные механизмы воздействия или включают в себя определенные исходные условия развития того или иного региона. Их особенность состоит в том, что региональные органы власти не могут значительным образом повлиять на изменение этих факторов.

Под внутренними понимаются такие факторы, которые подвержены влиянию региональных и муниципальных органов власти, чьи усилия должны быть направлены на преимущественное использование таких факторов. Они играют определяющую роль в формировании налогового потенциала региона.

В третьей главе «Комплексная методика оценки налогового потенциала региона» проводится анализ существующих методов оценки налогового потенциала, выявляются их основные особенности, преимущества и недостатки. Дается характеристика социально-экономической ситуации конкретного региона − Ленинградской области, на примере которого проводилась оценка налогового потенциала. Предлагается авторская методика оценки налогового потенциала региона с учетом различия структуры населения и уровня миграции в регионе. Выявляются основные направления повышения уровня собираемости налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.

На основе анализа работ российских и зарубежных ученых систематизированы методы оценки налогового потенциала, представленные на рис. 4.

При этом методы оценки условно предлагается разделить на две основные группы:

  1. первая группа: методы, базирующиеся на фактических показателях;

  2. вторая группа: методы, базирующиеся на макроэкономических показателях.

Определены основные преимущества и недостатки методов оценки, входящих в данные группы.

На основе созданной систематизации и выявления преимуществ и недостатков методов оценки произведен сравнительный анализ двух групп по различным признакам, результаты которого представлены в табл. 1.

Основные методы оценки налогового потенциала




Скачать документ

Похожие документы:

  1. Принципы и методы социально ориентированного развития налоговой политики российской федерации

    Автореферат
    (Ивановский филиал ФГБОУ ВПО «Российский государственный торгово-экономический университет», заведующая кафедрой финансов, кредита и мировой экономики)
  2. Формирование и использование налогового потенциала в регионе

    Документ
    Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном общеобразовательном учреждении высшего профессионального образования «Мордовский государственный университет» им.
  3. Методика оценки налоговой нагрузки предприятий малого бизнеса в границах «налогового коридора»

    Диссертация
    Защита состоится «13» декабря 2008 года в часов на заседании диссертационного совета Д212.063.04 при ГОУ ВПО «Ивановский государственный химико-технологический университет» по адресу: 153 , г.
  4. Методология и аналитическое обеспечение управления налоговым потенциалом региона

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 22 октября 2008 года в 1300 час. на заседании диссертационного совета Д 212.241.03 при Саратовском государственном социально-экономическом университете по адресу:
  5. Развитие налогового потенциала в системе государственной региональной политики 08. 00. 05 Экономика и управление народным хозяйством (Региональная экономика)

    Автореферат диссертации
    Защита состоится «3» марта 2007 года в 14-00 час. на заседании диссертационного совета Д 212.029.01 при ГОУ ВПО «Волгоградский государственный университет» по адресу: 4 62, г.

Другие похожие документы..