Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа'
подготовки бакалавра (по дисциплинам читаемым кафедрами бизнес-аналитики, управления информационными ресурсами предприятия, проектирования и внедрения...полностью>>
'Рабочая программа'
Целью дисциплины является изучение основных теоретических положений, раскрывающих сущность экономических явлений и процессов, которые определяют функц...полностью>>
'Документ'
Обращаем ваше внимание на то, что в обзор входят все материалы, опубликованные в центральной печати по данной тематике вне зависимости от того, совпад...полностью>>
'Автореферат'
Защита диссертации состоится 18 июня 2010 г. в 12 час. 30 мин. на заседании диссертационного совета Д 212.062.02 при ГОУ ВПО «Ивановский государствен...полностью>>

Главная > Рабочая учебная программа

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство образования и науки

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Уральский государственный педагогический университет»

Математический факультет

Кафедра теории и методики обучения математике

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине

«История математики и математического образования»

по направлению «050100 – Педагогическое образование»

Магистерская программа «Математическое образование детей
с ограниченными возможностями здоровья»

по профессиональному циклу М.2. В.05 – Вариативная часть

Очная форма обучения

Курс – 6

Семестр – 12

Объем в часах всего – 72

в т.ч.: лекции – 4

практические занятия – 20

самостоятельная работа – 48

Зачет - 12

Заочная форма обучения

Курс – 6

Семестр – 12

Объем в часах всего – 72

в т.ч.: лекции – 4

практические занятия – 12

самостоятельная работа – 56

Зачет – 12

Екатеринбург 2011

Рабочая учебная программа по дисциплине «История математики и математического образования»

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»

Екатеринбург, 2011. – 26 с.

Составитель: Семенова И.Н., канд. пед. наук, профессор кафедры теории и методики обучения математике Уральского государственного педагогического университета

Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры теории и методики обучения математике УрГПУ

Протокол от ________ г. № _. Зав. кафедрой ________ И.Г. Липатникова.

Декан математического факультета ______________ В.П. Толстопятов.

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа по дисциплине «История математики и математического образования» ориентирована на изучение истории математики и образования в контексте причинно-следственной обусловленности с «общекультурными устремлениями эпохи» (терм. Д. Стройка), а так же критическое осмысление и интерпретацию имеющихся знаний по педагогике и истории математики в условиях реализации индивидуальной образовательной траектории.

Цели курса

  • сформировать профессиональные компетенции у студентов на основе обучения их изучать и представлять историко-математический материал;

  • создать студентам условия для развития самопознания, самоопределения, самовыражения, самоутверждения, самооценки, самореализации;

  • сформировать у студентов в процессе обучения дисциплине такие качества личности, как мобильность, умение работать в коллективе, ответственность, толерантность.

Задачи курса

  • дополнить и систематизировать у студентов знания об основных фактах, результатах и персонах в истории математики, об этапах развития истории математики и математического образования, сформировать понимание о методологических подходах и ведущих задачах истории математики; об особенностях математического образования в разные исторические периоды и у разных народов, о сущности современного кризиса в математике;

  • выделить понятийный аппарат в области методологии истории математики, истории математики и математического образования, рассмотреть дидактические системы математического образования на различных этапах его развития и у различных народов;

  • организовать работу студентов по выполнению, самооценке и взаимооценке заданий по включению в процесс обучения историко-математического материала;

  • развить у студентов умения осуществлять анализ собственной будущей профессиональной деятельности, осмысливать способы достижения результатов своей деятельности, анализировать затруднения, возникающие в процессе учебно-познавательной деятельности;

  • сформировать у студентов способности к самостоятельному определению своей готовности к восприятию новой структурной единицы учебного процесса, отслеживанию роста профессионально личностных качеств на протяжении всего курса.

«История математики и математического образования» является дисциплиной профессиональной подготовки М.2.В.05 и сязана с такими дисциплинами как педагогика, философия, история, алгебра, геометрия, математический анализ, методика обучения и воспитания в математическом образовании.

Содержательный и процессуальный компоненты дисциплины предполагают реализацию преемственности знаний студентов по философии, педагогике, методике обучения и воспитания в математическом образовании, дидактике, информационным технологиям.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

Общекультурные компетенции (ОК):

ОК-1: способности совершенствовать и развивать свой общеинтеллектуальный и общекультурный уровень:

Знать:

- категориальный аппарат исследования современных проблем математики и математического образования,

- перечень организаций (в том числе международных) и нормативных документов, регламентирующих современное образование.

Понимать:

- значение математики как части общечеловеческой культуры,

- сущность особенностей математики у разных народов и в разные исторические периоды,

- сущность современных подходов к трактовке «образование»,

- причинно-следственную обусловленность тенденций в образовательных процессах.

Уметь:

- формулировать сущность современных проблем в области отечественного и зарубежного математического образования,

- выделять этапы в развитии математики (в разных подходах к периодизации),

- использовать научный аппарат в представлении результатов исследований в области истории математики и математического образования (в том числе и собственных).

Владеть:

- навыками анализа, обобщения и систематизации результатов исследований, представленных в предметной литературе, а также нормативных документов.

ОК-2: готовности использовать знание современных проблем математической науки и математического образования при решении образовательных и профессиональных задач:

Знать:

- современные проблемы математической науки и математического образования.

Понимать:

- связь между знаниями современных проблем математической науки и образования и решением образовательных и профессиональных задач.

Уметь:

- формулировать связь между знаниями современных проблем науки и образования и решением образовательных и профессиональных задач на языке деятельностного подхода,

- выделять образовательные и профессиональные задачи для организации собственной деятельности.

Владеть:

- навыками анализа, синтеза, сопоставления и обобщения результатов теоретических и практических исследований в предметной области,

- навыками рефлексии профессиональной деятельности.

ОК-3: способности к самостоятельному освоению новых методов исследования, к изменению научного профиля своей профессиональной деятельности:

Знать:

- новые методы исследования.

Понимать:

- значимость самостоятельного освоения новых методов исследования для изменения научного профиля своей профессиональной деятельности.

Уметь:

- выделять методы исследования,

- оценивать значимость методов исследования для изменения научного профиля профессиональной деятельности,

- изменять научный профиль своей профессиональной деятельности.

Владеть:

- навыками работы с научной литературой,

- приемами экспертных оценок методов исследования,

- приемами рефлексии профессиональной деятельности.

ОК-4: способности формировать ресурсно-информационные базы для решения профессиональных задач:

Знать:

- технологии формирования ресурсно-информационных баз для решения профессиональных задач.

Понимать:

- значение и возможности использования баз для решения учебных и профессиональных задач.

Уметь:

- формировать ресурсно-информационные базы для решения профессиональных задач

Владеть:

- технологией формирования ресурсно-информационных баз для решения профессиональных задач.

ОК-5: способности самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе, в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности:

Знать:

- основные информационные ресурсы для получения новых знаний.

Понимать:

- возможности информационных технологий для получения и использования новых знаний и умений в практической деятельности.

Уметь:

- получать новые знания и умения с помощью информационных технологий,

- применять полученные знания для решения практических задач.

Владеть:

- навыками работы с различными источниками информации.

ОК-6: готовности работать с текстами профессиональной направленности на иностранном языке:

Знать:

- деловой иностранный язык,

- перечень средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для осуществления перевода научных тестов.

Понимать:

- значимость знания иностранного языка для приобретения новых знаний и умений,

- значимость знакомства с результатами исследований зарубежных авторов, школ для собственной профессиональной деятельности,

- возможности перевода научных текстов с помощью средств ИКТ.

Уметь:

- работать с текстами профессиональной направленности на иностранном языке.

Владеть:

- навыками перевода,

- навыками использования средств ИКТ для перевода научных текстов.

Общепрофессиональные компетенции (ОПК):

ОПК-1: готовности осуществлять профессиональную коммуникацию на государственном (русском) и иностранном языках:

Знать:

- цели, формы, методы, средства профессиональной коммуникации,

- ресурсы, регламентирующие требования (правила, в том числе этические нормы) к оформлению средств коммуникации.

Понимать:

- значение профессиональной коммуникации для развития современного образовательного процесса,

- необходимость учета требований к оформлению коммуникационных ресурсов.

Уметь:

- осуществлять профессиональную коммуникацию,

- готовить материалы для профессиональной коммуникации в рамках установленных требований.

Владеть:

- коммуникативной культурой,

- навыками использования средств ИКТ для оформления материалов для профессиональной коммуникации.

ОПК-2: способности осуществлять профессиональное и личностное самообразование, проектировать дальнейший образовательный маршрут и профессиональную карьеру:

Знать:

- цели и задачи профессионального и личностного самообразования,

- информационные ресурсы для самообразования.

Понимать:

- значимость самообразования для профессиональной деятельности.

Уметь:

- проектировать индивидуальный образовательный маршрут.

Владеть:

- навыками рефлексии образовательной и профессиональной деятельности.

в области педагогической деятельности:

ПК-1: способности применять современные методики и технологии организации и реализации образовательного процесса на различных образовательных ступенях в различных образовательных учреждениях:

Знать:

- современные методики и технологии организации и реализации образовательного процесса на различных образовательных ступенях.

Понимать:

- значение ведения историко-математического материала в образовательный процесс.

Уметь:

- разрабатывать методику включения историко-математического материала в образовательный процесс.

Владеть:

- умением целеполагания на различных этапах образовательного процесса.

в области научно-исследовательской деятельности:

ПК-5: способности анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач:

Знать:

- основные результаты (деятелей и достижения), связанные с решением современных проблем математического образования в предметной области магистерского исследования.

Понимать:

- значение результатов научных исследований для решения исследовательских задач,

- достижения в решении задач, связанных с современными проблемами математической науки и математического образования.

Уметь:

- выделять, сопоставлять, сравнивать результаты научных исследований.

Владеть:

- исследовательскими умениями.

в области методической деятельности:

ПК-9: готовности к систематизации, обобщению и распространению методического опыта (отечественного и зарубежного) в профессиональной области:

Знать:

- основные результаты практического опыта решения современных методических проблем в области математического образования,

- традиции и особенности методических систем математического образования в зарубежных странах.

Понимать:

- значение распространения методического опыта в профессиональной области.

Уметь:

- оценивать опыт практической деятельности в профессиональной области.

Владеть:

- навыками поиска информации,

- методами оценки эффективности образовательных продуктов в современном педагогическом процессе,

- навыками представления информации.

в области проектной деятельности:

ПК-14: готовности к осуществлению педагогического проектирования образовательной среды, образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов:

Знать:

- структурные и содержательные компоненты (модели) индивидуально-образовательного маршрута в курсе «История математики и математического образования»,

- нормативные документы Министерства образования и науки РФ.

Понимать:

- зависимость траектории индивидуального образовательного маршрута от результатов самодиагностики образовательной деятельности.

Уметь:

- проектировать траекторию собственного образовательного маршрута на основании результатов самодиагностики.

Владеть:

- навыками рефлексии.

в области культурно-просветительской деятельности:

ПК-19: способности разрабатывать и реализовывать просветительские программы в целях популяризации научных знаний и культурных традиций:

Знать:

- факты истории математики в причинно-следственной обусловленности с устремлениями эпохи,

- современные подходы к трактовке «образование»,

- нормативные документы Министерства образования и науки РФ,

- основные направления современных педагогических исследований в области математического образования,

- пути развития отечественного математического образования в педагогическом поле ИКТ-пространства.

Понимать:

- значимость культурно-просветительской деятельности и цели, задачи и особенности этой деятельности для различного контингента.

Уметь:

- осуществлять целеполагание и подбор материала для проведения культурно-просветительской деятельности,

- выбирать и перерабатывать материал по проблемам современного образования для разных уровней научности, строгости, доступности.

Владеть:

- навыками презентации материала,

- коммуникативными навыками.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы.

2. УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

2.1. Учебно-тематический план очной формы обучения

п/п

Наименование раздела, темы

Всего трудо-емкость

Аудиторные занятия

Самос-тоя-

тель-

ная работа

Всего

Лек-ции

Прак-тиче-ские

1.

Цели и задачи курса. Методология исследований в области истории математики

4

2

2

0

2

2.

Парадигма математики «Древних». Особенности рецептурной образовательной системы

5

2

0

2

3

3.

История развития математики в Древней Греции. Философские школы. Методическая система образования в Древней Греции и Риме

5

2

0

2

3

4.

История становления алгебры. Развитие линии уравнений

6

2

0

2

4

5.

Развитие математики в западной Европе. История создания университетов

6

2

0

2

4

6.

Развитие идей вероятностно-статистической линии

6

2

0

2

4

7.

История геометрии

6

2

0

2

4

8.

Развитие идеи создания математического анализа

6

2

0

2

4

9.

Развитие математики в России. Становление высшего математического образования

8

2

0

2

6

10.

Сущность реализации кризисного подхода к исследованию развития истории математики. Исследование противоречий четвертого кризиса. Современные подходы к построению математического знания

8

2

2

0

6

11.

Современные системы математического образования (опыт зарубежных стран)

12

4

0

4

8

Итого:

72

24

4

20

48

2.2. Учебно-тематический план заочной формы обучения

п/п

Наименование раздела, темы

Всего трудо-емкость

Аудиторные занятия

Самос-тоя-

тель-

ная работа

Всего

Лек-ции

Прак-тиче-ские

1.

Цели и задачи курса. Методология исследований в области истории математики

15

4

2

2

11

2.

Парадигма математики «Древних». Особенности рецептурной образовательной системы

13

4

2

2

9

3.

История развития математики в Древней Греции. Философские школы. Методическая система образования в Древней Греции и Риме

11

2

0

2

9

4.

История становления алгебры. Развитие линии уравнений

11

2

0

2

9

5.

Развитие математики в западной Европе. История создания университетов

11

2

0

2

9

6.

Развитие идей вероятностно-статистической линии

11

2

0

2

9

Итого:

72

16

4

12

56

3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

п/п

Наименование раздела (темы)

Содержание раздела

Коды

компетенций

1.

Цели и задачи курса. Методология исследований в области истории математики

Цели и задачи истории математики как науки и как учебной дисциплины. Методология изложения историко-математического материала в отечественной и зарубежной литературе. Обзор периодизаций. Сущность парадигмального подхода Т.Куна

ОК – 1,

ОК – 2,

ОК – 3,

ОК – 5,

ОК – 6,

ПК – 5

2.

Парадигма математики «Древних». Особенности рецептурной образовательной системы

Математики Древнего Египта, Древнего Вавилона, Древнего Китая, Древней Индии: сравнение характера и основных достижений. Выделение сущности единой образовательной парадигмы на методическом уровне

ОК – 1,

ОК – 2,

ОК – 4,

ОК – 5,

ОПК – 1,

ОПК – 2,

ПК – 1,

ПК – 5,

ПК – 19

3.

История развития математики в Древней Греции. Философские школы. Методическая система образования в Древней Греции и Риме

Сущность парадигмы Древнегреческой математики. Философские школы Древней Греции (обзор). Методология «Начал» Евклида. Основные достижения и факты Греческой математики. Особенности и разнообразие систем образования Греции. Римские педагогиумы

ОК – 1,

ОК – 2,

ОК – 4,

ОК – 5,

ОПК – 1,

ОПК – 2,

ПК – 1,

ПК – 5,

ПК – 19

4.

История становления алгебры. Развитие линии уравнений

Особенности арабской математики. Обзор результатов работ Аль Хорезми, Омара Хайяма и др. Результаты Луки Пачоли, Ферро, Тартальи, Кардано, Феррари, Абеля и др. Выделение материала, входящего в стандарт современного школьного образования

ОК – 1,

ОК – 2,

ОК – 4,

ОК – 5,

ОПК – 1,

ОПК – 2,

ПК – 1,

ПК – 5,

ПК – 19

5.

Развитие математики в западной Европе. История создания университетов

Уровень развития математики в Европе до эпохи Возрождения (Боэций, Фиббоначи и др.). Леонардо да Винчи. Развитие образования в Европе (история создания первых университетов в Солерно и Болоньи). Математические школы Англии, Германии, Франции. Энциклопедическая парадигма

ОК – 1,

ОК – 2,

ОК – 4,

ОК – 5,

ОПК – 1,

ОПК – 2,

ПК – 1,

ПК – 5,

ПК – 19

6.

Развитие идей вероятностно-статистической линии

Нормативные документы, регламентирующие развитие вероятностной линии в школьном курсе математики. Периодизация линии согласно В.Майстрову. Достижения Российской математической школы (А.Н.Колмогоров и др.).

ОК – 1,

ОК – 2,

ОК – 4,

ОК – 5,

ОПК – 1,

ОПК – 2,

ПК – 1,

ПК – 5,

ПК – 19

7.

История геометрии

Сущность реализации кризисного подхода к исследованию развития истории математики. История решения второго и третьего кризисов в математике

ОК – 1,

ОК – 2,

ОК – 4,

ОК – 5,

ОПК – 1,

ОПК – 2,

ПК – 1,

ПК – 5,

ПК – 19

8

Развитие идеи создания математического анализа

Персонифицированный подход (Кеплер, Галилей, Б.Паскаль, Дюрер, Ферма, Ньютон, Лейбниц). Обоснование математического анализа (О.Коши, К.Вейерштрасс).

ОК – 1,

ОК – 2,

ОК – 4,

ОК – 5,

ОПК – 1,

ОПК – 2,

ПК – 1,

ПК – 5,

ПК – 19

9.

Развитие математики в России. Становление высшего математического образования

Характеристика основных периодов в развитии математики (по разным подходам). История создания Петербургской Академии наук, Московского Университета. Указ 1804г.

ОК – 1,

ОК – 2,

ОК – 4,

ОК – 5,

ОПК – 1,

ОПК – 2,

ПК – 1,

ПК – 5,

ПК – 14,

ПК – 19

10.

Сущность реализации кризисного подхода к исследованию развития истории математики. Исследование противоречий четвертого кризиса. Современные подходы к построению математического знания

Этапы разрешения первых трех кризисов в развитии математики. Противоречия в теории Кантора. Примеры противоречий (парадокс Б.Расела, парадокс Греллинга-Нельсона). Сущность и представители направлений интуицизма, логицизма, формализма

ОК – 1,

ОК – 2,

ОК – 4,

ОК – 5,

ОПК – 1,

ОПК – 2,

ПК – 1,

ПК – 5,

ПК – 19

11.

Современные системы математического образования (опыт зарубежных стран)

Особенности систем математического образования стран Азии, Европы, Америки, Австралии и др.

ОК – 1,

ОК – 2,

ОК – 3,

ОК – 4,

ОК – 5,

ОК – 6,

ОПК – 1,

ОПК – 2,

ПК – 1,

ПК – 5,

ПК – 9,

ПК – 14,

ПК – 19



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рабочая учебная программа по дисциплине «Современные теории и технологии образования» по направлению «050100 Педагогическое образование»

    Рабочая учебная программа
    Составитель: Липатникова И.Г., доктор пед. наук, профессор, зав. кафедрой теории и методики обучения математике Уральского государственного педагогического университета
  2. Рабочая учебная программа по дисциплине «Методология и методы научного исследования» по направлению «050100 Педагогическое образование»

    Рабочая учебная программа
    Семенова Ирина Николаевна, канд. пед. наук, профессор кафедры теории и методики обучения математике Уральского государственного педагогического университета
  3. Рабочая учебная программа по дисциплине «Алгебра» для ооп по направлению «050100 Педагогическое образование», профиль «Математика» по циклу Б. 3 профессиональный цикл, вариативная часть

    Рабочая учебная программа
    Программа курса «Алгебра» состоит из ряда разделов, таких как «Комплексные числа», «Матрицы и определители», «Системы линейных уравнений», «Линейные векторные пространства», «Теория многочленов от одной переменной», «Алгебраические системы».
  4. Рабочая учебная программа по курсу по выбору «Алгебры с делением над полем действительных чисел» Для Проп по направлению «050100 Педагогическое образование»

    Рабочая учебная программа
    Понятие действительного числа является одним из основных понятий в математике. Будущему учителю важно иметь правильное представление о строгом введении этого понятия.
  5. Программы вступительных испытаний*, проводимых Кубгу самостоятельно Программы вступительных испытаний на направления подготовки магистратуры Программа вступительного испытания (собеседование/устный экзамен) по дисциплинам «Математический анализ»

    Программа
    Программа вступительного испытания (собеседование/устный экзамен) по дисциплинам «Математический анализ», «Теория функций комплексного переменного» и «Функциональный анализ»

Другие похожие документы..