Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Конкурс'
Оргкомитет берет на себя обязательства провести экспертизу и оценку представленных на конкурс материалов, определить номинантов и победителей, подгот...полностью>>
'Урок'
Компьютер - это универсальная техническая система, способная четко выполнять последовательность операций определенной программы. Персональным компьют...полностью>>
'Документ'
В 2 - 2003 годах происходил рост суммарных тиражей книг, попадающих на Российский рынок. Суммарный тираж импортируемых книг, в 2 - 2002 годах не превы...полностью>>
'Лекция'
Основной задачей м-ведения явл. экспериментальное изучение зависимостей физических свойств мат-лов от структуры мат-лов, фазового состава, особенносте...полностью>>

Главная > Методические указания

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ

Забайкальский аграрный институт-филиал ФГОУ ВПО «Иркутская государственная сельскохозяйственная академия»

Технологический факультет

Кафедра животноводства

ПТИЦЕВОДСТВО

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

И ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Для студентов-заочников

специальности 110401 — «Зоотехния»

квалификация - зооинженер

Чита 2009

УДК: 636.5 (075)

Птицеводство. Методические указания по изучению дисциплины и зада­ния для контрольной работы /Забайкальский аграрный институт – филиал «Иркутская государственная сельскохозяйственная академия»

Составитель: к.с.-х.н., доцент кафедры животноводства ЗабАИ

А.М. Венгеров

Сост. Венгеров А.М., Чита 2009 - 22 с. Предназначены для студентов 5 курса по специальности 110401 «Зоотехния». Утверждены методической комиссией технологического факультета 04.06.09 г., протокол № 8.

Рецензенты: доктор с-х.н., профессор кафедры животноводства ЗабАИ Ц-Д. Р. Батожаргалов, к.с-х.н., доцент кафедры технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции ЗабАИ В.В. Цыренова.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Птицеводство является одной из высокотехнологичных и быстро-развивающихся отраслей животноводства. Ведение птицеводства на должном уровне требует подготовки квалифицированных специалистов, досконально знающих производство яиц и мяса птицы, умеющих решать сложные организационные и технологические вопросы.

Производство диетических высокоценных продуктов питания и технологического сырья предопределяет значимость птицеводческой отрасли в народном хозяйстве. Наиболее важным, биологически обусловленным признаком, присущим сельскохозяйственной птице, является высокая оплата корма продукцией. На получение 1 кг яичной массы затрачивается всего 2 кг корма, а на прирост 1 кг живой массы тела бройлеров – 2 кг корма. Интенсивное птицеводство обуславливает усиление специализации используемых пород и породных групп птицы, зачастую в ущерб существующему генофонду.

Большое значение имеют вопросы сохранения генетического разнообразия и генофонда птицы. Эту задачу успешно выполняют коллекционные хозяйства (фермы), где можно сохранять малочисленные породы и популяции птицы разных видов. В этой связи, зооинженеры должны хорошо разбираться в вопросах воспроизводства стада, методах разведения птицы, инкубации яиц, выращивания здорового ремонтного молодняка различных пород, линий и кроссов.

При подготовке специалистов широкого профиля в качестве основных тем для самостоятельного изучения предлагаются следующие:

  1. Организация племенной работы в птицеводстве.

  2. Методы разведения сельскохозяйственной птицы.

  3. Отбор и определение племенной ценности птицы.

  4. Породы и породные группы, кроссы.

  5. Продуктивные и воспроизводительные качества: яйценоскость, мясная продуктивность, инкубация яиц и выращивание ремонтного молодняка.

  6. Организация труда и технология производства продуктов птицеводства.

При подготовке зооинженеров для работы на птицефабриках следует учитывать специфику птицеводческой отрасли, необходимости дальнейшей специализации подготовленных кадров для работы на различных предприятиях, в том числе фермерских и любительских хозяйствах. Методические рекомендации для студентов-заочников разработаны с учетом последних требований для успешного освоения курса «Птицеводство».

Раздел 1. ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

    1. Цели и задачи курса

Методические указания подготовлены в соответствии с программой дисциплины «Птицеводство» для высших сельскохозяйственных учебных заведений по специальности 110401—«Зоотехния» и Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования предусмотрено изучение дисциплины «Птицеводство» на V курсе в объеме 295 часов, в том числе на аудиторных занятиях с помощью преподавателя — 48 часов.

Птицеводство — отрасль животноводства, дающая высоко­питательные продукты с наименьшими затратами труда и ма­териальных ресурсов. В последние годы она развивается пу­тем концентрации, специализации и интенсификации на базе кооперирования птицефабрик, колхозных и совхозных ферм. Увеличение производства яиц и мяса птицы связано не толь­ко с увеличением поголовья птицы, но и с повышением ее про­дуктивности, с уменьшением затрат труда и кормов на едини­цу продукции. Поэтому студент должен знать особенности птицеводства как наиболее скороспелой, динамичной и эффек­тивной отрасли.

Главными факторами, обеспечивающими уве­личение производства продуктов птицеводства, являются кон­центрация и специализация производства, переход на исполь­зование гибридной птицы, широкое использование интенсив­ных методов выращивания и содержания птицы. Поэтому при изучении курса «Птицеводство» студент должен знать эти факторы интенсифи­кации производства и владеть знаниями по селекции, кормле­нию и технологии содержания сельскохозяйственной птицы. Освоение данного курса требует определенных знаний изучаемых ранее дис­циплин: анатомии и физиологии, разведения и кормления сельскохозяйственных животных, зоогигиены и основ ветеринарии.

При освоении курса рекомендуется ознакомиться с рабо­той птицеводческого предприятия (птицефабрики, племенного хозяйства, инкубаторно-птицеводческой станции) по месту жительства студента. Знания, полученные при самостоятельном изучении курса, закрепляются на лабораторно-экзаменационной сессии в ин­ституте. В период сессии студенты слушают лекции и выпол­няют лабораторные работы, а в конце сессии сдают экзамен. По дисциплине студент выполняет одну контрольную ра­боту.

1.2 Распределение учебной нагрузки для изучения дисциплины

Для лучшего усвоения курса целесообразно весь матери­ал разделить на разделы с примерным распределением времени для изучения каждого раздела. Все эти разделы следует изучать, используя учебную ли­тературу, другие материалы, которые освещают достижения науки и передовой опыт, материалы данного хозяйства, где работает студент при наличии в нем отрасли птицеводства. По вопросам, которые возникают в процессе изучения курса и при выполнении контрольной работы, можно обра­щаться за консультациями на кафедру института или в дека­нат факультета.

Примерное распределение часов для изучения дисциплины

п/п

Тема занятий

лк.

лб/пр.

зан.

сам

раб.

всего

часов

1

2

3

4

5

6

1.

История птицеводства. Происхождение и одомашнивание птицы. Биологические особенности птицы разных видов

2.

Конституция и экстерьер сельскохозяйс-твенной птицы. Продуктивные качества птицы и продукция птицеводства

2

10

30

42

3

Породы сельскохозяйственной птицы. Мето-ды разведения различных видов птицы.

2

2

30

34

4

Племенное дело в птицеводстве. Линейное разведение. Кроссы линий, выращивание ги-бридной птицы. ГПЗ и ПР 1 и 2-гопорядка

3

-

20

23

5

Инкубация яиц, режимы инкубации, гигиена вывода суточного молодняка

4

6

40

50

6.

Выращивание ремонтного молодняка. Технология содержания сельскохозяйст-венной птицы

7.

Кормление сельскохозяйственной птицы.

8.

Технология производства яиц

3

4

30

37

9.

Технология производства мяса птицы

3

2

20

25

10.

Контрольная работа

-

-

27

27

Итого:

20

28

247

295

Основная литература:

1. Кочиш И.И., Петраш М.Г.,Смирнов С.Б. Птицеводство/ М.: «КолосС», 2003.- 407 с.

2. Кочиш И.И., Сидоренко Л.И., Щербаков В.И. Биология сельскохозяйственной птицы./ М.: «КолосС», 2005.- 203 с.

3.Киселев Л.Ю., Фатеев В.Н. Породы, линии и кроссы сельскохозяйственной птицы./ М.: «КолосС», 2005.- 112 с.

4. Фисин В.И. Промышленное птицеводство. М.: Колос издательство,1991

5. Пигарев Н.В., Бондарев Э.И., Раецкий А.В. Практикум по птицеводству и технологии производства яиц и мяса птицы. М.: Колос, 1996

3. Сметнев С.И. Птицеводство: Учебник – М.: Колос, 1978

Дополнительная литература:

1. Пигарев Н.В. Практикум по птицеводству. М.: Колос, 1981.

2. Заболецкий А.А. Справочник птицеводства. М.: Моск. раб., 1978.

3.Третьяков Н.П., Бессарабов. Переработка продуктов птицеводства. М.: Агропромиздат, 1985.

Раздел 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ СОДЕРЖАНИЯ ТЕМ И РАЗДЕЛОВ

2.1 Происхождение и биологические особенности птицы

В первом разделе темы студент изучает вопросы о происхождении домашней птицы, истории развития и становления птицеводства. Следует ознакомиться с материалами о предках кур, индеек, гусей, уток и других видов птицы, эволюции сельскохозяйственной птицы, в том числе и на территории современной России. Необходимо отметить изменения, произошедшие с птицей за исторический отрезок ее одомашнивания. Большой интерес у студента должны вызвать вопросы о биологических особенностях птицы. Особенно те из них, которые влияют на кормление, поение, содержание и уход за различными видами птицы. Вызывает интерес обмен веществ, размножение, скороспелость и продуктивность птицы, ее линька и восстановление продуктивных качеств.

Вопросы для самопроверки

1. Назовите предков домашних кур, индеек, уток и гусей. Где и когда они были одомашнены?

2. Назовите отличительные особенности домашней сельскохо­зяйственной птицы и ее диких сородичей

3. Охарактеризуйте некоторые биологические особенности птицы разных видов

4. В чем выражается половой диморфизм у кур, индеек, уток и гусей?

2.2 Экстерьер и конституция.

Продуктивные качества птицы

Данная тема имеет большое значение для понимания продуктивных качеств сельскохозяйственной птицы. Студент должен усвоить материалы по классификации типов конституции П.Н. Кулешова, М.Ф. Иванова и дать им определение. Следует иметь ввиду, что конституциональные особенности и экстерьер напрямую определяют характер продуктивности птицы. Поэтому студенту следует изучить методы оценки экстерьера различных видов птицы и научиться делать измерения статей тела и вычислять индексы телосложения.

Экстерьер и конституцию птицы следует рассматривать в неразрывной связи с происхождением птицы, условиями жиз­ни и направлением продуктивности. Необходимо выяснить значение экстерьера, интерьера и конституции для характеристики продуктивных качеств пти­цы (яичного и мясного типов). Следует научиться определять недостатки экстерьера при браковке птиц, по внешним признакам в произ­водственных условиях судить о здоровье, принадлежности к породе и о продуктивных качествах птицы. Научиться определять скорость роста сельскохозяйственной птицы по видам, половую зрелость и начало яйце­кладки в зависимости от условий содержания, наследования продуктивных качеств и их повышения у птиц. Уметь использовать признаки экстерьера для определения пола и возраста птицы. Характеристику экстерьерных данных следует начать с описания головы, затем шеи, туловища, крыльев, ног, клюва, ушных мочек и кожи.

Продуктивные качества сельскохозяйственной птицы тесно свя­заны с ее биологическими особенностями, которые заключа­ются в скороспелости, плодовитости, высокой оплаты корма продукцией. Для сравнения можно сопоставить продуктивные качества птицы и других видов сельскохозяйственных живот­ных.

Яйценоскость определяется количеством снесенных яиц и их массой. Как составляющую яичной продуктивности следу­ет рассматривать половую зрелость кур, индеек, уток и гусей. Важно понять, что такое динамика яйценоскости, ее циклы, интервалы. Какие факторы влияют на яичную продуктивность и понять яйценоскость птицы как проявление воспроизводительной функции. Нужно четко представлять себе значение яйца как пищевого продукта.

Мясная продуктивность. Важно четко усвоить, чем обус­ловлены сроки убоя молодняка разных видов сельскохозяй­ственной птицы. Какими факторами определяется проявле­ние мясных качеств птицы. Особенности воспроизводительных качеств кур, индеек, уток и гусей. К сопутствующей продуктивности сельскохозяйственной птицы следует отнести пух, перо и помет. Нужно пояснить, как используется в народном хозяйстве эта продукция. К важнейшим: продуктивным качествам сельскохозяйствен­ной птицы относится оплата корма продукцией. Необходимо четко представлять, как влияет оплата корма продукцией на себестоимость и рентабельность производства продукции пти­цеводства.

Вопросы для самопроверки:

  1. Назовите типы конституции для птицы

  2. В чем суть оценки экстерьера птицы и показателей статей тела?

  3. Назовите основные промеры статей тела птицы и как они измеряются.

  4. Зачем определяют индексы телосложения у птицы?

5. Охарактеризуйте яичную продуктивность сельскохо­зяйственной птицы.

6. Назовите примерные сроки половой зрелости кур, ин­деек, уток и гусей.

7.Значение яйца как пищевого продукта.

  1. Дайте понятие мясной продуктивности птицы.

  2. Чем обусловлены сроки убоя на мясо цыплят, индю­шат, утят и гусят?

  3. Какие продукты птицеводства относятся к сопутству­ющим, и как они используются в народном хозяйстве?

  4. Какое вли­яние на себестоимость яиц и мяса птицы оказывает конверсия корма?

  5. Какая существует связь между экстерьером, интерье­ром и продуктивностью птицы?

  6. Чем отличаются конституция и экстерьер кур яичных и мясных пород? Как они используются в практической рабо­те при оценке птиц по внешним признакам?

14. Каков химический состав птичьего мяса и яиц?

15. Что понимается под продуктивными качествами сель­скохозяйственной птицы?

2.3 Породы и кроссы сельскохозяйственной птицы.

Породообразование в птицеводстве

Освоение данной темы следует начать с классификации пород и породных групп, линий и кроссов всех изучаемых видов птицы. При изучении материала по данной теме следует ознако­миться с изменениями пород и породных групп под влиянием внешних условий. Понять значение отбора и подбора производителей; усвоить вопросы происхождения домашних кур, уток, гусей и индеек; уяснить роль человека в изменении наследственной природы организма птицы, улучшении существующих и создании новых вы­сокопродуктивных пород и кроссов.

Следует изучить биологические и хозяйственные особенности каждой породы и кросса, которые разводятся в вашем хозяйстве. Необходимо ознакомиться с основными породами и пород­ными группами кур яичного, мясного и мясояичного направ­ления, а также с породами уток, гусей, индеек и цесарок. Следует иметь в виду, что изучение пород птицы может быть бо­лее успешным, если оно ведется по определенному плану. Ре­комендуется следующий план изучения: время, место и усло­вия образования породы; происхождение и метод выведения породы; характеристика ее экстерьера и хозяйственные ка­чества (живая масса, продуктивность, масса яиц) и т. д. Учитывая, что современное птицеводство использует гиб­ридную птицу, полученную в результате скрещивания специ­ализированных линий, необходимо знать характеристику ос­новных кроссов птицы. При изучении этого раздела желательно посетить коллекционные фермы, где проходят смотры по­род и кроссов птицы.

Вопросы для самопроверки:

  1. Какие виды сельскохозяйственной птицы разводятся в Вашем хозяйстве, крае?

  2. Назовите породы кур с учетом направления продуктив­ности (яйценоские, мясные, мясо-яичные).

  3. Перечислите кроссы кур, уток, индеек.

  4. Каково значение сохранения генофонда сельскохозяйственной птицы для развития птицеводства.

  5. Дайте определение породы, линии, кросса, явления гетерозиса в птицеводстве.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методические указания по изучению дисциплины и задания для выполнения (2)

    Методические указания
    Криминология: Методические указания /Белорусская государственная сельскохозяйственная академия; Сост. А. Н. П о л о с у х и н А. В. Л а п е з а. Горки, 2005.
  2. Методические указания по изучению дисциплины и задание для контрольной работы для студентов-заочников

    Методические указания
    Рецензенты: доцент, декан технологического факультета Забайкальского аграрного института, к.с.-х.н. Ладугина Л.А., доцент кафедры ветеринарной медицины, к.
  3. Методические указания по изучению дисциплины и задания для контрольной работы для студентов-заочников (2)

    Методические указания
    Административное право: Методические указания /Белорусская государственная сельскохозяйственная академия; Сост. А. Н. П о л о- с у х и н, А. В. Л а п е з а.
  4. Методические указания по изучению дисциплины и задания для выполнения (1)

    Методические указания
    Стратегический менеджмент в АПК: Методические указания/Белорусская государственная сельскохозяйственная академия; Сост. В. Н. Р е д ь к о. Горки, 2006.
  5. Методические указания по изучению дисциплины и задание для контрольной и курсовой работы Студентам-заочникам по специальности

    Методические указания
    Методические указания для выполнения контрольных и курсовых работ, по акушерству, гинекологии и биотехники размножения животных, для студентов заочного образования по специальности 310800 – “Ветеринария” /Приморская государственная

Другие похожие документы..