Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Зам.директора по безопасности . Общешкольные линейки и собрания детей по группам: «Будьте осторожны», «Пожар – это страшно!», «Курить - здоровью вред...полностью>>
'Документ'
Предложена модель расчета формы сечения сыпучего груза на ленте криволинейного конвейера при наклоне роликоопор и боковом смещении ленты. Результаты ...полностью>>
'Автореферат диссертации'
Защита состоится 26 июня 2009 г. в 13.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.196.12 при ГОУ ВПО «Российская экономическая академия им. Г...полностью>>
'Документ'
Международное движение капитала - это движение финансовых по­токов между кредиторами и заемщиками в различных странах, между соб­ственниками и их фир...полностью>>

Главная > Документ

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Комическое и трагическое в романе И. Гончарова «Обломов»

Я считаю, что «Обломов» Гончарова — это роман-трагикомедия: в нем много трагического, но немало и комических сцен, где автор смеется во весь голос.

Одна из главных трагедий этого произведения — трагедия самого Обло-мова, главного героя повествования. Илья Ильич Обломов — потомствен­ный дворянин, молодой человек 32—33 лет. Автор дает нам его портрет: «Это был человек среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи». Гончаров показы­вает читателю во всех подробностях быт Обломова, дает нам понять, что это человек нравственно погибающий. «По стеклам лепилась паутина, на­питанная пылью; зеркала... могли служить скрижалями для записывания на них по пыли заметок на память»; «Лежанье у Ильи Ильича было его нормаль­ным состоянием». Но почему же один из героев романа, морально чистый, честный, добрый, сердечный Обломов, нравственно умирает? В чем при­чина этой трагедии? По словам Добролюбова, «Обломовка была почвой, на которой росла обломовщина; гнусная привычка получать удовлетворение своих желаний не от своих усилий, а от других, развила в нем апатическую неподвижность и повергла его в жалкое состояние нравственного раба». В этом и есть трагедия Обломова. Он, еще недавно чем-то увлекавшийся, медленно, но верно погружается в страшную трясину апатии. И никто уже не может вернуть его к жизни, возродить в нем интерес к этой жизни.

Трагичен в какой-то степени и Штольц. На первый взгляд, это новый, прогрессивный, почти идеальный человек, но он скучен и жалок в своей искусственности. В отличие от Обломова, доброго и сердечного, автор описывает нам Штольца как некую машину: «Он был весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Он худощав; щек у него почти вовсе нет, то есть есть кость да мускул... цвет лица ровный, смугловатый, и никакого румянца». Читая роман дальше, мы при­ходим к выводу, что трагедия Штольца — в его ненатуральности, он почти никогда не волнуется, не переживает событие сильно. Гончаров неодно­значно относится как к одному, так и к другому герою. Осуждая лень и апатию Обломова, автор тем не менее в душевности, доброте, сердечно­сти видит антитезу суете и тщеславию столичного чиновничьего общества. И хотя он рисует почти идеальным образ Штольца, в нем чувствуется какая-то однобокость, неестественность.

Итак, Гончаров убедительно доказал читателю, что Обломов и Штольц — два совершенно разных человека.

Я считаю, что истоки трагедии обоих героев — в их воспитании.

Обломовцы — хранители традиций древности. Так же, как Обломов, проводили свое время и его отец, дед, прадед; из поколения в поколе­ние передавалась обломовская утопия, представление о человеке, гармо­нично сосуществующем с природой. Трагедия здесь заключается в том, что мечта Обломова под напором цивилизации переходит в разряд невоз­можных.

Причина неестественности Штольца — также воспитание, на этот раз «правильное», рациональное, бюргерское. Я считаю, что трагедия может быть не только в том, что герой умирает, но и в том, что он живет строго по плану, его жизнь расписана по минутам. В жизни Штольца нет никаких неожиданностей, интересных моментов. Она— как точный график времени отправления поездов, а сам он поезд, идущий строго по расписанию, хотя и очень надежный, но все же искусственный. Его идеал — достижение материального достатка, комфорта, личной устроенности. Прав Чехов, который писал: «Штольц не внушает мне никакого доверия. Автор говорит, что он великолепный малый, а я ему не верю... Наполовину он сочинен, на три четверти ходулен».

Трагична дальнейшая судьба Захара: он сделался нищим. «Все лицо его как будто прожжено было багровой печатью от лба до подбородка. Нос был, сверх того, подернут синевой. Голова совсем лысая; бакенбарды были по-прежнему большие, но смятые и перепутанные... На нем была ветхая шинель, у которой недоставало одной полы, он был одет в галоши на босу ногу, в руках держал меховую, совсем обтертую шапку». После смерти хозяина Захару некуда было идти. Все его помыслы были связаны с Ильей Ильичей, которого он искренне любил.

Но в то же время в романе есть очень много сцен, над которыми чита­тель смеется от всей души. Многие из них касаются взаимоотношений Захара и Ильи Ильича. Достаточно вспомнить сцену в конце первой части произведения, как слуга будил своего хозяина. Или, скажем, сцена в начале второй части, на обеде у Ольги. Обломов, волнуясь, набрал себе столько печенья, что все гости начали поглядывать на него и ждать, как он будет все это есть.

До сих пор читатели восхищаются замечательным романом Ивана Алек­сандровича Гончарова, в котором комическое неотделимо от трагического, как, впрочем, и все в нашей жизни.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Роман И. А. Гончарова "Обломов" является социально-психологическим произведением, описывающим жизнь человека со всех сторон

    Документ
    Роман И.А.Гончарова "Обломов" является социально-психологическим произведением, описывающим жизнь человека со всех сторон. Главным героем романа показан Обломов Илья Ильич.
  2. Эпическое мышление И. А. Гончарова

    Автореферат
    Защита состоится 1 декабря 2011 года в 10 час. на заседании диссертационного совета Д 212.062.04 при ГОУ ВПО «Ивановский государственный университет» по адресу: 153025, г.
  3. Тема дружбы в лирике пушкина чувство дружбы у Пушкина это огромная ценность, которой равновелики лишь любовь, творчество и внутренняя свобода (1)

    Документ
    Тема дружбы проходит через все творчество Пушкина, начиная с лицейского периода и заканчивая последним годом жизни. В лицейский период, который является в основном подражательным, дружба им осмысливается в свете “легкой поэзии” Парни,
  4. Тема дружбы в лирике пушкина чувство дружбы у Пушкина это огромная ценность, которой равновелики лишь любовь, творчество и внутренняя свобода (2)

    Документ
    Тема дружбы проходит через все творчество Пушкина, начиная с лицейского периода и заканчивая последним годом жизни. В лицейский период, который является в основном подражательным, дружба им осмысливается в свете “легкой поэзии” Парни,
  5. Дружбы в лирике пушкина

    Документ
    Тема дружбы проходит через все творчество Пушкина, начиная с лицейского периода и заканчивая последним годом жизни. В ли­цейский период, который является в основном подражательным, дружба им осмысливается в свете «легкой поэзии» Парни,

Другие похожие документы..