Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Мета НДР – розробити програми психотерапії залежної особистості на основі вивчення особливостей її соціалізації та функціонування у міжособистісних с...полностью>>
'Документ'
'Программа'
Учреждение прокуратуры Петром I. Функции прокуратуры до судебной реформы 1864 г. А.Ф. Кони о роли прокуратуры в Российской империи, как государственн...полностью>>
'Документ'
Сударенков В.В., председатель Комитета Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии, Грачев В.А., руководитель аппара...полностью>>

Главная > Документ

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Система

учебно-воспитательной работы

НОУ «Православная классическая гимназия во имя прп. Варлаама Серпуховского»

(2008-2009 учебный год)

«Православные начальные и средние общеобразовательные учебные заведения - гимназии, лицеи осуществляют наряду с базовым средним образованием, требуемым государственной системой образования, углубленное изучение основ православного вероучения, ознакомление учащихся с богатейшим миром православной культуры, ставят задачу формирования у них целостного христианского мировоззрения, прививают и закрепляют у них навыки добродетельной жизни.»

из доклада архимандрита Иоанна (Экономцева) на Архиерейском соборе 2004 г.

Представляем опыт работы педагогического коллектива негосударственного образовательного учреждения «Православная классическая гимназия во имя прп. Варлаама Серпуховского» по комплексной программе учебно-воспитательной работы с учащимися.

1. Цели, задачи и

принципы педагогической деятельности в гимназии

Восемь лет прошло со дня открытия Православной классической гимназии во имя преподобного Варлаама Серпуховского. Становление любого по-настоящему серьёзного дела всегда трудно, но и всегда интересно. Восемь лет – это путь «мучительного успеха».

При открытии гимназии перед администрацией гимназии стояло множество проблем, таких как:

  • формирование работоспособного, творческого, профессионального Православного педагогического коллектива.

  • разработка и внедрение научно обоснованного содержания православного образования, которое могло бы позволить ребёнку овладеть основами православных традиций русской культуры и христианского благочестия народа;

  • организация новых форм учебно-воспитательной работы, и создание такой организационной структуры классического Православного учебного заведения, которая соответствует требованиям государственного стандарта образования и тождественна принципам Православной педагогики;

  • изыскание источников финансирования уставной деятельности гимназии. И множество других проблем.

Изучая опыт Российских школ прошедших столетий, опыт мировой педагогики и опыт работы действующих сегодня Православных учебных заведений в Туле, Москве, Клину, Самаре, Новосибирске и др. мы с самого начала определили свои педагогические ориентиры на ценности традиционной русской педагогики. Собирали по крупицам всё лучшее и старались адаптировать опыт коллег в нашей гимназии.

Основное направление обучения учащихся в Православной гимназии выбрано гуманитарное, культурологическое на лучших традициях русской национальной школы.

В течение этих лет, под руководством администрации, педагогическим коллективом гимназии данные задачи в основном были решены. В своей деятельности мы постоянно обращались к многовековому опыту Православной педагогики, основой которой является индивидуальный подход к образованию и развитию ребенка и воспитание их в любви и в доброте. Особое внимание при этом уделялось формированию у ребенка чувства положительного успеха. Классный руководитель, работая с личностью ребёнка, стремился, как можно глубже понять её, осмыслить особенности и, главное, выделить достоинства, старался развивать любые, самые малые ростки успеха, чтобы каждый ученик смог почув­ствовать и испытать вкус победы. Надо сказать, что результаты восьмилетней педагогической деятельности утвердили нас в понимании правильности выбранного нами пути. Так, с самого начала мы поставили во главу угла приоритетные направления педагогики, такие как:

- здоровье и развитие, физическую и психологическую защищенность учащихся,

- приоритетность воспитательных задач в самом учебном процессе,

- тесный контакт и творческое сотрудничество с семьями учащихся,

- создание школы «полного дня» для 1 – 4кл. и организацию деятельности всех детей во внеурочное время,

- педагогика сотрудничества, предпочтение в образовательном процессе методов проблемного и исследовательского характера, применение разноуровневых программ и подготовка к переходу на обучение по индивидуальным учебным планам, применение при аттестации старших школьников системы зачетов по предметам и другие.

Все эти годы педагогический коллектив гимназии работает над проблемой осмысления школьных дисциплин с точки зрения их духовной составляющей. При этом основное внимание уделяется не столько на усвоение учащимися объема знаний, сколько на духовно-нравственное воспитание. Во все программы по преподаваемым в гимназии учебным предметам включен необходимый уровень знаний с глубоким, образным раскрытием духовных истин в каждой теме. Этой первостепенной для православной гимназии проблеме посвящаются педагогические советы, чтения и семинары, проводимые в гимназии, выступления педагогов на городских методических объединениях и конференциях. Важной частью этой работы является формирование, и укрепление гимназических традиций, в основе которых лежит паритетность светских и религиозных праздников, которые направлены на духовное обогащение личности гимназистов, раскрытие их способностей, талантов и дарований.

Обучение и духовно-нравственное воспитание детей в Православии целенаправленный процесс, воздействующий на жизнедеятельность каждого подразделения гимназии. И это воздействие осуществляется на всех основных этапах её развития, таких как:

- разработка целей и задач, учебных программ, положений и инструкций, технологий и методических приёмов,

- выбор системообразующих видов деятельности,

- создание условий для личностного развития учащихся, в делах, в общении, в отношениях,

- налаживание связей с окружающей средой,

- анализ, коррекция и прогнозирование результатов,

- разработка стратегических планов развития и т.д.

Определение стратегии развития учебного заведения разрабатывается Административным Советом гимназии и обсуждается на педагогическом совете гимназии. Заседания, которого всегда проходят в творческих спорах и поисках. Педагогический коллектив гимназии представляет собой объединение опытных педагогов, обладающих высоким профессиональным уровнем, и молодых учителей, имеющих большой педагогический потенциал.

Целенаправленно изучая склонности и интересы учащихся и запросы родителей, мы определили направления обучения и развития нашего учебного заведения.

Православная классическая гимназия с углубленным изучением основ православного вероучения, дающая возможность учащимся ознакомиться с богатейшим миром православной культуры и воспитание в духе Православия, формирующая у них целостное христианское мировоззрение.

В этой связи учебный план гимназии откорректирован для углублённого изучения предметов гуманитарного цикла с сохранением эквивалентности образования. В полном соответствии с нормативными требованиями определён базовый и профильный компоненты учебного плана. Недельная нагрузка на учащегося не превышает допустимой. Введение учебных предметов религиоведческого цикла сделано за счёт гимназического компонента. Таким образом, в учебный план нашей гимназии включены все предметы общеобразовательной школы, предметы гимназического религиоведческого цикла.

Создание вариативной модели организации учебно-воспитательного процесса потребовало корректировки учебных программ, в которых на первый план выдвигаются требования по воспитанию познавательной активности учащихся, создание условий для развития творческой деятельности, умения самосовершенствоваться и вырабатываются способности к самостоятельному приобретению знаний.

Отрадно отметить, что большинство учащиеся нашей гимназии учатся увлеченно и с большим интересом. Это объясняется тем, что учебно-воспитательный процесс в гимназии позволяет учителю и воспитателю индивидуально работать с каждым ребенком, учитывая и развивая его способности и желания. Разрабатывая содержание образования (учебные планы по направлениям, учебные программы и учебно-воспитательный процесс в целом) для нашего православного учебного заведения педагогический коллектив, и администрация гимназии опираются на наиболее значимые принципы Православной педагогики

  • принцип Христоцентричности. Православие, его учение и культурное наследие является следствием Пришествия в мир Иисуса Христа и принесенного Им в мир учения. Поэтому, выбранный нами культурологический уклон в развития гимназии базируется на Личности Иисуса Христа и Его учении, это – основная образовательная линия.

  • принцип концентричности. Основная образовательная линия по концентрическому принципу преподаётся на всех образовательных ступенях. Духовные истины имеют глубокий смысл, мы убедились в том, что постоянное обращение к ним и раскрытие их с разных сторон с углублением понимания их смысла дают свои положительные результаты.

  • принцип ориентации не столько на усвоение учащимися объема знаний, сколько на духовно-нравственное воспитание. Во все программы по преподаваемым в гимназии учебным предметам включен необходимый уровень знаний с глубоким, образным раскрытием духовных истин в каждой теме.

  • принцип воспитания успехом. Работая с личностью ребёнка педагоги гимназии стремятся, как можно глубже понять её, осмыслить особенности и, главное, выделить достоинства, позитивные стремления, мечты, конструктив­ные цели и задачи деятельности. При этом используя психолого-педагогические методы развивают любые, самые малые ростки успеха. Для этого требуется, прежде всего, готовность учителя создавать среду возможного успеха, в которой почти каждый ученик сможет почув­ствовать и испытать вкус победы.

  • Принцип создания воспитывающей среды. Создание воспитывающей среды ­очень сложная проблема. Этот принцип предполагает создание атмосферы взаимной ответственности участников педагогического процесса, создание ситуации сопереживания (змпатии), взаимопомощи, способности сообща преодолевать трудности. Условия ре­ализации этого принципа: развитие детского самоуправления, а также ини­циативы и самостоятельности детей и взрослых, формирование позитивного отношения к творчеству, создание в коллективе отношений «ответственной зависимости» и «корпоративного духа». и др. принципы дидактики (более подробно см. «Концепцию образования и развитии учащихся в Православной гимназии).

2. Концептуальные направления организации в гимназии процесса обучения и развития учащихся

Для организации процесса обучения и развития согласно названным выше принципам в условиях нашей гимназии чрезвычайно важно было осуществить отбор средств, методов и условий для реализации каждого из них на всех ступенях обучения учащихся.

Обучение в гимназии происходит по следующим ступеням:

- начальное общее образование – 1-4 классы;

- основное общее образование – 5-9 классы;

- полное среднее образование – 10-11 классы, в перспективе.

Как уже отмечалось, основное направление обучения учащихся в Православной гимназии выбрано гуманитарное, культурологическое. Культурная преемственность не осуществляется автоматически. Для того чтобы она проходила успешно, нужны усилия, нужна организация последовательной и внутренне согласованной системы обучения и воспитания. В этой связи, представляется целесообразным выделить в гуманитарном образовании три основных этапа, охватывающих периоды, соответствующие начальной школе, основной и полной средней.

2.1. На первом этапе, когда рациональные компоненты создания существуют в значительной степени лишь как потенциальные, особую роль играют механизмы иррационального типа, обусловленные действиями сильных эмоций и бессознательных стремлений. Яркость и чистота эмоциональных реакций, ещё почти не имеющих полутонов, практическое отсутствие рефлексирующего мышления, обусловливают глубину и устойчивость впечатлений, получаемых человеком в этот период его духовного развития. Поэтому основной задачей гуманитарного образования первого периода можно полагать ознакомление с предельно общими нормами и ценностями. Этот этап можно охарактеризовать, как этап эмоционального освоения немногих, но зато предельно всеобщих духовно-нравственных абсолютов, составляющих основу любой человеческой культуры.

Содержание программы в начальной школе включает в себя элементы всех содержательных линий на уровне, доступном младшим школьникам. В соответствии с возрастными особенностями на этой возрастной ступени дается материал о самых возвышенных истинах христианства. На этом этапе дети усваивают основные понятия Православия. В 3-м, 4-м классах детям даются элементарные знания по церковно-славянскому языку на уровне, позволяющем читать и понимать церковно-славянские тексты. На последующих ступенях обучения это поможет им знакомиться с письменными памятниками православной культуры в оригинале. На этом этапе предусматривается комплексное формирование лингвистических, математических, естественнонаучных, трудовых умений и навыков, достаточных для дальнейшего систематического изучения наук. В гимназии с начальной ступени обучения вводятся предметы эстетического и гуманитарного циклов. Солидной базисной общеобразовательной подготовке способствует введение социальных общеразвивающих программ. Это достигается путем включения в школьный компонент таких учебных предметов, как: Основы Православия, Православное краеведение, английский язык, церковно-славянский, Мир вокруг нас, хореография. Индивидуальный подход к обучению, последовательное расширение и углубление содержания образования, усиление его практической направленности всё это, позволяет педагогам формировать у воспитанников желания и потребности к самообразованию и к саморазвитию.

В процессе обучения детей в учебных программах по предметам, заложены традиции православной культурной антропологии русского народа, что позволяет добиваться становления и развития личности гимназиста на основе христианских традиций русского народа и раскрывать его индивидуальные способности. Анализ программ и учебных пособий показал, что при сохранении общеобразовательного ядра в учебных программах усилены содержательные основные линии учебного предмета.

Так, по родному языку усилена линия речевого развития детей, внесены элементы литературного образования (ознакомление с жанровыми особенностями произведений, изобразительно-выразительными средствами). Более углубленно изучалась элементарная теория языка (например, расширен диапазон применения правил, правописания, увеличен орфографический минимум, усложнены грамматические сведения). Обучение в курсе русского языка строится на принципах дифференциации и индивидуализации. При посещении уроков наблюдалось более углубленное изучение материала, более широкий диапазон применения изучаемой теории, что выражается в больших по объему и разнообразных по жанру читаемых текстах произведений, задачах повышенной трудности, требующих обобщений более высокого порядка, сообразительности, более широком применении правил правописания. Особое место было уделено развитию и совершенствованию навыка чтения. Техника чтения рассматривалась как ключ, инструмент к овладению другими предметами.

Рукописный шрифт изучается со звукобуквенным анализом практически за два с половиной месяца. Резерв времени плодотворно используется для более основательного изучения ключевых тем по фонетике и графике и для передвижки материалов последующих классов.

В данных программах четко просматривается линия преемственности и перспективности обучения по основным предметам, что позволяет избежать излишнего дублирования материала.

По математике учителя начальных классов в основном работали по традиционной программе. На уроках математики учащиеся знакомились с натуральными числами, их десятичной записью, арифметическими операциями над натуральными числами, алгоритмами этих операций, простейшими геометрическими понятиями. В программе значительное внимание уделяется решению текстовых задач, что является одной из основных целей обучения математике – строить математические модели окружающего мира. При этом имеют место не формальные схемы записи задач, а наглядное изображение условия, раскрывающего содержание и ход решения задачи.

Программа «трудового обучения», введенная в учебный план начальной школы, включает в себя новое сочетание репродуктивных и творческих видов деятельности учащихся. Основной путь развития младших школьников идет через овладение конкретными приемами практической работы, т.е. зачатками мастерства, и на фоне разумного соотношения интеллектуальной, эмоциональной и практической нагрузки создаются предпосылки для развития творчества.

Учитывая гуманитарную направленность гимназического образования, увеличение от года к году значения и роли иностранного языка, со 2 класса преподается английский язык. С 5 класса в учебный план дополнительно введён второй язык - церковно-славянский. (с 3 кл. – факультативно).

Начиная с 1 класса, изучается интегрированный предмет «Мир вокруг нас». Этот предмет вобрал в себя разнообразные сведения из многих областей знаний: географии, биологии, физики, астрономии, химии, истории, экологии. Фактически это не один учебный предмет, а последовательность из вполне самостоятельных интегративных предметов, каждый из которых развивает свою тему.

Обучение детей в начальных классах гимназии ведётся по стабильным учебникам четырехлетней начальной школы.

2.2. II ступень обучения, представляет собой продолжение формирования познавательных интересов учащихся и их самообразовательных навыков. Педагогический коллектив основной школы стремится заложить фундамент общей образовательной подготовки школьников, необходимый для продолжения образования на III ступени и выбора ими своего направления профессиональной подготовки с учетом собственных способностей и возможностей; создать условия для самовыражения учащихся в различных видах познавательно-преобразовательной деятельности на учебных и внеучебных занятиях в гимназии и вне её. В основной школе содержание программы охватывает по возможности все основные стороны православия и является базовым по отношению к содержанию в младшей и старшей школе. В соответствии с возрастными особенностями в младших классах среднего звена преобладает исторический материал с примерами героики, образцов высокодуховной, нравственной жизни.

В старших классах дается приоритет морально-этическим и другим вопросам православия и современной жизни. На этой ступени обучения преподавание предполагается вести по авторским модульным курсам той или иной направленности, либо по интегрированному повторительному курсу, опирающемуся на все элементы содержательных линий, но на более глубоком уровне. При этом, как уже говорилось выше, основное внимание уделяется не столько на усвоение учащимися объема знаний, сколько на духовно-нравственное воспитание. Во все программы по преподаваемым в гимназии учебным предметам включен необходимый уровень знаний с глубоким, образным раскрытием духовных истин в каждой теме.

На протяжении восьми лет в гимназии процесс учёбы осуществляется в поисковом режиме. Это позволяет значительно активизировать работу детской психики, дети активны, на уроке и в большинстве случаев проявляют внимание и заинтересованность в учебной деятельности. Отмечается благоприятный эффект углубления и активности психической деятельности у разных детей – как с хорошим предварительным развитием, так и у учащихся, тяготеющих к рациональному аналитическому мышлению и настроенных на целостное, эмоциональное восприятие мира. В целях создания условий для развития творческой и социальной одарённости каждого ребёнка в гимназии учебно-воспитательный процесс организован для различных категорий учащихся.

Начальные классы гимназии работают в режиме пятидневной рабочей недели. Пятый и девятые классы - в режиме шестидневной рабочей недели.

Данный режим работы нашей гимназии обеспечивает выполнение требований Госстандарта в части базового компонента и использование школьного компонента в соответствии с интересами и потребностями учащихся и их родителей, способствует реализации идеи развития личности в культурно-нравственном и интеллектуальном плане, обеспечивая условия для самовыражения и самоопределения учащихся.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. План принят на заседании педсовета Протокол №1 от 30. 08. 2011г

    Документ
    «Опираясь на наследие Православной педагогики и богатую сокровищницу культуры русского народа, через подвижническую учебно-воспитательную деятельность учащих, трудолюбие и послушание учащихся - к православному образу жизни».
  2. История русский церкви

    Учебник
    Оглавление: Собор 1917-18 гг. - Патриаршество Тихона, до 1924. - 1925 г., митр. Петр Полянский. - 1925-1936 гг. - Зарубежные общины в 1918-1940 гг. - МП в 1937-1943 гг.
  3. Е. А. Гаричева > С. А. Рымарь > А. Э. Дубоносова > С. Д. Трифонов Рецензент: доктор филологических наук, профессор Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого А. В. Моторин Записки Филиала рггу в г

    Документ
    Записки Филиала РГГУ в г. Великий Новгород. Выпуск 8. Историко-культурный и экономический потенциал России: наследие и современность: Материалы международной научно-практической конференции / Филиал РГГУ в г.

Другие похожие документы..