Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Предлагаем Вам обсудить перечисленный круг вопросов на нашей конференции. Каждый из них требует системного подхода и привлечения всего спектра доступ...полностью>>
'Урок'
- какими качествами как профессионал должен обладать учитель-практикант и что ему необходимо для того, чтобы усовершенствоваться в своей будущей проф...полностью>>
'Сказка'
1. "Сказки о царе Салтане" 2. "Сказки о золотом петушке" (+) 3. "Сказки о попе и работнике его Балде" 4. "Сказки о...полностью>>
'Лекции'
8. Практикум по культуре речевого общения первого иностранного языка зач. 4 семестр 1. Философия 0 4 к....полностью>>

Главная > Пояснительная записка

Сохрани ссылку в одной из сетей:

муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 25

«Рассмотрено» «Утверждаю»

на заседании МО Директор, председатель

учителей математики научно-методического

и информатики совета школы

протокол №___от__.__.2010 г. ___________/Петрачкова Т.И./

Председатель МО: протокол №_______________

____________/Данилова Е.Н./ «____»_______________2010 г.

« Информатика и ИКТ»

модифицированная программа (бюджет).

10 класс(программисты), 140 часов

Составлена учителем информатики

Турганововой Ниной Васильевной

14 разряд

Томск - 2010 год

Пояснительная записка

Программа «Информатика и ИКТ» составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, комплексных образовательных программ «Школьный университет». Рабочая программа соответствует государственным требованиям к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников общеобразовательных школ.

Курс по информатике включается в школьный компонент учебного плана и является обязательным предметом для учащихся 10 класса. Курс включает в себя практическое освоение принципов работы с инструментальными средствами автоматизации в приложениях Microsoft Word, MS EXCEL, MS ACCESS и CorelDRAW.

Курс «Арифметические и логические основы построения компьютера» предназначен для учеников10 класса.

Преподавание дисциплины осуществляется в едином комплексе дисциплин учебного плана и ведется в тесной взаимосвязи с другими дисциплинами информационно- технологического профиля.

Цели изучения курса:

  1. Сформировать технологическое отношение обучающегося к окружающему миру;

  2. Научить его представлению чисел в различных системах счисления и переводу числа из одной системы в другую;

  3. Заложить основные понятия формальной логики и булевой алгебры, научить способам минимизации логических выражений;

Увязать понятия булевой алгебры и принципы построения логических схем, лежащих в основе элементарной базы компьютера.

Основной задачей изучения курса является приобретение учащимися теоретических основ в области представления числовой и логической информации и ее основополагающей роли в устройстве компьютера, а также практических навыков работы с такого рода информацией.

Курс «Объектно-ориентированное программирование в среде Delphi» включается в школьный компонент учебного плана. Умение выделять актуальные проблемы и решать их оптимальным способом средствами Windows-приложений является важным условием образовательной компетентности учащихся. Курс служит средством внутрипрофильной специализации в области новых информационных технологий, что способствует созданию дополнительных условий для проявления индивидуальных образовательных интересов учащихся.

Проникновение компьютерных технологий во все сферы современного общества (гуманитарную, естественнонаучную, социальную, экономическую и др.) позволяет использовать знания, выработанные при освоении курса «Объектно-ориентированное программирование в среде Delphi», практически во всех образовательных областях старшей школы.

Концепция курса

Основа курса — практическая и продуктивная направленность занятий, способствующая позитивному изменению индивидуально-личностных качеств учащихся. Одна из целей обучения работе в среде Delphi заключается в предоставлении школьникам возможности личностного самовыражения и самореализации в программных продуктах, созданных в этой среде. Достижение цели становится возможным при создании личностно значимой для учащихся образовательной продукции в рамках программирования Windows-приложений.

Реализация творческих замыслов учеников осуществляется поэтапно:

на первом этапе создаются простейшие Windows-приложения;

на втором этапе уделяется особое внимание объектно-ориентированным принципам работы с компонентами ОС Windows посредством среды Delphi. Рассказывается о работе с некоторыми классами языка Object Pascal;

на третьем этапе создаются приложения для работы с Windows-графикой.

Освоение знаний и способов создания Windows-приложений осуществляется в процессе их разработки на близкие учащимся темы. Такой подход гарантирует дальнюю мотивацию и высокую результативность обучения.

Общепедагогическая направленность занятий — сопряжение индивидуальных и социальных аспектов обучения по отношению к компьютерным технологиям. Знания, умения и способы создания Windows-приложений являются элементами информационной компетенции — одной из ключевых компетенций современной школы. Умение создавать Windows-приложения для требуемых задач — необходимое условие подготовки современных школьников. Особая роль отводится широко представленной в курсе системе рефлексивных заданий. Освоение рефлексии направлено на осознание учащимися того важного обстоятельства, что наряду с разрабатываемыми ими Windows-приложениями рождается внутренний образовательный продукт: освоенные способы действий в Windows-программировании. Именно этот образовательный продукт станет базой для творческого самовыражения учащихся в форме Windows-приложений.

Цели изучения курса:

сформировать у школьников целостное представление о разработке Windows-приложений с помощью объектно-ориентированных подходов в программировании;

реализовать способности учащихся в ходе создания различных Windows-приложений;

сформировать элементы информационной компетенции по отношению к знаниям, умениям и опыту создания Windows-приложений с использованием объектно-ориентированных технологий.

Задачи курса:

понять принципы объектно-ориентированного подхода к составлению алгоритмов и программ, значение объектно-ориентированного программирования в современном множестве информационных технологий;

овладеть базовыми понятиями объектно-ориентированного программирования и применять их при создании Windows-приложений;

приобрести навыки разработки Windows-приложений в визуальной среде программирования Delphi.

Курс «Flash: графика, анимация и элементы программирования» предназначен для учеников 10 классов, обучающихся по программе профильного обучения. Рабочая программа составлена с учетом требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников общеобразовательных школ.

Преподавание дисциплины осуществляется в едином комплексе дисциплин учебного плана и ведется в тесной взаимосвязи с другими дисциплинами информационно- технологического профиля.

Концепция курса

Основа курса — практическая и продуктивная направленность занятий, способствующая обогащению эмоционального, интеллектуального, смыслотворческого опыта учащихся. Одна из целей обучения информатике заключается в предоставлении школьникам возможности личностного самоопределения и самореализации по отношению к стремительно развивающимся информационным технологиям и ресурсам. Достижение этой цели становится возможным при создании личностно значимой для учащихся образовательной продукции в рамках создания flash-фильмов.

Реализация творческих замыслов учащихся осуществляется поэтапно:

  • на первом этапе создаются простейшие flash-фильмы;

  • на втором этапе изучаются «нетрадиционные» способы создания фильмов;

  • на третьем этапе особое внимание уделяется организации рациональной деятельности учащегося во время создания flash-документа.

Освоение методов (приёмов) и способов работы с графикой и анимацией осуществляется в процессе разработки роликов на близкие учащимся темы. Такой подход гарантирует дальнюю мотивацию и высокую результативность обучения.

Цели изучения курса:

Основными целями курса являются:

  • овладеть системой базовых знаний теоретических основ современных информационных технологий;

  • понять общие принципы работы с приложениями операционной системы Windows;

  • знать назначение и возможности графических и анимационных пакетов;

  • научиться эффективно использовать соответствующие аппаратное и программное обеспечения компьютера;

  • приобрести навыки работы с приложениями, предназначенными для создания графических и анимационных документов.

Задачи курса:

Основными задачами курса являются:

  • познакомиться с основными понятиями создания векторных графических изображений, покадровой и промежуточной анимации;

  • сформировать навыки обработки векторной графической информации;

  • изучить возможности использования графического редактора Adobe Flash для создания и обработки графических анимационных документов;

  • изучить начальные элементы программирования в виде шаблонов, применяемых в наиболее распространённых ситуациях;

  • познакомиться с основными понятиями и способами представления мультимедийной информации.

Основа курса «Компьютерная графика. CorelDRAW» — практическая и продуктивная направленность занятий, способствующая обогащению эмоционального, интеллектуального, смыслотворческого опыта учащихся. Реализация творческих замыслов учащихся осуществляется поэтапно:

  • на первом этапе происходит изучение основ компьютерной графики и инструментария графических редакторов;

  • на втором этапе рассматривается природа цвета, цветовые модели и основы гармоничного сочетания цветов;

  • на третьем этапе выполняется индивидуальный проект по изготовлению графической композиции.

Каждый этап предусматривает как теоретическую так и практическую часть.

Цели изучения курса

познакомиться с основными направлениями компьютерной графики;

овладеть знаниями для создания и редактирования растровых и векторных изображений;

овладеть базовыми знаниями в области цветовых решений для графических композиций.

Задачи курса

иметь представление о редакторе CorelDRAW и научиться использовать его для создания и редактирования векторных изображений;

познакомиться с видами компьютерной графики, их функциональными, структурными и технологическими особенностями;

научиться эффективно использовать аппаратное и программное обеспечение компьютера при работе с растровой и векторной графикой;

научиться компоновать объекты композиции, подбирать для неё гармоничные цвета;

Программа рассчитана на 140 часов, в том числе 110 часов отводится на практические занятия.

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

Арифметические и логические основы построения компьютера – 35 часов.

  • Арифметические основы построения компьютера. Логические основы построения компьютера. Логические элементы и основные логические устройства компьютера.

Объектно-ориентированное программирование в среде Delphi – 70 часов.

  • Интерфейс среды программирования Delphi. Проект в среде Delphi. Работа с компонентами. Элементы языка Object Pascal. Понятия объектно-ориентированного программирования. События и их обработка.

Flash: графика, анимация и элементы программирования – 10 часов.

  • Сценарии ActionScript. Работа с импортированными файлами — звуковыми и видео. Текст в ролике Flash

Компьютерная графика. CorelDRAW – 25 часов:

  • Компьютерная графика. Цвет. Компьютерная графика. Цвет. Редактор CorelDraw.

Знания и умения, которые должны получить учащиеся

  • суть понятий основания, базиса, алфавита системы счисления;

  • позиционные и непозиционные системы счисления;

  • способы перевода чисел в разных системах счисления;

  • представить число в развернутом виде в позиционной системе счисления;

  • переводить числа в десятичную систему счисления;

  • переводить целые десятичные числа в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления;

  • осуществлять перевод из любой позиционной системы в двоичную;

  • выполнять перевод между родственными системами счисления;

  • суть терминов понятие, высказывание, умозаключение, логическое выражение;

  • таблицы истинности основных логических операций;

  • правила построения таблиц истинности сложных логических выражений;

  • определять истинность и ложность суждений;

  • решать логические задачи;

  • построить таблицу истинности для сложного логического выражения;

  • базовые логические элементы, используемые в логических схемах компьютера;

  • принцип построения логической схемы по заданной логической функции;

  • составлять логические схемы логические схемы по заданным логическим функциям или таблицам истинности;

  • найти значение выходного сигнала по заданной схеме;

  • определять логическую функцию для приведенной схемы

  • запускать среду Delphi;

  • настраивать интерфейс среды Delphi;

  • переключаться между окнами среды Delphi

  • создавать новый проект;

  • добавлять в проект новую форму;

  • переключаться на нужную форму либо на нужный модуль;

  • запускать проект;

  • сохранять проект;

  • выделять и копировать компоненты;

  • помещать компоненты на форму;

  • изменять свойства компонентов;

  • изменять порядок расположения компонентов;

  • работать с компонентами: Button, Label;

  • преобразовывать целочисленный и вещественный типы в строковый и обратно;

  • работать с основными математическими функциями среды Delphi:

  • приводить примеры классов, объектов, наследования классов;

  • что такое событие и обработчик события;

  • структуру программного модуля;

  • основные события компонентов;

  • создавать обработчик события;

  • назначать компонентам осмысленные имена;

  • редактировать исходный код в обработчике события;

  • программно изменять свойства компонента и вызывать его методы;

  • работать с компонентами: Edit, Button, Label;

  • программировать ввод, вывод чисел и арифметические операции;

  • переводить из строкового типа данных в целочисленный и обратно;

  • работать со строками;

  • работать с параметрами шрифта;

  • работать с компонентами: Memo, CheckBox, FontsDialog, OpenDialog;

  • работать с типом данных TDateTime: вычислять разницу во времени между двумя событиями, переводить время (дату) в строку символов и наоборот, определять текущее время и текущую дату;

  • вычислять разницу во времени между двумя событиями;

  • создавать код, защищённый от исключительных ситуаций;

  • программировать рисование графических изображений;

  • создавать сценарий кадра;

  • использовать трёхкадровый цикл для организации анимации;

  • размножать клипы с помощью операции дублирования;

  • обращаться к элементам фильма;

  • осуществлять технологию перетаскивания; импортировать в библиотеку и вставить на сцену звук и видео;

  • настроить требуемый тип синхронизации;

  • отредактировать объект-звук;

  • создать и запрограммировать элементы управления громкостью и воспроизведения звука, видео;

  • загружать и воспроизводить внешний звуковой файл;

  • представление векторной графики в компьютере;

  • достоинства и недостатки векторной графики;

  • расположение основных окон и инструментов в графическом редакторе CorelDRAW.

  • открывать документы CorelDRAW, сохранять их, импортировать в них изображения;

  • масштабировать графическое изображение;

  • создавать прямоугольники и скруглять их углы;

  • создавать эллипсы, секторы и дуги;

  • пользоваться панелью свойств для инструментов, создающих примитивы из вышеприведённого списка;

  • создавать и настраивать обводку для объекта;

  • создавать и настраивать заливку для объекта (в том числе градиентную, растровую и текстурную);

  • выбирать нужный цвет заливки или обводки;

  • управлять порядком расположения объектов;

  • дублировать, копировать и клонировать объекты;

  • группировать и разгруппировывать объекты;

  • применять к объектам простые трансформации: масштабирование, поворот и скос;

  • использовать в работе инструменты: многоугольник, сетка, спираль, формы;

  • использовать инструменты векторного рисования: Freehand, Polyline, Bezier, Pen;

  • редактировать контуры с помощью инструмента Shape;

  • комбинировать объекты;

  • редактировать объекты и контуры с помощью инструментов Knife и Eraser;

  • деформировать объекты с помощью инструментов Smudge Brush и Roughen Brush.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

№№ п.п.

Раздел

Кол-во часов

Форма отчетности

Арифметические и логические основы построения компьютера

35

контрольные работы

Объектно-ориентированное программирование в среде Delphi

70

зачет

Flash: графика, анимация и элементы программирования

10

Дифференцированный зачет

Компьютерная графика. CorelDRAW

25

Дифференцированный зачет

Итого:

140

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование разделов и тем

Количество

часов

Всего

Практ. занятия

Арифметические и логические основы построения компьютера

35

25

Введение

1

Раздел 1. Арифметические основы построения компьютера

11

9

  1. Непозиционные и позиционные системы счисления

2

1

  1. Перевод чисел в десятичную систему счисления

2

2

  1. Перевод чисел из десятичной системы счисления в другие

2

2

  1. Родственные системы счисления

2

2

  1. Арифметические операции в позиционных системах счисления

2

2

Контрольная работа № 1 «Системы счисления»

1

Раздел 2. Логические основы построения компьютера

20

16

  1. Основные понятия формальной логики

2

1

  1. Построение таблиц истинности для логических функций

4

4

  1. Рассуждения

2

2

  1. Законы алгебры логики

4

4

  1. Логические схемы на контактных элементах

2

1

  1. Электронные логические схемы

4

4

Контрольная работа № 2 «Логические основы построения компьютера»

2

Резерв времени

4

ВСЕГО:

35

25

Объектно-ориентированное программирование в среде Delphi

70

54

Введение

1

0

Раздел 1. Интерфейс среды программирования Delphi

1

Раздел 2. Проект в среде Delphi

2

Раздел 3. Работа с компонентами

3

2

Раздел 4. Элементы языка Delphi

2

Раздел 5. Понятия объектно-ориентированного программирования

2

1

Раздел 6. События и их обработка

23

23

6.1. Обработчик события

6

6

6.2. Арифметические операции

2

2

6.3. Текстовый редактор

4

4

6.4. Таблица

4

4

6.5. Работа с формами

3

3

6.6. Управление событиями

4

4

Раздел 7. Работа с датой и временем

4

4

7.1. Таймер

2

2

7.2. Анимация

2

2

Раздел 8. Тестирование и отладка

10

9

8.1. Теоретические сведения

2

0

8.2. Динамическое создание компонентов

3

3

8.3. Стандартный интерфейс пользователя

3

3

8.4. Консольные приложения

2

1

Раздел 9. Работа с графикой

16

13

9.1. Теоретические сведения

2

9.2. Основы графики

4

3

9.3. Классы TPen и TBrush

3

3

9.4. Просмотр графических файлов

2

2

9.5. Спрайтовая анимация

2

2

9.6. Анимация AVI

2

2

9.7. Игра НЛО

2

2

Зачет

2

2

Резерв времени

3

ВСЕГО:

70

54

Flash: графика, анимация и элементы программирования

10

10

Раздел 1. Элементы программирования

10

10

    1. Сценарии ActionScript

4

4

    1. Работа с импортированными файлами — звуковыми и видео

2

2

    1. Текст в ролике Flash

2

2

Дифференцированный зачёт

2

2

ВСЕГО:

10

10

Компьютерная графика. CorelDRAW

25

21

Введение в компьютерную графику

1

Раздел 1. Компьютерная графика

9

7

    1. Растровая графика

1

    1. Векторная графика. Интерфейс редактора CorelDRAW

1

    1. Прямоугольник, эллипс. Обводки, заливки, порядок расположения

3

3

    1. Операции с объектами и сложные формы

2

2

    1. Точная трансформация, объединение, выравнивание и распределение объектов

2

2

Раздел 2. Цвет

7

6

    1. Природа цвета

1

    1. Работа с текстом и импорт объектов

2

2

    1. Цветовые модели и гармония цвета

1

    1. Инструменты векторного рисования

2

2

    1. Создание комбинированного объекта и ручная векторизация

2

2

Раздел 3. Редактор CorelDraw

6

6

    1. Создание логотипа

2

2

    1. Создание полноцветной визитки

2

2

    1. Создание диплома

2

2

Дифференцированный зачёт

2

2

ВСЕГО:

25

21

Итого за год:

140

110

учебно – методические материалы для учителя

  1. Н. Угринович «Информатика и ИКТ 10-11 классы», БИНОМ, 2006 г.

  2. Е.С. Кутугина. Арифметические и логические основы построения компьютера. Томск – 2007.

  3. Кузнецов В. В. Абдрашитова,И. В. Основы объектно-ориентированного программирования в Delphi: Учебное пособие. Томск – 2008.

  4. Уроки Delphi: Интерактивный электронный учебник.

  5. Основы объектно-ориентированного программирования в Delphi: Учебная программа.

  6. Кузнецов В. В. Объектно-ориентированное программирование в среде Delphi: Методические рекомендации.

  7. Кузнецов В. В. Объектно-ориентированное программирование в среде Delphi: Задания для проведения контрольной работы № 1 «Основы объектно-ориентированного программирования».

  8. Кузнецов В. В. Объектно-ориентированное программирование в среде Delphi: Задания для проведения контрольной работы № 2 «Основы визуального программирования в Delphi».

  9. Кузнецов В. В. Объектно-ориентированное программирование в среде Delphi: Билеты для проведения экзамена.

  10. Татарникова Л. А. Flash: графика, анимация и элементы программирования: Учебное пособие.

  11. Уроки Flash: Интерактивный электронный учебник.

  12. Flash: графика, анимация и элементы программирования: Учебная программа.

  13. Бородин С. О., Кузнецов В. В. Компьютерная графика. CorelDRAW: Учебное пособие.

  14. Компьютерная графика. CorelDRAW: Учебная программа.

  15. Кузнецов В. В. Компьютерная графика. CorelDRAW: Методические рекомендации

Литература для учащихся

  1. Н. Угринович «Информатика и ИКТ 10-11 классы», БИНОМ, 2006 г.

  2. Кузнецов В. В., Абдрашитова И. В. Основы объектно-ориентированного программирования в Delphi. Учебное пособие. Томск 2008.

  3. Татарникова Л. А. Flash: графика, анимация и элементы программирования: Учебное пособие.

  4. Уроки Flash: Интерактивный электронный учебник.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Турганововой Ниной Васильевной 14 разряд Томск 2010 год пояснительная записка (3)

    Пояснительная записка
    Программа «Информатика и ИКТ» составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования и комплексных образовательных программ «Школьный университет».
  2. Турганововой Ниной Васильевной 14 разряд Томск 2010 год пояснительная записка (1)

    Пояснительная записка
    Программа «Информатика и ИКТ» составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования и комплексных образовательных программ «Школьный университет».

Другие похожие документы..