Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Автореферат'
Защита состоится 2009 года в 11 часов на заседании Диссертационного совета Д 009 001 01 при НИИ теории и истории изобразительных искусств Российской ...полностью>>
'Программа'
Поведение сельскохозяйственных животных в условиях промышленной технологии содержания. Управление их поведением. Нарушения поведения. Коррекция повед...полностью>>
'Закон'
1.1. Настоящие Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов хранения, переработки и использования сырья в агропромышленном ком...полностью>>
'Программа курса'
Предлагаемый курс лекций и практических занятий предназначен для студентов 3 курса бакалавриата факультета МЭиМП ГУ-ВШЭ, обучающихся по образовательн...полностью>>

Главная > Документ

Сохрани ссылку в одной из сетей:

1826г. Огромное количество людей погибло во время пыток, казней, мучений: Жанна де Арк, Джордано Бруно.

Интердикт- отлучение от церкви, запрещение совершать богослужения. Аутодафе – акт веры, ритуальный обряд 13. Западноевропейская культура 19в.

предшествующий казни. Подготовка узника к экзекуции, сожжению. Век Классики и Прогресса –19в. Особенности: 1)с сер.18- сер.19в.- промышленная революция, движение к индустриал.

обществу. 2)время буржуазных революции в ряде стран: Испании, Франции, Германии, Австрии, Португалии. Классовые

7.Архитектура, литература, искусство Средних веков. бои в Швейцарии, Бельгии, Англии, Ирландии. Лозунги: "всеобщее избирательное право", "восьмичасовой рабочий день" Романский стиль возник в рез-те синтеза остатков художественной культуры Рима и варварских племён. 3)происходило самоутверждение народов с общим языком и культурой: Италия, Австро-Венгрия, Германия, Польша. Архитектура V-VIII веков проста, за исключением зданий в Равенне(Ит.), возведённых по византийским правилам. Характерные черты культуры: 1)отражение в литературе и искусстве технических процессов и конфликтов, которые

Здания создавались из элементов, изъятых из старых римских построек, или декорировались ими. Круглые или происходили в обществе в этот период. 2)расцвет классического естествознания, связь его с производством. 3)бурное

многоугольные соборные церкви строились в Аквитании на юго-западе Франции и в Скандинавии. Наиболее развитие техники.4)многообразие жанров и направлении, течений, школ. 5)рост международного культурного обмена:

известны: собор Сан-Витало и восьмиугольная дворцовая капелла в Ай – ля-Капелле. Одним из творений первые международные конгрессы, выставки. 6)приход в искусство больших творческих индивидуальностей на смену

архитекторов стал вестворк, многоэтажный входной фасад. Важные здания конструировались также в художественным течениям. 19в. – введено всеобщее обязательное бесплатное начальное образование, среднее образов. -

монастырском стиле. Монастырские комплексы: в Сент–Галле(Швейцария), на о. Райхенау и в Кассино(Ит.). платное. Это время развития естествознания. Новые науки: биология, геология, эмбриология, микробиология,

Выдающимися достижениями архитекторов романского периода была разработка зданий с каменными вольтами палеонтология. Появилось учение Дарвина: происхождение видов путём естественного отбора. Произошло открытие

(арочными, поддерживающими конструкциями). На смену романскому стилю пришёл готический. В этом стиле клетки, открыт принцип сохранения энергии. С 9 по 18вв.–1398 открытий, 18в–1574, 19в.– 8527. Медицина: Луи Пастер -

стали исполняться религиозные и светские здания, скульптура, цветное стекло, иллюстрированные рукописи. обоснование иммунитета, метод предохранительных прививок. Математика: теория комплексных чисел, теория

Готическое искусство возникло во Франции около 1140 года, просуществовало до 15 века. Эстетическое качество вероятности, теория групп. Начертательная геометрия: Гаспар Монж. Развиваются механика, термодинамика. Развитие

готической архитектуры зависит от её структурного развития: ребристые своды стали характерными признаками электричества: Вольта, Ампер, Джоуль, Якоби, Фарадей. Химия: Дальтон, Авогадро, Гей-Люссак, Либих. Революция в

готического стиля. Соборы: Парижской богоматери (1163г.), собор в Шартре (1194), Реймсский собор, собор в чёрной металлургии. Бессмер открыл конверторный способ передела чугуна в сталь – 1856. 1864- отец и сын Мартены

Бурже (1195г.). Скульптура. Малоразмерная скульптура романской эпохи из кости, бронзы, золота создали печь. Цветная металлургия: извлечение меди, золота, перегонка нефти. Появились паровозы, теплоходы. Первая

изготавливалась под влиянием византийских моделей. Другие элементы были позаимствованы из ремёсел Ближ. фотография в 1839г–Даггер. Изобретение шрапнели, нарезные орудия, взрывчатые вещества, пироксилин, нитроглицерин,

Востока. Были важны также мотивы, происходившие из искусств мигрировавших народов, такие, как гротескные динамит. Техника=культура. Развиваются общественные науки; рыночные и буржуазные отношения. Классическая

фигуры, образы чудовищ, переплетающиеся геометрические узоры. Крупномасштабные каменные скульптурные политэкономия – Адам Смит, Давид Рикардо –труд –источник богатства. Соц. утописты- Сен-Симон – идеальное общ-во:

декорации стали обычными в Европе лишь в 12веке. Во французских романских соборах Прованса, Бургундии, труд – наслаждение, все люди братья, распределение по способностям. Роберт Оуэн – попытался осуществить эти

Аквитании множество фигур размещалось на фасадах, а статуи на колоннах подчёркивали вертикальные утопические теории, но у него не получилось. Чарльз Фурье- критиковал цивилизацию, общество, попытался создать

поддерживающие элементы. Следуя романским традициям, в многочисленных нишах на фасадах французских теорию нового общ-ва. Сторонник сохранения частной собственности. Историки: Гизо, Тьерри, Минье – революция:

готических соборов размещалось в качестве украшений громадное кол-во высеченных из камня фигур, борьба третьего сословия против дворянства и монархии, борьба –это двигатель событий. Мальтус –нищета происходит

олицетворявших догматы и верования католической церкви. Самые крупные и наиболее важные фигуры от перенаселения. Позитивизм – положительный- Огюст Конт пришёл к выводу, что наука сама по себе философия и всё

размещались в проёмах по обеим сторонам от входа. Наряду со статуями- колоннами были широко подлинное позитивное знание - это результат спец. наук. Гегель обобщил учение о диалектике. Фейербах –обобщил

распространены свободно стоящие монументальные статуи. Самые ранние статуи – колонны в западном портале материалистическое учение. Марксизм одно из признанных направлений в современной социологии, но практика 20в. не

Шартрского собора. Живопись. Существующие образцы романской живописи включают в себя украшения подтвердила некоторые положения. Лит-ра: 1)романтизм. Черты: 1)недовольство существующей действительностью.2)

архитектурных памятников, такие как колонны с абстрактными орнаментами, а также украшения стен с культ разума. 3)поиски нравственной правды. Герои романтических произведений – мятежные одинокие индивидуалы

изображениями висящих тканей. Живописные композиции, в частности повествовательные сцены по библейским враждебные среде с сильными страстями. Байрон – английский писатель "Паломничество Чайальд Гарольда". Франция -

сюжетам и из жизни святых изображались на широких поверхностях стен. Мозаика широко использовалась в Гюго, Жорж Санд, Беранже – демократическое направление. 2)Реализм. Черты: контрасты бедности и богатства, рост

архитектурном оформлении итальянских романских церквей, в особенности в соборе Св. Марка (Венеция) и в соц. конфликтов. Представители: Стендаль "Красное и чёрное", "Пармская обитель". Бальзак "Человеческая комедия".

сицилианских церквях в Цефалу и Монреале. Нериме –новеллы. Флобе "Мадам Бовали", "Диккенс", "Записки Пиквикского клуба", "Домби сын". Вальтер Скотт.

Теккерей "Ярмарка тщеславия". Бронте "Джеин Эйр". В литературе глубоко раскрыт образ нового европейского человека.

В центре внимания жизнь буржуазной семьи, кризис буржуазного сознания, бездуховность общ-ва. Голсуорси –"Сага о

форсайтах"; Томас Манн "Будденброки". Они выявили факт, что основным элементом соц. психологии буржуазии стал

8.Предпосылки появления и черты культуры эпохи Возрождения. Представители высокого Ренессанса – Леонардо индивидуализм, который приобрёл крайние формы – эгоизм. Усиливается борьба за "абсолютного человека" в

да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, их творчество. демократической литературе – такое определение дано Генрихом Манном. Абсолютный человек это гармонически

Предпосылки К. Возрождения: 1)Античная К. и философия – возрождение интереса к античной К.; 2)городская К; развитая личность. Жанр интеллектуального романа – начало было положено Анатолем Франсем "Современная история".

3)Византийские традиции и Средневековая К. 4) Христианские традиции. Жанр научной фантастики Герберт Уэллс "Машина времени", "Война миров", "Человек невидимка". Музыка: 1)опера.2)

Черты: 1)Космологизм- обращение к Космосу, возвышенному. 2)Антропоцентризм - отношение к человеку как к балет.3)симфония.4)оперетта. Опера: Россини "Сивильский цирюльник", Гунно "Фауст", Бизе "Кармен", Верди "Аида",

высшей цели мироздания. 3)Гуманизм – признание человека, как личности, его право на свободное развитие и "Риголетто", "Травиата", "Трубадур", "Отелло". Симфония: Бетховен – 9 симфоний, 4 ронда, танцы для оркестра, симф.

проявление своих способностей. Гуманизм стал идейной основой К. эпохи Возрождения. Взгляды гуманистов:1) "Обнимитесь миллионы", сонаты "Лунная соната", "Фиделио"–опера. Балет: Адан "Жизель", "Корсар''. Делиб "Коппелия";

против диктатуры католической церкви в духовной жизни общ-ва;2)критика схоластики, догматизма и веры в Дидло, Маркус Петила –поставил "Лебединое озеро" и ещё 60 балетов –балетмейстеры. Оперетта: Оффенбах "Парижская

авторитеты.3)призыв к изучению античной К., которую церковь отрицала, как языческую. Черты мировоззрения жизнь", "Прекрасная Елена", "Орфей в аду", "Перикола". Штраус "Летучая мышь", "Цыганский барон". Кальман "Сильва"

человека эпохи Возрождения: 1)Светское восприятие и осмысление мира: Бог – творец, но в жизнь людей он не "Баядера", "Принцесса цирка", "Фиалка Монматра", "Марица". Иоган Штраус(отец) –250 вальсов. Иоган(сын) –"Сказки

вмешивается.2)утверждение ценностей земного Бытия, Величия, разума и творческих способностей человека.3) венского леса", "На прекрасном голубом Дунае" и 16 оперетт. Романтизм –Берлиоз "Гарольд в Италии", "Ромео и

свобода мысли – преодоление зависимости от группового, коллективного сознания.4)индивидуализм – опора на Джульетта". Вебер, Мендельсон, Шуман, Вагнер –немцы. Шуберт(австр.)-романсы. Ференц Лист(венгр.) –пианист.

свои личные качества, ум, предприимчивость, что более ценно чем благородство происхождения и слава предков. Шопен (поляк). Паганини(ит.) –скрипач. Художники: Рубенс –жанр портрета "Портрет камеристки Инфанты Изабеллы".

Леонардо да Винчи(1452-1519) – ''Homo universale'' – человек универсальный - математик, физик, архитектор, Ван Дрейк –появляется пейзаж "Автопортрет". Рембрандт –"Богиня флоры", "Даная". Архитектура направления:

поэт, биолог, художник, изобретатель, музыкант, анатом. Вычислил величину силы трения, объяснил 1)классицизм, 2)ампир –сочетание простых и чётких форм с военной атрибутикой, арки, колонны. 3)псевдоготика.

происхождение дождя, грома,; изобрёл парашют, водолазный костюм, оружие. Сделал росписи на стене трапезной классицизм –древнегреч. постройки, строгие формы, колонны. Псевдоготика –сооружения в форме готического: беседки,

Миланского монастыря – "тайная вечеря". "Монализа Джоконда". Рафаэль – не только талантливый, но и руины, садово-парковая культура. В 19в.упадок архитектуры, в основном промышленное строительство:вокзалы, фабрики

разносторонний художник: "Автопортрет", "Сикстинская мадонна", "Изображение святого семейства", множество мосты. Сооружения из бетона. В 1889 построена Эйфелева башня – символ достижений всего 19в. На ней находится 300

Мадонн, фреска "Афинская школа". Архитектор и монументалист, мастер портрета и мастер декора. Микеланджело натриевых прожекторов. Клёпок 2,5 млн., высота чуть более 300 метров. Изобразит. искусство: 1)революционный

Буонарроти - скульптор, художник, поэт. "Мадонна с младенцем", "Скорчившийся мальчик". Свыше 200 стихов. классицизм – Жак Луи Давид –"Клятва Горация", "Похищение сабинянок", "Оплакивание Андромедой тела Гектора'',

Статуя Давида–5м.высота на площади во Флоренции, сделанная из глыбы. Роспись потолка Сикстинской капеллы. "Смерть Марата". 2)Романтизм –Гро "Портрет Наполеона 1"; Жерико ''Плот "Медузы"" –крушение корабля; Делакруа

Искусство Высокого Возрождения полнее всего выражают три художника: Лео, Раф, Микело. Они олицетворяют "Свобода на баррикадах".3)Академизм –красивость, салонность –Энгр "Портрет графа Гурьева". 4)Реализм –Курбе

главные ценности итальянского Возрождения: Интеллект, Гармонию, Мощь. "Дробильщики камней"; Милле –"Сборщицы колосьев"; Коро –"Женщина с жемчугом". Скульптор Роден – "Мыслитель",

"Граждане Кале". 5)Импрессионизм – 60гг. 19в. – Писсарро, О. Ренуар, Э. Мане, Клод Мане, Дега. "Импрешио" –заход

9.Наука и искусство эпохи Возрождения. солнца. Пуантилизм – точечное написание картины. Клод Мане –"Дама в саду", "стог сена". Ренуар "Портрет артистки".

Во Флоренции строились здания, библиотеки. В Европе в сер.15в. появилось книгопечатание – Иоанн Гуттенберг- Культ красоты. Постимпрессионизм – Ван Гог "Подсолнухи", "Куст", "красные виноградники", "автопортрет". Ирвинг

Библия. В 1500 – 256 городов печати. Появилось водяное колесо, множество ремёсел, мануфактуры. Николай Стоун "Жажда жизни"(книга) – жизнь Винсента Ван Гога.

Коперник – создал гелиоцентрическую теорию. Он сделал вывод о том, что вселенная безгранична. Галилео

Галилей заложил основы механики, сделал первый телескоп, защищал гелиоцентрическую теорию, основы

познания – опыт, подвергнут экзекуции. Джордано Бруно – выдвинул идею о бесконечности и бесчисленном

множестве миров. Был обвинён в ереси и сожжён. Иск-во: Данте(13-14) –создал божественную комедию. 14.Культура Нового Времени: архитектура(барокко, ампир, рококо, классицизм, импрессионизм) особенности,

Петрарка(поэт) – автор сонетов к своей возлюбленной Лауре. Итальянский гуманист. Боккаччо- Декамерон. представители. Постимпрессионизм (Ван Гог, Сезанн, Гоген).

Изо. иск-во: Сандро Боттичелли –"Весна", "Рождение Венеры", множество Мадонн. Леонардо да Винчи –сделал Барокко –странный, причудливый, к.16–18вв. Черты: пышность, величие и грандиозность, декоративность, эффектность,

росписи на стене трапезной миланского монастыря – "тайная вечеря". Написал "Монализа Джоконда". Рафаэль – яркая зрелищность. Время утверждения этого стиля- эпоха образования полит. государств. Постройки украшались

"Автопортрет", "Сикстинская Мадонна", фреска "Афинская школа". Микеланджело Буонаротти – роспись потолка причудливыми фасадами с множеством украшений. Парадные интерьеры со скульптурой, лепкой, орнаментами. Зеркала,

Сикстинской капеллы, статуя Давида- 5м., сделанная из глыбы. Джорджоне – Венера. Тициан – "Любовь Земная росписи, плафоны, окна необычной формы. Постройки: комплекс – собор и площадь Святого Пера в Риме. В музыке

и Небесная", "Флора", "Кающаяся Магдалина", "Святой Себастьян", многочисленные Венеры. Северное Вивальди, Скарлатти, Монтеверди –опера "Орфей", "Арнадия". Зарождаются опера, оратория, кантата, инструментальная

Возрождение: Разм Роттердамский–"Похвальное слово глупости", высмеивал дворянство, "папу". Дюрер – музыка. Рококо –"рокоиль" –раковина. Черты: орнаменты, гирлянды раковин, цветков, завитков, декоративность, манерно

гравюра. Рабле –"Гаргантюа и Пантагрюэль". Фуке и Клуэ – художники. Томас Мор – "Утопия" – страна, где нет изогнутые линии, вычурность, игривость. Франсуа Буше – первый художник короля, директор академий "Пейзаж в

частной собственности, все трудятся и т.д. Уильям Шекспир(1564-1616)- "Укрощение строптивой", "Много шума окрестностях Бове", "Пастушеская сумка". Шарден – натюрморт с атрибутами искусства ''Молитва перед обедом".

из ничего", "Сон в летнюю ночь":комедии; трагедии: "Гамлет", "Отелло", "Ромео и Джульетта", "Макбет", "Король Фрагонар –художник. Пигаль –скульптор "Меркурий завязывающий сандалию". Гудон –портреты, скульптуры. Ампир -

Лир". Время расцвета театрального искусства. Театр "Глобус": 2-3 яруса крытые ложи для публики. Испания: "имперский" к.18в. Особенности: сочетание массивных простых геометрических форм с предметами военной атрибутики:

Сервантес –"Дон Кихот". Лопе да Вега – "Собака на сене", "Валенсианская вдова", "Учитель танцев". Низкий мечами, копьями. Суровость, чёткость композиций. Источник – римская архитектура и скульптура. Триумфальные арки,

уровень нравственности в период Возрождения: грабежи, убийства, разврат, пытки. Гийотен- Гильотина – орудие колонны, обелиски. Роспись плафонов. Сочетание ценных пород дерева и деталей из золота и меди. Классицизм означал

для казни. 16в. охота на ведьм. Борьба против дьявола, сатаны. 16в. – это сумерки человеческого духа. Библию подчинение человека общественной системе, развивающийся романтизм стремился к максимальному усилению

снова закрыли и нужно было просить священника, чтобы почитать её. индивидуального, личностного начала.

10. Реформация, её содержание, влияние на развитие средневековой культуры.

Реформация(перестройка) – форма борьбы с католической церковью. 1)роскошь, богатство церкви.2)разврат,

интриги, злоупотребления. 3)продажа интургенции(документ о том что ему прощают все грехи. Фактически

Реформация это первое выступление поднимавшейся буржуазии против средневековых феодальных порядков.

Мартин Лютер – немецкий монах. 93 тезиса против индульгенции. Первый перевод с латинского на немецкий

Библии. Последователей Лютера стали называть протестантами, т.к. они выражали протест против попыток со

стороны католической церкви ограничить их права. Христианство существует в трёх формах: католичество,

православие, протестантизм. Лютеранство –можно получить благославление от Иисуса Христа. Другие

направления: Кальвинизм, Евангелизм, Гугеноты,. Пуритане,

15. Культура 20в., её черты. Элитарная и массовая культура индустриального общества. Новгород –Георгиевский собор12в. –меньше украшений. Храм святой Софии. Псков- Шлемовидные купола, звонницы.

Черты:1)Демократический гуманизм – суть современного гуманизма: право каждого человека на жизнь, Поганкины палаты. Москва –Троицкий собор 1422г. в Троице-Сергиевской лавре. Сер 15-16вв. – Благовещенский собор -

благосостояние, свободу. Проявление демократического гуманизма в экономич., политич., нравственной, худож., домовая церковь царей. Успенский и Архангельский соборы Московского Кремля: архитекторы- Фиорованти, Амвиз

сферах. Ценности современной политической культуры зафиксированы во Всеобщей декларации прав человека, Новый. 16в появились шатровые покрытия. 17 в. русская архитектура испытывает влияние стиля барокко: колонны,

а впервые в Декларации прав и свобод человека в 1889г. главная идея – это всеобщее равенство.2)НТР: карнизы, кирпичные пояса. Георгиевская церковь, Преображенская церковь–Кижи. Иконопись: Феофан Грек -характерна

а)всеохватывающий характер. б)открытия 20 в. происходили на стыке наук (биохимия, биофизика, космич. строгость, колоритность персонажей. "Изображение Христа Спасителя". Рублёв "Троица". Дионисий –"Сошествие во ад

биология.). 3)принципиально новая роль средств массовой информации и коммуникации. Возникла новая Христа". В 17в. изготовляются пушки, мушкеты, пищали, сабли, пики. Башенные часы: Ждан, Шумико Жданов, Алексей

информационная культура, новые способы получения информации в производственной и научной деятельности. Шумилов. Продолжается обработка дерева, ювелирное производство. 1687 –славяно-греко-латинская академия.

Концепция (информационного общества) определила пути формирования культуры 20в. Масуда в 1945 г. 1621г. –Куранты. Появляется жанр сатира.

написал книгу "Информационное общ-во, как постиндустриальное общ-во" – это план-прогноз, который

реализован в Японии и в других индустриально развитых странах. Индустриальное общ-во -это общ-во

объединённое единой информационной сетью благодаря которой для человека появляется возможность

вырабатывать единые цели, а у человека – проявлять свои творческие возможности. 4)космизм – уникальное 20.Подъём культуры в период правления Петра 1. Архитектура и живопись 18в.

явление культуры. Русский учёный В.И.Вернадский "Научная мысль, как планетное явление". Суть: под влиянием Реформы Петра были призваны ликвидировать разрыв в уровне развития Росси и Европы. Реформы затронули все сферы

человечества биосфера закономерно перейдёт в качественно новое состояние – ноосферу (ноо- разум). Причина жизни общ-ва. Происходила ломка старых государственных учреждений, замена их новыми, складывался современный

возникновения ноосферной культуры: 1)экспансия разума, сознания в эволюционный процесс, человек захватил административно-бюрократический аппарат. Церковь оказалась под властью гос-ва. Завершилось оформление

всю биосферу Земли: землю, воду, воздух. 2)наука мощнейшая геологическая и космическая сила. Ноосферная абсолютной монархии. Черты: культура стала открытой, способной к контактам с культурами других народов,

культура- это создание общечеловеческой культуры на основе объединения человечества. Общечеловеческая проникновение в Россию гуманистических и рационалистических учений, ускорение темпов развития, усложнение

культура- это наилучшие формы , образцы, научной, производственной, художественной деятельности, общественного развития в целом. Начинается процесс дифференциации, появления новых отраслей культуры: науки,

выработанные разными народами, поколениями, на основе которых человечество строит единую цивилизацию театрального дела, портретной живописи, поэзии, журналистики. Отличительной чертой явл-ся появление авторства.

Земли. Противоречия в развитии культуры 20в.: 1)противоречия м/д сциентизмом и антисциентизмом (сциентизм- Появилась тенденция к демократизму. Просвещение:1)создание светских общеобразовательных школ и специальных

преувеличение роли науки, представление о научном знании как наивысшей культурной ценности; утверждение, учебных заведений. 1701 –в Москве школа математических и навигатских наук(Леонтий Магницкий) три отделения:

что науке всё подвластно.) Современная наука проникла во все поры современного общ-ва: политику, с/х, а)элементарная школа, б)цифирная школа –обязательная для дворян, в)навигатская или морская школа. С 1915 она была

промышленность, военную, административную сферу, человеческие чувства и отношения. Антисциентизм – переведена в Петербург – морская академия. 2)Инженерные и артиллерийские школы для дворян. 3)хирургическая школа.

реакция на преувеличение роли науки, принижение роли науки, научного знания. Обвинения в том, что наука 4)горнозаводские училища(Екат-рг). 5)словесная и арифметическая школы(Ек-рг). 6)создание первых гимназий.

вызвала кризисы: экономический, экологический, национальные. 2)Неравномерность развития стран и культур 7)гарнизонные солдатские школы –для детей солдатов. 8) епархиальные училища –для детей духовенства и духовные

(европоцентризм). Элитарная культура – это культура которая доступна лишь части общ-ва. Создаются нереальные семинарии. 9)учительские семинарии. В губернских городах стали открывать Главные училища(сред. школа), в уездных

зрительные образы, огромное внимание уделяется форме предмета. Массовая культура – это культура городах малые народные училища(2 года). Первая печатная газета "Ведомости". 1714 создана гос. библиотека в

порождённая НТР, массовым притоком населения в города, развитием систем информации и коммуникации, ТВ, Петербурге. 1719- 1-й музей "Кунсткамера". Открытие в Петербурге Академии наук в 1725. В 1755 открыт МГУ. В 1703

кино, которые способствовали созданию массовой аудитории потребителей культурной продукции. Массовая была заложена новая столица- архитекторы: Леблон, Трезини, Кваренги, Баженов, Старов, Казаков, Растрелли. Живопись:

культура- это сложное и противоречивое явление: во-первых это примитивная культура, неглубокая, Антропов, Аргунов, Рокотов, Левицкий, Боровиковский. Распространяется графика, пейзаж, мозаика. Подъём переживает

стандартизированная, рассчитанная на среднего человека, это рынок сбыта для бизнеса, который специализируется портретная живопись. Скульпторы: Фальконе, Козловский, Мартос.

в области развлечений; во-вторых это культура основанная на средствах массовой коммуникации и новых

информационных технологиях. Благодаря этому массы людей получают доступ к любой культуре, в том числе

высоко профессиональной. Массовая культура: поп арт – популярное иск-во –реакция на беспредметное иск-во; 22.Архитектура и искусство первой половины 19 в. в России.

поп музыка –реакция на усложнение музыки –упрощённый и нарочито примитивный язык, большое значение Литература: 1)классицизм, 2)сентиментализм –Карамзин, 3)романтизм –Жуковский, Лермонтов, Тютчев, Пушкин.

ритма, чрезмерная экспрессивность, динамическая напряжённость , использование усилительной аппаратуры, 4)реализм –Пушкин, Лермонтов, Грибоедов, Гоголь, Крылов. 1801-1820 –ведущую роль в лит-ре играет поэзия(декабрис).

тесная связь сцены и зала. Создана программа для сохранения русского языка. Шишков предлагал выбросить все иностранные слова. Музыка:

основной жанр – городской романс: Алябьев, Варламов, Верстовский, Булахов. Композиторы: Глинка –2 оперы: "Иван

Сусанин", "Руслан и Людмила"; романсы: "Сомнение", "Жаворонок", "Я помню чудное мгновенье", "Ночь в Мадриде".

16. Основные направления в изобразительном искусстве 20в., представители. Драгомыжский –опера "Русалка", "Каменный гость", "Эсмиральда". Скульптура: памятник "Минину и Пожарскому" –

Модернизм – свободный, современный, модный – название художественных течений возникших на рубеже 19 Мартос, памятник Крылову –Клодт. Архитектура: Воронихин –"Казанский собор", Захаров реконструкция

и 20 вв. Причины появления: 1)кризис культуры –стремление художников уйти от подражания реальности. 2) Адмиралтейства. Тома де Манон –"Стрелки Васильевского моста", здание биржи, Ростральные колонны –символы

появление кино и фотографии, которые отобразили действительность, как она есть, лучше чем кто-либо из военной и морской мощи России. Росси- Александрийский театр, Невский проспект, здание Генштаба, Михайловский

художников. Одно из направлений модернизма –авангардизм: абстракционизм –основатель Кандинский; замок. Реконструкция Москвы: Бове –Здание Большого театра, первая Градская больница, Триумфальные ворота.

супрематизм- наивысший –Малевич; экспрессионизм –выражение , выразительность. Цель донести до зрителя Шарбонье- Манеж, Тон- Георгиевский зал , Андреевский зал, храм Христа Спасителя.

поэзию и экспрессию жизни. Черты: эмоциональность, броскость, гротескность, деформация художественного

образа( Мунк –норв. живописец и график, Гуттузо Рената –итал. "Человек пересекающий площадь"). Пикассо

(1881-1973)(Руис –наст. Фамилия) 1901-1904 голубой период в его творчестве, тема одиночества "Нищий старик 23. Особенности развития культуры в первой половине 19в. образование, наука, техника, музыка.

с мальчиком", "Гладильщица" 1905-1906 –розовый период –печаль, грусть –"Мать и сын", "Девушка на шаре". "Золотой век" нашей культуры. Наша культура выходит на уровень западноевропейской культуры. Особенности:1)подъём

патриотизма и национального самосознания в связи с Отечественной войной. 2)влияние общественно-политической

мысли века Просвещения, идей декабризма. 3)тесное сближение русской культуры с культурами других стран и народов.

17.Культура Киевской Руси 10-12вв.(факторы оказавшие влияние на формирование русской культуры, Просвещение: 1803-1804 –реформа народного образования. Главный принцип –преемственность. Приходское(1 год.)-

особенности менталитета. Рукописи, летописи, фольклор, архитектура. Уездное училище(3 года)-Гимназия (6)-Университет(5):Дерпт, Вильно, Казанский, Харьков, Петербург. Автономия

В 16 в. влияние церкви на культуру достигло своего апогея. Культура складывалась под влиянием соседних университетов. С 1811 стали создаваться лицеи(высш. обр.) в Одессе, Царском Селе. Указ о новых правилах производства

народов: угро-финны, норманны, монголы, скифы. Материальная культура была представлена орудиями труда: в чины по гражданской службе – инициатор Сперанский –необходим документ об окончании высшего учебного заведения

плуг(рало), борона, топор, мотыга, серп; люди занимались охотой: лук и стрелы, капканы, рогатки; рыболовство – Университеты стали центрами свободомыслия и вольнолюбия, центры важных научных открытий. Нарушается

крючки, невод, бредень. Рост городов в 11 в. 89 городов, 12 в –224, нач. 13 –300. Древние- Ладога, Новгород-852г. преемственность университетов, увеличивается оплата, сокращается автономия, пересматривается программа

Киев –862, Ростов, Полоцк, Смоленск –центры торговли и ремесла. Ремёсла:1)металлургическое производство – образования, переход на технические науки, учебные округа переданы в руки попечителей, лицеи только для дворянства.

сырьё: болотная, озёрная, дерновая руды; железо выплавляли в сыродутных дробницах; орудия труда –молот, Печать: Самый известный издатель Смирдин. Центральная газета "Санкт Петербургские ведомости", "Губернские

клещи, лом, наковальня, горн, кувалда. 2)оружейное производство: доспехи, одежда воинов –шлемы, кольчуга, ведомости". Булгарин –"Северная пчела" с 1825 –1865 –частная газета. Журналы: "Вестник Европы" –редактор и основ-ль

барвица, поручи, поножи, щиты. 3)ювелирное: украшения, использовались скань или филигрань, зернь, эмаль или Карамзин. "Сын Отечества" 1812 –1852.1826 –цензурный устав. "Современник" –редактор Пушкин. "Отечественные

финифть. Украшение эмалью золотых, серебряных, медных изделий. Фольклор –былины, песни, сказки, легенды, записки" редактор Краевский. Наука: накапливается фактический материал, новые теоретические разработки. Острая

пословицы. Письменность –древнегреческий алфавит(глаголица, кириллица). Развита языческая цивилизация. борьба прогрессивных учёных с представителями идеалистической истории. Большое влияние на научные открытия

Древние рукописи: Острониро Евангелие, Изборники, Архангельское Евангелие. Литература: поучение Владимира передовой общественной и философской мысли, считавшей естественные науки фундаментом материалистического

Мономаха:1)грамотка детям,2)письмо Олегу Черниговскому. Летописание- с11 до 17вв. 11в- Древнейший мировоззрения. Лобачевский создатель неевклидовой геометрии. Острограцкий – мат. анализ, механика, гидромеханика,

летописный свод. 12в.- "Повесть временных лет" –Нестор. Варианты: Лаврентьевская и Ипатьевская. теория упругости, баллистика. Физика: Петров- открыл явление электрической дуги в 1802, люминесценция. Ленц -

11в. расцвет Киевского гос-ва. Первая каменная постройка –Десятинная церковь –разрушена в 1241г. Софийский правило Ленца. 1839 основана Пулковская обсерватория. Семья Струве внесла большой вклад в развитие обсерватории.

собор в Новгороде. Золотые ворота в Киеве. Школы для детей старост и церковных лиц при Ярославе. Принятие Якоби – физик и электротехник. Создавал электродвигатели, гальванопластику. Аносов –изучал структуру стали, открыл

Русью христианства. булат, металлург. Химия: Зинин –синтез анилина, изучал нитроглицерин, как взрывчатое вещ-во. Черепановы построили

1-й паровоз и жел.дорогу –3,5 км. 1837 жел.дорога -Петербург -Царское Село–Павловск–27 км. 1851–Петербург –Москва-

"Николаевское" –644 км. Крузенштерн и Лисянский –кругосветное путешествие –"Надежда" и "Нева". Беллинсгаузен и

18.Культура Руси 13-15вв.(литература, архитектура, живопись: Феофан Грек, Рублёв, Дионисий). Лазарев –открыли Антарктиду –"Восток" и "Мирный". 1845 –Русское географическое общество -была составлена карта

Особенности: 1)образование местных княжеств, обособление местных культур в связи с раздробленностью. Северного Урала. Пирогов –военно-полевая хирургия. История: Карамзин –"История государства российского". Музыка:

2)монгольское нашествие: а)13 в. походы, набеги на северо-восточную и юго-западную Русь. Из 1400 городов Основной жанр- городской романс: Алябьев, Варламов, Верстовский, Булахов. Композиторы: Глинка –2 оперы "Иван

была разрушена 1/10 часть. Угон в плен ремесленников. Были потеряны многие секреты: резьба по камню, Сусанин", "Руслан и Людмила"; романсы: "Сомнение", "Жаворонок", "Я помню чудное мгновенье", "Ночь в Мадриде".

финифть. Осталось всего 80 рукописей. Перестали учить детей. Не разрушены были: Новгород, Псков, Полоцк, Драгомыжский –опера "Русалка", "Каменный гость", "Эсмиральда".

Смоленск. б)14-15вв. Тактика монголов изменилась. Они создали гос-во – Золотая Орда и стали собирать дань с

Руси. Период восстановления культуры, собирание земель вокруг Москвы. 3)Усиливается влияние церкви.

Материальная культура: города создавались как административно – налоговые. Начали восстанавливаться 24. Особенности культуры России второй половины 19в. Образование, наука, музыка.

ремёсла: оружейники, литейное дело(отливка колоколов, пушек), ювелирное производство(кадила, складни), Особенности: 1)сохраняется преемственность, цельность с первым периодом, развиваются те же направления, работают

гончарное, ткачество. Найдено большое кол-во берестяных грамот. Духовная культура: появился новый вид те же деятели культуры. "Золотой век русской культуры". 2)реформы Александра 2 начало нового капиталистического

искусства историческая песня. С 14в. появляется бумага, спрос на книги. Лит-ра: в 19в. была найдена книга "Слово периода истории России. Изменяется социальный и духовный облик населения, его быт, всё это способствовало росту

о полку Игореве" события которого относились к 1185. В литературных произведениях описаны действительные культурных потребностей. Произошло духовное раскрепощение народа, создались условия для более высокого

личности и события. В "Повесть о разорении Рязани Батыем" осуждаются распри м/д князьями, осуждается князь культурного уровня. 3)НТП. 4)влияние общественного движения 60-х гг. на развитие культуры, её демократизация.

Владимирский Юрий Всеволодович за то, что не помог Рязани. "Задонщина" –Софоний. "Сказание о мамаевом 5)отличительная черта русского искусства, литературы от западного в том, что на первом плане – социальная и

побоище". Появляются сюжетные повести. "Повесть о Евпате Коловрате", "Общерусский летописный свод". В религиозная идеи, а не выражение собственного Я: а)показ социальных противоречий в типических образах; б)обличение

общественной политической мысли проводится общерусское единство княжеской власти в союзе с церковью. духовенства, кулачества; в)создание картины народной жизни в пореформенной России; г)поиски путей преобразования

Живопись: существовала в форме иконописи. Феофан Грек- "Изображение Христа Спасителя"; Андрей Рублёв общества. велика роль разночинной интеллигенции. Просвещение: Распространение народного просвещения связано с

"Троица"; Дионисий расписывал Ферапонтов монастырь. Внедрение слов в русский язык от монголов: "базар", ростом промышленности, с/х, транспорта, использованием машинной техники. Типы начальных школ: 1)министерские

"ямщик", "сарай", "башмак", "ура". Создание общерусской культуры. (государственные); 2)церковно-приходские –веденье Синода; 3)земские(за счёт местных органов самоуправления–земств)

Начальное образование стало доступным. Средние школы: 1)гимназия(классическая) –7 лет, ин. яз. 2)реальные училища -

6 лет, без права поступления в университет. Высшее образование- университеты (устав 1863 – автономия ВУЗов). В

19.Культура России 16-17вв. университетах сосредоточены главные "умы" России. В России 63 ВУЗа –30 тыс. студентов. Ушинский – педагог,

Особенности: 1)объединение местных культур и образование общерусской культуры. 2)Завершение формирования создатель многих учебников "Родное слово"; "Детский мир". Использовал научные методы педагогики, выступал против

русской народности: свой язык, культура, территория. Складывается своеобразный московский говор "аканье". Деспотизма. 1878г. – высшие женские курсы в Петербурге –директор Бестужев –Рюмин. Не давали право работы на

3)сильное влияние церкви на культуру. Материальная культура:1)рост городов до 220. 2)политический центр местах. Назывались бестужевки. Наука: разделение на фундаментальные и прикладные. Научный прогресс связан с

Москва с численностью 100 тыс. человек. Развитие ремёсел. 3)добыча железа на северо-западе России. Великий развитием капитализма. Механика, техника развивалась профессорами Инженерной и Артиллерийской академий. Физика

Новгород- обработка железа; литейное дело –производится булатная сталь , более узкая специализация труда. Столетов –создатель отечественной физической школы, автор работ по фотоэффекту, исследование магнитных свойств

4)в Москве был создан Пушечный двор- Андрей Чохов в 1586 отлил Царь-пушку. Вес 40 т., длина –5м., калибр железа. Электротехника – Яблочков – первая дуговая лампа без регулятора –электрическая свеча, создатель проекта эл.

89 см., красивый орнамент. Производили "зелье" –порох. Денежный или Монетный двор со второй пол. 14в. на машин. Лодыгин – эл. лампа накаливания. Попов(1859-1905) –передача электронной волны на расстояние. 1895 -

монетах был изображён ездец. Гончарное производство. 5)Сооружение Оружейной палаты- сер.16в –хранится демонстрация первого в мире радиоприёмника(весна 1897 – 600 м.; лето –5 км.; 1901 – 150 км.)получил золотую медаль

дорогое оружие, царские регалии. Золотая и серебряная палата. Духовная культура: пословицы, сказки, песни о на всемирной выставке 1900г в Париже. Химия: Менделеев –работа "Основы химии". Открытие стратостата. Биология:

Иване 4. Просвещение: изучали чтение, письмо, простые арифметические действия; появляются буквари. В 16в. Сеченов –рефлексы головного мозга. Мечников – основы учения об иммунитете и защитных свойствах организма. Труды

появляется книгопечатание. 1563г. –1-я типография. 1564 – 1-я книга "Апостол" Иван Фёдоров, Пётр Мстиславец. По теории старения. Получил Нобелевскую премию в 1908. В 1886 создана 1-я бактериологическая станция. Павлов(1849

Затем стали печатать часословы. Развитие прикладной математики, применение счётов. Появились рукописные 1936) –учение о высшей нервной деятельности. История: Соловьёв –"История России в 29 томах". Ключевский. Музыка:

Учебники, пособия для облегчения расчётов при торговых сделках. Развитие геометрии –"Книги сошного письма" 1859 – русское музыкальное общество в Петербурге; 1860 –в Москве.1862 –Петербург –консерватория –директор Антон

для строительства. Развитие механики: создаются часы, мельницы водяные, артиллерийские расчёты, сверлильные Рубинштейн. 1866-Москва – консерватория – директор Николай Рубинштейн. Открываются музыкальные школы.

станки, циркулярная механическая пила, подъёмные механизмы. Развивается фармацевтическая наука. 1581 –1-я Могучая кучка: Кюи, Балакирев, Бородин, Мусоргский, Римский-Корсаков(оперы: "Сарочинская ярмарка", "Млада",

аптека, здесь работал Джеймс Френч для царской семьи. "Хождение за три моря" –Никитин. Общественно- "Садко", "Женитьба", фортепьянные пьесы :"Картинки с выставки", Стасов. Балакирев- симфонические поэмы "Русь",

политическая мысль этого периода: главная идея – вопросы самодержавия, место и значение церкви в гос-ве. Нач "Тамара", "Исламей". Мусоргский –оперы: "Хованщина", "Борис Годунов". Кюи –оперы: "Анджело", "Сарацин".

16в. "Сказание о князьях Владимирских" в нём доказывалось, что московские государи ведут свою родословную Чайковский –оперы: "Воевода", "Снегурочка", "Евгений Онегин", "Пиковая дама"; балеты: "Щелкунчик", "Лебединое

от римского императора Августа, что служило обоснованием прав на выдающееся положение Московского гос-ва озеро", "Спящая красавица"; симфония "Манфред".

в международной жизни. Тогда же оформилась идея о Москве, как третьем Риме. Её сформулировал игумен

Псковского монастыря Фелофей в своём послании к Василию 3 в 1510-11гг. История: при Иване Грозном была

проведена работа по соединению всех исторических материалов в единый Большой летописный свод. Была

составлена также Царственная книга, которая служила делу усиления идеологического обоснования самодержавия.

Книга Степенная царского родословия выражала идею союза царской власти с церковью, в ней исторический

материал сгруппирован и связан по периодам правлении князей и митрополитов. Настойчиво подчёркивается

мысль об исключительном значении православия и церкви в истории России. Форма литературных работ Ивана4

послание. Противоречия в делах церкви и гос-ва. Максим Грек писал о падении нравов в церкви. Выступал за

союз церкви с царской властью подчёркивая её божественное происхождение. Царь должен быть мудрым, грозным,

устанавливать твёрдые законы, справедливым. Пересветов – царь должен быть мудрым, сильным, твёрдым,

справедливым, главная опора царя дворянство. Он предлагал давать дворянам вместо земли деньги. Скептическое

отношение к церкви. Зодчество: в Киеве возводятся крестово-купольные соборы. В11 в. возведён Софийский собор.

Изделия из мозаики "Оранта". В 12 в. новый этап развития культуры. Соборы не строятся больших размеров, как

ранее. Владимиро-суздальское княжество –Успенский собор12в., церковь Покрова на Юрки, строились из белого

известняка, Дмитровский собор. Владимир окружён со всех сторон высокими стенами. Остались золотые ворота.

25.Искусство второй половины 19 в. Передвижники, их роль в просветительстве данного времени.

Лит-ра: Тургенев "отцы и дети", Гончаров "Облом", Достоевский "Преступление и наказание", Толстой "Война и мир".

Поэзия: Тютчев, Некрасов, Фет. Сатира: Салтыков-Щедрин. Драма: Островский "Гроза". Демократическая лит-ра: Чехов,

Короленко, Мамин Сибиряк, Чернышевский. Архитекторы: Воронихин –Казанский собор, декоративная скульптура.

Захаров –Главное Адмиралтейство. Тома де Манон. Росси –Михайловский дворец, Главный штаб, Триумфальная арка.

Монферран –Исаакиевский собор. Живопись: классицизм –Иванов "Подвиг киевлянина". Угрюмов "Испытание силы".

Романтизм –Брюллов "Последний день Помпеи", "Автопортрет", Щедрин –пейзажный жанр. Венецианов –"Гунно",

"На пашне", "Захарка", "Весна". Верещагин "Апофеоз войны", "Нападение врасплох". Мясоедов "Земство обедает".

Иванов- "Явление Христа к народу". Федотов –"Разборчивая невеста", "Сватовство майора". Перов "Тройка", "Портрет

Достоевского", "Портрет Даля", "Портрет Островского". Ге – "Пётр 1 допрашивает своего сына Алексея". Репин –

"Бурлаки на Волге", "Не ждали". Передвижники: Суриков –"Утро стрелецкой казни", "Боярыня Морозова", "Меншиков

в Берёзове". Маковский – "На бульваре". Крамской –"Автопортрет", "Неизвестная", портреты Л. Толстого. Саврасов –

"Грачи прилетели". Васильев –пейзажист. Шишкин –"Сосновый бор". Левитан –"Март", "Озеро", "Берёзовая роща",

"Разлив", "Волга", "Весна". Серов – "Девочка с персиками", "Графиня Орлова", "Дети". Айвазовский –"Море", "Ялта".

26.Культура России в 19-нач.20вв.(до 1917). Наука, литература, живопись.

"Серебряный век" нашей культуры (период упадка). Просвещение: Реорганизация образования: церковные школы,

гимназии, реальные училища (платные). Высшие школы: университеты (10),автономия ВУЗов. Престижные

специальности: юрист, учитель, медик. 1-й Всероссийский учительский съезд. Издательство:1911-изд-во Сытина.

Суворин- "Новое время"-1876. 1889 –журнал "Исторический вестник" Выходило 1289 журналов и 878 газет.

Энциклопедии –Брокгауз и Эфрон; братья Гранат. Собрания русских и иностранных писателей. 1915 создана комиссия

по исследованиям естественных производительных сил, природных богатств страны. Лауреаты Нобелевской премии:

Павлов, Мечников. Учёные: Чебышев, Циолковский, Жуковский, Тимирязев –основатель научной школы физиологии

растений. Пржевальский, Семёнов Тян-Шанский, Миклуха Маклай –географы. Эмиграция:1волна)нач. 20 века-20 млн.-

в поисках лучшей жизни. 2)революция. 3)ВОВ.4)брежневские времена. Эмигранты: Сикорский –самолётостроитель

"Илья Муромец", "Русский Витязь", в США ветролётостроитель –вертолёт амфибия, ВС300; Зворыкин в США – 1-м

предложил создание телевизора, прибор ночного виденья. Ипатьев – высокооктановый бензин. Заворочинцев –создатель

первого рефрижератора, холодильника. Изменения в быту: появился кинематограф, Нестеров впервые сделал мёртвую

петлю. Различные объединения бойскаутов. Увлечение спортом. Водопровод, библиотеки, освещение улиц многих

городов. Философские направления: 1)религиозное философское направление: В.А. Соловьёв –символизм (отрыв от

реальности, использование средств выражения –иносказания, метафоры.) в литературе: Брюсов, Аненский, Бальман,

Белый, Блок, Мережковский. 2)Акмеизм: Гумилёв, Ахматова, Мандельштам, Кузьмин. Черты: отказ от символов,

вернуть стиху вещность, предметность, возврат к материальному миру, но они отказывались от социальной проблематики.

3)футуризм: искусство будущего –Северянин, Маяковский, Хлебников. 4)Реализм: Л. Толстой "Живой труп", "После

бала", "Хаджимурат", "Воскресенье", "Не хочу молчать"; Чехов –"Три сестры", "Дядя Ваня"; Горький, Короленко,

Андреев. Живопись: Врубель "Дьявол". Нестеров "Веденье Варфоломею", "Два философа", "Портрет скульптора

Мухиной", "Пустынник". Импрессионизм: Борисов-Мусатов "Водоём". Объединение художников "Мир искусства" –

Бенуа "Прогулка короля". Серов "Выезд царя и Елизаветы Петровны на охоту".

27.Культура Советского периода(отношение интеллигенции к революции 1917, 20-50е гг. -культура тоталитарного общ)

Насаждение атеизма с 1918-20гг. закрыты монастыри –в них создавались колонии. Ликвидация мощей святых. Запрет

владения церковью движимого и недвижимого имущества. Тысячи церковнослужителей были расстреляны. Разрушение

морали. Боролись с церковными обрядами: венчание, отпевание. Появилось множество новых имён. В этот период

большевики отчаянно старались наладить отношения с интеллигенцией. В 20е гг. Луначарскому удалось перекинуть

"временный мост" м/д революцией и миром русской интеллигенции. Большое кол-во издательств. В Москве 143

частных издательства. 1922 –высылка множества учёных за границу "Философские пароходы и поезда". 30е гг.

Особенности скачка культуры: 1)утверждение нового стиля: пышность, оптимизм, парады. 2)пересмотр истории:

изменились взгляды к Петру 1, Ивану 4. 3)цензура, контроль. 4)репрессии деятелей культуры: Замятин, Булгаков,

Мандельштам. Происходит реконструкция Москвы, строятся высотные здания, сносились памятники искусства.

Взорвали Храм Христа Спасителя. Уделяли больше внимания образованию: всеобщее начальное образование. Создавались

рабочие факультеты, фабрично-заводское обучение. 23 июня 1941 призыв мобилизовать все силы на борьбу с фашизмом.

С первых дней ВОВ советское искусство целиком посвятило себя делу спасения Отечества. Военная лирика:Исаковский,

Щипачёв, Твардовский, Ахматова, Сурков, Тихонов, Берггольц, Пастернак, Симонов. Гимн народной войны –

"Священная война" - Лебедев-Кумач и Александров. Седьмая симфония Шостаковича. Военная тема: Фадеев "Молодая

гвардия", Полевой "Повесть о настоящем человеке".

28. Проблемы культурного развития России 60-90х гг. 20в.

Художественный процесс 60-70х гг. отличался интенсивностью и динамизмом своего развития. Экологические

изменения в природе, миграция большого кол-ва людей из деревни в город, усложнение жизни и быта в современных

городах привели к серьёзным изменениям в сознании и нравственности людей, что и стало предметом изображения в

художественной культуре. В прозе Шукшина, Трифонова, Распутина, Айтматова, в драматургии Вампилова, Розова,

Володина, в поэзии Высоцкого прослеживается стремление в бытовых сюжетах увидеть сложные проблемы времени.

В прозе и кинематографе заострялось внимание на судьбе отдельно взятого человека на войне: Астафьев, Быков,

Бакланов, Кондратьев –проза, кинорежиссёры –Чухрай, Ростоцкий. "Деревенская проза" –Астафьев, Белов, Абрамов

"Дом", Распутин "Прощание с Матёрой", "Пожар". Проблема взаимоотношения человека и природы, одна из самых

острых глобальных проблем 20в. получила своё художественное звучание в 60-70гг. Солженицын –"Один день

Ивана Денисовича", "Матрёнин двор". 80е годы время сосредоточения художественной культуры вокруг идеи покаяния.

Мотив всеобщего греха, плахи заставляет художников прибегать к таким формам художественно-образного мышления,

как притча, миф, символ. Айтматов "Плаха". Ключевая проблема художественной культуры восьмидесятых годов,

связанная с самосознанием личности в её отношениях с миром природы и миром людей в стилевом выражении

обозначилась движением от психологизма к публицистичности, а затем к мифу, синтезирующему, стили разных

эстетических ориентации. Культура 80х. отличается наметившейся тенденцией дать новую концепцию человека и мира,

где общечеловеческое гуманистическое значимее, чем социально-историческое.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Природа и общество (3)

    Документ
    Почва была объектом религиозного мышления уже на заре социальной жизни человека. Она во многих религиях отождествлялась с богиней плодородия. Почва считалась материалом, из которого был создан первый человек.
  2. Природа и общество (4)

    Документ
    В творческом наследии А. Л. Чижевского работы по солнечно-земным связям занимают центральное место. Вторая проблема, разработке которой он отдал столько сил и времени – биологическое действие отрицательных аэроионов, – подспудно на
  3. Природа и общество (5)

    Документ
    Экологическое мышление, миропонимание, мироощущение уже стали необходимостью выживания. Общеизвестно, что психология людей меняется медленнее и труднее, чем технологии, социально-политические институты и иные факторы жизни.
  4. Наука: вызовы природы и общества

    Лекция
    Дорогие слушатели! Мне очень приятно выступать в этой аудитории, видеть молодые лица, лица того поколения, которое уже в ближайшие годы будет формировать новый облик нашего государства.
  5. Монография посвящена проблемам становления молодого поколения в условиях динамично изменяющегося российского общества. Автор предлагает модель личности, жизнеспособной в условиях социально-политической и экономической нестабильности общества.

    Монография
    Монография посвящена проблемам становления молодого поколения в условиях динамично изменяющегося российского общества. Автор предлагает модель личности, жизнеспособной в условиях социально-политической и экономической нестабильности общества.
  6. Становление жизнеспособной молодежи в динамично изменяющемся обществе Бабочкин П. И

    Монография
    Монография посвящена проблемам становления молодого поколения в условиях динамично изменяющегося российского общества. Автор предлагает модель личности, жизнеспособной в условиях социально-политической и экономической нестабильности общества.

Другие похожие документы..