Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Кредитні операції є основним видом діяльності комерційних банків, а для деяких із них ці операції стали голов­ним джерелом доходів. Тому вдосконаленн...полностью>>
'Документ'
Москва, Севастопольский проспект, дом 24аПроезд:станция метро "Профсоюзная", далее троллейбусами № 49, 85, автобусами № 57, 168 до остановки...полностью>>
'Лекции'
Лекции 8. и 9. Предварительное изучение экономического субъекта (предварительное планирование). Оформление отношений с экономическим субъектом. Оценк...полностью>>
'Документ'
Древнейший человек, как установлено, жил в полиомиелите. (Хотел сказать: в палеолите). С самого начала люди жили в стадах и кочевали.Первый человек бы...полностью>>

Главная > Учебно-методический комплекс

Сохрани ссылку в одной из сетей:

1

Смотреть полностью

Департамент образования города Москвы

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

Институт психологии, социологии и социальных отношений

Психологический факультет

Кафедра клинической и специальной психологии

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ

«СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СЕМЕЙНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ»

для студентов психологического факультета

Специальность 031900, квалификация специалиста

Курс 3 очной формы обучения (6 семестр)

Москва

2008 г.

Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры клинической и специальной психологии

(Протокол № 9 , от 13.03.2008 г.),

на заседании ученого совета Института психологии, социологии и социальных отношений

(Протокол № 9 , от 27.03. 2008 г.)

Учебно-методический комплекс рекомендован к печати

Научно-методическим советом ГОУ ВПО МГПУ

Автор-составитель:

доцент кафедры клинической и специальной психологии,

кандидат психологических наук, доцент Е.В. Свистунова

Заведующий кафедрой:

доктор биологических наук, профессор Б.М. Коган

СОДЕРЖАНИЕ

Стр

Часть I. Программа учебной дисциплины

4-9

Пояснительная записка к курсу

4

Содержание дисциплины

5

Литература

8

Часть 2. Методические рекомендации и план освоения учебной дисциплины

10-22

Тематический план курса задания для самостоятельной работы

10

Задания для самостоятельной работы

12

Контрольные вопросы для итоговой аттестации

15

Приложения к учебной дисциплине « основы психотерапии»

16

Часть I. ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К КУРСУ

«СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СЕМЕЙНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ»

Настоящая программа, разработана для студентов факультета «Специальная психология и специальная педагогика», изучающих курс «Современные направления семейной психотерапии».

Курс рассчитан на 50 часов аудиторных занятий в течение одного учебного семестра и предназначен для подготовки практических психологов, способных оказывать помощь по широкому кругу проблем, связанных с трудностями становления и развития семьи, дисгармонией межличностных отношений, социальными девиациями (наркомания, алкоголь, распад семьи, семейное насилие и т.д.).

Курс интегрирует знания из различных направлений современной психологии: теоретической, экспериментальной, практической. Содержание данного курса логически связано с такими учебными дисциплинами как «Психология семейных отношений», «Основы психологического консультирования» и т.д.

Цель курса – ознакомление студентов с основными зарубежными и отечественными теоретическими концепциями и моделями семейной психотерапии, а также современными методическими приемами, применяемыми при работе с семьей.

В ходе ее достижения решаются следующие задачи:

- познакомить слушателей с основными проблемами, концепциями и методами психотерапии семьи;

- развить навыки и умения использования основ семейного консультирования в будущей профессиональной деятельности психолога;

- способствовать формированию морально – этического кодекса психотерапевта.

Главный акцент делается на усвоении студентами системного семейного мышления, которое необходимо для проведения эффективной работы с семьей. Особое внимание уделяется методикам, техникам и приемам, дающим возможность студентам повести систематическое самоисследование собственной семейной ситуации в целях достижения роста профессионально-личностного самосознания. Познакомить студентов с наиболее известными техниками психологического консультирования семьи, научить правилам ведения беседы, способам сбора анамнеза и интерпретации результатов. Обеспечить усвоение этических норм, обязательных для психолога-консультанта.

Программа курса включает 15 тем. Для лучшего усвоения полученных знаний, приведены контрольные вопросы, дан список рекомендуемой литературы.

В приложении находится информация, которая позволит студентам не только лучше усвоить предлагаемый курс, но и послужит своего рода справочником, который можно использовать в практической работе.

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ.

1. Основные теоретические понятия семейной психотерапии

История возникновения семейной психотерапии (СПТ)

    1. Результаты научных психологических исследований относительно проблем, связанных с семейной жизнью, и их использование в практике семейной психотерапии.

    2. Психотерапия как особая форма общественного сознания людей в XX и XXI столетиях.

    3. Психотерапия как источник знаний о семье и использование этого знания в консультативной работе с семьями. История возникновения и основные направления семейной терапии на Западе.

    4. Развитие знаний о семейных проблемах и практике работы с семьями в рамках отечественной науки.

  1. Школа Пало Алто. Психоаналитическая психотерапия семьи. Применение рисуночных тестов в СПТ

    1. “Проблеморешающая терапия” Джея Хейли. Метод директив (заданий) членам семьи. Метафорические и парадоксальные задания.

    2. Модель работы с семьей, основанная на теории семейных систем М. Боуэна. Два типа личности, формируемые в семье Обособленная, независимая, дифференцированная от семьи Подчиненная, зависимая, сплавленная с семьей Черты хорошо дифференцированной личности. Черты недифференцированной личности. Семьи «Сплава» и особенности общения в них. Методика Тет-а-тет.

    3. Цели психоаналитической семейной терапии. Техники, используемые в этом направлении: конфронтация, кларификация, интерпретация и переработка опыта, техники улучшения коммуникативных способностей, техника «свободных ассоциаций».

    4. Слабо стандартизированные методы исследования семейных отношений: Кинестетический рисунок семьи; Рисунок семьи животных; Семейный портрет.

  1. Поведенческая СПТ (Дж. Хейли). Семейная психотерапевтическая модель, основанная на опыте. Основные техники поведенческой СПТ (формирование, жетонная система, контракты, вознаграждения, прерывания)

    1. Основные теоретические положения поведенческой модели семейной психотерапии. Теория социального научения как концептуальная основа поведенческой модели.

    2. Тренинг родительских способностей: этапы, задачи. Интервью с родителями. Проведение функционального анализа. Тренинг самоконтроля для родителей. Тренинг самодостаточности для родителей. Эффективность поведенческого родительского тренинга.

    3. Техники семейной поведенческой психотерапии: основанные на использовании оперантного обусловливания; основанные на респондентном обусловливании; когнитивно-аффективные техники. Взаимоположительное поведение. Навыки коммуникации и решения проблем. Супружеский договор об изменении поведения. Эффективность поведенческого супружеского консультирования. Формирование, жетонная система, контракты, вознаграждения, прерывания.

  1. Основные положения системной семейной психотерапии. Практическое использование опросника Варги – Столина (обработка данных и анализ результатов).

    1. Основные представители направления ССПТ: Мара Сельвини-Палаццоли, Клу Маданес, Сальвадор Минухин и др. Общая теория систем Ильи Пригожина.

    2. Кризисы развития семьи: вступление в брак, отделение от родительских семей, беременность, рождение ребёнка, поступление ребёнка в дошкольные/школьные учреждения, окончание им школы и выбор своего жизненного пути, разрыв с родителями, уход родителей на пенсию и т.д

    3. Основные шаги семейной системной психотерапии.

    4. Опросник Варги – Столина: обработка данных и анализ результатов.

  1. Стратегическая семейная психотерапия (К. Уитекер, К.Маданес, Дж. Хейли). Цветовой тест семейных отношений.

    1. Основные положения стратегической, «проблеморешающей» психотерапии. – Джей Хейли, Карл Уитекер, Клу Маданес.

    2. Проработка деталей симптома. Использование косвенных методов воздействия и принятие всего, что предлагает клиент. Разработка стратегии для решения проблем. Понятие нормально функционирующей семьи, которая избегает симптомов и способна функционировать в соответствии с требованиями меняющихся обстоятельств.

    3. Цветовой тест семейных отношений. Основные принципы построения цветограмм.

  1. Семейная коммуникативная психотерапия. Семейная психотерапевтическая модель, основанная на опыте (П. Вацлавик, Д. Джексон, В. Сатир).Методика АСВ (практическое применение и анализ).

    1. Сущность коммуникативного подхода. Работа с искажениями чужих сообщений. Понятие о деноменализации. Работа с вычеркиваниями и обобщениями. Понятие конгруэнтности общения. Двойная связь. Причины неконгруэнтных посланий. Работа с неконгруэнтными посланиями.

    2. Вкдад К.Витакера, В.Сатир и др. в разработку основанной на опыте модели семейной психотерапии. Основные теоретические положения модели: индивидуальность, свобода выбора, личностный рост. Понятие дисфункциональной семьи в рамках подхода. Основные техники: привлечение ко-терапевта, новое определение симптома, предложение альтернатив, аффективная конфронтация (К. Витакер); моделирование коммуникации, «скульптура семьи» (В. Сатир).

    3. Методика АСВ: практическое применение и анализ.

  1. Постклассические направления СПТ (нарративный подход; краткосрочная, направленная на решение психотерапия). Методика ТСС и АСТ (практическое применение и анализ)

    1. Нарративный подход в семейной психотерапии. Основные философские понятия нарративного подхода: нарратив, конструкт, социальный конструктивизм, постструктурализм, субъективизм, дискурс (доминирующий). Основные техники работы: экстернализация, деконструкция, построение и уплотнение предпочитаемой истории, уникальный эпизод, позиция не-знания терапевта, сотрудничество, вопросы предпочтения, исследование эффектов проблемы.

    2. Краткосрочная ориентированная на решение терапия (SFBT). Основные техники: шкалирование, чудесный вопрос. Три «философских» правила терапии, фокусированной на решении. «Картинка» желаемого будущего. Терапия не «от чего-то», а к «чему-то».

    3. Методика ТСС и АСТ: практическое применение и анализ.

  1. Теоретические основы системной семейной ПТ. Законы функционирования семейных систем. Применение проективных методик при работе с семьей (методика Рене – Жиля; тест неоконченных предложений; рисунки с неопределенным сюжетом).

    1. Основные теоретические положения модели системной семейной ПТ: семья как базисная человеческая система; наличие в рамках системы подсистем; существование границ между системами и подсистемами; вмешивающееся поведение как фактор, оказывающий влияние на членов семьи; эволюция паттернов трансакций.

    2. Семья как базисная человеческая система. Понятие подсистем семьи. Супружеская, родительская, сиблинговая подсистемы, их характеристики. Границы семейной системы и подсистем: внешние и внутренние. Эволюция паттернов взаимодействия. Понятие дисфункциональной семьи.

    3. Основные техники и приемы: аккомодация, отслеживание, мимесис. Техника фокусирования, разыгрывание паттернов взаимодействия, интенсивность воздействия, расшатывание семейной системы, перестройка реальности.

    4. Применение проективных методик при работе с семьей: методика Рене – Жиля; тест неоконченных предложений; рисунки с неопределенным сюжетом.

  1. Организация психотерапии семьи на разных этапах жизненного цикла развития Метод семейных расстановок и семейной скульптуры.

    1. Основные законы функционирования семьи: закон гомеостаза и закон развития. Особенности Американской и Российской периодизации жизни семьи.

    2. Динамика брака: предбрачное ухаживание, молодое супружество, брак среднего возраста, пожилой брак. Проблема совместимости супругов. Уровни совместимости: сексуально-эротический, психологический, функционально-ролевой, социокультурный. Значение эмоциональных характеристик во внутрисемейных отношениях. Факторы удовлетворенности браком. Психотерапия зрелых семей. Основные типы проблем и их решение: хозяйственно-бытовые проблемы, проблема свободного времени, воспитания детей, сексуальные проблемы. Влияние внешних факторов (родители, родственники, друзья, знакомые, внебрачные контакты и т.д.) на формирование проблемы.

    3. Метод семейных расстановок Б. Хеллингера и семейной скульптуры. Условия применения и возможные ограничения.

  1. Работа с семейной историей Метод построения геносоциограмм.

    1. Семейные предписания. Техника генограммы: стереотипы взаимодействия всех ветвей семьи в трех поколениях, вычисление семейных сценариев. Сбор информации о характерах людей, истории их знакомства, истории рождения детей, переездах и других изменениях в судьбах.

    2. Интерпретация семейной истории, связь проблемы, с которой семья обратилась, с прошлым этой семьи.

  1. Методологические принципы системной семейной психотерапии (циркулярность, нейтральность, гипотетичность). Составление карты семьи.

    1. Циркулярность: все, что происходит в семье, подчиняется не линейной, а циркулярной логике. Принципы использования циркулярной логики: умение видеть круговую причинность событий, отмечать круговые взаимодействия членов семьи между собой.

    2. Нейтральность: сохранение психотерапевтом нейтральной позиции. Равное сочувствие всем членам семьи, внутреннее неприсоединение ни к кому из членов семьи, равные возможности говорить и быть услышанным и понятым.

    3. Гипотетичность: проверка гипотезы о цели и смысле семейной дисфункции. Определение стратегии беседы с семьей первичной гипотезой терапевта.

    4. Основные принципы составления карты семьи.

  1. Основные техники работы с семьей: циркулярное интервью миланской школы; техника позитивной коннотации; техника предписания)

    1. Циркулярное интервью Техника особым образом сформулированных вопросов. Список тем, которые необходимо затронуть в беседе с семьей с помощью круговых вопросов:

    2. Техника позитивной коннотации (положительное переформулирование). Правила подачи обратной связи семье. Прием нормализации. Фокусировка на положительной стороне дисфункции. Включение в текст обратной связи противоречия, парадокса.

    3. Предписание определенного поведения членам семьи. Прямые и парадоксальные предписания.

  1. Организация психотерапевтической работы по поводу супружеских проблем. Влияние супружеских стилей на сексуальную жизнь. Определение психического здоровья семьи.

    1. Типы супружеских проблем. Формы супружеской психотерапии. «Шесть К»: консультирование (поддерживающая психотерапия); классический психоанализ; коллаборативная (сотрудничающая), конкурентная (согласованная), совместное консультирование (совместная или конжойт-терапия); комбинированная.

    2. Психотерапия супружеской пары. Анализ коммуникативных паттернов в дисфункциональных парах В. Сатир (обвинение, успокоение, отвлечение, подсчитывание). Модельный, коммуникативный, функционально-ролевой анализ супружеских отношений.

    3. Направления супружеской психотерапии: коммуникативная, когнитивная, поведенческая, интегративная. Типичные проблемы: болезнь одного из супругов и зависимости (соматическое заболевание, психическое заболевание, алкоголизм, наркомания, игровая зависимость и т.д.), супружеская измена, отношения с детьми, развод, повторный брак, одиночество.

    4. Консультирование при сексуальных проблемах. Влияние супружеских стилей на сексуальную жизнь. Методы определения психического здоровья семьи.

  1. Организация психотерапевтической работы по поводу детско-родительских отношений. Опросник «Адаптация и сплоченность семьи» (практическое применение и анализ).

    1. Психотерапевтическая работа с семьей, имеющей сложности в жизни ребенка; во взаимоотношениях с подростками и взрослыми детьми. Воспитательные проблемы. Объективные и субъективные детерминанты развития ребенка (А.А. Бодалев, В.В. Столин). Факторы, влияющие на возникновение нарушений развития детей

    2. Стратегии психотерапевтической помощи в детско-родительских отношениях: 1) центрация на родителях, их отношения к ребенку, личностных чертах и мотивах; 2) центрация на ребенке, его внутренних проблемах; 3) центрация на взаимоотношениях детей и родителей, их общении. Психотерапия родителей по поводу их собственных проблем.

    3. Работа с опросником «Адаптация и сплоченность семьи»: практическое применение и анализ результатов.

  1. Диагностика семейных взаимоотношений (основные техники).

    1. Изучение семьи и диагностика ее нарушений. Сущность понятия «семейный диагноз», «идентифицированный клиент». Психотерапевтическая беседа (интервью), ее этапы: вводная часть, основная часть, (обсуждение главных вопросов), завершающая фаза. Технология ведения беседы.

    2. Первичная семейная психодиагностика: локус жалобы; самодиагноз; проблема семьи; запрос; явное и скрытое содержание жалобы; особенности подтекста, мотивационные аспекты поведения клиентов. Метод «Линия времени».

    3. Стандартизированные методики семейной диагностики: исследование уровня удовлетворенности браком, исследование психологической совместимости в браке и т.д.

    4. Социометрические техники работы с семьей. Методики: семейная скульптура, семейная хореография, «Ролевая карточная игра», экокарта семьи, «Соломенная башня», методика исследования семейного пространства. Специфика и примеры использования этих техник в психотерапевтической работе с семьями.

ЛИТЕРАТУРА

Основная литература

1.     Браун Дж., Кристенсен Д. Теория и практика семейной психотерапии. – СПб.: Питер, 2001. – 352с.

2.     Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс. СПб.: речь, 2001. – 144с.

3.     Герни Б. Психотерапия супружеских отношений. - М., 1992.

4.     Гозман Л.Я., Алешина Ю.Е., Дубовская Е.М. Социально-психологические методики исследования супружеских отношений. - М., 1987.

5.     Краховил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний/Пер. с чешск. М.: Медицина. 1991. 336 с.

6.     Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. 2-е изд., дораб. - М.: "Просвещение", "Учебная литература", 1996. - 352с. (Диагностика семьи и семейного воспитания. С. 174-203; изучение личностных особенностей родителей. С.203-242; основы коррекционной работы с семьей. С.242-275).

7.     Романин А.Н. Основы психотерапии. - М., 1999.

8. Семья в психологической консультации. Опыт и проблемы психологического консультирования/Ред. А.А. Бодалев, В.В. Столин. - М.: Педагогика, 1989. 208 с.

9. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Семейная психотерапия. - Л.: Медицина, 2005. –192с.

10. Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. - М., 2005.

11. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. - СПб., 1999. - 656с.

Дополнительная литература

1.     Алешина Ю.Е. Цикл развития семьи: исследования и проблемы//Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. психология. - 1987. - № 2.

2.     Бурменская Г.В. Возрастно-психологическое консультирование.

3.     Волкова А.Н., Трапезникова Т.М. Методические приемы диагностики супружеских отношений // Вопр. псих. - 1985. -№ 5. - С. 110-116.

4.     Де Гольжак В. История в наследство: Семейный роман и социальная траектория / Перев. с франц. И.К. Масалкова. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. – 233с.

5.     Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка: Кн. для воспитателей детского сада и родителей. -2-е изд., доп. - М.: Просвещение/ 1993. -192с. (Отклонения в личности родителей, отношениях в семье и воспитании как причина неврозов).

6.     Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. - СПб.: СОЮЗ. 1998. - 336с. (Семейное консультирование как способ оптимизации и коррекции формирования личности у детей с неврозами. С. 227-246).

7. Кон И.С. Введение в сексологию. М., 1989.

8. Кочарян Г.С., Кочарян А.С. Психотерапия сексуальных расстройств и супружеских конфликтов. - М.: Медицина, 1994. - 224с.

9. Куттер П. Любовь, ненависть, зависть, ревность. Психоанализ страстей. Пер. с нем. С.С. Панкова. – СПб.: Б.С.К., 1998. – 115с.

10. Маданес К. Стратегическая семейная терапия/Пер. с англ. Т.В. Снегиревой. - М.: Независимая фирма «Класс», 1999. – 272с.

11. Минухин С., Фишман Ч. Техники семейной терапии. - М., 1998. - 304с. (Библиотека психологии и психотерапии).

12.     Навайтис Г. Семья в психологической консультации. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1999. – 224с.

13. Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: Семья как психотерапевт / Пер. с англ., нем. М.: Смысл, 1993. -332с.

14. Поддубный Н.В. Психологические аспекты первичной беседы с разводящимися супругами//Псих. ж. 1987. - Т. 8. - N.2. - С.125-131.

15. Психотерапевтическая энциклопедия/Под ред. Б.Д. Карвасарского. - СПб., 2003.-752с.

16. Пэпп П. Семейная терапия и ее парадоксы. - М., 1998. - 288с.

17. Сельвини Палаццоли М., Босколо Л., Чеккин Дж., Прата Дж. Парадокс и контр парадокс: Новая модель терапии семьи, вовлеченной в шизофреническое взаимодействие/Пер. с итал. – М.: «Когито-Центр», 2002. – 204с. (Серия «Современная психотерапия»).

18. Сатир В. Психотерапия семьи. - СПб., 1999. - 284с.

19. Семейная психотерапия. - СПб.: Питер, 2000. – 512с. (Серия «Хрестоматия по психологии»).

20. Смехов В.А. Опыт психологической диагностики и коррекции конфликтного общения в семье//Вопр. псих. - 1985. - № 4.

21. Соколова Е.Н. Психотерапия. Теория и практика. - М., 2002.

22. Старшенбаум Г.В. Сексуальная и семейная психотерапия. - М.: Изд-во Высшей школы психологии, 2003. - 300с.

23. Урсано Р., Зонненберг С., Лазар С. Психодинамическая терапия. Краткое руководство. Вып. 3. / Общ. ред. А.И. Белкина. М.: Российская психоаналитическая ассоциация. 1992. –158 с.

24. Фигдор Г. Дети разведенных родителей: между травмой и надеждой. - М., 1995.

25. Фридмен Д. Техники семейной психотерапии. СПб.: Питер, 2001. – 384 с.

26.ЧерниковА.В. Интегративная модель системной семейной психотерапевтической диагностики. - М., 1997. - 160с.

27. Шерман Р., Фредман Н. Структурированные техники семейной и супружеской терапии: Руководство/Пер. с англ. А.З.Шапиро. М.: Независимая фирма "Класс", 1997. 336с. (Библиотека психологии и психотерапии).

28. Шутценбергер А, Синдром предков. Трансгенерационные связи, семейные тайны, синдром годовщины, передача травм и практические использование геносоциограммы. - М.: Изд-во Института психотерапии, 2001. – 240с.

ЧАСТЬ II. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И ПЛАН ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Форма обучения – очная

Лекции – 30 часов

Семинары – 30 часов

Экзамен – 6 семестр

Всего – 60 часов

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

«СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СЕМЕЙНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ»

ДЛЯ ОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ 6 семестр

Содержание работы

Кол-во

часов

Форма работы

1

Основные теоретические понятия семейной психотерапии

История возникновения семейной психотерапии (СПТ)

4

Лекция

2

Школа Пало Алто. Психоаналитическая психотерапия семьи.

Применение рисуночных тестов в СПТ

2

2

Лекция

Семинар

3

Поведенческая семейная психотерапия.

Основные техники ПСПТ (формирование, жетонная система, контракты, вознаграждения, прерывания)

2

2

Лекция

Семинар

4

Основные положения системной семейной психотерапии (общие положения)

Практическое использование опросника Варги – Столина (обработка данных и анализ результатов)

2

2

Лекция

Семинар

5

Стратегическая семейная психотерапия (К. Уитекер, К.Маданес, Дж. Хейли).

Цветовой тест семейных отношений

2

2

Лекция

Семинар

6

Семейная коммуникативная психотерапия. Семейная психотерапевтическая модель, основанная на опыте (П. Вацлавик, Д. Джексон, В. Сатир).

Методика АСВ (практическое применение и анализ)

2

2

Лекция

Семинар

7

Постклассические направления СПТ (нарративный подход; краткосрочная, направленная на решение психотерапия).

Методика ТСС и АСТ (практическое применение и анализ)

2

2

Лекция

Семинар

8

Теоретические основы системной семейной ПТ. Законы функционирования семейных систем.

Применение проективных методик при работе с семьей (методика Рене – Жиля; тест неоконченных предложений; рисунки с неопределенным сюжетом).

2

2

Лекция

Семинар

9

Организация психотерапии семьи на разных этапах жизненного цикла развития

Метод семейных расстановок и семейной скульптуры

2

2

Лекция

Семинар

10

Работа с семейной историей

Метод построения геносоциограмм

2

2

Лекция

Семинар

11

Методологические принципы системной семейной психотерапии (циркулярность, нейтральность, гипотетичность)

Составление карты семьи

2

2

Лекция

Семинар

12

Основные техники работы с семьей: циркулярное интервью миланской школы; техника позитивной коннотации; техника предписания).

Отработка основных техник работы с семьей

2

2

Лекция

Семинар

13

Организация психотерапевтической работы по поводу супружеских проблем. Влияние супружеских стилей на сексуальную жизнь.

Определение психического здоровья семьи

2

2

Лекция

Семинар

14

Организация психотерапевтической работы по поводу детско-родительских отношений

Опросник «Адаптация и сплоченность семьи» (практическое применение и анализ)

2

2

Лекция

Семинар

15

Диагностика семейных взаимоотношений (основные техники)

4

Семинар

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Вопросы для обсуждения:

  1. Охарактеризуйте содержание понятия «семейная психотерапия». Определите ее место и роль в деятельности практического психолога. Конкретизируйте цели и задачи семейной психотерапии.

  2. Назовите отличительные признаки семейной психотерапии от семейного консультирования, границы и объем вмешательства. Рассмотрите сходство и отличия семейной психотерапии с другими формами психологической работы - профилактики, просвещения и коррекции.

  3. Историческое развитие концепции семьи как социальной системы.

  4. Охарактеризуйте основные положения теории семейных систем. Дайте характеристику основным параметрам семейной системы. В чем особенности, преимущества и актуальность системного подхода к анализу семейных отношений?

  5. Назовите основные этапы жизненного цикла развития семьи, цели и задачи, решаемые на каждой стадии развития.

  6. Приведите примеры нормативных и ненормативных кризисов жизненного цикла развития семьи. Назовите причины возникновения кризисов в жизни семьи и признаки проявления кризисов.

  7. Дайте характеристику основным теоретическим положениям психоаналитического подхода в психотерапии семьи.

  8. Конкретизируйте цели и задачи психоаналитической модели психотерапии семьи, роль психолога в психотерапевтическом процессе.

  9. В каких случаях используются техники интерпретация, конфронтация, кларификация, переработка опыта в процессе психотерапии семьи?

  10. Раскройте основные теоретические положения поведенческой модели семейной психотерапии. Каковы ее цели и задачи?

  11. Как психотерапевты, использующие поведенческую модель, собирают информацию для поведенческой оценки?

  12. В чем суть когнитивно-аффективной техники; техник, основанных на использовании оперантного обусловливания, респондентного обусловливания.

  13. Как принципы поведенческой модели психотерапии применяются в коррекции супружеских отношений, тренинге родительских способностей.

  14. Проанализируйте основные теоретические положения структурной модели психотерапии семьи.

  15. В чем суть техник и приемов присоединения психотерапевта к семейной системе?

  16. Дайте характеристику техникам фокусирования, разыгрывание паттернов взаимодействия, интенсивность воздействия, расшатывание семейной системы, перестройка реальности. С какой целью используются эти техники в психотерапевтическом процессе?

  17. Определите вклад теории психоанализа (З.Фрейд), теории объектных отношений (В. Фейрбейрн), теория семейных систем (М.Боуэн) в разработку концептуальных положений трансгенерационной модели семейной психотерапии.

  18. Дайте определение понятию «дисфункциональная семья» в рамках данного подхода.

  19. Каковы цели и задачи психологической помощи семье в рамках трансгенерационной модели?

  20. Конкретизируйте содержание основных теоретических положений психотерапии, основанной на опыте: индивидуальность, свобода выбора, личностный рост.

  21. Рассмотрите понятие здоровой и дисфункциональной семьи в рамках подхода.

  22. Объясните суть техник психотерапии, основанной на опыте: привлечение ко-терапевта, новое определение симптома, предложение альтернатив, аффективная конфронтация (К. Витакер); моделирование коммуникации, «скульптура семьи» (В. Сатир).

  23. Назовите основные параметры оценки семейные отношений в циркулярной модели Д. Олсона. Охарактеризуйте с точки зрения гибкости, сплоченности и развития коммуникативных навыков сбалансированные, несбалансированные и среднесбалансированные типы семейных систем.

  24. Соотнесите изменение параметров семейной системы в циркулярной модели Д. Олсона со стадиями жизненного цикла развития семьи.

  25. Раскройте сущность понятий «семейный диагноз», «идентифицированный клиент/пациент».

  26. Сформулируйте основные условия, обеспечивающие использование стандартизированных методик семейной психодиагностики.

  27. Опишите типичные проблемы обращения за психотерапевтической помощью в добрачный период отношений.

  28. Назовите признаки психологической, функционально-ролевой, социокультурной несовместимости супругов.

  29. С помощью каких психодиагностических методик можно определить степень психологической совместимости молодых супругов?

  30. Охарактеризуйте типичные проблемы в супружеских отношениях.

  31. В чем специфика оказания психологической помощи при раздельном и совместном консультировании супругов. В чем положительные и отрицательные моменты раздельной и совместной форм супружеского консультирования?

  32. Конкретизируйте цели и задачи коммуникативного, когнитивного, поведенческого, интегративного подходов в супружеской психотерапии.

  33. Выделите группы факторов, влияющих на возникновение нарушений развития детей и определяющих стратегии консультативной помощи в детско-родительских отношениях.

  34. Как тип родительского воспитания влияет на формирование акцентуации характера в подростковом возрасте? Приведите примеры.

Задания для самостоятельной работы.

  1. Подберите стандартные психодиагностические методики, составьте диагностическую схему для исследования супружеских отношений, детско-родительских отношений. Проанализируйте полученные результаты, проинтерпретируйте их и разработайте рекомендации для консультирования семьи.

  2. Выберите из группы человека, чем-либо напоминающем кого-то из вашей собственной семьи или, наоборот, восполняющего, по вашему мнению, недостающее в ней звено. Проинтервьюируйте друг друга и постройте геносоциограммы.

  3. Сформулируйте перечень вопросов, которые консультанту-психологу следует задать молодой семье в начале проведения психологического консультирования для того, чтобы получить более полную информацию.

  4. Сформулируйте для молодых супругов практические рекомендации по устранению психологической, функционально-ролевой, социокультурной несовместимости.

  5. На конкретном примере охарактеризуйте стиль семейного воспитания, используемый родителями. Определите вид нарушения семейного воспитания и причины его возникновения. Спрогнозируйте возможные нежелательные последствия несогласованности стилей семейного воспитания.

  6. Сформулируйте перечень вопросов, которые психологу следует задать семье в начале проведения психологического консультирования для получения более полной информации о взаимоотношениях детей и родителей.

  7. Определите стиль семейного воспитания, используя стандартные психодиагностические методики. Дайте заключение и рекомендации по вопросам детско-родительских отношений.

  8. Разработайте программы и проведите психодиагностическое исследование супружеских отношений: совместимости в браке, удовлетворенности брачно-семейными отношениями, согласованности семейных ценностей и ролевых установок в браке.

  9. Составьте геносоциограмму собственной семьи, сделайте ее анализ и интерпретацию с целью получения первичного навыка сбора информации об истории семьи. Выявите повторения паттернов функционирования в поколениях семьи, совпадений жизненных событий.

  10. Определите вид нарушения семейного воспитания и причины его возникновения. Спрогнозируйте возможные нежелательные последствия несогласованности стилей семейного воспитания.

  11. Составьте схемы полуструктурированного интервью для получения более полной информации о взаимоотношениях детей и родителей в рамках психодинамической, поведенческой и структурной модели психотерапии.

Примерные вопросы к промежуточной контрольной работе.

1 вариант

1. Перечислите основные этапы семейной терапии по Эйдемиллеру и Юстицкису.

2. Что составляет концептуальную основу современной системной семейной терапии?

3. Основные принципы, сформулированные Мюрреем Боуэном

4. Суть стратегического подхода в семейной психотерапии

5. Основные положения краткосрочной ориентированной на решение терапии (SFBT)

2 вариант

1. Какие основные направления выделяют в семейной терапии?

2. Основное отличие семейной терапии от других психотера-певтических направлений

3. Цель заданий, используемых в Школе Пало Алто

4. Основные шаги семейной системной психотерапии

5. Принципы семейной поведенческой терапии

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ.

  1. Семейная психотерапия, ее место и роль в профессиональной деятельности психолога.

  2. История развития психотерапевтической помощи семье за рубежом и в России.

  3. Современная семья и факторы нарушения ее функционирования.

  4. Жизненный цикл развития семьи, характеристика его этапов.

  5. Нормативные и ненормативные кризисы жизненного цикла развития семьи.

  6. Теория систем как концептуальная основа семейной психотерапии.

  7. Общие черты организации и проведения семейной психотерапии.

  8. Первичная семейная психодиагностика: локус жалобы, самодиагноз, проблема, запрос, особенности подтекста, поведение клиента.

  9. Методы семейной психотерапии.

  10. Методы изучения семейной истории.

  11. Психоаналитическая (психодинамическая) модель семейной психотерапии.

  12. Поведенческая модель семейной психотерапии.

  13. Системная модель семейной психотерапии.

  14. Семейная психотерапия, основанная на опыте.

  15. Трансгенерационная модель семейной психотерапии.

  16. Стратегическая семейная психотерапия.

  17. Коммуникативная семейная психотерапия.

  18. Постклассические направления семейной психотерапии.

  19. Семейная психотерапия и психокорекция семей, испытывающих трудности в построении супружеских отношений.

  20. Семейная психотерапия и психокоррекция, сфокусированная на проблемах ребенка дошкольного возраста.

  21. Семейная психотерапия и психокоррекция, сфокусированная на проблемах ребенка младшего школьного возраста.

  22. Семейная психотерапия и коррекция взаимоотношений родителей с подростками и юношами.

ПРИЛОЖЕНИЯ К УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

«СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СЕМЕЙНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ»

Варианты работы с сопротивлением в семейной терапии. (Зенгер А.В.)

Сопротивление семьи на психотерапевтическом приеме можно рассматривать как способ сохранения семьей своей автономии, установления приемлемых для себя границ, как попытку сохранения привычных стереотипов поведения, как способ уменьшения тревоги. Сопротивление уравновешивает готовность семьи включиться в терапию, сдерживает процесс изменения семейной структуры, делая его сбалансированным и приемлемым по скорости. Терапевту необходимо уважать сопротивление семьи, ее инерцию, как и свое собственное сопротивление, которое также играет в терапии немалую роль, придавая позиции терапевта устойчивость, постоянство, обеспечивая целостность терапевта. Такое уважение к сопротивлению, обеспечивающему необходимый уровень устойчивости, делает возможным и безопасным процесс перемен.

В начале терапии сопротивление терапевта проявляется в обозначении рамок терапии, создании условий для работы. Для этого терапевт говорит о своем праве приглашать консультанта, супервизора или ко-терапевта, определять порядок действий, решать вопрос о том, кто из членов семьи или семейного окружения должен присутствовать на встрече, назначать время и т.д., т.е. в целом задает правила работы. Таким образом, терапевт утверждается в роли лидера и предъявляет семье себя в своей целостности. Целостность терапевта означает, что он не нуждается в успешной работе с данной конкретной семьей, чтобы подтвердить самому себе свою компетентность. У него есть профессиональное сообщество, супервизор, ко-терапевт, его собственная семья, собственная жизнь, которая не хуже и не лучше жизни этой семьи. Такая позиция терапевта делает возможным как присоединение к семье, вовлечение в ее эмоциональную ситуацию, так и выход из нее.

Далее рассмотрим типичные ситуации сопротивления семьи и возможные действия терапевта в тех или иных условиях.

  1. Семья отрицает наличие потребности в терапии, просит совета, рекомендаций и т.д. Семья сомневается в необходимости терапии, в частности, возникают трудности с назначением даты второй встречи. Семья пытается передать ответственность за принятие решения о начале терапии терапевту, например, в том случае, когда семью прислал другой специалист.

    • Важным является уважение к способности семьи самостоятельно справляться со своими проблемами, а также признание за семьей права принятия решения о начале и продолжении терапии (не жертвуя при этом своим правом ставить условия и рамки для терапии). Можно рассказать семье о возможных способах решения их проблемы, о других методах и специалистах, которые могут им помочь, о трудностях терапии, похвалив их за то, что они не спешат принять столь ответственное решение, и не бросаются, сломя голову, в терапевтический процесс. Можно выразить уверенность, что они сами справятся с существующей проблемой, а если при этом у них возникнут трудности, то они смогут обратиться за помощью к вам или какому-то другому специалисту. Важно обрисовать все поле возможностей, и терапевтические услуги, которые вы им предлагаете, и при этом уважать их выбор и право отказаться или выбрать другого терапевта. Тем самым терапевт и за собой оставляет такое же право - отказаться от терапии, завершить ее, настаивать на структуре встреч, составе участников и т.д.

    • Терапевт не может принять решения за семью, но может помочь прояснить потребности каждого отдельного ее члена, оставив за ними ответственность принятия решения о начале терапии.

    • Можно предложить семье самой назначать дату следующей встречи. Таким образом, в значительной мере терапевт передает семье ответственность за терапию, ее результаты и меру активности. Это позволяет терапевту заметить степень своей включенности в систему семьи, напоминает ему о том, что он и члены семьи принадлежат к разным системам. У него появляется возможность со стороны посмотреть на всю ситуацию.

    • Если семье трудно принять решение относительно начала терапии и назвать дату второй встречи, терапевту важно поддержать их сомнения по поводу начала терапии, попутно прояснив разницу между разовой консультацией и собственно терапией. Обозначая данную встречу как разовую консультацию, и отдавая им «на дом» решение о начале терапии, терапевт завершает первичный контракт, освобождая и себя и семью от взаимных обязательств. Таким образом, семья сможет принять свое решение, будучи свободной от груза ответственности перед терапевтом. Кроме того, в этой ситуации ни у кого не возникает иллюзии, что терапия уже идет. В противном случае такое «виртуальное» прохождение терапии избавляет семью от необходимости принимать решение о включении в терапию реальную, а также от необходимости тем или иным способом искать решения своих проблем.

    1. Один из супругов считает терапию необходимой, а другой это отрицает, активно или пассивно сопротивляясь включению в разговор о своих переживаниях и отношениях с другими членами семьи.

    • Таким образом, семья приглашает терапевта включиться в их систему, встав на сторону одного из членов семьи. Беря на себя ответственность доказывать значимость и необходимость терапии, терапевт теряет свою нейтральность, независимость, и становится больше, чем семья заинтересован в результатах. Вместо этого можно предложить одному супругу убедить другого в том, что у них хорошие отношения, и что они сами могут решить любые возникшие между ними проблемы. Таким образом, терапевту не приходится доказывать ценность терапии, а у семьи появляется собственный реальный опыт для принятия того или иного решения относительно начала терапии.

    • Терапевту важно подчеркнуть свое принципиальное нежелание проникать в тайны семьи и подглядывать за ними, воспользовавшись откровенностью одного из членов семьи. Вместо этого, можно пригласить семью самостоятельно решать, какова должна быть мера ее открытости и глубина допуска терапевта внутрь семейных проблем. Терапевт может потребовать согласованной позиции членов семьи по данному вопросу. Это может стать темой домашнего задания - предложить активному и пассивному членам семьи договориться относительно того, что именно и насколько глубоко предъявлять для работы с терапевтом. Дать понять, что вы не будете использовать разговорчивость одного из членов семьи в ущерб другим.

    • Можно использовать техники, помогающие включиться пассивным членам семьи, такие как: циркулярное интервью, структурированные задания («все вместе постройте соломенную башню», «обсудите, как провести выходной день»). Использование метафоры (скульптура, рисунки и т.д.) позволяет снять избыточное напряжение и создать творческую атмосферу самовыражения.

    • Открытость терапевта, его личная эмоциональная вовлеченность в семью и в отношения с ко-терапевтом создает атмосферу поддержки и служит примером самовыражения для пассивных членов семьи.

    1. Семья пытается представить семейные проблемы как проблемы одного из своих членов, идентифицированного пациента (ИП), в роли которого, как правило, выступает ребенок.

    • Если взрослые настаивают на своей родительской роли, то они могут сопротивляться подчеркиванию их ролей как супругов. В таком случае можно вовлечь их в то, во что они готовы, расспросить их о трудностях родительства, о предпринимавшихся попытках справиться с проблемой и об их отчаянии. Постепенно можно вовлечь их в описание хронологии семейной жизни, помогая им и другим членам семьи научиться воспринимать их не только как родителей, но и как самостоятельных взрослых, вышедших из своих собственных родительских семей и имевших отношения друг с другом еще до появления на свет детей. Тем самым постепенно переносится центр тяжести с ИП на взаимоотношения супругов, реабилитируется их интерес друг к другу и им не надо обуславливать его заботой о состоянии ребенка.

    1. Семья выражает сомнения в компетентности терапевта, подчеркивает его молодость, недостаток опыта в разрешении существующих у данной семьи конкретных проблем, половую принадлежность, и т.д. Члены семьи задают терапевту вопросы о его личной жизни, его семье, интересуются, как он в своей жизни решает подобные проблемы.

    • Можно пригласить на встречу третье поколение - бабушек и дедушек. Вопрос о компетентности можно трактовать, как нерешительность семьи относительно передачи терапевту родительских полномочий, и тогда присутствие старшего поколения может дать семье молчаливое разрешение сделать терапевта объектом переноса.

    • Этой же цели может служить и приглашение специалиста, приславшего семью или предыдущего терапевта, в случае если семья или отдельные ее члены не в первый раз обращаются за психотерапевтической помощью. Если одновременно кто-то из членов семьи, например, ИП получает помощь от другого специалиста, в этом случае с ним необходим контакт, а возможно и его приглашение на встречу.

    • Работа с ко-терапевтом, приглашение консультанта позволяет терапевту ощущать свою связь с профессиональным сообществом; а прохождение терапевтом своей личной терапии и хорошие отношения в своей собственной семье избавляют терапевта от переживаний по поводу своей компетентности.

    1. Семья нарушает первичный контракт (например, пропускает встречу один из членов семьи или вся семья целиком).

    • В последнем случае великолепный ход предложен миланской группой (М.С.Палаццоли, Д.Пратта, Л.Босколо, Д.Чеччин) - проведение консультации без семьи с последующим сообщением семье результатов в письменной форме. Можно рассматривать их поступок как сигнал того, что семья готова закончить терапию, при этом важно уважать мнение семьи, сообщить ей, что сигнал принят и верно истолкован. Важно, однако, формально завершить контракт, обозначить границу терапии. Это можно осуществить, предложив им считать терапию законченной и пригласив их на последнюю встречу.

    • Описать значимость отсутствующего члена семьи для терапии, ограниченность затрагиваемого круга проблем и их проработки. Попросить членов семьи поставить пустой стул для отсутствующего, сделать очевидной в глазах всей семьи вовлеченность этого человека в те или иные проблемы семьи и его важность для их разрешения.

    • Если один из членов семьи звонит терапевту накануне встречи и сообщает, что кто-то из приглашенных терапевтом на эту встречу придти не сможет, лучше отменить встречу, предложив им выбрать удобный день, когда смогут собраться все.

    • Если же семья ставит терапевта перед фактом, приходя в неполном составе, можно отказать семье в консультации, взяв плату и предложив им придти всем вместе через неделю, подчеркивая тем самым важность недостающего члена семьи и свое право определять состав участников терапии. Важно подчеркнуть свою ограниченность, что вам не все равно, с кем работать, что вы зависимы от усилий самой семьи и готовы прекратить терапию, но не идти у нее на поводу. Здесь можно обговорить условия контракта, по которому вы отказываетесь принимать семью в другом составе. Как вариант - установить конечное число встреч в том или ином составе.

    1. Члены семьи могут игнорировать терапевта, включившись в бурное эмоциональное взаимодействие.

    • Терапевт может проинтерпретировать такое горячее взаимодействие как проявление глубокой привязанности и любви между членами семьи. Тем самым он напоминает семье о своем присутствии и определяет меру своего вовлечения во внутреннюю жизнь семьи.

    • Если подобная ситуация возникает постоянно, возможным является прерывание подобного взаимодействия с последующим введением (или без него) правила «все коммуникации на сеансе только через терапевта».

    • Наконец, можно задремать, выйти покурить, налить себе чаю, поговорить с ко-терапевтом, с целью поддержания своей профессиональной системы в то время, пока семья с жаром занимается своей.

    1. Свидетельством силы семьи и сигналом о ее готовности прекратить терапию может быть усиление сопротивления, проявляющееся в виде невыполнения домашних заданий, опозданий, пропусках или переносах встреч, сомнений в пользе и целесообразности продолжения терапии и т.д. Точно также и значительное снижение уровня сопротивления, получение удовольствия от самого факта встречи, независимо от ее содержательной части, разговор во время терапии о текущих делах, желание одного из членов семьи стать семейным терапевтом - все это показывает, что семья готова взять на себя ответственность за свою жизнь и закончить терапию.

    • Как говорил герой одного из популярнейших отечественных телефильмов, важно правильно войти в ситуацию, но еще важнее правильно из нее выйти. Если налицо все признаки того, что семья готова прекратить терапию, нет смысла ее удерживать. Даже напротив, проявление терапевтом инициативы в этом вопросе, создает условия для мирного проживания сепарации, без чувства вины со стороны клиентов и опустошения гнезда терапевтов.

Вывод: ясно обозначенное сопротивление терапевта уравновешивает сопротивление семьи, делая его нормальной частью терапевтических взаимоотношений.

Избранные техники семейной реконструкции. (Бебчук М.А., Дианова О.В.)

Эти техники, как и другие, используемые при семейной реконструкции, способствуют структурированию семейной истории, исследованию семейных мифов и правил, самоидентификации клиента как члена семьи, преодолению эмоциональных разрывов, и тем самым обретению мощного ресурса в собственной семейной истории.

1. «Семейная поваренная книга».

В большинстве культур существует почтительное, религиозное отношение к пище. Охотники наделяли и наделяют сакральными функциями тушу убитого зверя, скотоводы - мясо домашнего животного, а земледельцы - основные сельскохозяйственные продукты. Мусульманские народы приравнивают пищу к Корану: клятва на ней считается такой же прочной, как и клятва, данная на Коране. Не разрешается наступать на пищу, переступать через нее, выливать или выбрасывать. В Средней полосе России, наиболее сакральным продуктом считался хлеб. Он как бы вмещал в себя счастье и благополучие дома или семьи.

Совместное принятие пищи (трапеза, застолье, воскресный обед, ежедневный ужин и т.д.) кроме утилитарной функции выполняет еще и социально-психологические, обрастая в каждой культуре, и в частности в культуре каждой семьи, своей историей. своими неповторимыми традициями, ритуалами, гласными и негласными правилами. Они затрагивают как форму принятия пищи (время, место, порядок рассаживания за столом, оживленная беседа или безмолвие во время еды и т.д.), так и ее(пищи) «содержание» (меню, количество и последовательность блюд и спиртных напитков, кулинарные предпочтения и запреты).

В связи с этим, идея использования кулинарных традиций в качестве материала для семейной реконструкции нам показалась достаточно универсальной и технически исполнимой.

На первом, подготовительном этапе семейной реконструкции (характеристики этапов см.№4, 2001) клиенту предлагается вспомнить несколько блюд, имеющих особое значение для его семьи. Это могут быть наиболее традиционные рецепты, т.е. те, по которым в семье готовят почти каждый день, или праздничные рецепты, используемые только в особо торжественных случаях. Это могут быть «фирменные блюда» кого-то из членов семьи (например, бабушкины блинчики с творогом или тетушкин салат из кальмаров). Клиент не ограничен в выборе. Более того, то, какие именно рецепты он приносит, дает определенные возможности для интерпретации или, по крайней мере, для предварительной гипотезы.

Так, например, если девушка, грузинка, родившаяся и выросшая в Москве, рассказывает о бабушкиных хачапури, сациви тети Тамары и дедушкином вине, скорее всего, она очень уважительно относится к своему роду и чтит семейные традиции и национальный уклад, даже находясь внутри другой культуры.

Или немолодой мужчина, с ностальгией рассказывающий о борщах, домашних пельменях и расстегаях, которые готовила его покойная мама, возможно, не слишком доволен своим браком, хотел бы получать от жены больше внимания, заботы и тепла.

Сбор рецептов в большинстве случаев предполагает необходимость контакта с родственниками, порой даже с теми, кого не видел несколько лет. Иногда он оказывается поводом для восстановления связи, помогает клиенту почувствовать свою принадлежность к роду, клану и взять частицу его силы.

Таким образом, на первом этапе работы по семейной реконструкции сбор рецептов способствует погружению в семейную историю и семейную реальность, формирует состояние «охваченности» ею, заставляет задуматься о семейных традициях и отношениях. Постепенно происходит кристаллизация запроса. При этом вовсе не обязательно, чтобы к концу первого этапа запрос был полностью и окончательно сформирован.
Работа по прояснению и уточнению запроса продолжается на втором этапе, когда «поваренная книга» приносится в группу. Обычно обсуждение семейных рецептов происходит в атмосфере всеобщей включенности и интереса: кто-то переспрашивает, какие компоненты используются для приготовления какого-то блюда, в какой последовательности что делается. Многие записывают. У некоторых прямо-таки «текут слюнки».
Задача терапевта на этом этапе состоит в прояснении запроса. Для этого используются следующие вопросы:

1. Что значит для Вас это блюдо и какое место в Вашей жизни занимает его автор?

2. Для кого обычно готовилось это блюдо? Кто любил его больше всего? Кто терпеть не мог?

3. Какой дух, какое настроение связаны с этим блюдом? Есть ли сейчас в Вашей жизни или в жизни Вашей семьи этот дух?

4. Какие отношения связывают тех, чьи блюда вошли в Вашу поваренную книгу? Как это символически отражается в выбранных Вами рецептах?

5. Есть ли в Вашей семье утраченные рецепты? Что это значит для Вас?

6. Какие чувства вызывают у Вас воспоминания о рецептах Вашей семьи? Что это значит для Вас?

Рассказ о семейных рецептах создает в группе атмосферу безопасности, интереса и поддержки, что значительно снижает уровень сопротивления клиента. Сознание того, что ценно и любимо в своей семье, интересно и значимо для других людей, придает уверенность и силу.

В ходе этой работы актуализируются чувства гордости, тепла, любви и благодарности к своей семье, принятие ее истории и реальности. Все это активизирует внутренние ресурсы клиента, помогает ему опереться на существующие в семье ресурсы. Описывая во всех подробностях семейную кулинарию, клиент все глубже погружается в семейную реальность и «разогревается» для дальнейшей работы.

На третьем этапе реконструкции происходит интеграция личного и семейного опыта клиента. При работе с семейными рецептами могут быть использованы такие техники заключительного этапа, как семейная расстановка, образы-воспоминания, психодраматическое проживание сцены, эпизода истории («семья за обеденным столом»), метафорическое, символическое выражение семьи в виде любимых блюд членов семьи, системно-структурная расстановка.

Все эти техники позволяют провести терапевтическую интервенцию с целью разрушения дисфункциональных треугольников, коалиций и феномена «сплетенности», преодоления эмоциональных разрывов, позитивного переформулирования семейной истории, перераспределения акцентов и энергии, освобождения семейных ресурсов.

На учебных семинарах мы используем системно-структурную расстановку в качестве демонстрации одной из возможных техник работы с семейной «поваренной книгой» на третьем этапе семейной реконструкции.

Клиентам (или участникам образовательной программы) предлагается выбрать людей из группы на роли авторских блюд их родственников и «сервировать» ими «стол» - рабочее пространство. В ходе работы системно-структурной расстановкой становятся очевидны «слепые пятна» семейных историй, дисфункциональные связи и семейные коалиции, эмоциональные разрывы и болевые точки. В результате удается найти оптимальный способ «сервировки», при котором «блюда» занимают подобающее им место.

2. «Семейные реликвии».

В качестве семейных реликвий могут выступать самые различные вещи: фамильные драгоценности, часы, ордена, медали, боевое оружие, документы, посуда, предметы быта, книги, дневники, письма, открытки, игрушки, срезанные детские локоны, браслеты из род/дома и многое другое. Это любая вещь, доставшаяся нам от предков и хранящая память о них.

Как правило, в семьях хранятся вещи, связанные с наиболее важными, значимыми фигурами семейной истории. Соприкосновение с ними дает клиенту ощущение опоры, надежного тыла, что, как известно, является хорошим ресурсом

На первом подготовительном этапе семейной реконструкции клиенту предлагается подобрать одну или несколько семейных реликвий, наиболее значимых для него сейчас или связанных с наиболее значимыми для него фигурами.

Это не простая задача.

Во-первых, большинство российских семей очень бережно относятся к старым вещам, которые, даже перестав быть нужными, еще много лет хранятся на антресолях. Сделать выбор из такого многообразия очень сложно. Возможна и обратная ситуация, когда семья переезжая на новое место жительства или качуя с места на место (что в истории нашей страны не было редкостью), берет с собой лишь минимум вещей, необходимых для жизни. И тогда все напоминания о прошлом остаются в этом самом прошлом.

Во-вторых, подчас реликвии оказываются или слишком громоздкими (бабушкин буфет или прабабушкин сундук), или слишком хрупкими (фарфор, старинные книги), или слишком ценными (бриллиантовая диадема). И тогда почти не реально показать эту вещь группе.
В-третьих, реликвии могут быть весьма интимного свойства (любовные письма, предметы туалета и т.п.), и представление их публике также нежелательно.

Однако трудности эти преодолимы, и на первом этапе работы с реликвиями происходит погружение в семейную историю, мифы и традиции. Клиент собирает информацию у родственников о хранящихся в семье вещах и их первых хозяевах, размышляет о предках и их роли в его судьбе. Все это помогает формированию запроса.

Как уже отмечалось ранее, работа по прояснению и уточнению запроса продолжается на втором этапе, когда отобранные реликвии приносятся в группу. Как правило, рассматривание реликвий и рассказ о них создают в группе атмосферу благоговейного трепета и уважения, что, безусловно, благотворно сказывается на состоянии клиента, наполняя его гордостью и уважением к собственным корням.

Задача терапевта на этом этапе состоит в прояснении запроса. Для этого используются следующие вопросы:

1. Чья это вещь? Что значит этот человек в Вашей судьбе и для Вашей семьи?

2. У кого хранится эта вещь? Как с ней обращаются? Принято ли демонстрировать ее гостям?
3. Какие мысли и чувства рождает в Вас соприкосновение с этой вещью? Какие воспоминания навевает?

4. Знаете ли Вы историю этой вещи и ее обладателя достаточно полно или эта история полна загадок и тайн, «белых пятен»?

5. Если Вы являетесь хранителем этой вещи, то кому и когда Вы передатите ее для дальнейшего хранения? Зачем? Как бы Вы хотели, чтобы с ней обращались?

Все глубже погружаясь в контакт с «материальным свидетельством» семейной истории, ощущая интерес и поддержку группы, клиент испытывает все меньше тревоги и все больше чувствует уверенность в своих силах. На этом этапе запускается процесс примирения и принятия своих корней такими, каковы они есть. Постепенно формируется готовность к терапевтической интервенции третьего этапа.

В качестве техник работы на заключительном третьем этапе могут быть использованы такие техники, как семейная расстановка, семейная скульптура, образы-воспоминания, психодраматическое проживание сцены или эпизода истории, системно-структурная расстановка.

Таким образом, мы описали более подробно два из целого ряда вариантов, используемых в работе по семейной реконструкции.

В заключении хочется отметить, что подобная работа является не только эффективным способом переработки семейной истории, но и увлекательнейшим процессом, дающим практически неограниченное пространство для творческой активности и терапевту, и клиенту.

1

Смотреть полностью


Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс дисциплины «психологическое консультирование» для студентов психологического факультета Специальность 031900, квалификация специалиста

    Учебно-методический комплекс
    Настоящая программа, разработана для студентов факультета «Специальная психология и специальная педагогика», изучающих курс «Психологическое консультирование».
  2. Учебно-методический комплекс дисциплины основы арттерапии для студентов психологического факультета Специальность 031900, квалификация специалиста

    Учебно-методический комплекс
    Программа курса «Основы арттерапии» соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Специальная психология», утвержденного в 2 г.
  3. Комплекс дисциплины методы психологической коррекции 031900 Специальная психология

    Учебно-методический комплекс
    Цель: теоретическая подготовка студентов с области методов психологической коррекции с учетом применения полученных знаний в своей бедующей профессиональной деятельности
  4. Издательская программа 300 лучших учебников для высшей школы в честь 300-летия Санкт-Петербурга осуществляется при поддержке Министерства образования РФ (2)

    Программа
    Книга представляет собой первый опыт написания учебного пособия по дисциплине «Методика преподавания психологии», в котором охватываются все основные темы курса.
  5. Издательская программа 300 лучших учебников для высшей школы в честь 300-летия Санкт-Петербурга осуществляется при поддержке Министерства образования РФ (3)

    Программа
    Книга представляет собой первый опыт написания учебного пособия по дисциплине «Методика преподавания психологии», в котором охватываются все основные темы курса.

Другие похожие документы..