Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Методика факторного анализа, предлагаемая для согласования результатов оценки бизнеса, отличается от традиционных, поскольку позволяет исключить элеме...полностью>>
'Документ'
Постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 18 декабря 2006 г. № 86 (зарегистрировано в Национальном реестре - № 8/15584 от 27.12.2006 ...полностью>>
'Курсовой проект'
Предметом данного курсового проекта является организационное проектирование частной хлебопекарни с использованием новых технических и управленческих м...полностью>>
'Урок'
- На улице холодно, наступила настоящая зима. Чтобы нам было комфортно и уютно давайте поприветствуем наших гостей и подарим друг другу и нашим гостям...полностью>>

Главная > Лекции

Сохрани ссылку в одной из сетей:

«Теория и практика массовой информации»

Раздел II «СМИ в системе массовой коммуникации»

Студент посещает лекции и практические занятия, выполняет домашние задания согласно Программе самостоятельной работы (см. ниже). Желательно все задания выполнять на примере СМИ, которое студент будет анализировать, выполняя курсовую работу.

Изучение второго раздела завершается экзаменом. Экзаменационный билет состоит из двух вопросов. Первый вопрос – теоретический, второй вопрос – практический. В домашних условиях студент выполняет задание 6. Для студентов–заочников задание 5 является контрольной работой.

Все работы представляются преподавателю в печатном виде с одним титульным листом. Контрольная работа заочников сдается в дирекцию и обязательно регистрируется.

При выполнении заданий студенту помогут методические материалы, представленные ниже.

Тема 7. Функции журналистики в современную эпоху

Современная журналистика: политический и социально-психологический аспект. Изменение информационной функции, вызванное появлением телевидения и Интернета. Уменьшение роли публицистики и сокращение аналитических материалов в печатных СМИ. Сокращение государственных и увеличение частных СМИ. Тенденция на развлекательность в электронных СМИ. Качественная, массовая и «желтая» пресса в России и за рубежом. Усиление роли справочной информации. Изменение функций корпоративных СМИ.

Виртуальная жизнь (реалити-шоу, театрализованная журналистика). Сочетание возможностей разных каналов коммуникации.

Общая характеристика функций журналистики. Специфика функций печатных и электронных СМИ. Журналистика как фактор социального управления и контроля. Журналистика как составная часть гражданского общества. Журналистика как политический инструмент. Журналистика и общественное мнение. Плюрализм как необходимое условие массовой информации.

Возможности информационного воздействия СМИ. Механизмы манипуляции сознанием. Информационные и психологические войны.

Функции печатных СМИ: информационная; социально-ориентированная (идеологическая); познавательно-просветительная (культуроформирующая); гедонистическая (рекреативная); непосредственно-организаторская. Изменение функций СМИ в исторической перспективе.

Функции радиожурналистики:

I. Информационные: собственно информационная; рекламная.

II. Обеспечивающие социальное управление обществом: интегративная; выражения и формирования общественного мнения; общения; воспитательная; агитационно-пропагандистская; организаторская.

III. Культурно-просветительские: эстетическая; просветительская; развлечения – рекреативная.

Функции телевидения: информационная; культурно-просветительская; интегративная; социально-педагогическая; организаторская; образовательная; рекреативная.

Функции Интернета: хранилище информации; образовательная функция; функция коммуникации; механизм для связи власти и общества; функция справочная; площадка для бизнеса; место для самовыражения всех и каждого.

Тема 8. Власть и общество. Государственная политика Российской Федерации в информационной сфере. Свобода слова и социальная ответственность журналистики

Средства массовой информации и власть: история вопроса. СМИ в информационном взаимодействии власти и общества. Типы общественного статуса массовой информации: авторитарный (инструмент государственной политики), либертарианский (частная собственность на СМИ в условиях свободной конкуренции идей и личностных интересов), социально-ответственный (основан на общественном мнении и профессиональной этике журналистов), советская концепция массовой информации (Ф.С.Сиберт, У.Шрамм и Т.Питерсон).

Понятие о цензуре. История цензуры в России. Партийное руководство в области СМИ в СССР. Правовые гарантии конституционного запрета цензуры.

Право на информацию и свобода слова. Гуманистическая позиция демократической прессы. Толерантность – ценностно-нормативное ядро информационного порядка. Правовые гарантии свободы слова и печати. Условия экономической и политической независимости средств массовой информации. Ответственность за злоупотребление свободой слова.

Система органов, осуществляющих государственное регулирование в сфере массовой коммуникации. Механизмы государственного регулирования в сфере массовой коммуникации. Полномочия государственных органов. Российское законодательство в сфере массовой коммуникации и СМИ.

Механизмы взаимодействия журналистов с органами власти: правовой и практический аспект. Аккредитация представителей СМИ в государственных органах власти. Роль государственных СМИ. Общественное вещание.

Государственная политика Российской Федерации в информационной сфере: законодательство, административные решения, финансовая поддержка средств массовой информации, федеральные и региональные программы в области массовых коммуникаций. Формы государственной поддержки средств массовой информации: гранты, конкурсы, налоговые льготы.

Роль и участие государства в формировании, развитии российского медиарынка и деятельности медиакомпаний. Конкуренция частных и государственных медиакомпаний. Государственное регулирование медиаотрасли. Основные направления государственной политики по развитию сферы культуры и массовых коммуникаций в Российской Федерации. Программа «Электронная Россия». Комплексная программа информатизации Республики Татарстан «Электронный Татарстан (2004 – 2010 годы)». Международное сотрудничество в области массовых коммуникаций.

Роль государства в обеспечении массово-информационной безопасности. Защита информационных прав граждан. Обеспечение безопасности телекоммуникационных и информационных технологий.

Проблемные зоны современной журналистики: плагиат, компромат, «скрытая» реклама, информационное обслуживание вместо журналистики.

Тема 9. Журналистика как профессия. Профессиональные требования. Социальный и должностной статус журналиста

История журналистской профессии. Характеристики современного российского журнализма как профессии.

Личность журналиста: психологическая структура; идейно-нравственные качества. Профессиональная структура личности и профессионально-квалификационные требования к журналисту. Социально-демографическая структура профессии. Особенности, характер профессии.

Социальный и должностной статус журналиста. Журналистские профессии. Самоопределение журналиста в редакционном коллективе и журналистская специализация. Права журналиста согласно закону «О средствах массовой информации».

Журналистика как профессия. Журналистика как наука. Журналистское образование.

Тема 10. Редакция СМИ: взгляд изнутри и снаружи

Создание редакции и СМИ. Государственная регистрация редакции и СМИ. Лицензирование вещания.

Учредители и издатели СМИ. Понятие собственника (владельца) СМИ. Учредитель и редакция: имущественные правоотношения (учредительный договор, устав). Аудитория СМИ как система. Аудитория как объект изучения и воздействия. Аудитория как экономическая категория.

Моделирование и его виды. Описательная, графическая и физическая модель. Модель структуры редакции (оргасхема). Моделирование работы коллектива. Сетевой график выпуска СМИ. Модель периодического издания.

Понятие о редакции. Редакция как творческий коллектив: структура и подструктуры (организационная, социально-психологическая, социально-демографическая). Системная структура редакции. Функциональное, профессиональное и квалификационное формы разделения труда. Ролевая структура редакции. Штатное расписание и квалификационные характеристики сотрудников редакции.

Функции сотрудников звена управления. Система управления редакцией. Методы управления редакцией. Элементы звена исполнения и функции его сотрудников. Творческая часть. Технические службы редакции. Коммерческие службы редакции. Специфика трудовых отношений в редакционных коллективах. Специфика редакций печатных и электронных СМИ. Веб-редакция.

Редакционный коллектив в системе социальных связей. Внешние и внутренние связи редакции. Редакционные и наблюдательные советы.

Подчинительные, управляющие и координационные связи: внешние и внутренние.

Понятие «аудитория СМИ». Двусторонняя природа массовой коммуникации. Интерактивность современной журналистики. Информационные предпочтения современного потребителя информации. Формы и методы изучения аудитории. Три типа поведения СМИ. Характеристики аудитории: качественно-количественные признаки, признаки, характеризующие аудиторию в ее непосредственных взаимоотношениях со СМИ, характер воздействия сообщений средств массовой информации на сознание аудиторию. Специфика момента: аудитория не как потребитель, а как равноправный субъект информационного процесса. Аудитория: политическая, маркетинговая и техническая составляющая.

Формы вовлечения аудитории в журналистский процесс. Профессиональная культура работы с почтой. Организационно-массовая работа с аудиторией. Общественные начала в журналистике. Работа с письмами и внештатными авторами.

Редакция и аудитория: поиски контакта и факторы развития диалоговых отношений. Работа с внередакционными авторами, организационно-массовая работа, работа с редакционной почтой.

Деловые партнеры редакций: полиграфисты, связисты, информационные и рекламные агентства, службы по связям с общественностью, провайдеры Интернета.

Тема 11. Выпуск СМИ как производственный процесс

Направления деятельности редакционного коллектива. Планирование. Виды планов. Оперативное планирование номера, программы или передачи. Сбор, переработка, хранение и использование информации, подготовка и выпуск номера периодического издания.

Организация редакционных процессов при выпуске печатных СМИ. Допечатная подготовка текстов и иллюстративного материала. Процесс производства печатного СМИ: изготовление оригинал-макета, вывод на пленку, тиражирование, экспедирование.

Материально-технические средства производства печатных периодических изданий. Современные настольные издательские системы. Основы современного полиграфического производства. Виды бумаги и печати. Распространение печатных СМИ.

Профессиональные обязанности журналиста и этапы его деятельности. Технические средства на службе журналиста: диктофон, компьютер, принтер, сканер, ксерокс, цифровой фотоаппарат, многофункциональный сотовый телефон, программное обеспечение.

Планирование работы редакции. Понятие о «программном колесе» в электронном СМИ. Особенности планирования сетевого ресурса.

Выпуск печатных СМИ. Организация редакционных процессов при выпуске печатных СМИ. Допечатный процесс. Современные настольные издательские системы. Требования к оформлению текстов и иллюстраций. Основы современного полиграфического производства. Материально-технические средства производства печатных периодических изданий.

Производственная цепочка в телевизионной индустрии. Организационные модели. Технические виды телевизионного вещания и их экономические особенности. Современная радио– и телестудия. Современные средства связи. Организационный и творческий процесс, программная политика. Основные стадии производства радио– и телепрограмм. Текст в электронных СМИ.

Особенности радиоиндустрии, преимущества и недостатки, программная политика, новые технологии. Технические средства радиовещания. Радиодом и его оборудование. Телевизионные центры и их оборудование. Внестудийное оборудование. Стандарты в радио и телевидении.

Компоненты веб-проекта: концепция, контент (содержание), трафик (целевая аудитория), дизайн. Гипертекст и его возможности. Веб-страница как информационный организм. Квалификационные признаки редакционных систем. Требования к оформлению текстов (форматы текста и иллюстраций).

Формы предъявления информации (дизайн, музыка, цвет, свет). Функциональность и эстетика оформления современных СМИ. Современное оформление печатных СМИ. Оформительские элементы и комплексы: шрифтовое оформление, заголовочные блоки, фотоснимки, карикатуры, инфографика и др. Композиционно-графическое моделирование. Дизайн телевизионных каналов. Музыкальное оформление радиоканала. Функциональные и эстетические свойства веб-дизайна. Дизайн интернет-портала, сайта и веб-страницы.

Деловые партнеры редакций: полиграфисты, связисты, информационные и рекламные агентства, службы по связям с общественностью, провайдеры Интернета.

Тема 12. Экономика масс-медиа

Экономические отношения в сфере массовой коммуникации. Индустрия СМИ и СМК. Экономическая роль СМИ. Основа системы СМИ и инфраструктура СМИ. Законодательство в части экономической деятельности СМИ.

Журналистская информация как товар. Понятие и содержание информационного рынка.

Понятие и содержание медиаэкономики. Понятия, подходы, теории в изучении массмедиа и медиаэкономики. Аудитория как товарная категория СМИ. Основы медиаэкономики и отличие от других отраслей.

Понятие рынка СМИ. Различные типы и измерения медиарынка (географический, социально-экономический, отраслевой, политический). Рынок СМИ – сдвоенный рынок товаров и услуг. Основные характеристики рынка для различных видов СМИ и рыночные механизмы (спрос и предложение). Понятие «ценности» СМИ. Конкуренция на рынке СМИ.

Экономические особенности медиарынка. Трехсторонняя схема взаимодействия его участников рынка. Типы потребления, схожесть и заменимость на рынке СМИ. Критерии выбора СМИ в качестве каналов коммуникаций и понятие медиапланирования. Роль рекламы в деятельности СМИ.

Структура, состояние и тенденции российского рынка печатных СМИ. Экономика телевидения и радио. Доходы и расходы в телевизионной индустрии. Перспективы развития телевизионного рынка. Экономика онлайновых СМИ.

Редакция как хозяйствующий субъект. Организационно-правовые формы медиапредприятий. Государственные, общественные, частные медиакомпании. Прибыль, доходы и виды производственных издержек в медиаиндустрии.

Тема 13. Маркетинг, менеджмент и продвижение СМИ

Маркетинговых коммуникации в СМИ: реклама и public relations. Маркетинг и продвижение СМИ. Комплексный анализ и выработка стратегии продвижения медиакомпаний. Корпоративное и товарное продвижение СМИ. Основы редакционно-издательского маркетинга и финансовая политика редакции. Роль дизайна и промоушн в продвижении СМИ.

Менеджмент сми. Современные подходы в организации медиабизнеса (менеджмент, маркетинг, финансы). Специфика менеджмента в печатных и электронных СМИ. Менеджмент веб-проектов.

Перспективы развития медиаиндустрии. Глобализация и глокализация.

Программа самостоятельной работы

ЗАДАНИЕ 1

На примере конкретного средства массовой информации, с которым студент знакомится регулярно, проанализировать, как оно реализует функции СМИ.

Функции печатных СМИ определяем по учебнику Е.Прохорова «Введение в теорию журналистики», функции радиожурналистики – по книге «Радиожурналистика» (под ред. А.А.Шереля. – М.: МГУ, 2002), функции телевизионной журналистики – по книге «Телевизионная журналистика» (Г.В.Кузнецов, В.Л.Цвиг, А.Я.Юровский, издание Московского университета, 2002), функции сетевого СМИ – по книге Калмыкова А.А., Кохановой Л.А. «Интернет-журналистика» (Учебное пособие. М.: 2005).

ЗАДАНИЕ 2 (на выбор студента)

1. Если вы выбрали предметом исследования курсового проекта газету, журнал или сетевое СМИ, необходимо проанализировать его с точки зрения содержательно-графической модели.

Модель периодического издания состоит из трех главных частей – содержательной, композиционной и графической. Содержательная модель должна давать ответ на вопрос – что следует публиковать в периодическом издании, какие стороны жизни общества отображать. Это основа моделирования газеты. В ней определяют цели и задачи издания, содержание его публикаций – главные тематические направления, иногда конкретизируемые в постоянных темах (тогда эту модель называют содержательно-тематической). Модель раскрывает и структуру содержания газеты – связи важнейших тематических направлений, их «удельный вес»: значение, соотношение, пропорции между материалами, отображающими разные стороны жизни и предназначенными для всей аудитории или для каждой из ее основных групп. Одна из сторон модели – определение характера и роли материалов издания – информационных, аналитических и проблемно-постановочных, критических и пропагандирующих положительный опыт, и соотношения между ними. И не случайно из-за сложности содержательной модели издания ее часто разрабатывают в форме развернутого описания.

На основе содержательной модели издания создается его композиционная модель. Она определяет организацию содержания газеты, ее основные тематические разделы и рубрики. Это означает, во-первых, их распределение во времени – по номерам, выходящим в разные дни недели или в разные недели месяца. И, во-вторых, их размещение в пространстве – на страницах номера, в той или иной части страницы.

Композиционная модель может представлять собой описание. Но чаще ее фиксируют в форме сетевого графика, где указывается номер и его полоса, на которой размещается та или иная рубрика издания.

Задание выполняется по книгам С.М. Гуревича «Газета: вчера, сегодня, завтра» (Учебное пособие для вузов, М.: Аспект Пресс, 2004), Калмыкова А.А. и Кохановой Л.А. «Интернет-журналистика» (Учебное пособие. М.: 2005).

2. Если вы выбрали предметом исследования курсового проекта радио или телевидения, вам необходимо проанализировать сетку вещания с точки зрения «программного колеса» – особой формы планирования в электронном СМИ. Студент определяет принципы его вещательной политики, анализирует отражение этой политики в отборе текстов (информационных, развлекательных, рекламных) и музыкальной информации, их структуирование в течение дня по правилам «программного», или «вещательного колеса». Понятие «программное колесо» можно определить как последовательность программных элементов в течение одного часа эфира. Некоторые программные директора разрабатывают несколько «колес»: например: одно для «горячих» временных сегментов – раннее утро, дневной эфир, прайм-тайм, поздний вече и.ночной эфир. Почти все электронные СМИ имеют жесткую сетку вещания, то есть отдельные программы ставятся в эфир в одно и то же время.

Программный директор определяет содержание каждого часа, чтобы каждый из программируемых элементов (радиореклама, новости, музыка, прогнозы погоды) был расположен в сетке вовремя и доходит до аудитории. Все элементы должны быть сбалансированы.

На радио чаще всего час разбивается на 15-минутные отрезки, на телевидении – на получасовые программы и более длительные по времени фильмы, сериалы, ток-шоу и концерты.

Однако далеко не каждая станция так жестко программирует свой эфирный час («вещательное колесо» может и вовсе отсутствовать). На многих станциях используется не единая модель для всех 24 часов в сутки, а целый набор схем, сменяющих друг друга в зависимости от времени суток. И это нужно показать в исследовательской работе.

Задание выполняется по книге «Телевизионная журналистика» (редакционная коллегия: Г.В.Кузнецов, В.Л.Цвиг, А.Я.Юровский, издание Московского университета, 2002).

ЗАДАНИЕ 3

Задание связано с изучением темы «Дизайн печатного СМИ». Студент анализирует любую газету или журнал, с которым знакомится регулярно, и на основе полученных знаний, определяет оформительские элементы (шрифты текстовые, титульные и афишные), пробельные элементы, линейки (надо определить, какие они и для чего используются), иллюстративные элементы: фото, рисунки, схемы, виньетки, буквицы, бордюр, плашки) и комплексы (титульный заголовочный комплекс, заголовочные комплексы отдельных материалов, поясняющие (врезки, лиды) комплексы, колонтитул, иллюстративные комплексы, в том числе инфографика), которые предпочтительны для данного СМИ, определяет специфику художественного проектирования на уровне всего издания, на уровне разворота, полосы, подборки, конкретного материала.

Внешняя форма печатного издания складывается из шрифтовых, пробельных, декоративных и иллюстрационных оформительских элементов. Оформительские комплексы можно классифицировать по строению, уровню сложности и т. п. Первый признак, который позволяет разделить все комплексы на две большие группы, – их назначение, функция. По назначению различаются служебно-вспомогательные комплексы и основные. К основным относятся заголовочные, иллюстрационные, поясняющие и текстовые комплексы. В группу вспомогательных объединений элементов входят титульный комплекс, колонтитулы, колонцифры, выходные и выпускные данные (выходные сведения).

Задание выполняется по книге Мишель А. Картер «СОВРЕМЕННЫЙ ДИЗАЙН ГАЗЕТ» (электронная версия).

ЗАДАНИЕ 4

Задание связано с изучением производственного процесса в редакции. Студент выбирает редакцию СМИ (печатного, электронного, сетевого) – в зависимости от того, в создании какого СМИ он принимает участие в ходе деловой игры на производственной практике, и составляет схему производственного процесса от самого начала – личного и редакционного планирования до поступления СМИ (номера газеты или журнала, радио– или телепрограммы) к потребителю. Каждому этапу дается краткая характеристика.

Задание выполняется по книгам С. Гуревича «Газета: вчера, сегодня, завтра» (Учебное пособие для вузов, М.: Аспект Пресс, 2004) и А. Князева «Основы тележурналистики и телерепортажа» (Учебное пособие, Бишкек, 2001).

ЗАДАНИЕ 5

Контрольная работа для заочников

Анализ газеты

Студент использует в работе навыки контент-анализа, полученные при изучении социологии журналистики (Л.Г.Свитич. «Социология журналистики», И.Д. Фомичевой «Социология Интернет-СМИ» (серия «Интернет-журналистика», выпуск 2) и методическое пособие, разработанное доцентом Л. Агеевой.

При анализе деятельности СМИ учитываются:

- потребности, интересы – редакции и аудитории;

- функции, цели, мотивы редакции;

- содержание и направления СМИ;

- методы, способы достижения целей в целом и целей при написании конкретных материалов;

- эффективность отдельных публикаций и позиции СМИ в целом.

При анализе принимаются во внимание 3 задачи:

  1. Анализ содержания газеты необходим для уточнения программы издания.

  2. Изучение характеристик текстов и газеты в целом, ее содержательно-графической модели с позиций их соответствия составу, потребностям, интересам, запросам потенциальной аудитории.

  3. Установление степени соответствия содержания газеты заявленной программе, намерениям учредителей и журналистов.

Анализ включает количественные и качественные показатели. При помощи качественно-количественного анализа содержания можно сравнить запросы читателей с тем, как газета реально в своих публикациях удовлетворяет эти интересы.

Важно правильно определить признаки анализа – это анализируемые элементы категорий. Например, в категории «тема» будут следующие признаки: политика, экономика, спорт, культура и т. п. В категории «жанр» признаками будут заметка, интервью, репортаж, в категории «авторы» – профессиональные журналисты, внештатные авторы (специалисты и дилетанты), а также неизвестные авторы (когда материал не имеет подписи).

На основании анализа определяются специфичные черты газеты «Казанские истории»:

– с точки зрения аудитории;

– с точки зрения издательских характеристик;

– с точки зрения содержания (соответствие газеты заявленному типу издания – культурно-просветительная газета, основные темы, количественные и качественные характеристики жанровых предпочтений, авторский состав);

– с точки зрения формы подачи материалов (тематические номера, подборки, основные рубрики; форма подачи материалов);

– особенности оформления газеты и иллюстративного материала (заголовки, подзаголовки, фотоиллюстрации и пр.); порядок размещения публикаций (газетный дизайн).

Тезис по каждой специфической черте подкрепляется примером (примерами) со ссылкой на конкретные номера и конкретные публикации с указанием автора и номера

ЗАДАНИЕ 6

Проанализировать СМИ с точки зрения типологических характеристик. Студент выбирает СМИ, которое будет анализировать, работая над курсовой работой.

Библиография: «Система средств массовой информации России» (учебное пособие для вузов под ред. Я.Н. Засурского, М.: Аспект Пресс, 2001); «Типология периодической печати» (Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2007), Соловьев В.И. «Редакторская подготовка периодических изданий» (глава «Типологическая характеристика периодических изданий» (электронный вариант), «Радиожурналистика» (под ред. А.А.Шереля. – М.: МГУ, 2002), Г.В.Кузнецов. ТВ–журналистика (РИП-холдинг, 2002), Калмыкова А.А., Кохановой Л.А. «Интернет-журналистика» (Учебное пособие. М.: 2005).

Вопросы к экзамену

1. Этапы развития массовых коммуникаций

2. Информационно-коммерческая пресса: особенности функционирования

3. Деловая пресса: особенности функционирования

4. Общественно-политическая пресса: особенности функционирования

5. Корпоративная и клиентская пресса: особенности функционирования

6. Рекламно-справочная пресса: особенности функционирования

7. Типологические характеристики СМИ

8. Характеристика СМИ с точки зрения отражения действительности.

9. Понятие о радиоформатах. Характеристика радиостанций современной России.

10. Телевидение России: классификация с точки зрения аудитории

11. Развлекательная функция средств массовой информации. Развлекательные СМИ.

12. Информационная функция в современных средствах массовой информации России

13. Особенности сетевого СМИ. Виды сетевых СМИ

14. Информационные ресурсы Интернета: структура и особенности функционирования

15. Аудитория СМИ как объект воздействия. Аудитория СМИ как объект изучения и как экономическая категория

16. Структура и штатное расписание редакции СМИ. Зависимость организационных отношений от вида СМИ

17. Блок управления редакции СМИ

18. Права и профессиональные обязанности журналистов в редакции СМИ. Зависимость видов деятельности от вида коммуникации

19. Специфика журналистской профессии. Социальный и должностной статус журналиста

20. Роль иллюстративного материала в печатных СМИ. Оформительские элементы и комплексы печатных СМИ

21. Музыка в электронных СМИ

22. Дизайн интернет-ресурса: функциональная и эстетическая роль

23. Внешние контакты редакции СМИ. Взаимоотношения редакции и учредителя. Деловые партнеры редакции СМИ

24. Планирование в редакции печатного СМИ. Виды планов

25. Планирование телевещания. Сетка вещания современного универсального телеканала

26. Планирование на радио. Понятие о «программном колесе»

27. Этапы производственного процесса выпуска печатного СМИ

28. Этапы производственного процесса на выпуске интернет-ресурса. Технология размещения текстового и иллюстративного материала в Интернете

29. Этапы производственного процесса выпуска на радио

30. Этапы производственного процесса выпуска на телевидении

31. Компоненты маркетинговых коммуникаций в СМИ. Взаимодействие СМИ с рекламодателями и PR-службами

32. Продвижение средства массовой информации как товара

33. Институциональное продвижение СМИ (как организации). Имидж средства массовой информации

34. Пути поиска оптимальной финансовой модели СМИ. Структура бизнес-плана

35. Право собственности в СМИ. Редакция как хозяйствующий субъект

ПРИЛОЖЕНИЯ

Типологические характеристики СМИ

ЦЕЛЕВОЕ НАЗНАЧЕНИЕ

Тип коммуникации:

служащие целям субъектов политики, в т. ч. и государственных органов, общественных организаций и движений (например, «Российская газета», «Новая газета», «Сегодня», «Советская Россия», «Правда», «Дума» и др.);

служащие целям субъектов экономической деятельности, т. е. данный класс является наиболее широко представленным и включает в себя весь спектр деловой прессы и информационно-коммерческих изданий («Известия», «Комсомольская правда», «Аргументы и факты», «Калейдоскоп», «Центр-Плюс» и мн. др.);

связанные с разными видами деятельности духовного производства.

Функциональный тип (доминирующие функции):

– Информационная

– Общественно-политическая

– Развлекательная

– Информационно-справочная

– Рекламно-информационная

– Информационно- рекламная

– Рекламная

– Культурно-просветительные

– Научно-популярные СМИ

ОСОБЕННОСТИ ЦЕЛЕВОЙ АУДИТОРИИ (специализированные и универсальные)

– Группы по виду занятий (учеба и работа)

– Группы по информационным потребностям:

по виду увлечений

для родителей

для малых групп

спортивные издания

издания художественно-публицистические и научно-популярные

– Группы по возрастному признаку (детские, молодежные, для ветеранов)

– Группы по гендерному признаку (мужские и женские)

– Группы по религиозному признаку (православные СМИ, мусульманские СМИ)

– Группы по национальному признаку (татарские, чувашские, удмуртские)

ПРИЗНАКИ ТИПОЛОГИЗАЦИИ:

Технологические (канал коммуникации) – печать (газеты и журналы), электронные (радио, телевидение), сетевые СМИ.

Экономические (по форме собственности) – государственные, смешанная собственность, частные, общественные

Организационные (по учредителям) – организационно-правовой статус редакции, организационно-политические СМИ, организационно-экономические СМИ (корпоративные, отраслевые, ведомственные).

ПАРАМЕТРЫ ТИПОЛОГИЗАЦИИ:

По характеру отражения – пресса мнений (качественная, элитарная) и пресса новостей (массовая, популярная, желтая

По месту издания и масштабу распространения – СМИ транснациональные, национальные (федеральные), межрегиональные, региональные, местные

По характеру распространения – по подписке, в розницу, смешанный тип.

По периодичности – ежедневные, еженедельные, ежемесячные, воскресные.

По времени выхода – утренние и вечерние.

Типология электронных СМИ

Классификация радиостанций

Диапазоны вещания – длинноволновой диапазон, ультракоротковолновый FM-диапазон, проводное вещание.

Радиоформаты: разговорные, новостные и музыкальные.

Классификация телеканалов:

1. По способу трансляции:

– эфирное (все вещательные организации, использующие традиционный способ распространения телесигнала от телевышки до телесистемы потребителя);

– спутниковое (например, «Космос-ТВ» – совместное российско-американское предприятие, предлагающее российскому потребителю спутниковые телепрограммы западных компаний; в России эру непосредст венного спутникового телевещания в конце 1996 г. открыли 4 телеканала НТВ плюс);

– кабельное (компания «КТВ-1», кабельные сети в городах России).

2. По типу деятельности:

– вещательные (осуществляющие телетрансляцию программ, среди которых иногда встречаются компании, лишь ретранслирующие другие станции, – та же «Космос-ТВ», но в большинстве своем это универсальные телеорганизации, имеющие и собственное телепроизводство, и доступ к эфиру);

– программопроизводящие (продюсерские фирмы);

– дистрибьюторы.

Классификация веб-изданий

По характеру образования:

1) клоны несетевых изданий;

2) издания, существующие только в Интернете;

3) смешанные издания.

По типу СМИ:

1. Интернет-газеты — часто обновляемые издания, специализирующиеся в основном на новостях.

2. Интернет-журналы — издания в основном аналитического характера как тематические, так и общественно-популярные.

3. Интернет-радио — web-радиостанции.

4. Web-телевидение — развивающееся интерактивное телевидение.

5. Специализированные информационные агентства — ресурсы, поставляющие информацию с телетайпных лент.

Веб-издания на основе доминирующих технологий:

1. Информационные (вещательные) технологии — задача издания состоит в информировании посетителей (новостные ленты, сборники обзоров, дневники).

2. Интерактивные технологии — издание ориентировано на максимально возможное включение посетителей в публицистический процесс (форумы, чаты и т.п.).

3. Коммуникационные технологии — задача издания организации веб-сообществ (колец) сайтов.

МЕТОДИКА КОНТЕНТ-АНАЛИЗА

Анализируя средство массовой информации, студент должен проявить знание контент-анализа. Полезно изучить книгу Л.Г. Свитич. «СОЦИОЛОГИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ».

Контент-анализ – это качественно-количественный социологический метод исследования, при котором измеряются характеристики множества текстов однотипных документов по ряду формализованных категорий и признаков. Этот метод позволяет объективно зафиксировать и количественно измерить некоторые характеристики текстов, визуальных или звуковых документов. В журналистике могут анализироваться публикации в прессе, на ТВ и РВ, в Интернете, фотографии и видеоряд, звуковая информация.

Основные требования к контент-анализа:

  • систематичность (содержание должно быть упорядочено в категориях, которые будут применены при исследовании),

  • измеримость (выраженность результатов в количественных показателях частоты употребления, объема и т. п., согласно проведенной кодификации).

Виды контент-анализа

По функциям:

поисковый – направленный на проверку выдвинутой гипотезы, выявление неизвестных тенденций;

контрольный – связанный с более точным определением уже известного (более или менее) содержания.

По характеру:

направленный, когда точно известно, что нужно измерять;

ненаправленный, когда исследователь действует интуитивно, не систематизируя заранее объекта исследования.

Особенности выборки в контент-анализе

Мы уже говорили, как важна выборка, потому что в ней решается проблема репрезентативности и точности получаемой информации. В контент-аналитических исследованиях периодической прессы существуют некоторые особенности систематической выборки, которые нужно знать.

Если газета, которую вы собираетесь анализировать, выходит пять раз в неделю, то нельзя брать каждый пятый, десятый, пятнадцатый и т. п. номера (которые делятся на 5), потому что тогда мы каждый раз попадаем на один день (например, на пятницу). В этом случае логично взять нечетный шаг, например, каждый четвертый номер. И наоборот, если издание выходит два раза в неделю, нелогично брать четный шаг в систематической выборке, лучше взять нечетный.

Выборку изданий можно формировать типологическим способом, например, взять по одном месяцу в каждом квартале, или по одной неделе в каждом месяце, или сформировать условную неделю: из первой недели месяца взять понедельник, из второй – вторник, из третьей – среду, из четвертой – четверг, из первой недели второго месяца – пятницу, из второй – субботу, из третьей – воскресенье, далее – опять понедельник.

Если вы собираетесь делать контент-анализ какой-то газеты за несколько лет, чтобы посмотреть динамику ее содержания, важно, чтобы месяцы, недели или дни были аналогичными в каждом году. Например, если вы берете январь, апрель, июль, октябрь, то издания именно за эти месяцы и должны быть вами выбраны в каждом из сравниваемых годов, потому что сезонная тематика влияет на тематический срез изданий.

Если сравниваете качественные и массовые издания – также желательно, чтобы выборка номеров в разных изданиях была соответствующей. Но предположим, что вы сравниваете ежедневные газеты и еженедельники («Известия» и «АиФ»). Тогда логично выровнять не только время выхода изданий. Количество публикаций в каждом из изданий тоже должно быть более или менее сравнимым.

Аналогичные операции нужно провести по поводу теле– и радиопрограмм. Например, вы собираетесь анализировать новостные выпуски. Определите сначала, каких. Если вас интересует вся информация, которая публикуется, тогда нужно взять и утренние, и дневные, и вечерние, и ночные выпуски информации. Если вас интересуют только утренние, вы будете выбирать из них.

Составление кода контент-анализа

Код или перечень категорий и признаков в контент-анализе – очень важный полевой документ, по которому кодируется содержание документов (текстов СМИ, писем в редакцию, открытых вопросов анкет и т. п.). Конечно, выбор категорий и признаков контент-анализа диктуется программой исследования.

Для этого важно знать основную терминологию контент-анализа как метода.

1. Категории анализа – это сферы анализа, совокупность признаков, которые подлежат анализу. Например, если мы анализируем прессу, это может быть тема, жанр, тип автора и т. п.

2. Признаки анализа – это анализируемые элементы категорий. Например, в категории «тема» будут следующие признаки: политика, экономика, спорт, культура и т. п. В категории «жанр» признаками будут заметка, интервью, репортаж и т. п.

3. Единица анализа – тот текст, фрагмент текста, в которых мы ищем эти признаки, например, публикация, рекламный ролик, телесюжет.

4. Единица счета – единица измерения признаков текста. Это могут быть строчки, сантиметры, длительность показа на ТВ или звучания на РВ, могут быть и просто упоминания признака, его наличие (отсутствие) в тексте, в визуальных или звуковых документах. Можно кодировать имена исторических личностей, например, частоту употребления фамилий членов правительства или олигархов на страницах какой-то газеты, отдельные понятия, например, семантический ценностный ряд: добро, зло, созидание, разрушение и т. п.

Составление кода для контент-анализа – очень ответственная процедура.

Категории и признаки должны обладать следующими качествами:

1) быть исчерпывающими, то есть пригодными для анализа всего содержания,

2) обладать признаком исключительности – то есть одни и те же признаки не должны принадлежать к разным категориям,

3) быть объективными, то есть ясными для разных кодировщиков,

4) быть уместными, соответствовать цели исследования и его содержанию.

Прежде всего, следует внимательно познакомиться с тем материалом, который вы собираетесь кодировать. Посмотреть газеты, иллюстрации в журнале, выпуск новостей или рекламы на ТВ – в зависимости от того, что будет темой вашей работы. Сначала просто набросать на листке бумаги или на компьютере признаки текста в соответствии с вашей программой исследования. Например, если вы сбираетесь анализировать проблемный срез какой-нибудь газеты, вы должны внимательно отследить, какие проблемы поднимает газета, каким образом их объединить в обозримый список, не упустив часто повторяющихся проблем.

Если вы анализируете рекламу на ТВ, вам надо составить такой код, например по категории «рекламируемые товары и услуги», который был бы исчерпывающим, но в то же время не очень длинным. Если вы должны по программе проанализировать действующих лиц рекламных роликов, то должны решить, кого вы будете считать такими действующими лицами, только людей, или еще животных, или еще предметы и другие символы, которые часто действуют в роликах. И тогда в категории «действующие лица» у вас могут появиться признаки:

1) люди (их можно, в свою очередь, разделить на мужчин, женщин; детей, молодых, людей средних лет, пожилых; белых, чернокожих и т. п.);

2) животные;

3) предметы;

4) символы, знаки.

Методика проведения контент-анализа

В чем состоит сама процедура кодирования информации? Каждая единица анализа – текст или иной документ (визуальный, звуковой и пр.) должна быть закодирована по кодификатору или перечню признаков, который составлен исследователем в соответствии с программой. Можно это делать сразу на компьютере, только потом нужно проверить введенную информацию. Классический контент-анализ делается на карточках. Но бывает и табличный вариант кодировки, когда сравниваются только два признака, например, будние и воскресные номера какого-нибудь издания. Тогда кодировка приобретает вид двухмерной таблицы.

Но в таком случае ничего, кроме сравнения двух или нескольких признаков, мы не получим. Сложные корреляционные взаимосвязи при таком способе кодировки невозможны, хотя он, естественно,– более простой и быстрый.

Для кодировки телетекстов, естественно, нужно смотреть телевизор именно в то время, когда выходят, например, информационные выпуски или рекламные ролики. Хотя здесь можно широко пользоваться записями на кассеты и кодировать информацию в свободное время. Кроме того, сразу с экрана не всегда удается успеть полностью закодировать текст. И в этом случае лучше пользоваться видеозаписью, которую можно просмотреть вторично.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа дисциплины «Теория и практика массовой информации» Для направления 030200 Политология Подготовки бакалавра (030200. 62)

    Программа дисциплины
    Настоящая программа учебной дисциплины «Теория и практика массовой информации» устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.
  2. В г. Калининграде Теория и практика массовой информации Методические указания

    Методические указания
    Понимание сути информационных процессов – это задача, которая предполагает систематическую работу в области мировоззренческих, методологических и социально-политических вопросов.
  3. Программа дисциплины опд. Ф. 09 «теория и практика массовой информации» Цели и задачи дисциплины Цель курса

    Программа дисциплины
    Цель курса – привить студентам практические навыки в сфере журналистского творчества, познакомить их с основами теории журналистики, системой средств массовой информации и ее функционированием, со значением содержания и формы в создании
  4. Учебно-методический комплекс дисциплины «теория и практика массовой информации» Нижний Новгород 2009

    Учебно-методический комплекс
    XXI век – век информационный, век системных междисциплинарных связей. Социальный диалог, влияние и взаимовлияние коммуникаторов и аудитории, оперирование информацией и формирование новой системы ценностей – все это возможно осуществить
  5. Аннотация рабочей программы наименование дисциплины: «Теория и практика массовой информации» (указывается наименование в соответствии с учебным планом)

    Документ
    Цель данного курса – познакомить студентов с важными периодами в истории массовой коммуникации, раскрыть закономерности публицистического творчества, смысл овладения современной терминологией в информационной сфере, привить студентам

Другие похожие документы..