Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Учебное пособие'
В учебном пособии рассмотрены ключевые вопросы дисциплины «Связи с общественностью»: цель, функции, принципы, классификация и направления PR, PR как ...полностью>>
'Программа'
Совершенствование взаимодействия удостоверяющих центров и электронных площадок при проведении электронных аукционов по размещению государственного (м...полностью>>
'Документ'
Подготовила учащаяся Полетаевской муниципальной общеобразовательной школы Улахович Екатерина,ст.Полетаево-2,ул.Железнодорожная,д.2а,кв.1;индекс-45652...полностью>>
'Документ'
f:VG->{i, 2, , k} назы­вается вершинной k-раскраской, или просто k-раскраской, графа G. Если позволяет контекст, то k в этом определе­нии опускается...полностью>>

Главная > Методические указания

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Санкт-Петербургский государственный технологический институт

(Технический университет)

Кафедра истории Отечества, науки и культуры

П.А. Гостенков

ТЕМЫ КУРСОВЫХ РАБОТ

ПО ИСТОРИИ И МЕТОДОЛОГИИ ХИМИИ,

ХИМИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ

И БИОТЕХНОЛОГИИ

И МЕТОДИКА ИХ ПОДГОТОВКИ

Методические указания

Санкт-Петербург

2011

УДК 54(09)(075.8)

Гостенков, П.А. Темы курсовых работ по истории и методологии химии, химической технологии и биотехнологии [Текст]: Методические указания / П.А. Гостенков; Отв. ред. И.П. Потехина. – СПб.: СПбГТИ (ТУ), 2011. – 53 с.

Методические указания предназначены для обучающихся в магистратуре по направлению подготовки 240100 — «Химическая технология и биотехнология» и соответствуют требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО).

Методические указания позволяют приобрести необходимые магистрантам общекультурные компетенции (ОК-1, ОК-2, ОК-5).

Рецензент:

С.В. Карпухин, доктор. филос. наук, проф. (кафедра социологии Санкт-Петербургского государственного технологического института (технического университета))

Утверждены на заседании методической комиссии гуманитарного отделения 23 ноября 2010 г.

Рекомендованы к изданию РИСо СПбГТИ (ТУ)

ВВЕДЕНИЕ

Методические указания предназначены для магистрантов направления 240100 — «Химическая технология и биотехнология». Магистрант в процессе изучения данной учебной дисциплины не только слушает курс лекций и активно участвует в семинарских занятиях, но и демонстрирует навыки самостоятельной научной работы. В значительной степени написание им курсовой работы и показывает его умение работать с научной литературой, делать на основании ее углубленного изучения выводы. Следовательно, курсовая работа магистранта должна представлять собой самостоятельное исследование по избранной им теме.

Задачей методических указаний является помощь магистрантам при написании курсовой работы по курсу истории химии, химической технологии и биотехнологии. Для более эффективного выполнения поставленной задачи было бы целесообразно выделить ряд последовательных действий, выполнение которых поможет магистрантам в процессе подготовки курсовой работы.

ВЫБОР ТЕМЫ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Выбор темы курсовой работы — это самый первый этап подготовки курсовой работы, но во многом определяющий. От того, насколько учащемуся удалось правильно выбрать тему, в значительной степени зависит конечный результат. Некоторым магистрантам выбор темы курсовой работы может, на первый взгляд, показаться достаточно легким, особенно при наличии достаточного количества литературы. Однако такой подход зачастую граничит с легковесностью и может поставить учащегося в затруднительное положение. Дабы избежать ошибок при выборе темы, магистранту следует учитывать некоторые общие положения:

  1. Курсовая работа магистранта обязательно должна соответствовать проблематике курса истории химии, химической технологии и биотехнологии.

  2. Магистранту следует руководствоваться актуальностью исследования, учитывать профиль и исторические традиции вуза, собственные научные интересы и выбранную специальность.

  3. Для более полного раскрытия темы курсовой работы необходимо учитывать наличие достаточного количества литературы по избранной теме, ее характер и степень достоверности приведенных в ней фактов и заключений. К сожалению, в последнее время количество псевдонаучной литературы резко возросло и не всегда учащийся может в ней разобраться. В этой связи ему следует проконсультироваться с преподавателем.

  4. Нередко курсовая работа становится слишком большой по объему и магистранту трудно выполнить ее к установленному сроку. В таком случае было бы целесообразно произвести сужение ее проблематики.

Сам выбор темы курсовой работы может быть сделан самостоятельно или с помощью преподавателя. В методическом пособии приведен достаточно большой перечень тем курсовых работ по всему хронологическому периоду развития химии и биотехнологии. Однако, разумеется, он не может быть всеобъемлющим. Магистрант, исходя из собственных научных интересов, может скорректировать тему работы, предварительно согласовав ее с преподавателем.

ПОИСК И ОТБОР ЛИТЕРАТУРЫ

Выбрав тему и согласовав ее с преподавателем, магистрант приступает ко второму этапу написания курсовой работы — подбору литературы. Часто в ходе второго этапа у магистранта возникает необходимость внести коррективы или даже изменить первоначально избранную тему работы. Это можно сделать, согласовав свои действия с преподавателем.

В соответствии с проблематикой исследования привлекаемая литература может включать монографии, сборники научных трудов и научных конференций, справочники, словари, журнальные статьи, воспоминания. Процесс поиска и отбора литературы для написания курсовой работы облегчается для магистрантов тем, что в данном методическом пособии содержится довольно обширный перечень литературы по рекомендуемым к освоению темам. Следует отметить, что и сам перечень тем, и предлагаемая литература не являются обязательной и исчерпывающей.

Для подбора необходимой литературы магистрантам следует обращаться в библиотеку института. В списках литературы, помещенных данном методическом пособии, курсивом выделены издания, имеющиеся в фондах библиотеки СПбГТИ (ТУ). Магистранты также могут воспользоваться услугами Российской национальной библиотеки (Московский проспект, д. 165; Садовая улица, д. 18), Центральной городской публичной библиотеки им. В.В. Маяковского (набережная р. Фонтанки, д. 44) и Ленинградской областной универсальной научной библиотеки (ул. Кирилловская, д. 19).

СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА И СТРУКТУРА КУРСОВОЙ РАБОТЫ

После ознакомления с литературой магистрант может приступить к третьему этапу написания курсовой работы — составлению плана. Этот этап является важным и ответственным. В том случае, когда план не продуман и не осмыслен, магистрант может «попасть в плен» обильного материала, излагать его крайне непоследовательно. Наличие грамотно составленного плана, наоборот, позволяет придать работе над темой определенную целенаправленность и стройность, систематизировать изучаемые по теме материалы.

Магистрант должен четко осознавать, что курсовая работа — это не реферат, а научное сочинение, поэтому автор изначально должен сформулировать исследовательскую проблему, а также научную гипотезу, с помощью которой эту проблему можно решить. Только работы, написанные в проблемном ключе, могут претендовать на статус научного сочинения и на оценку выше удовлетворительной. Исследовательская проблема предполагает постановку и разрешение отдельных задач, без которых невозможно сделать общий вывод. Только четкая формулировка проблемы позволит составить предварительный план исследования.

План курсовой работы строится исходя из общего представления об избранной теме. В нем перечисляются все основные вопросы, которые автор намеревается раскрыть в своем исследовании. Поэтому все они должны быть приведены в соответствие с названием темы. В зависимости от избранной темы план может иметь различную степень конкретности, однако формулировка каждого пункта плана должна выражать основное содержание вопроса и направленность его освещения в курсовой работе. Основные требования, предъявляемые к плану, можно охарактеризовать следующим образом: краткость, четкость, логичность и выразительность.

Структура курсовой работы включает в себя введение, основную часть и заключение.

Введение. В нем дается обоснование выбора темы, т. е. объясняется, почему магистрант выбрал именно эту тему, определяется ее актуальность и научная значимость. Во введении выдвигаются также основные задачи и цели, которые ставит перед собой автор при написании курсовой работы. Введение также содержит характеристику основной научной литературы, используемой автором. Речь идет не о простом перечислении прочитанных книг по избранной теме. Магистранту необходимо дать краткую характеристику указанных трудов и отметить, что нового внес каждый из авторов в решение поставленной проблемы.

Основная часть состоит из нескольких глав, в которых автор раскрывает основные идеи темы. Главы могут содержать параграфы. Число глав не должно превышать двух-трех. Это объясняется тем, что общий объем курсовой работы довольно ограничен и при наличии большого числа глав они будут очень маленькими, что помешает полному раскрытию проблем, поднятых в них.

Заключение содержит итог работы и отвечает на вопросы, сформулированные во введении. Заключение сопряжено с целями работы, дает ответ на исследовательскую проблему. Оно содержит обобщающие выводы и не сводится к простой сумме итогов, подведенных в отдельных главах.

После заключения помещается список использованной литературы и источников, а после него — приложение. В качестве приложений могут фигурировать разного рода вспомогательные материалы: таблицы, иллюстрации, тексты документов и т. д.

Правила оформления списка литературы приводятся в данном методическом пособии (см.: Приложение В). В списке литературы следует помещать только те издания, которые были использованы при написании текста работы.

НАПИСАНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Изложение материала при написании курсовой работы происходит точно в соответствии с ее планом. При написании курсовой работы по избранной проблеме следует осветить историю ее появления и показать современное состояние ее исследования. Если рассматриваемая в работе проблема является дискуссионной, то обязательно показать суть дискуссии и основные точки зрения, имеющиеся по данному вопросу и отраженные в современной литературе. Магистранту следует высказать свое суждение по дискуссионному вопросу, выдвинув свое оригинальное мнение, либо присоединиться к мнению одной из сторон.

Недопустимо чужие положения и выводы давать без ссылок, а тем более, выдавать за собственный оригинальный авторский текст. Такая практика является литературным воровством, плагиатом и наказывается неудовлетворительной оценкой. В то же самое время работа не может быть простой сводкой чужих мнений и мыслей, умело скомпонованным подбором цитат. Бóльшую часть работы должен составлять самостоятельный авторский текст. Поэтому очень важно умение пользоваться правильно оформленным библиографическим аппаратом. При написании курсовой работы зачастую бывает целесообразно приводить соответствующие цитаты из опубликованной литературы. Используемые цитаты вносятся в текст курсовой работы без искажения, и в конце страницы на них делаются сноски (см.: Приложение В). Цитаты используются при необходимости подтверждения того или иного исследуемого вопроса. Не следует злоупотреблять их количеством, а также использовать громоздкие цитаты.

В курсовой работе нельзя давать «глухих» ссылок — т. е. ссылаться на какие-то положения без указания автора и его труда. Например: «Один из авторов, занимающихся этой проблемой, в своей работе сделал вывод о том, что…». Необходимо указать в курсовой работе конкретно, какой это автор и в каком из своих трудов он сделал соответствующий вывод. Все без исключения чужие цитаты должны быть заключены в кавычки и снабжены соответствующими библиографическим ссылками — в форме сносок. Сноска должна нести ту информацию, которая позволяет однозначно идентифицировать документ. Такая сноска позволяет читателю проверить автора, а в случае необходимости и самому обратиться к указанному документу. Последовательность элементов библиографического описания определена государственным стандартам (ГОСТ 7.1-2003) и приводится по определенным правилам. Библиографическое описание может быть полным и кратким. Полное описание (как правило, приводится в каталожных карточках) содержит как обязательные, так и факультативные элементы. Краткое описание содержит минимально необходимую информацию, позволяющую, тем не менее, однозначно идентифицировать используемый документ. Поэтому оно включает только обязательную информацию.

В процессе написания курсовой работы необходимо показать навыки научной работы, умение правильно проанализировать и изложить собранный материал, а также показать хорошее знание предмета исследования. Курсовая работа должна представлять целостное единое исследование, поэтому все ее вопросы должны иметь логическую взаимосвязь. Все выводы и обобщения, сделанные в курсовой работе, должны быть достаточно самостоятельными и аргументированными.

ОФОРМЛЕНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Первые две страницы работы — титульный лист и оглавление. Они не нумеруются. Сплошная нумерация начинается со страницы 3. Титульный лист оформляется по образцу (см.: Приложение А). Второй лист предназначен для оглавления работы с указанием названий глав, параграфов, страниц (см.: Приложение Б).

Разделы (главы) основной части работы имеют арабскую нумерацию. После номера ставится точка. После названия главы точка не ставится. Подразделы (параграфы) нумеруются арабскими цифрами в пределах каждого раздела. Нумерация параграфа выглядит следующим образом: 1.3 (т. е. параграф 3 главы 1). После названий глав и параграфов точка не ставится. Введение, заключение, список использованной литературы не нумеруются. Приложения нумеруются, если их в работе более одного.

В заголовках не допускаются переносы слов, использование сокращений и условных обозначений. Не следует также допускать висячих строк, когда заголовок помещен на одной странице, а его текст начинается на другой.

В списке литературы работы располагаются в алфавитном порядке.

При написании необходимо соблюдать поля (3 см).

Объем курсовой работы — 20–25 страниц рукописного текста или 16–18 страниц машинописного текста через 2 интервала на бумаге форматом А-4 (297/210). Текст необходимо писать (или печатать) на одной стороне листа.

ТЕМЫ КУРСОВЫХ РАБОТ

  1. Химические знания и ремесла в первобытном обществе

  2. Химические знания и ремесла в древнем мире (Древний Восток, Древняя Греция, Древний Рим)

  3. Металлургия древнего мира и ее влияние на социально-экономические процессы

  4. Стеклоделие древнего мира

  5. Керамика древнего мира

  6. Химические представления натурфилософов древнего мира

  7. Древнегреческая атомистика (Левкипп, Демокрит, Эпикур)

  8. Химические воззрения Аристотеля

  9. Алхимический период в истории химии

  10. Греко-египетская алхимия

  11. Химические знания в Древнем Риме

  12. Алхимия мусульманского Востока: Джабир ибн-Хайян (Гебер), Абу ар-Арази, Ибн Сина (Авиценна) (один алхимик по выбору магистранта)

  13. Европейская алхимия

  14. Виднейшие алхимики средневековья: Альберт Великий, Роджер Бэкон, Арнольд из Виллановы (один алхимик по выбору магистранта)

  15. Реформатор алхимии Парацельс и его ученики

  16. Возникновение ятрохимии, ее основные черты и достижения

  17. Важнейшие представители ятрохимической школы: Либавий, Ван Гельмонт, Сильвиус

  18. «Лесной газ» и основание химии газов

  19. Открытие кислорода, азота, хлора и других элементов (Шееле, Пристли, Кавендиш)

  20. Развитие естествознания и техники в XVI–XVII вв.

  21. Возрождение атомистики: представление об атомах и корпускулах Декарта, Гассенди, Лейбница

  22. Жизнь и деятельность Р. Бойля

  23. Г. Шталь и теория флогистона

  24. Лавуазье, его жизнь и деятельность

  25. Последователи Лавуазье во Франции — Бертолле, Фуркруа, Гитон де Морво

  26. Основные тенденции развития химии в конце XVIII – начале XIX в.

  27. Период количественных законов, его характерные черты

  28. Закон эквивалентов Рихтера

  29. Закон кратных отношений Пруста

  30. Теория Дж. Дальтона

  31. Закон соединения газов между собой Гей-Люссака

  32. Закон Авогадро

  33. Закон изоморфизма Митчерлиха

  34. Химическая теория Берцелиуса

  35. Научная деятельность М. Фарадея и ее влияние на химическую науку

  36. Органическая химия в первой половине XIX в.

  37. Витализм первой половины XIX в.

  38. Химические взгляды Либиха, Вёлера, Кольбе, Бертло (один ученый по выбору магистранта)

  39. А.М. Бутлеров, его жизнь и деятельность

  40. Возникновение стереохимии (Вант-Гофф, Ле Бель)

  41. Координационная теория Вёрнера

  42. Успехи экспериментальной органической химии в середине XIX в. (Дюма, Зинин, Вюрц)

  43. Достижения органической химии во второй половине XIX в. (Гофман, Байер, Фишер)

  44. Возникновение и развитие промышленной органической химии

  45. Состояние учения об элементах до Д.И. Менделеева

  46. История открытия периодического закона Д.И. Менделеевым

  47. Д.И. Менделеев, его жизнь и деятельность

  48. Д.И. Менделеев в Технологическом институте

  49. Значение периодического закона и периодической системы на современном этапе развития химии

  50. Современный этап развития химии

  51. Альфред Нобель и Нобелевские премии

  52. Нобелевские премии в области химии и биотехнологии

  53. Возникновение радиохимии (Кюри-Склодовская)

  54. Создание планетарной модели атома (Резерфорд, Бор) и его влияние на химическую науку

  55. Развитие квантовой химии во второй половине XX в.

  56. Возникновение и развитие химии высокомолекулярных соединений

  57. Основные направления развития биоорганической химии в XX–XXI вв.

  58. Развитие медицинской химии

  59. Современная химия лекарств: достижения, проблемы, перспективы

  60. Возникновение и развитие молекулярной биологии

  61. Этические проблемы современной биотехнологии

  62. Достижения и проблемы современной биотехнологии

  63. Возникновение и развитие коллоидной химии

  64. Возникновение и развитие супрамолекулярной химии и нанохимии

  65. Химическая экология

  66. Теоретические основы современной химической технологии

  67. Химическая технология и производство в Германии, Франции, Великобритании, США, Японии и пр. (одна страна по выбору магистранта)

  68. Химические представления в допетровской Руси

  69. Российская химия в XVIII в.

  70. Роль Петербургской Академии наук в развитии химии в России XVIII в.

  71. Жизнь и деятельность М.В. Ломоносова

  72. Русские химики: И.Г. Леман, Т.Е. Ловиц, Э.Г. Лаксман (один ученый по выбору магистранта)

  73. Работы В.М. Севергина в области минералогии

  74. Научная деятельность В.В. Петрова

  75. Основные химические научные центры императорской России (Петербургский, Московский, Казанский университеты)

  76. А.А. Воскресенский и его деятельность

  77. Жизнь и деятельность Н.Н. Зинина

  78. Основание химической научной школы в Санкт-Петербурге

  79. Научная и педагогическая деятельность Г.И. Гесса

  80. Достижения химиков Санкт-Петербургского (Ленинградского) технологического института в XIX – начале XXI в.

  81. Работы отечественных ученых-химиков в области физической химии

  82. Выдающийся химик Н.Н. Бекетов

  83. Русское химическое общество и его преемники (Всесоюзное химическое общество им. Д.И. Менделеева, Российское химическое общество им. Д.И. Менделеева)

  84. Отечественная микробиологическая школа

  85. Исследования Н.Д. Зелинского и его школы

  86. Н.С. Курнаков и основание физико-химического анализа

  87. Основные химические научные центры нашей страны (XX – начало XXI в.)

  88. Российская химическая промышленность: от создания до начала XX в.

  89. Российские химики на службе советского государства (1920–1930-е гг.)

  90. Н.Н. Семенов и его деятельность

  91. Выдающиеся отечественные геохимики

  92. Вклад советской химической науки в победу в Великой Отечественной войне

  93. Советская химическая наука в послевоенное время (1950–1980-е гг.)

  94. Современное состояние российской химической науки и образования

  95. Кризис отечественной химической промышленности в конце XX – начале XXI в. и попытки его преодоления

  96. Химическая наука в Технологическом институте (1920-е–2010 г.).

ОБЩИЕ РАБОТЫ ПО ИСТОРИИ И МЕТОДОЛОГИИ ХИМИИ,

ХИМИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ И БИОТЕХНОЛОГИИ

Азимов, А. Краткая история химии: развитие идей и представлений в химии / А. Азимов; Пер. с англ. и предисл. З.Е. Гельмана. – СПб.: Амфора, 2002.

Богданов, В.В. Удивительный мир резины / В.В. Богданов, пред. В.А. Проскурякова. – М.: Знание, 1989.

Боресков, Г.К. Методологические и философские проблемы химии / Г.К. Боресков, А.Т. Москаленко (сост), А.П. Окладников (отв. ред). – Новосибирск: Наука, 1981.

Вернадский, В.И. Биосфера и ноосфера / В.И. Вернадский. – М.: Айрис-пресс, 2004.

Волков, В.А. Выдающиеся химики мира: биографический справочник / В.А. Волков, Е.В. Вонский, Г.И. Кузнецов; Под ред. В.И. Кузнецова. – М.: Высшая школа, 1991.

Джуа, М. История химии / М. Джуа. – М.: Мир, 1975.

Дубнищева, Т.Я. Концепции современного естествознания: основной курс в вопросах и ответах: уч. пос. / Т.Я. Дубнищева. – 2-е изд., испр. и доп. – Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2005.

Евсеев, А.В. Основные категории химического познания: культурно-исторический обзор: учебное пособие / А.В. Евсеев. – СПб.: СПБГТИ (ТУ), 1996.

Жаворонков, Н.М. Развитие советской химической науки / Н.М. Жаворонков. – М.: Знание, 1987.

Зайцев, О.С. Методика обучения химии: теоретические и прикладные аспекты / О.С. Зайцев. – М.: Владос, 1999.

Замяткина, В.М. Лев Александрович Чугаев: к столетию со дня рождения (1873–1973) / В.М. Замяткина, Ю.Н. Кукушкин, А.А. Макареня; Ред. В.И. Спицын. – Л.: Наука, 1993.

Зеленин, К.Н. Нобелевские премии по химии за 100 лет / К.Н. Зеленин, А.Д. Ноздрачев, Е.Л. Поляков. – СПб.: Гуманистика, 2003.

Зефирова, О.Н. Краткий курс истории и методологии химии: учебное пособие / О.Н. Зефирова. – М.: Анабасис, 2007.

Кириллин, В.А. Страницы истории науки и техники / В.А. Кириллин. – М.: Наука, 1989.

Кленова, Н.А. История биологии и химии: Учебное пособие. Ч. 1 (С древнейших времен до конца XIX в.) / Н.А. Кленова. – Самара: Универс групп, 2007.

Кохановский, В.П. Основы философии науки: уч. пос. для аспирантов / В.П. Кохановский, В.Г. Лешкевич, Т.П. Матяш, Т.Б. Фатхи. – 3-е изд. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.

Ксандров, Н.В. История химической технологии. Учебное пособие для магистрантов / Н.В. Ксандров.– Нижний Новгород, 2009.

Лебедев, С.А. Введение в историю и философию науки: учебное пособие / С.А. Лебедев, В.В. Ильин, Ф.В. Лазарев, Л.В. Лесков; Под ред. С.А. Лебедева. – М.: Академический проект, 2005.

Ленинградский Технологический институт им. Ленсовета. 1828–1968. – Л.: Химия, 1969.

Макаров, В.С. Классическая химия и ее творцы / В.С. Макаров, Д.Л. Шамшин. – Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1989.

Манолов, К. Великие химики: в 2-х тт. / К. Манолов; ред. Н.М. Раскин, ред. В.М. Тютюнник. – 3 изд., испр. и дополн. – М.: Мир, 1985.

Миттова, И.Я. История химии с древнейших времен до конца XX века: Учебное пособие в 2-х тт. / И.Я. Миттова, А.М. Самойлов. – Долгопрудный: Интеллект, 2009.

От Практического Технологического – к Техническому университету: Учебн. пособие / Сост. А.В. Филиппов. – СПб.: СПбГТИ (ТУ), 1995.

Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук: учебник для системы послевузовского профессионального образования / Под ред. В.В. Миронова. – М.: Гардарики, 2006.

Соловьев, Ю.И. Возникновение и развитие химии с древнейших времен до XVII века / Ю.И. Соловьев. – М.: Наука, 1980.

Соловьев, Ю.И. История химии в России: научные центры и основные направления исследований / Ю.И. Соловьев; ред. С.А. Погодин. – М.: Наука, 1985.

150 лет Ленинградского ордена трудового красного знамени Технологического института им. Ленсовета. – Л.: Химия, 1978.

Суханов, Б.М. Философские проблемы химии / Б.М. Суханов. – СПб.: СПбГТИ (ТУ), 2009.

Тищенко, В.Е. Дмитрий Иванович Менделеев, его жизнь и деятельность: университетский период 1861–1890 / В.Е. Тищенко, М.Н. Младенцев. – М.: Наука, 1993.

Фигуровский, Н.А. История химии: учебное пособие для вузов по химическим и биологическим специальностям / Н.А. Фигуровский. – М.: Просвещение, 1979.

Фигуровский, Н.А. Дмитрий Иванович Менделеев. 1834–1907 / Н.А. Фигуровский. – 2-е изд. – М.: Наука, 1983.

Шамин, А.Н. История биологической химии / А.Н. Шамин. – М.: КомКнига, 2006.

Шамин, А.Н. История химии белка / А.Н. Шамин. – 2-е изд. – М.: КомКнига, 2006.

Шлегель, Г. История микробиологии / Г. Шлегель; пер. с нем. Т.Г. Мирчинк. – М.: Эдиториал УРСС, 2002.

Штрубе, В. Путь развития химии: в 2 тт. / В. Штрубе; ред. Д.Н. Трифонов. – М.: Мир, 1984.

Яковлев, В.И. Биотехнологи Технологического / В.И. Яковлев. – СПБ.: Изд-во СПБГТИ (ТУ), 2000.

/zorkii/istkhim/materials.htm

/teleclass/pril/great0.shtml



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Демоверсия рабочей программы по дисциплине гсэ. В. 03 «История и методология химии» для студентов, обучающихся по специальности «011600 Биология», с дополнительной квалификацией "Преподаватель" Выписка из учебного плана специальности «Биология»

    Курсовая
    по дисциплине ГСЭ. В.03 «История и методология химии» для студентов, обучающихся по специальности «011600 – Биология», с дополнительной квалификацией “Преподаватель”
  2. Темы лекций Кол-во аудиторных часов 1

    Лекции
    Пространство : определение, его множества. Функции нескольких переменных: определение, область определения, область значений, линии и поверхности уровня, предел в точке.
  3. Отчет о работе базовых кафедр за 2008 год

    Публичный отчет
    В 2008 г. ЮНЦ РАН поддерживал работу 21 базовых кафедр: аквакультуры и водных биоресурсов Астраханского государственного технического ун-та (АГТУ); экономики развития региона (мировой экономики), регионоведения и международных отношений,
  4. Рекомендации студентам по выполнению курсовых и выпускных квалификационных работ по химии и методике преподавания химии тобольск, 2007

    Документ
    Рекомендации студентам по выполнению курсовых и выпускных квалификационных работ по химии и методике преподавания химии. – Тобольск: ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 2007.
  5. Химический факультет Южного федерального университета (1)

    Документ
    Целью курса является осмысление и систематизация современной проблематики в области органической химии. Содержание курса включает четыре последовательно изучаемых модуля:

Другие похожие документы..