Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Сказка'
"Перед массивным пилоном - входом в храм, на гладком полированном кубическом камне сидит Женщина, её обнажённое тело невольно поражает своим вос...полностью>>
'Документ'
«Все пов’язано зі всім» - так трактує І закон екології відомий вчений Б. Коммонер. Здавна було помічено, що паразити також є здобиччю для інших твари...полностью>>
'Доклад'
Муниципальное общеобразовательное учреждение "Ликино-Дулевская основная общеобразовательная школа №4" Орехово-Зуевского муниципального райо...полностью>>
'Лекции'
Особенность предлагаемого курса состоит в том, что изучение форм экономической организации опирается на инструментарий современной экономической теори...полностью>>

Главная > Рабочая программа

Сохрани ссылку в одной из сетей:

«УТВЕРЖДАЮ»:

Директор школы: И.В. Абрамова

Учебная рабочая программа

по русскому языку

в 8

классе,

составленная на основе федерального компонента, государственного стандарта основного общего образования, примерной программы по русскому языку к учебномукомплексу для 5-9 классов (автороы программы В.В.Бабайцева, А.П. Еремеева, А.Ю. Купалова и др.)

учителя МОУ Сампурской СОШ

Осиповой Н.В.

Общее количество часов – 136, в неделю -4 часа.

Плановых контрольных работ (в том числе сочинений, изложений, диктантов) – 19.

Программа рассчитана на 136 часов.

(2009-2010 учебный год)

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного общего образования и программы по русскому языку к учебному комплексу для 5-9 классов (авторы программы В.В. Бабайцева, А.П. Еремеева, А.Ю. Купалова , и др.) // Программно-методические материалы: Русский язык 5-9 классы / Сост. Л.М.Рыбченкова - М ■ ДРОФА. 2002.-С. 63-110

Сопоставление Примерной и авторской программ выявило следующие различия.

В содержании, обеспечивающем формирование коммуникативной компетенции, Примерная программа, в отличие от авторской, выделяет следующие дидактические единицы: речевое общение, речевая деятельность - чтение, аудирование, говорение, письмо; текст как продукт речевой деятель­ности; нормативность, уместность, эффективность речевого поведения (выбор и организация языковых средств в зависимости от условий речевого общения).

В содержании, обеспечивающем формирование языковой и лингвистической компетенции, в отличие от авторской программы, выделены следующие дидактические единицы:

Разделы грамматики

Дидактические единицы, которые надо ввести в рабочую программу

Синтаксис

Синтаксис как раздел грамматики. Связь синтаксиса и морфоло­гии.

Словосочетание

Нормы сочетания слов и их нарушение в речи.

Предложение

Основные признаки предложения и его отличие от других языко­вых единиц. Предложения утвердительные и отрицательные.

Простое предложение

Особенности связи подлежащего и сказуемого. Трудные случаи согласования с определяемым словом. Вопрос об обобщенно-личных предложениях. Синонимия односоставных и двусостав­ных предложений. Стилистические особенности предложений с однородными членами. Нормы сочетания однородных членов. Функции и способы выражения обращений. Синонимия вводных конструкций.

Особенности употребления вводных конструкций.

Культура речи. Критерии культуры речи. 1 Виды чтения (ознакомительное, изучающее, просмотровое). |

Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса

Учащиеся должны знать, понимать определения основных изученных в 8 классе языковых явлений, речеведческих понятий.

Уметь: речевая деятельность: аудирование:

• дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию прослушанного текста;

• фиксировать информацию прослушанного текста в виде тезисного плана, полного и сжатого пересказа;

• определять принадлежность аудируемого текста к типу речи и функциональной разновидности языка;

• рецензировать устный ответ учащегося, задавать вопросы по прослушанному тексту;

• отвечать на вопросы по содержанию текста;

• слушать информацию теле- и радиопередачи с установкой на определение темы и основной мысли сообщения;

чтение:

• прогнозировать содержание текста, исходя из анализа названия, содержания эпиграфа и на основе знакомства с иллюстративным материалом текста - схемами, таблицами на основе текста;

• используя просмотровое чтение, ориентироваться в содержании статьи по ключевым словам, а в содержании книги, журнала, газеты по оглавлению и заголовкам статей;

• при необходимости переходить на изучающее чтение;

• читать и пересказывать небольшие по объему тексты о выдающихся отечественных лингвистах;

говорение:

• пересказывая текст, отражать свое понимание проблематики и позиции автора исходного текста;

• вести репортаж о школьной жизни;

• строить небольшое по объему устное высказывание на основе схем, таблиц и других нагляд­ных материалов;

• создавать связное монологическое высказывание на лингвистическую тему в форме текста-рассуждения, текста-доказательства, текста-описания;

• составлять инструкции по применению того или иного правила;

• принимать участие в диалогах различных видов;

• адекватно реагировать на обращенную устную речь, правильно вступать в речевое общение, поддерживать или заканчивать разговор и т.п.

письмо:

• пересказывать фрагмент прослушанного текста;

• пересказывать прочитанные публицистические и художественные тексты, сохраняя структуру и языковые особенности исходного текста;

• создавать сочинение-описание архитектурного памятника, сравнительную характеристику, рассуждение на свободную тему, сочинение повествовательного характера с элементами повество­вания или рассуждения, репортаж о событии;

• писать заметки, рекламные аннотации, уместно использовать характерные для публицистики средства языка (выразительную лексику, экспрессивный синтаксис: расчлененные предложения (пар­целляцию), риторические вопросы и восклицания, вопросно-ответную форму изложения, ряды одно­родных членов, многосоюзие и т.д.);

• составлять деловые бумаги: заявление, доверенность, расписку, автобиографию;

текст:

• находить в журналах, газетах проблемные статьи, репортажи, портретные очерки, определять их тему, основную мысль, заголовок;

• распознавать характерные для художественных и публицистических текстов языковые и ре­чевые средства воздействия на читателя;

фонетика и орфоэпия:

• правильно произносить слова с учетом вариантов произношения;

• оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;

морфемика и словообразование:

• разъяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словооб­разовательный анализ и типичные морфемные модели слов;

• разбирать слова, иллюстрирующие разные способы словообразования;

• пользоваться разными видами морфемных и словообразовательных словарей;

лексикология и фразеология:

• разъяснять значение слов общественно-политической тематики, правильно их определять;

• пользоваться разными видами толковых словарей (словарь иностранных слов, словарь лин­гвистических терминов и т.п.);

• оценивать уместность употребления слов с учетом стиля, типа речи и речевых задач выска­зывания;

• находить в художественном тексте изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка;

морфология:

• распознавать части речи и их формы;

• соблюдать морфологические нормы формообразования и употребления слов, пользоваться словарем грамматических трудностей;

• опираться на морфологический разбор слова при проведении орфографического, пунктуаци­онного и синтаксического анализа;

орфография:

• применять орфографические правила, объяснять правописания труднопроверяемых орфо­грамм, опираясь на значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слов;

синтаксис и пунктуация:

• опознавать, правильно строить и употреблять словосочетания разных видов;

• различать простые предложения разных видов, использовать односоставные предложения в речи с учетом, их специфики и стилистических свойств;

•правильно и уместно употреблять предложения с вводными конструкциями и однородными, обособленными членами

• правильно строить предложения с обособленными членами;

• проводить интонационный анализ простого предложения;

• выразительно читать простые предложения изученных конструкций;

• проводить интонационный и синтаксический анализ простого предложения при проведении синтаксического и пунктуационного разбора;

• использовать разлитые синтаксические конструкции как средство усиления выразительности

речи;

• владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации, устно объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы простых предложений, самостоятельно подбирать примеры на пунктуационные правила.

Формы промежуточной и итоговой аттестации в 8 классе: объяснительный, выборочный, графи­ческий, цифровой, предупредительный, словарный, свободный диктанты, диктант с грамматическим заданием, тесты, подробное и выборочное изложение, изложение с элементами сочинения, сочине­ние на свободную тему. сочинение-рассуждение на морально-этическую тему, сочинение на грамма­тическую тему, сочинение по данному началу, проверочная работа с выбором ответа, индивидуаль­ный контроль (карточки), работа с перфокартами, комплексный анализ текста.

Учебно и учебно-методическое обеспечение: для учащихся:

1. В. В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. Русский язык. Теория. 5-9 классы. М.: Дрофа . 2005 г

2. Русский язык. Практика. 8 класс. / Под редакцией Ю.С. Пичугова. М.: Дрофа. 2005

3. Е. И. Никитина. Русская речь. Развитие речи. 8 класс. М.: Дрофа. 2005 .

4. В. В. Бабайцева, М.И. Сергиенко. Русский язык. 8 класс. Рабочая тетрадь. М.: Дрофа. 2006

5. Бабайцева В.В. Русский язык. Односоставные предложения в тексте. М.: Дрофа, 2006

6. Тихонова В. В. Русский язык. Словосочетание. Простое предложение. Осложненное предло­жение. Тематическая тетрадь. М.: Дрофа, 2005

7. Войлова К. А. Русский язык. Культура речи. Тематическая тетрадь. М.: Дрофа, 2005.

для учителя:

1. Методические рекомендации к учебному комплексу по русскому языку. 8 класс. / Под редак­цией Ю.С. Пичугова.

2. М.: Дрофа, 2002

3. В. В. Леденева. Н.В. Халикова. Тесты. Русский язык. 5-8 классы. Учебно-методическое посо­бие. М.: Дрофа. 1998

4. О. А. Кудинова. Контрольные работы по русскому языку. 8 класс. М.: ЭКСМО. 2005

5. Г. А. Богданова. Уроки русского языка в 8 классе. М.: Просвещение. 2004

6. Г. А. Богданова. Опрос на уроках русского языка. М.: Просвещение 2000

7. Е. Н. Колокольцев, Л.М. Зельманова. Развитие речи: Русский язык и литература. (Произведе­ния изобразительного искусства). 8-9 классы. М.: Дрофа . 2005

8. Т. М. Пахнова. Русский язык. Раздаточные материалы. 8 класс. М.: Дрофа. 2005

9. С. И. Львова. Уроки словесности. 5-9 классы. М.: Дрофа. 2005

10. С. И. Львова. Сборник диктантов с языковым анализом для 5-9 классов. М.: Мнемозина. 2003

Календарно – тематическое планирование

№ урока

Название раздела, тема урока.

Количество часов.

Тип урока

Требования к уровню подготовки обучающихся.

Вид контроля, вид самостоятельной работы, повторение.

Информационно- технологическое оснащение урока.

Домашнее задание.

Дата проведения

Дата проведения.

1.

Понятие государствен-

ного языка.

Русский язык как государственный язык Российской Федерации.

1.

Усвоение новых знаний

Понимать статус русского языка как государственного, сферу использования как средства официального общения внутри РФ, понимать его функции интеграции (объединения) народов России, причину потребности в общении на русском языке.

Ответить на вопросы:

-В каких сферах деятельности русский язык используется как государствен-

ный;

- сколько государственных языков может быть в одной стране.

Толковый словарь;

Энциклопедический словарь;

СД «Русский язык»;

Л.В. Балашова «Курс русского языка».

Мини – сочинение

«Что значит,

по -вашему, работать над языком?»

2.

Русский язык – средство межнационального общения народов России и стран содружества независимых государств.

1.

Усвоение новых знаний

Ответить на вопросы:

- какие вы знаете слова, вошедшие в русский язык из языков народов, населяющих Россию?

Комплексный анализ текста.

Повторить

слова, изученные в 5-7 классах.

3.

Повторение изученного в 5-7 классах.

Лексика и фразеология.

1.

Повторительно-обоб-щаю-щие уроки.

Знать: словарный состав языка с точки зрения происхождения, употребления и стилистической окраски.

Уметь:

-подбирать синонимы и антонимы к слову; уместно и уверенно использовать лексику в речи;

-не допускать речевых ошибок

Словарный диктант (5-7класс)

Анализ текстов

Упр.9, рассказать о связи предложений в тексте.

Лексический разбор.

Э.А. Вартаньян «Путешествие в слово».

Р/яз № 16,2008, с.3 – Первые уроки в 7, 8, 9 классах.

Р/яз № 17, 2005, с.36 –Д/м по теме «Фразеологизмы».

Упр.5, стр. 7 (определить стиль речи, тип речи, основную мысль текста, средства связи).

4.

Морфемика и словообразование.

1.

Знать: что изучает морфемика, способы словообразования

Уметь:

- производить сопоставительный анализ слов, опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и определении грамматических свойств слова, использовать лингвистические словари.

Распределитель-ный диктант,

Работа по карточкам

Виды разбора: 1,2,3.

Р/яз №36, 2004, с.26.

Дидактический материал по теме урока

Карточки с индивидуальными заданиями

Таблицы по теме урока.

1 группа- сообщение об орфограм- мах в корне слова;

2 группа – об орфограм-мах в суффиксах;

3 группа- об орфограм- мах в приставках;

4 группа - об орфограм- мах в окончаниях.

Составить карточки на каждую орфограмму.

Ответить на вопрос: почему и для чего надо уметь членить слово по составу?

5.

Морфемика и орфография.

1.

Знать: знать принцип написания слов в русском языке;

правописание орфограмм- гласных, орфограмм согласных в корне слова, в суффиксах и приставках, окончаниях;

опознавательные признаки орфограмм.

Уметь: обнаруживать орфограммы в слове.

Выборочный диктант План устного сообщения «Правописание безударных гласных в корне»

«Правописание согласных»

Синтаксический разбор, морфемный и орфографический.

Р/яз № 45, 2004 – Использование алгоритма при обобщающем повторении орфографии и пунктуации.

Повторить п. 120,129,153

Упр.16(списать ,обозначить корни с чередова-нием)

Упр.18 (вставить пропущен-ные буквы, сформулировать правило).

6.

Морфология и орфография.

1.

Знать: систему частей речи русского языка.

Принципы выделения частей речи. Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи.

Уметь: различать части речи, производить их морфологический разбор, безошибочно писать НЕ с разными частями речи.

Тест

Диктант «Проверяю себя»

Орфографический и морфологический разбор.

Повторить п.67,68

Подгото-вить устное сообщение.

7

Морфология и орфография.

1.

Знать: буквы Н и НН в суффиксах имён прилагательных, причастий и наречий Уметь опознавать части речи с изученными орфограммами, группировать слова , выделять общее и различное, сопоставляя изученные части речи, уместно их употреблять.

Взаимодиктант.

Словарный диктант (5-7).

Повторить п.19-20

Упр.3(про-должить текст, рассказывая о творчестве художника с опорой на исходный текст.

8

Синтаксис и пунктуация.

1.

Знать: знаки препинания при однородных членах, причастных, деепричастных оборотах, грамматическую основу предложений.

Уметь выполнять синтаксический и пунктуационный разбор.

Объяснительный диктант.

Графический диктант.

Р/яз № 36, 2004, с.8 Первая осенняя контрольная работа.

Учить словарные слова,

Упр. 38.

9.

Синтаксис и пунктуация.

1.

Уметь определять смысловые отношения между словами, видеть связь слов в предложении, выполнять разбор словосочетаний.

Лексический и пунктуационный разбор.

Тест №1.

Капинос, Пучкова –с.8

(2 варианта).

Выполнить разбор словосоче-таний из упр. 38.

10.

Входной контрольный диктант.

1.

Уроки контроля.

Диктант.

Р/яз № 37, 2004, с.19 – Контрольные диктанты на повторение в начале учебного года.

Повторить все виды разбора, на примере упр. 38 выполнить все виды разбора.

11.

Входной контроль

«Виды разбора».

1.

Грамматические задания.

Р/яз № 16, 2008, с.21 – Стартовый контроль ЗУН по русскому языку.

Повторить основные понятия по развитию речи

Р.р п.6 упр.66(п.).

12.

Р/р. Входной контроль

«Речеведческий анализ текста».

1.

Комплексный анализ текста.

Р.р п.1 упр. 1 (у)

Упр.2 (п)

13.

Р/р. Уметь говорить и слушать.

1.

Знать: парное соединение однородных членов предложения – синтаксическое средство выразительности;

Параллелизм предложений: полный и неполный

Лексический разбор.

Л.Г. Смирнова «Культура русской речи».

14.

Синтаксис как раздел грамматики. Связь синтаксиса и морфологии.

1.

Урок усвое-ния нового материала.

Знать: словосочетание, предложение и текст как предмет изучения синтаксиса. Синтаксическая роль частей речи.

Уметь определять. границы предложений, выделять словосочетания, используя смысловые и грамматические связи словосочетаний и предложений в тексте.

Работа с текстом

Синтаксический разбор предложений.

Из художест-венного произведе-ния выписать 5-6 предложений, из одного из них все словосочетания.

15.

Пунктуация как система правил пра­вописания предложе­ний. Основ­ные принци­пы русской пунктуации. Знаки пре­пинания и их функции.

Урок усвое ния нового

Пунктуация как раздел лингвистики. Основные разделы материала пунктуации и составляющие

их правила постановки знаков препинания. Роль пунктуации в письменном общении

Понимать смыслоразличительную роль знаков препи­нания, взаимосвязь смысла, интонации и пунктуации предложения, уметь членить текст на предложения, уста­навливать связи и отношения между словами предложе­ний, грамотно расставлять знаки препинания (определи­тельные, разделительные, выделительные)

Пунктуационный разбор. Взаимо­диктант.

К. Паустовский ска­зал: «Знаки пре­пинания - это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться». Доказать, что вер­но расставленные знаки препинания действительно помогают пра­вильно понять текст.

Р/яз № 3, 2006 – Система уроков по синтаксису\+ № 15, 18, 21, 2005.

№ 5, 2006 – Комплексные проверочные работы в 8 кл.

Выписать из учебника математики 5-6 предло­жений, объяснить графи­чески постановку знаков препинания

16.

Словосочетание и предложение как единицы син­таксиса

Виды син­таксической связи.

1.

Урок усвое ния новых знаний

Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Виды и средства синтаксической связи

Знать интонационные сред­ства синтаксиса, понимать их грамматическую и смысло -различительную роль: логи­ческое ударение, пауза, тон, темп, мелодичный рисунок; использовать синтаксические средства: форму слов, смы­словую и грамматическую связь их в составе словосо­четания и предложения, слу­жебные слова; уметь опре­делять виды связи в слово­сочетании и предложении, находить в них средства син­таксической связи, определять тип предложения __

Самостоятельная работа (по вари­антам). Творче­ская работа по сюжетным кар­тинкам. Вырази­тельное чтение поэтического и прозаического текстов

Р/яз № 13,2004 – Словосочетание и предложение

§156, 157. (Теория.) Уп­ражнение 45. Выписать из упражнения 44 по од­ному примеру, в котором используются средства синтаксической связи: окончание, предлог и окончание, сочинитель­ный союз; упражнение 47 (списать, расставить зна­ки препинания, опреде­лить синтакси-ческий спо­соб связи)

17.

Словосочетание как единица синтаксиса.

Виды словосочетаний по характеру выражения главного слова.

1.

Урок усвое-ния новых знаний

Знать:

Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний по характеру выражения главного слова (именные, глагольные, наречные), уметь распознавать и моделировать словосочетания всех видов, разделять словосочетания на сочинительные и подчинительные.

Составление словосочетаний по схемам, распределение по группам в зависимости от главного слова.

Контрольный словарный диктант

(с.9-27).

Р/яз № 42,2004,с.21 – Словосочетания. Именные словосочетания (дидактический материал).

Р/яз № 22, 2007, с.42 – Материал для с/р по теме «Словосочета-ние».

Рр п.2 упр.12 (у), упр.13 (п)

18.

Р/р Пишут всегда для кого – то.

1.

Урок разви-тия речи

Работа с текстом Лихачёва «Человек должен быть интеллигентен.

Т. п.

Упр. 46.упр.59.

19.

Способы подчинительной связи.

1.

Урок усвое-ния нового материала

Знать:

Способы подчинительной связи: управление, согласование, примыкание; средства связи слов, используемых в каждом типе, уметь моделировать словосочетания всех типов, выделять их из предложения, производить синтаксический разбор словосочетаний.

Цифровой диктант

Синонимичная замена словосочетаний виды разбора:1, 2,6

Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Русский язык. Стилистика и культура речи, с.138

Р/яз № 13,2004 – Словосочетание и предложение.

Т 158

Упр. 52

Упр.55.

20.

Способы подчинительной связи. Нормы сочетания слов и их нарушения в речи.

1.

Урок закрепления изученного

Нормы сочетания слов и их нарушения в речи. Выбор падежной формы управляемого слова, предложно-падежной формы существительного, согласование сложносокращённых слов с прилагательными.

Тест. Редактирование текста.

Разбор: 3,4,7.

Т158

Упр.53

Упр.61.

21.

Основные виды словосочетаний. Цельные словосочетания.

1.

Урок усвое-ния нового мате-риала.

Основные признаки и виды словосочетаний.

Запись текста с выделением цельных словосочетаний и подчёркиванием их как членов предложения.

Тест №2.

Капинос, Пучкова , с.13

Р/яз № 42, 2004,с.22 – Синтаксически цельное словосочетание (дидактический материал).

Т159,160,

Упр.64.

22.

Р/р Контрольное сочинение на грамматическую тему «Что я знаю о словосочетании?»

1.

Конт-роль-ный урок разви-тия речи

Основные виды словосочетаний.

Написать сочинение на грамматическую тему, осуществляя выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, свободно и правильно излагать свои мысли в письменной форме.

Сочинение.

Р/яз № !», 2008 – Учимся писать сочинение. Развиваем воображение.(На основе книги Дж. Родари «Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй».

Дописать сочинение.

23.

Предложение как основная единица синтаксиса.

1.

Повторительно-обоб-щаю-щий урок

Основные признаки предложений. Характеристика предложения (синтаксический разбор).

Объяснительный диктант

Упр.68 (умение делать выводы)

Разбор : 5

Словарный диктант ( с. 28-41).

РЯШ №6,1991- Тандит С.В. «Распространённые и нераспространённые предложения» (примеры из «Пиковой дамы»

Р/яз № 13,2004 – Словосочетание и предложение.

Т161-164.

Упр.72,

Упр.74.

24.

Основные виды простого предложения.

1.

Урок усвое-ния новых знаний

Односоставные и двусоставные предложения, их синтаксический разбор.

Комментированное письмо.

Синтаксический разбор. Конструирование предложений.

Т156-167

Упр.79.

25.

Логическое ударение и порядок слов в предложении. Интонация.

1.

Урок закрепления изученного

Прямой и обратный порядок слов, интонационно правильное произнесение предложений.

Выразительное чтение текстов.

Письменный ответ на вопрос «Как порядок слов влияет на смысловые оттенки каждого предложения, с какой целью используется инверсия?»

Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Русский язык. Стилистика и культура речи,

С.125.

П упр.84,85,

88.

Подготови-ться к контроль-ной работе.

26.

Контрольная работа по теме «Словосочетание и предложение».

1.

Урок контроля знаний

Проверка уровня усвоения учебного материала, умение использовать его на практике

Контрольная работа

(2 варианта)

Кривоплясова, с.53-54.

Рр п.8, 9,

упр. 124

упр. 139

27.

Р/р Основные способы и средства связи предложений в тексте.

1.

Урок разви-тия речи

Данное и новое в текстах.

Цепная и параллельная связь предложений в тексте. Заглавие как средство связи. Порядок предложений в тексте. Порядок слов в предложении.

Пересказ текста;

Наблюдение над средствами и способами связи. Сочинение – описание в художественном стиле (н-р, Что такое время?)

Упр.135 (написать сочинение на выбранную тему, указать вид связи, употребить как можно больше разнообраз-ных способов и средств связи.

28.

Повторим орфографию: орфограммы корня»

1.

Урок-практикум

Активизация знаний правописания гласных и согласных в корнях слов, умение объяснить орфограмму.

Объяснительный диктант.

Работа с

сигнальными карточками.

Цифровой диктант

Самостоятельная работа.

Орфографическая эстафета.

Тп.17

Упр.98.

29.

Главные члены предложения. Подлежащее и способы его выражения.

1.

Урок усвое-ния нового мате-риала

Способы выражения подлежащего

Особые случаи согласования подлежащего и сказуемого.

Конструирование предложений

Составление таблицы «Способы выражения подлежащего»

Контрольный словарный диктант

(с. 9-52).

Р/яз № 17,2004 - Изучение синтаксиса в 8-м классе. Понятие о членах предложении Р/яз № 42,2004,с.22 – Способы выражения подлежащего – фразеологичес-кая единица. Составное наименование.

Рр П.4;

Упр.26

(1 или 2 по выбору учащихся).

30.

Рр Что значит талантливый читатель?

Словесное рисование.

1.

Урок разви-тия речи

Понятие о бессоюзии и многосоюзии (асиндетон, полисиндетон).

Повторение средств художественной выразительности.

Работа с текстом

(миниатюра Ю.Бондарева «Природа»).

Письмо по памяти

Работа со средствами художественной выразительности (упр.37).

Самостоятельная работа по заданию упр. 39.

Тп.17 упр.107,108.

31.

Сказуемое и его основные типы.

1.

Урок усвое-ния новых знаний

Виды сказуемого: ПГС, СГС, СИС.

Способы выражения ПГС.

Составление плана теоретического материала параграфа.

Монологическое высказывание »Способы выражения ПГС».

Составление предложений с глагольными фразеологизмами в роли сказуемых.

Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Русский язык. Стилистика и культура речи. с.130.

Р/яз № 17,2004 - Изучение синтаксиса в 8-м классе. Понятие о членах предложения.

П упр.116 и 118.

По параграфам 170-171 подготовить сообщение о простом и глагольном сказуемом. Самостоя-тельно изучить параграф 172 (о согласова-нии глагольного сказуемого с подлежа-щим).

32.

Сказуемое и его основные типы.

1.

Урок усвое-ния новых знаний

Особенности СГС.

Объяснительный диктант

Р/яз №41, 13

2004, с.13- Составное глагольное сказуемое.

П упр.119,124.

33.

Сказуемое и его основные типы.

1.

Урок усвое-ния новых знаний

Особенности СИС.

Устное сообщение «Способы выражения составного именного сказуемого».

Комментированное письмо.

Рр п. повторить, что такое видовое и родовое понятие; подобрать примеры;

Упр.65 (п)

34

Р/р Определение понятия.

1.

Урок разви-тия речи

Знать, что такое антитеза

Сравнение, языковые средства выражения сравнения; морфологические средства сравнения

Повторить: фразеологический оборот.

Работа со словарём фразеологизмов.

Письмен-ный ответ на вопрос »Что общего у составного глагольного и именного сказуемых и чем они различают-ся?»,

Упр.125.

35.

Тире между подлежащим и сказуемым.

1.

Урок усвое-ния нового материала

Особенности связи подлежащего и сказуемого.

Составление предложений со сказуемым с нулевой связкой.

Диктант «Проверяю себя».

Творческое задание.

РЯППС № 41,2004,с. 29 –

Под знаком тире

(цитаты, содержащие тире)

Т 174,

П упр. 133.

36.

Главные члены предложения.

1.

Повторительно-обоб-щаю-щий урок

Морфологические способы выражения главных членов предложения.

Синонимичная замена разных типов сказуемых.

Конструирование предложений по определённым моделям.

Осложнённое списывание.

Тест №3.

Творческая работа.

Капинос, Пучкова , с.17

Повторить весь материал по данной теме с. 161-174,

Упр.136

(задание 1-письменно).

Просмот-реть орфографи-ческие правила, которые вызывают затруднения.

Подготови-ться к диктанту с граммати-ческим заданием.

37.

Контрольный диктант с грамматическим заданием за 1 четверть.

1.

Урок контроля

Главные члены предложения и способы их выражения.

Тире между подлежащим и сказуемым.

Синтаксический разбор предложения.

Тип сказуемых.

Р/яз № 42, 2004,с.24 – Контрольный диктант.

Р/яз № 41, 2004,

№ 24, 2006 – Комплексная диагностика знаний по русскому языку, литературе, истории.(!).

Написать сочинение по картине Левитана.

(упр. 71, составить план: определить микротемы)

38

Р/р Текст как единица синтаксиса. Микротема. Микротекст.

1.

Урок развития речи

Понятие текста

Композиция текста

Смысловая связь частей текста.

Уметь определять смысловую связь частей текста, способы сцепления предложений, характеризовать синтаксические конструкции, порядок слов, создавать текст, учитывая речевую ситуацию, характер адресата речи, выбирать способ воздействия на адресата.

Повторить Т п.8

39.

Второстепенные члены предложения. Определение согласованное и несогласованное. Способы выражения определения.

1.

Урок усвое-ния нового материала

Определять и различать согласованные и несогласованные определения, способы их выражения.

Творческая работа(подбор к определяемым словам нужных определений)

Словарный диктант ( с. 41-68).

Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Русский язык. Стилистика и культура речи, с.133.

Р/яз № 37, 2004, с. 32 – Подсказка к запоминанию второстепенных членов предложения (слабоуспеваю-щим).

Тп.175

(выучить)

П упр.150(у)

Упр.151(п).

40.

Согласованные и несогласованные определения.

1.

Урок закрепления изученного

Трудные случаи согласования определения с определяемыми словами.

Творческое списывание.

Работа в парах.

Т п.175

Упр.148

Упр.153

41.

Приложение.

1.

Урок усвое-ния нового материала

Приложение как разновидность определения. Знаки препинания при приложении.

Составление плана теоретического материала с иллюстрацией примерами.

Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Русский язык. Стилистика и культура речи, с.136.

Повторить памятку №3 (Р.р 7 класс, с. 146) «Как подготовиться к написанию

изложения, близкого к тексту» .

42.

Р/р Контрольное изложение, близкое к тексту.

1.

Урок разви-тия речи

Уметь писать подробное изложение, уметь выделять микротемы, определять абзацы.

Подготовка к подробному изложению.

Отредактировать изложение.

43.

Р/р Контрольное изложение, близкое к тексту.

К.Г.Паустовский «Михайловские рощи».

1.

Урок разви-тия речи

Написание изложения.

Р/яз № 3, 2006 – Разные типы изложений 7-8 кл.

Т п.176

П упр. 161 (задания 1,2 – устно).

44.

Приложение.

1.

Урок закрепления знаний

Отработка навыка правописания приложений при сочетании нарицательных существительных и нарицательных и собственных существительных.

Объяснительный диктант.

Творческое задание.

Контрольный словарный диктант

(с. 9 – 73).

Т п. 176

П упр. 156(у)

Упр. 160 (п)

Повторить материал п. 18

45.

Дополнение.

1.

Урок усвое-ния новых знаний

Способы выражения. Дополнение прямое и косвенное.

Осложнённое списывание.

Разбор предложений по схемам.

Т п.177

П упр. 164

Повторить п. 18 (обстоятельство).

46

Обстоятельство.

1.

Урок усвое-ния новых знаний

Виды обстоятельств.

Выборочный диктант с творческим заданием

Заполнение таблицы «Виды обстоятельств».

Р/яз № 12, 2006 – Интегрирован-ный урок-путешествие по русскому языку и истории России.

Рр п.7

Вспомнить, чем может быть выражено сравнение

Письменно- примеры со сравнениями

47.

Р/р Синтаксические средства сравнения. Сказуемое с оттенком сравнения. Сравнительный оборот. Приложение.

1.

Урок развития речи

Знаки препинания перед сказуемым – сравнением.

Эссеистическая миниатюра.

Написание эссеистической миниатюры.

Словарный диктант.

Т п. 178

П упр. 171

Упр.174.

48.

Обстоятельство.

1.

Урок закрепления знаний

Случаи выделения обстоятельств на письме.

Письмо по памяти. Диктант.

Индивидуальная работа по карточкам.

Р/яз № 24, 2005, с.19.

П упр. 174

( записать в исправлен-ном виде эти словосочетания в нужном порядке и письменно выполнить задание 2(с.78).

Устно подготовить 3 вопроса по теме «Второсте-пенные члены предложе-ния».

49.

Систематизация и обобщение изученного по теме «Второстепенные члены предложения».

1.

Повторительно-обоб-щаю-щий урок

Главные и второстепенные члены предложения.

Взаимодиктант.

Цифровой диктант. Тест №4.

Капинос, Пучкова, с.29.

Т п. 175-179

П упр. 177

Упр.179.

Прочитать в учебнике о Шахматове. Объяснить, почему данный текст приведён в разделе «Синтаксис и пунктуация

50.

Контрольная работа.

1.

Урок контроля

Главные и второстепенные члены.

Диктант с грамматическим заданием.

Повторить понятия:

тема, основная мысль текста, микротема,.микротекст,заголовок, план текста.

51.

Р/р . Сжатое изложение с элементами сочинения.

1.

Урок разви-

тия речи

Тема. Основная мысль текста. Микротема. Микротекст. Заголовок. План текста.

Подготовка к написанию сжатого изложения

по очерку Лихачёва «Человек должен быть интеллигентным».

52.

Р/р . Сжатое изложение с элементами сочинения.

1.

Урок разви-

тия речи

Написание сжатого изложения.

Повторить правила правописа-ния приставок.

Письменно –примеры.

53

Повторим орфографию. Орфограммы в приставках.

1.

Повторительно- обоб-щаю-щий урок

Орфограммы в приставках. Различение приставки НЕ и частицы НЕ.

Выборочный диктант.

Осложнённое списывание.

Упр.187, 188.

54.

Понятие об односоставных предложениях. Основные группы односоставных предложений.

1.

Урок усвое-ния новых знаний

Знать, что такое односоставное предложение, его структурные особенности, типы односоставных предложений.

Взаимодиктант.

Разбор предложений по теме.

Р/яз № 47, 2004-с.15.

Т п. 180-181

Из текста художественного произведения выписать 5-6 односоставных предложе-ний, определить их вид

55.

Определённо – личные предложения.

1.

Урок усвое-ния новых знаний

Структура и смысловые особенности определённо- личных предложений.

Составление диалогов.

Работа в парах.

Контрольный словарный диктант ( с 9-88).

Т п. 180-181

П упр. 197,

Со словами на полях составить 3 подчините-льных словосочетания с разными способами связи.

56.

Неопределённо-личные предложения.

1.

Урок усвое-ния новых знаний

Значение, строение, сфера употребления, способы выражения сказуемых.

Зрительный диктант.

Т п.182

П упр. 208

57.

Обобщённо – личные предложения.

1.

Урок усвое-ния новых знаний

Функция в речи, способы выражения сказуемого.

Конструирование предложений.

Т п. 182

П упр. 214

58.

Безличные предложения.

1.

Урок усвое-ния новых знаний

Общие и отличительные признаки двусоставных и безличных предложений, синонимичных по значению.

Способы выражения сказуемого.

Объяснительный диктант.

Распредели-тельный диктант.

Р/яз №7,2004 «Изучаем безличные предложения»,

с.26.

Повторить орфограм-мы. Пункто-граммы.

59.

Итоговая контрольная работа за 2 четверть.

1.

Урок

контроля

Проверка ЗУН учащихся.

Контрольный диктант с грамматическим заданием.

Т п. 183

П упр. 220(у)

Упр. 219 (п)

60.

Безличные предложения.

1.

Урок закрепления

Структурные типы безличных предложений.

Распределите-льный диктант

Тест.

Упр. 218(у)-подготовиться к предупредительному диктанту

Упр.221

61.

Безличные предложения.

1.

урок закрепления изученного

Включение в связный текст безличных предложений, которые обозначают:

1)духовное и физическое состояние человека

2) состояние природы

3)стихийное проявление сил природы

4)невозможность совершения действия.

Сочинение – миниатюра.

Упр. 224

62.

Назывные предложения.

1.

Урок усвое-ния нового материала

Смысловые и структурные особенности назывных предложений.

Средство сжатого описания экспозиции рассказа.

Объяснительный диктант

Словарный диктант (с.88-100)

Р/яз №15,2006 – Тест «Односоставные предложения» , с. 45.

Принести Рр

Сочинение – миниатюра – лирическая зарисовка «В лесу»

63.

Р/р Именительный представления.

1.

Урок усвое-ния нового материала

Именительный представления как особый вид назывных предложений.

Т п. 184

П упр.232(п)

64.

Употребление односоставных предложений в устной и письменной речи. Синонимия односоставных и двусоставных предложений.

1.

Повторительно-обоб-щаю-щий рок

Устный и письменный синтаксический разбор односоставных предложений.

Анализ образцовых текстов разных стилей.

Р/яз №16,2006 – Диктант «Рыбалка» (по односоставным предложениям»,с.46.

Р/яз №47,2004 – Роль односоставных предложений в художественном тексте, с.15.

Найти в газете репортаж, определить, в каком стиле он написан. Проанализировать языковые средства.

65.

Систематизация и обобщение изученного по теме «Односоставные предложения».

1.

Повторительно-обоб-щаю-щий урок

Грамматические признаки односоставных предложений, виды односоставных предложений

Тест №5.

Капинос, Пучкова, с.23

Р/яз № 44, 2004, с.5 – Односоставные предложения. Неполные предложения.

Т п. 179

П упр. 233 + сделать табличку

(Кривопля-сова, с. 126).

66.

Особенности строения полных и неполных предложений.

1.

Урок усвое-ния нового материала

Общее понятие о неполных предложениях, сфера их употребления

Преобразование полных двусоставных предложений в неполные.

Р/яз №11, 2006, с.8 «Проблемы неполных предложений».

Упр.242, 245.

67.

Р/р. Риторический вопрос как средство выразительности

1.

Урок разви-тия речи

Строение риторических вопросов, пунктуационное оформление.

Наблюдение над текстами.

Творческое списывание.

Запись по памяти.

Написать сочинение-миниатюру с лингвисти-ческим заданием: употребить в начале или конце сочинения ритори-ческий вопрос

Темы:

1.Удиви-тельное рядом

2.Как не любить родную природу!

68.

Контрольная работа.

1.

Урок контроля

Виды односоставных предложений.

Употребление полных и неполных предложений.

Упр.236

69.

Однородные члены предложения. Союзы при однородных членах.

1.

Урок усвое-ния нового материала

Особенности однородных членов предложения

Градация.

Пунктуация при однородных членах.

Выборочное письмо с составлением схем.

Письменный ответ на вопрос «Что нового вы узнали об однородных членах?»

Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Русский язык. Стилистика и культура речи, с.152.

Т п.186,187,21

П упр.250,251

70.

Однородные члены, связанные сочинительными союзами и пунктуация при них.

1.

Урок усвое-ния нового материала

Расстановка знаков препинания.

Составление схем предложений.

Различение простых предложений с однородными членами и ССП.

Комментированное письмо.

Составление схем.

Конструирование предложений по схемам.

Т п.187

Упр.256,258

71.

Р/р Разновидность рассуждения – сравнения.

1.

Урок разви-тия речи

Сочинение-рассуждение

Композиция текста, языковые средства сцепления его частей, выражение сходства и различия сопоставляемых понятий

Сочинение («В чём сходство и различие краткой формы прилагательного и причастия?» или др.).

Р/яз № 14, 2008, с.4 - Написание текста с использованием фрагментов разных стилей речи.

Дописать сочинение

72.

Однородные члены, связанные сочинительными союзами и пунктуация при них

1.

Урок закрепления изученного

Расстановка знаков препинания

Синонимическая замена союзов при однородных членах

Составление предложений с данными рядами однородных членов.

Контрольный словарный диктант ( с. 9-116).

Упр.262,267

Т п.186,187,21

73.

Обобщающие слова при однородных членах предложения

1.

Урок усвое-ния нового материала

Определение места обобщающего слова по отношению к однородным членам

Знаки препинания в предложениях с обобщающими словами.

Творческое задание.

Объяснительный диктант.

Тп.189 (учить)

П упр. 278(п)

276(у), для предупредительного диктанта принести учебники Рр.

74.

Обобщающие слова при однородных членах предложения.

1.

Урок закрепления изученного

Различение предложений с обобщающим словом при однородных членах и предложения с именным составным сказуемым.

Работа по учебнику Рр

(с.38, упр. 44,45, таблица из упр. 48).

Т п. 186-188(повторить).П упр. 280 + составить карточку – задание из 6 предложений по теме урока.

75.

Р/р Однородные члены предложения как средства выразительности речи.

1.

Урок разви-тия речи

Бессоюзие. Многосоюзие. Параллелизм предложений.

Выборочный диктант.

Творческая работа: описание картины.

Рр упр. 266 (прочитать рассказ Астафьева и написать сочинение «Что я узнал из рассказа «Постскриптум» и о его авторе»

!!! Использо-вать в сочинении однородные члены как одно из средств вырази-тельности речи.

76.

Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Проверочная работа по теме урока.

1.

Урок-практикум

Пунктуационное оформление на письме однородных членов.

Тест.

Распредели-тельный диктант.

Творческое задание.

Объяснительный диктант.

П упр. 274

Повторить п. 186-188.

77.

Однородные и неоднородные определения.

1.

Урок усвое-ния нового материала

Отличие однородных и неоднородных определений на основ смыслового, интонационного, грамматического анализа предложений.

Правильная расстановка знаков препинания.

Списывание с грамматическим заданием.

Структурирование теоретического материала п.189 - схема, план, конспект).

Т п.189(выу-чить),П упр. 288 (п)

Упр.289(у).

78.

Однородные и неоднородные определения

1.

Урок закрепления изученного

Предупредите-льный диктант.

Словарный диктант ( 116-135).

Т п.189

П упр. 291(п)

Упр.296(за-дания 12-15-устно)

79.

Однородные и неоднородные определения

1.

Урок закрепления изученного

Самодиктант.

Объяснительный диктант.

Тест.

Т п.189

П упр.295(п)

Упр.296(за-дания 1-8 устно).

80.

Систематизация и обобщение изученного по теме «Однородные члены предложения».

1.

Повторительно-обоб-щаю-щий урок

Графический диктант.

Взаимодиктант.

Тест №6.

Капинос, Пучкова , с.35.

Р/яз № 37, 2004,с.8 – Однородные члены предложения.

Т п.186-189 повторить

Упр.488(п)

81.

Диктант с грамматическим заданием.

1.

Урок контроля

Проверка ЗУН по теме «Однородные члены предложения».

Повторить орфограм-мы в суффиксах.

82.

Повторим орфографию. Орфограммы в суффиксах.

1.

Повторительно-обоб-щаю-щий урок

Правописание гласных О,И,Е после шипящих в суффиксах

Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных, в суффиксах прилагательных.

Работа в группах -устные сообщения на основе обобщающих таблиц

(упр.299,300,302,

306).

Повторить, что такое композиция

Тип речи – рассужде-ние

83.

Р/р Контрольное сочинение –рассуждение на литературную тему

1.

Конт-роль-ный урок разви-тия речи

Проверить умение создавать текст-рассуждение, сохраняя его композиционные элементы.

Подготовка к сочинению-рассуждению по произведению, изучаемому на уроке литературы.

84.

Р/р Сочинение –рассуждение на литературную тему

1.

Конт-роль-ный урок разви-тия речи

Сочинение-рассуждение по произведению, изучаемому на уроке литературы.

П упр. 308

85.

Обособление второстепенных членов предложения.

1.

Урок усвое-ния новых знаний

Понятие об обособлении второстепенных членов.

Комментированное письмо.

Контрольный словарный диктант

( с.9-137).

Р/яз № 15, 2004,с.29 – Обособленные определения и приложения.

Т п.190,191,

175, 176

Упр.314

86.

Обособление согласованных определений.

1.

Урок усвоения новых знаний

Условия обособления определений,

Грамматических условий обособления причастий и причастных оборотов и прилагательных с зависимыми словами, относящихся к существительному

Интонационное и пунктуационное оформление.

Конструирование предложений.

Распредели-тельный диктант.

Р/яз № 15, 2004, с.29 – Обособленные определения и приложения + № 2, 2005.

Т п. 192

П упр.322, 321

87.

Обособление согласованных определений.

1.

Урок закрепления изученного

Использование обособленных определений в текстах разных стилей.

Объяснительный диктант.

Творческое задание.

Выразительное чтение примеров.

Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Русский язык. Стилистика и культура речи, с.144.

Т п. 192 (повторить)

П упр. 3 23

88.

Обособление несогласованных определений.

1.

Урок усвое-ния новых знаний

Условия обособления несогласованных определений, их интонационное и пунктуационное оформление

Объяснительный диктант

Полный синтаксический разбор предложения

Составление плана устного сообщения «Условия обособления согласованных и несогласованных определений»

Р/яз № 37, 2004, с.12-Проблема обособления несогласован-ных определений.

Т п.193, 176

П упр.338.

89

Обособление определений с обстоятельствен-ным оттенком.

1.

Урок усвое-ния новых знаний

Грамматические условия обособления определений с обстоятельственным оттенком, их интонационное и пунктуационное оформление

Диктант «Проверь себя».

Выборочный диктант.

П упр. 326.

90.

Обособление приложений.

1.

Урок усвое-ния новых знаний

Условия обособления приложений, графическое объяснение условий обособления.

Выразительное чтение предложений с обособлением.

Расстановка знаков препинания.

Цифровой диктант.

Выборочный диктант.

Синтаксический разбор.

Тест №7.

Капинос, Пучкова, с.53

Р/яз №2, 2005 – Обособление приложений, относящихся к именам собственным,

с.35.

Т п. 194

П упр.349 (п), 354 (у)

Принести Рр

91.

Р/р. Заглавие как средство связи предложений в тексте.

Изложение с грамматическим заданием.

1.

Урок разви-тия речи

Роль заглавия как средства связи в тексте, роль композиционного стыка.

Изложение с грамматическим заданием.

Р/яз №13, 2007, с.2 – Выборочные изложения.8-9 классы.

92.

Р/р Заглавие как средство связи предложений в тексте.

Изложение с грамматическим заданием.

1.

Урок разви-тия речи

Художественная, эмоциональная, выразительная передача содержания услышанного текста.

Самостоятельно озаглавить текст.

Т п. 191-194

93.

Обособление приложений.

1.

Урок закрепления изученного

Использование обособленных приложений в разных стилях речи.

На основе опорных словосочетаний составить предложения с обособленными и необособленными приложениями.

Взаимодиктант.

Р/яз № 15,2004,с.29 – Обособленные определения и приложения.

Т п. 191-194

П упр. 356 (п), Т п. 177 – повторить.

П упр. 359 (1-10 строчки) – устно.

94.

Обособление дополнений.

1.

Урок усвое-ния новых знаний

Условия обособления дополнений.

Опознавательные признаки уточняющих дополнений

( производные предлоги).

Синонимичная замена производных предлогов при обособленных дополнениях.

Распредели-тельный диктант.

Т п.195 (учить, составить план письменно)

П упр. 362 (п)

Подгото-виться к словарному диктанту по словам, выделен-ным жирным шрифтом на полях учебника «Практика» со с. 136-по 158.

95.

Обособление дополнений.

1.

Урок закрепления изученного

Объяснительный диктант.

Словарный диктант ( с.136-160).

Т п. 195 повторить

П упр. 364

Повторить материал о деепричастных оборотах (Т п. 143).

96.

Обособление обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастием.

1.

Урок усвое-ния новых знаний

Условия обособления обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами.

Придумать и записать предложения, используя в них одиночные деепричастия, фразеологические обороты.

Р/яз №4,2006 – Синтаксическая функция деепричастного оборота ,с.30.

Р/яз № 36 2004, с.28 – Об одной распространён-ной ошибке – неправильном употреблении деепричастных оборотов.

Т п. 196

П упр. 372

97.

Обособление обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастием.

1.

Урок закрепления изученного

Опознавание обособленных обстоятельств как изобразительно-выразительных средств в художественной речи.

Творческое задание.

Работа в парах.

Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Русский язык. Стилистика и культура речи, с.147.

Т п. 196

П упр. 379

98.

Отсутствие и наличие запятой перед союзом КАК. Сравнительный оборот.

1.

Урок-практикум

Синтаксические конструкции с КАК.

Пунктуация в предложениях со сравнительными оборотами.

Использование сравнительного оборота в текстах разных стилей и типов речи.

Синтаксический и пунктуационный разбор предложений.

Работа с дидактическим материалом по теме урока, КАТ.

РЯШ №2,2002 – Девятова Н.М. «Знаки препинания перед союзом КАК»,с.83

Р/яз №1,2006- Синтаксические конструкции со словом КАК,с.30

Р/яз № 11,2004, с.6-Знаки препинания при союзе КАК

Из текстов изученных художес-твенных произве-дений, выписать предложе-ния с КАК, объяснить наличие или отсутствие запятой.

99.

Контрольный диктант за 3 четверть.

1.

Урок контроля

Р/яз № 42, 2004,с.24-Контрольный диктант(вариант 2).

100

Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами.

1.

Урок усвое-ния нового материала

Условия обособления обстоятельств, выраженных существительными с предлогами.

Интонационное произношение

Пунктуация.

Творческий диктант.

Тест.

Т п. 197(учить)

П упр. 384(п)

Упр. 502 (у - подготовиться к предвари-тельному диктанту).

101

Обособление обстоятельств.

1.

Урок закрепления знаний

Предупреди-тельный и творческий диктанты.

Тест №8.

Капинос, Пучкова, с.59.

Р/яз № 15, 2006.

Т п. 190-197 повторить

П упр. 386(п).

102

Обобщение материала изученного по теме « Обособленные члены предложения».

1.

Повторительно-обоб-щаю-щий урок

Систематизировать и обобщить знания учащихся по теме

Работа с текстом

Творческое задание

РЯШ №5,1990 – Лагун А.В. «Урок – зачёт по теме «Предложения с обособленными членами»

Т п 190-197

П упр. 498(п)

103

Р/р Киносценарий как композиционная форма сочинения.

1.

Урок разви-тия речи

Особенности композиции сочинения в виде киносценария, киноведческие термины.

Анализ творческих работ.

Составление фрагментов киносценария.

104

Обобщение материала изученного по теме

« Обособленные члены предложения».

1.

Повторительно-обоб-щаю-щий урок

Систематизировать и обобщить знания учащихся по теме.

Объяснительный диктант.

Словарный диктант (с. 9-169).

Р/яз №19,2006, стр.23 – Изучение обособленных членов предложения на материале повести «Капитанская дочка». (Урок-игра).

Подгото-виться к контрольному диктанту.

105

Диктант с грамматическим заданием.

1

Урок контроля

Проверка ЗУН .учащихся по теме «Обособленные члены предложения».

106

Обособление уточняющих членов предложения.

1.

Урок усвое-ния новых знаний

Различать уточняющие и уточняемые члены предложения, отличать их от обособленных оборотов

Пунктуация.

Выразительное чтение предложений.

Составление предложений.

Синтаксический разбор.

Т п. 198-учить

П упр.391(п), 392(у), 393(п).

107

Р/р Психологический портрет.

1.

Урок разви-тия речи

Характерные особенности, главное во внешности человека.

Работа с упражнениями учебника Рр.

Рр упр. 237

Словарь «Описание внешности»(С.159-163)

Сочинение – описание внешности.

108

Обособление уточняющих членов предложения.

1.

Урок закрепления изученного.

Совершенствование умений по применению полученных знаний на практике.

Предупреди-тельный диктант.

Морфологический разбор.

Т п. 190-198-повторить

П упр. 399 (примеры к каждой схеме)

Упр. 402,403 устно.

109

Уточняющие, поясняющие, присоединительные члены предложения, их смысловая и интонационная особенность.

1.

Урок закрепления изученного

Смысловой анализ предложения.

Диктант «Проверяю себя».

Тест №9.

Капинос, Пучкова, с.65.

Повторить правила раздельного и дефисного написания слов

П упр. 504(п).

110

Повторим орфографию. Слитное, раздельное и дефисное написание слов.

1.

Повторительно-обоб-щаю-щий урок

Правильное определение условий выбора орфограммы, опознавание части речи с орфограммой

Объяснение написания разных частей речи.

Обобщение на основе примеров упражнения 408, 406,411.

Осложнённое списывание.

Р/яз № 23, 2005 – Не до-? Или недо-?

П упр. 413.

111

Р/р. Контрольное изложение.

1.

Урок контроля

Изложение с элементами сочинения.

112

Р/р Контрольное изложение.

1.

Урок контроля

113

Систематизация изученного по теме.

1

Повторительно-обоб-щаю-щий урок

Определение и выделение на письме обособленных второстепенных членов предложения.

Редактирование текста.

Предупреди-тельный диктант.

Р/яз № 19, 2008, стр.30 – Пунктуация в осложненном предложении.

Подготови

ться к контрольному диктанту.

114

Контрольная работа.

1.

Урок контроля

Проверка ЗУН по теме «Обособленные второстепенные члены предложения».

Диктант с грамматическим заданием.

Повторить Т п. 23,

П упр. 506(1-3 абзацы).

115

Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями.

1.

Урок усвое-ния нового материала

Группы вводных конструкций по значению.

Роль вводных слов как средства выражения субъективной оценки высказывания.

Заполнение таблицы.

Запись слов Щербы с включением их в предложение с прямой речью.

Письменный ответ на вопрос «Почему известный лингвист считает филологию не только наукой, но и искусством?

Р/яз №5,2006 – Предложения с вводными словами, с. 25 (Модульный обобщающий урок).

Т п. 199(соста-вить опорный конспект)

П упр. 420.

116

Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями.

1.

Урок закрепления изученного

Употребление в речи вводных слов с учётом речевой ситуации.

Взаимодиктант.

Творческое задание.

Распредели-тельный диктант.

Р/яз № 8, 2005 – Понятие водности как речевой категории (конспект урока: содержит исследователь-скую работу+ очень интересное творч. задание на стр.37, ключ к нему см. в Раб. Программе за 2006-2007 уч. год ).

Т п. 199

П упр. 432(п)

Упр. 438(у)

117

Предложения с вводными и вставными конструкциями.

1.

Урок закрепления изученного

Употребление в речи вводных предложений с целью внесения добавочных сведений

Составление связных текстов

Тест 10

Капинос, Пучкова, с.47.

Т п. 199

П упр. 508

Т п. 22 –повторить материал об обращении

118

Обращение, его функции и способы выражения.

1.

Урок усвое-ния новых знаний

Синтаксическая сущность обращения

Пунктуация в предложениях с обращением

Предупреди-тельный диктант

Выразительное чтение

Т п. 200(учить)

П упр.446(п), упр. 445(у)

119

Р/р Обращение как средство связи предложений в тексте

1.

Урок разви-тия речи

Требования к устному выступлению.

Значение слов «публичный» и «публицистический». Характерные для публицистического стиля средства языка

Подготовка рабочего материала

(выбор темы, определение аудитории, цели своего выступления.

Подгото-вить публичное выступле-ние на одну из тем ( напр.,

«Зачем нужно изучать русский язык»).

120

Обращение, его функции и способы выражения.

1.

Урок закрепления материала

Интонационно правильное произнесение предложений с обращением, употребление обращения в разных речевых ситуациях.

Упр. 443

Письменный ответ на вопрос «Какие ещё языковые средства служат средством выражения авторского отношения?»

Т п. 200

П упр. 455(сочинение – рассужде-ние

Упр. 450.

121

Риторическое обращение.

1.

урок закрепления

Риторическое обращение как стилистическая фигура.

Работа с текстами художественного стиля.

Упр.453.

122

Особенности слов – предложений.

1.

Урок освое-ния нового материала

Понятие о словах –предложениях.

Правильное оформление их на письме.

Отличие от вводных слов и частиц, а также самостоятельных членов предложения.

Работа в парах.

Письмо по памяти.

Объяснительный диктант.

Т п. 201

П упр. 461.

123

Комплексный анализ текста.

1.

Урок закрепления знаний

Совершенствование навыков работы с текстом.

Упр. 463.

Подгото-виться к публичному выступлению.

124

Р/р Публичное выступление.

1.

Урок разви-тия речи

Повторить изученное

Т п.198-202.

125

Обобщение изученного материала по темам

«Уточняющие члены предложения»; «Вводные слова»; «Предложения с обращениями».

1.

Повторительно-обоб-щаю-щий урок

Систематизация знаний учащихся по изученным темам.

Тест № 11.

Выборочный диктант.

Самодиктант

(письмо по памяти).

Капинос, Пучкова, с.41.

Подгото-виться к контрольному диктанту.

126

Диктант с грамматическим заданием.

1.

Урок контроля.

Контроль ЗУН учащихся.

Диктант – Р/яз №7, 2008, стр.33.

Рр п.10 упр. 179(у)-подгото-виться к сочинению.

127

Работа над ошибками.

1.

Урок разви-тия речи

Работа по упр. 179 учебника Рр, с. 107.

Дописать сочинение.

128

Повторим изученное в 8 классе.

Словосочетание.

1.

Урок-практикум

Виды словосочетаний

Способы подчинительной связи.

Карточки с заданиями по группам.

Тест «Словосочетание».

Вялкова, с.217-219

Из упр. 464 выпишите по 2 словосочетания с разными способами подчини-тельной связи и разберите их.

129

Простое предложение. Тире между подлежащим и сказуемым. Второстепенные члены предложения.

1.

Урок-практикум

Синтаксический разбор предложений.

Тест.

Повторить изученные орфограм-мы и пункто-граммы.

130

Итоговый тест за курс 8 класса.

1.

Урок контроля

Тест № 12.

Вялкова

Рабочие программы по русскому языку , с. 220-223

Или

Капинос, Пучкова, с. 84 ( 2 варианта).

Р/яз №7,2005,с.40

131

Итоговый контрольный диктант за курс 8 класса.

1.

Урок контроля

Контроль ЗУН учащихся.

Р/яз №7,2006,с.6;

Р/яз №8,2006,с.5-6

Р/яз № 6, 7, 2005.

П Упр. 465.

132

Односоставные и неполные предложения.

1.

Урок-практикум

Виды односоставных предложений.

Особенности неполных предложений.

Контрольный словарный диктант за курс 8 класса

( с.232-249).

П упр.486, 489.

133

Предложения с однородными членами.

1.

Урок-практикум

Тест № 13.

Капинос, Пучкова, с.75.

П упр. 493.

134

Предложения с обособленными членами

1.

Урок-практикум

П упр. 504.

135

Предложения с уточнением.

1.

Урок-практикум

П упр.509

( выписать предложе-ния с вводными словами, составить схемы предложе-ний).

136

Предложения с обращениями, вводными словами; слова – предложения.

1.

Урок-практикум

Повторять изученные орфограм-мы.

Литература ко всему курсу русского языка:

- Разные типы изложений.- РЯзПС №3,2006,с.17

- Система уроков по синтаксису в 8 классе.- РЯзПС № 3,2006,с.24,см. также: РЯзПС №13,2004; № 15,18,21,2005

- Контрольные работы на виды сказуемых, на обособленные члены предложения, по словосочетанию.- РЯППС №3,2006,с.32

- Повторение орфографии и пунктуации в 8 классе (тексты на разные темы программы) – РЯЗПС №7,2006,с.19

- рассказы Юрия Коваля на уроках русского языка и литературы(5-8классы).-РЯзПС № 36,2004,с.23 (темы: Однородные члены предложения, Обособление определений и обстоятельств)

- Кудинова О.А., Юнусова Б.С. Русский язык. Контрольные работы. 8-9 классы, Эксмо,2007

- Богданова Г.А. Уроки русского языка в 8 классе.- М., Просвещение.2000

-Служевская Т.Л. Что повторить? Выбирайте. Дидактические материалы по русскому языку. 9 класс.-М., Просвещение,1997

-Шипицына Г.М., Петровская С.С., Черников И.Н. Дидактические материалы для углублённого изучения русского языка. Синтаксис. Пунктуация. Стилистика. – М., Просвещение,1997

- Тихонова В.В., Шаповалова Т.Е. 250 диктантов по русскому языку для школьников. 5-9 классы. –М, Дрофа,1997

- Костяева Т.А., Чурикова Г.М. Сборник диктантов по пунктуации. 8-9 классы. – М., Просвещение, 1989

- Ивченков П.Ф. Контрольно – тренировочные работы на уроках русского языка. 4 – 8 классы. – М., Просвещение, 1987

- Ганжина Н.Ю., Назарова Н.Ф. Сборник диктантов по синтаксису и и пунктуации (8-9 классы). Пособие для учителей. – Саратов, «Лицей», 1998

- Газова Е.Ю., Мокринская О.М., Крючкова М.Я. Материалы к урокам русского языка и конспекты отдельных занятий в 5-9 классах ( основы культуры речи, развитие связной речи).- Волгоград,2002



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рабочая программа учебной дисциплины ф тпу 1- 21/01 федеральное агентство по образованию (3)

    Рабочая программа
    Цель: формирование у обучающихся знаний и умений в области теории и практики прогнозирования явлений и процессов, происходящих в социально-экономической системе.
  2. Рабочая программа по истории россии I. Организационно-методический раздел

    Рабочая программа
    Рабочая программа составлена в проблемно-хронологическом плане. Основной целью преподавания данного курса является формирование у студентов научного подхода к изучению проблем отечественной истории, осознание самобытности исторического
  3. Рабочая программа по литературе 5 класс Пояснительная записка (1)

    Рабочая программа
    Настоящая программа по литературе для V класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений.
  4. Рабочая программа по дисциплине «теория и история налогообложения»

    Рабочая программа
    Цель дисциплины - сформировать у студентов базовые знания в области теории налогов и истории налогообложения, привить навыки применения полученных знаний в практической деятельности.
  5. Рабочая программа по литературе 7 класс пояснительная записка

    Рабочая программа
    Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 год) и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы В.

Другие похожие документы..