Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Раздел 4. Обеспечение образовательного процесса иными библиотечно-информационными ресурсами и средствами обеспечения образовательного процесса, необх...полностью>>
'Методические указания'
История России. Методические указания по выполнению контрольной работы с использованием КОПР. Для самостоятельной работы студентов 1 курса, обучающихс...полностью>>
'Программа'
Указанный перечень должен дополняться лектором новыми судебными актами по мере их принятия. Кроме того каждый лектор должен использовать обширную пра...полностью>>
'Доклад'
Учредитель : Администрация Ачитского городского округа; тип : общеобразовательное учреждение; вид: средняя общеобразовательная школа. Учреждение явля...полностью>>

Главная > Учебное пособие

Сохрани ссылку в одной из сетей:

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ (МИИТ)

ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

М.Ю. ЗЕЛЕНКОВ

МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ:

ИСТОРИЯ

И СОВРЕМЕННОСТЬ

Учебное пособие

МОСКВА – 2003

ББК 86.2

УДК 2 Зеленков М.Ю. Мировые религии: история и современность

З–48

Зеленков М.Ю. – Мировые религии: история и современность: Учебное пособие. – М.: Юридический институт МИИТа, 2003. – 252 с.

Учебное пособие Зеленкова Михаила Юрьевича – доктора политических наук, дейст-вительного члена (академика) Академии военных наук, члена-корреспондента Академии педа-гогических и социальных наук, профессора Юридического института МИИТа, заведующего кафедрой общественных наук знакомит с основами религиоведения, историей и современно-стью религии.

Предлагаемое читателю пособие соответствует содержанию государственного обра-зовательного стандарта высшего профессионального образования Российской Федерации по курсу «Религиоведение» и в доступной, логически выстроенной форме рассматривает различ-ные концепции основных религий мира – буддизма, христианства, ислама, а также учитывает многолетний опыт преподавания религиоведения в высших учебных заведениях. Логическую цепь образуют следующие звенья: происхождение и распространение религии; основатель ре-лигии; основные источники, содержание и культ вероучения; монастыри, храмы, церкви; обря-ды и праздники; течения религии, краткая примерная хронология развития религии.

Цель издания – учебно-методическое обеспечение преподавания религиоведения в высших учебных заведениях России.

Структура пособия, привлекаемые источники, характер и последовательность изло-жения призваны способствовать наиболее адекватному освоению основ религиоведения.

Особое место в работе уделено рассмотрению правовых основ мировых религий.

При написании работы использован широкий круг современной и исторической ми-ровой и религиозной литературы, а также официальные акты и практика многих государств в области свободы совести и государственно-церковных отношений.

Пособие представляет интерес для профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений, научных работников, докторантов и аспирантов, а также студентов, интере-сующихся религией.

Рецензенты: доктор философских наук Ремарчук В.Н.

кандидат исторических наук Димитров Н.Н.

. Юридический институт МИИТа, 2003 1

***********************************

С О Д Е Р Ж А Н И Е

Предисловие.........................................................................................................3

Глава I. БУДДИЗМ............................................................................................8

Происхождение и распространение..................................................................8 Будда..................................................................................................................13

Основные источники вероучения буддизма...................................................17

Основное содержание буддийского вероучения и культа............................18

Монастыри и храмы.........................................................................................23

Буддийские обряды и праздники.....................................................................26

Течения в буддизме..........................................................................................27

Краткая примерная хронология развития буддизма......................................31

Глава II. ХРИСТИАНСТВО...........................................................................33

Происхождение и распространение................................................................33

Иисус Христос..................................................................................................43

Основные источники вероучения....................................................................48

Разделение христианских церквей..................................................................52

2.1. Православие................................................................................................67

Особенности вероучения и культа..................................................................67

Православная Библия.......................................................................................69

Крещение Киевской Руси.................................................................................69

Православный храм..........................................................................................70

Православные обряды и праздники................................................................72

Русская Православная Церковь.......................................................................76

2.2. Католицизм................................................................................................78

Особенности вероучения и культа..................................................................78

Католическая Библия.......................................................................................80

Католический храм...........................................................................................82

Католические обряды и праздники.................................................................83

2.3. Протестантизм........................................................................................85

Особенности вероучения и культа..................................................................85

Основные направления протестантизма.........................................................87

Протестантская Библия....................................................................................90

Протестантские обряды и праздники..............................................................91

Краткая примерная хронология развития христианства...............................92

Глава III. ИСЛАМ............................................................................................94

Происхождение и распространение................................................................94

Мухаммед (Мухаммад, Магомет).................................................................103

251

Основные источники вероучения ислам.......................................................111 Краткий словарь по религиоведению

Важнейшие догматы ислама..........................................................................116

Культ ислама...................................................................................................118 Мечеть..............................................................................................................124

Мусульманские обряды и праздники............................................................125

Течения в исламе............................................................................................126

Краткая примерная хронология развития ислама........................................129

Приложение № 1. Классификация мировых религий (по П.И. Пучкову)..130

Приложение № 2. Извлечения из нормативных актов по вопросам

свободы совести и вероисповедания...............................171

Приложение № 3. Извлечения из международного законодательства

по вопросам религии ......................................................180

Приложение № 4. Изменение религиозной принадлежности в период

с 1900 по 2000 гг...............................................................187

Приложение № 5. Конфессиональный состав населения Российской

империи, СССР и современной России

(в % к совокупному населению).......................................190

Краткий словарь по религиоведению............................................................192

Литература....................................................................................................243

ЗЕЛЕНКОВ Михаил Юрьевич

МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ:

ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Учебное пособие

Редакция Юридического института МИИТа

ЛР № 020903 от 28.07.99

Изд. заказ 33 Бумага офсетная Тираж 350 экз.

Подписано в печать 31.07.03 Печать трафаретная Цена договорная

Усл. печ. л. 15,8 Уч.-изд. л. 11,5 Формат 60х84/16

127994, Москва, А – 55, ул. Образцова, 15. 252

***********************************

Предисловие 2 «И так во всем, как хотите, чтобы

с вами поступали, так поступайте и вы с ними»

(Матф. 7:12)

ПРЕДИСЛОВИЕ

Как известно, человек – часть природы, его тело состоит из тех же химических элементов, что и окружающий мир, однако чело-век обладает сознанием, и это выделяет его из неодушевленных объ-ектов. Одно из проявлений процессов сознания – вера, которая есть у всех людей. Как показывает всемирный опрос Галлопа, проведенный в 1999 г., 87 % населения земли имеют религиозную веру (опрос про-водился в 60 странах, представляющих население 1,25 миллиарда че-ловек). Всего было опрошено 50 000 человек.

8-13 ноября 2002 г. независимый исследовательский центр РОМИР провел всероссийский опрос по репрезентативной выборке с целью выяснить отношения россиян к религии. В опросе участвовали граждане России в возрасте 18 лет и старше. Результаты опроса при-ведены в таблицах:

Верите ли Вы в существование:

% от числа

опрошенных

Бога

60.0

Высшей силы, Духа, Разума

20.9

Не верю в существование Бога, Высшей силы и т.д.

16.5

Затрудняюсь ответить

2.6

3 Как часто Вы находите время для

занятий молитвой?

% от числа

опрошенных

Каждый день

13.7

Раз в неделю

9.8

Раз в месяц

9.3

Раз в полгода

7.5

Реже, чем раз в полгода

9.9

Вообще не находите

45.9

Затрудняюсь ответить

3.9

Какую религию Вы исповедуете?

% от числа

опрошенных

Православие

69.3

Ислам

2.5

Буддизм

0.4

Другие виды христианства

2.9

Другую религию

1.2

Не исповедую никакой религии (атеист)

22.3

Затрудняюсь ответить

1.4

Согласно социологическому опросу, проведенному в 2000 г. Государственным комитетом по делам молодежи Российской Феде-рации, около 44 % опрошенных в возрасте от 14 до 30 лет считают себя верующими. Причем в данном исследовании опрошенные сами считают себя верующими, а соответствует ли их жизнь выполнению норм той или иной религии, неизвестно. Согласно тому же исследо-ванию, верующими себя считают 80 % школьников.

Интересны данные специального всероссийского опроса неза-висимого исследовательского центра РОМИР, проведенного в январе 2000 г.

Предисловие 4

По мнению 55% участников опроса религия дает адекватные ответы на вопросы по проблемам морали и нравственности. Не счи-тают таким образом 23% граждан. Затруднились с ответом 22% рос-сиян.

По проблеме семейной жизни религия дает адекватные ответы по мнению 42,4% опрошенных. Не думают таким образом 34,7% рос-сиян. Затруднились с ответом 22,9% респондентов.

Ответы на духовные вопросы получают в религии 57,3% гра-ждан. Не находят ответов на духовные вопросы в религии 19,7% оп-рошенных. Затруднились с ответом 23% опрошенных.

Менее всего россияне склонны находить в религии ответы на вопросы о социальных проблемах, стоящих перед Россией. Только 17,7% респондентов полагают, что религия может предоставить та-кую возможность. Не считают таким образом 53,1% опрошенных. Затруднились с ответом 29,2% россиян.

При этом 67% граждан полагают, что важно совершать рели-гиозную службу при рождении. Не важным совершение обряда при рождении считают 22,4% опрошенных. Затруднились с ответом 10,6% граждан.

При заключении брака совершить венчание важным считают 46,3% опрошенных. Не важным является венчание для 40,2% граж-дан. Затруднились с ответом 13,5% россиян.

Отпевание считают важным 69,2% респондентов. Не важно совершение этой службы для 18,6% респондентов. 12,2% граждан затруднились с ответом.

Результаты опроса также показали некоторый парадокс вос-приятия россиянами роли религии и религиозных лидеров в полити-ческой жизни страны. С одной стороны, как показали результаты оп-роса, 19,4% россиян в той или иной степени согласны, что политики, которые не верят в Бога не должны находиться у власти. Не согласны с таким подходом 52,7% опрошенных. Тем не менее, 41,7% граждан России полагают, что для России было бы лучше, если бы у власти в стране находилось больше истинно верующих людей. Не согласны с такой постановкой вопроса 22,7% респондентов. Однако большинст-во россиян (74,7%) считают, что религиозные лидеры не должны вли-ять на ход выборов, а 60,9% опрошенных полагают, что религиозные

5 лидеры также не должны оказывать влияния на

государственную по-литику.

В то же время 12,7% опрошенных считают, что следует запре-тить книги и фильмы, которые содержат нападки на религию. 24,7% опрошенных полагают, что такие книги и фильмы должны быть ско-рее запрещены. Полагают, что они наоборот должны быть скорее раз-решены – 28,1% респондентов. 12,2% опрошенных считают, что кни-ги и фильмы, содержащие нападки на религию, должны быть обяза-тельно разрешены. Затруднились с ответом 22,3% опрошенных.

Таким образом, можно констатировать, что религия играет все большую роль в различных аспектах жизни россиян и приобретает все большее значение в системе ценностей наших соотечественников.

Даже если человек не имеет религиозной веры, он верит в то, что Бога нет, поскольку знать это как эмпирический факт нельзя. В любом случае, бытие человека не объясняется лишь физическими за-конами.

Наличие многих религий приводит к вопросу о том, какая же из них истинна. Для исповедующих любую веру естественно считать свою религию единственно верной, а все прочие – неистинными, не ведущими к подлинному спасению. Вопрос об истинной вере вне компетенции науки, так как ее методы разрабатывались для познания зримого мира.

Попытки создать синкретическую религию также не увенча-лись успехом. Говоря об истинности религии, следует, прежде всего, основываться на том, что понятие Абсолюта, о котором учит религия, превосходит конечного человека и церковную организацию. Богосло-вы говорят о степени приближения к Абсолютной Истине.

В прошлом религия служила важным источником формирова-ния культуры. Сегодня, несмотря на утрату роли мировоззренческого ориентира для индивида в целом, мы не можем утверждать, что рели-гия стала в меньшей степени влиять на жизнь общества в других сфе-рах. Это позволяет считать, что изучение религии и преподавание ре-лигиоведения сохраняет свою актуальность. Особенно эта актуаль-ность проявляется сегодня в нашей стране, где прежняя идеология естественным образом оказалась замещенной религией (согласно Конституции Российской Федерации (ст. 13 п. 1) в Российской Феде-рации признается идеологическое многообразие; (п. 2) никакая идео-

Предисловие 6

логия не может устанавливаться в качестве государственной или обя-зательной).

Религиоведческое знание имеет и практическую функцию. Современный человек, получивший высшее образование, должен об-ладать пониманием религии и процессов, которые мы называем рели-гиозными. Тем студентам, которые станут государственными служа-щими или по роду своей деятельности вынуждены будут сталкивать-ся в повседневной работе с представителями разных конфессий, не-обходимо знать, чего можно ждать от тех или иных религий, каковы их убеждения и modus vivandi.

Буддизм 8

Глава I. БУДДИЗМ

Происхождение и распространение

Б уддизм – древнейшая из мировых религий, получившая название от имени, а точнее от почётного титула, её основателя Будды, что означает “Просвет-лённый”.

Будда Шакьямуни (Муд-рец из племени шакьев) жил в Индии в V-IV вв. до н.э. Другие мировые религии – христианство и ислам – появились в более позднее время (христианство – пять, ислам – 12 веков спустя). За два с половиной тысячелетия сво-его существования буддизм соз-дал и развил не только религиозные представления, культ, филосо-фию, но и культуру, литературу, искусство, систему образования – иными словами, целую цивилизацию.

Сами буддисты ведут отсчёт времени существования своей религии от кончины Будды, однако среди них нет единого мнения о годах его жизни. Согласно традиции наиболее консервативной буд-дийской школы – тхеравады, Будда жил с 624 по 544 г. до н.э. По на-учной версии время жизни основателя буддизма – с 563 по 483 г. до н.э. В некоторых направлениях буддизма придерживаются более поздних дат: 488-368 гг. до н.э.

Родина буддизма – Индия (точнее, долина Ганга – одна из наиболее экономически развитых частей страны). На территории Ин-дии в VI-III вв. до н.э. существовало множество небольших госу-дарств. В Северо-Восточной Индии, где проходила деятельность Буд-ды, их было 16. По своему общественно-политическому устройству это были либо племенные республики, либо монархии. Они враждо-вали между собой, захватывали территории друг друга, и уже к концу

9 жизни Будды многие из них были поглощены

набиравшими мощь государствами Магадха и Кошала.

Для того чтобы понять истоки возникновения буддизма, осо-бенности его вероучения и культа, необходимо вспомнить, какой бы-ла религиозная жизнь населения Индии того периода.

Самой влиятельной религией Древней Индии был брахма-низм. Его культовая практика состояла в основном из жертвоприно-шений многочисленным богам и сложных ритуалов, сопровождавших практически любое событие. Общество делилось на варны (сосло-вия): брахманов (высшее сословие духовных наставников и жрецов), кшатриев (воинов), вайшьев (торговцев) и шудр (обслуживавших все остальные сословия). Буддизм с момента своего возникновения отри-цал действенность жертвоприношения и не принимал деления на вар-ны, рассматривая общество как состоящее из двух категорий: выс-шей, куда входили брахманы, кшатрии и гахапати (домохозяева – люди, владевшие земельной и прочей собственностью), и низшей – она включала людей, обслуживавших господствующие слои.

В те времена появилось множество аскетов – людей, не имеющих собственности и живущих подаянием. Именно среди аске-тов-отшельников и зарождались новые религии – буддизм, джайнизм и другие учения, не признававшие ритуалов брахманов, видевшие смысл не в привязанности к вещам, месту, людям, а в сосредоточении целиком на внутренней жизни человека. Не случайно представителей этих новых учений называли шраманами (“шрамана” – означает “со-вершающий духовное усилие”).

Само название появилось, однако, примерно в 1200 г. н.э. в связи со стремлением мусульманских завоевателей провести разли-чие между верой индийского народа и их собственной. Сами индий-цы предпочитают говорить о бессмертном учении или законе (сана-тана дхарма), подчёркивая неземное происхождение их верований, возникших в результате божественных откровений.

Индуизм включает в себя широкое разнообразие религиозных верований:

огромное большинство индусов тем или иным образом верит в бога, однако, есть и неверующие;

одни индусы верят в то, что уважение ко всем живым суще-ствам требует от них соблюдения вегетарианского образа жизни,

Буддизм 10

другие же приносят животных в жертву и с удовольствием погло-щают мясо во время ритуальной трапезы на берегу реки;

одни индусы поклоняются богу Шиве, другие богу Вишну или его воплощениям (аватарам) Кришну или Раме, остальные же пред-почитают поклоняться богиням;

объектом поклонения жителей одной деревни может быть совсем не то божество, которое покровительствует жителям со-седнего селения;

каждый отдельный индус может почитать одного, несколь-ких, многих или никаких богов;

индусы могут одновременно верить в одного бога и в несколь-ких, являющихся воплощением единого божества;

индивидуум может быть выражением истины как в кон-кретной, так и в абстрактной форме.

Таким образом, для индуизма название является зонтичным термином, который не требует полной идентичности с явлением.

Однако в индуизме выделяются главные божества:

Брахма – мировая душа, проявляющаяся как в боге Брахме, так и в отдельных предметах, из которых состоит мир;

Вишну – бог-созидатель всей Вселенной;

Шива – бог-разрушитель Вселенной.

Важную роль в индуизме играет учение о дхарме – совокуп-ности обязанностей каждого сущего – от неодушевлённых предметов до людей и богов. Выполнение своей дхармы гарантировало вопло-щение в лучшем теле после разрушения предыдущего.

Жизнь, по учению индуизма, есть страдание, и лишь слияние с Брахмой избавляет от страдания. Слияние с Брахмой – привилегия брахманов – служителей индуистской религии, а остальные должны добросовестно исполнять свой долг и ждать воплощение в брахмана в одной из следующих жизней.

Миросозерцание индуизма представлено в виде песен и сказа-ний. Одной из самых древних является Ригведа – “песни знания”, со-стоящая из более чем тысячи гимнов. Они обычно адресованы одно-му конкретному богу, и все вместе охватывают несколько десятков различных богов. Эти песни считаются откровениями Брахмы, полу-ченными в форме словесного откровения вдохновенными мудрецами (риши).

11 В период с 300 г. до н.э. по 300 г. н.э.

проходил процесс соз-дания того, что сейчас называют классическим индуизмом, парал-лельно распространялся буддизм. Это время перенесения на бумагу древних преданий, выражающих индийские взгляды на мир. Были записаны “Рамаяна” и “Махабхарата”. Основой их сюжета служит цикличность мира. В начале миром правят справедливость и порядок (дхарма), потом нравы постепенно приходят в упадок, и, наконец, боги решают разрушить этот мир и построить его заново.

Действие “Рамаяны” происходит в эпоху, когда порядок ещё оставался достаточно прочным, на этом фоне описываются приклю-чения царя Рамы, который в результате интриг был лишён трона и жены, но с помощью царя обезьян Ханумана и своего героизма вос-станавливает справедливость.

Махабхарата” повествует о великой войне потомков царя Бхараты. Сын царя Каурава проявил несправедливость по отношению к брату – Пандаве, отобрав у него половину царства. Сыновья Панда-вы вступились за отца, хотя он не хотел воевать против брата. Перед решающей битвой Арджуна, один из сыновей Пандавы, смутился ду-хом, не желая убивать родственников. Однако бог Кришна, приняв облик человека, вышел на битву и занял место колесничего на колес-нице Арджуны. Он изложил ему суть индуистского учения о дхарме и убедил исполнить свой долг воина.

Широкое распространение получил ещё один цикл сказаний о Кришне, который, сбежав из дома, обосновался среди пастухов Врин-дабана. Легенды рассказывают о его мастерстве игры на свирели и о проделках с жёнами и дочерьми пастухов. Существует мнение, что для своих почитателей он приходится отцом, другом, старшим бра-том, но одновременно – любовником и мужем. Эротические изобра-жение соединения с Кришной служит символом близости почитателя к богу.

В рамках индуизма возникло несколько школ, стремившихся найти способы вечного слияния с Брахмой. Одни предлагали пост (воздержание от пищи), другие – медитацию (размышление о Брах-ме), третьи – отрицание насилия (отказ от убийства живых су-ществ). Были и такие, которые ставили целью избавление от земной жизни и воплощение на других планетах, где жизнь, по их мнению, была долгой и беззаботной. Способом достижения этого считалось

Буддизм 12

служение богам этих планет, якобы выполнявшим некоторые функ-ции на земле.

Буддизм вобрал в себя множество разнообразных традиций народов тех стран, которые попали в сферу его влияния, а также оп-ределил образ жизни и мысли миллионов людей этих стран. Боль-шинство приверженцев буддизма живут сейчас в Южной, Юго-Восточной, Центральной и Восточной Азии: Шри-Ланке, Индии, Не-пале, Бутане, Китае, Монголии, Корее, Вьетнаме, Японии, Камбод-же, Мьянме (бывшая Бирма), Таиланде и Лаосе. В России буддизм традиционно исповедуют буряты, калмыки и тувинцы.

Характерной особенностью буддизма является его этико-практическая направленность. С самого начала буддизм выступил не только против значения внешних форм религиозной жизни и, прежде всего ритуализма, но и против абстрактно-догматических исканий, свойственных, в частности, брахманийско-ведической традиции. В качестве центральной проблемы в буддизме была выдвинута про-блема бытия личности.

Буддизм был и остаётся религией, принимающей разные фор-мы в зависимости от того, где она распространяется. Китайский буд-дизм – это религия, которая говорит с верующими на языке китайской культуры и национальных представлений о самых важных ценностях жизни. Японский буддизм – синтез буддийских идей, мифологии син-то, японской культуры и т. п. Такая способность гармонично вписы-ваться в окружающий культурный ландшафт явно выделяет буддизм среди других мировых религий. Из-за этого последователей Будды часто упрекали в излишней гибкости, граничащей с беспринципно-стью, в склонности к компромиссам. Но именно способность приспо-сабливаться позволила буддизму вобрать в себя огромное количество местных верований, культов, народных обрядов, культур, идеологий, литературных и художественных традиций на всём географическом пространстве, находившемся под его влиянием на протяжении веков.

Многих верующих буддизм привлекал именно тем, что не требовал коренной ломки их образа жизни и привычек, в том числе и отказа от обрядов, посвящённых местным богам. Будда не отвергал богов других религий и не запрещал своим последователям покло-няться им. Он просто предупреждал, что почитание богов, какими бы могущественными их ни считали, принесёт только временное облег-



Скачать документ

Похожие документы:

  1. М. Ю. Зеленков мировые религии: история и современность Учебное пособие (2)

    Учебное пособие
    Учебное пособие Зеленкова Михаила Юрьевича – доктора политических наук, действительного члена (академика) Академии военных наук, члена-корреспондента Академии педагогических и социальных наук,
  2. М. Ю. Зеленков мировые религии: история и современность Учебное пособие (3)

    Учебное пособие
    Учебное пособие Зеленкова Михаила Юрьевича – доктора политических наук, действительного члена (академика) Академии военных наук, члена-корреспондента Академии педагогических и социальных наук,
  3. М. Ю. Зеленков религиоведение в тестах учебное пособие

    Учебное пособие
    В учебном пособии, предназначенном для самостоятельной работы студентов, автор стремился учесть те новые требования, которые предъявляются к изучению религиоведения в высших учебных заведениях Российской Федерации.
  4. Вопросы к семинару: Что такое религия?

    Семинар
    Прот. И. Мейендорф. Об изменяемости и неизменности православного богослужения. Русское зарубежье в год тысячелетия крещения Руси: Сборник. статей. М.
  5. Г. Иркутска

    Документ
    А. \ АСТ экз. 1 74,41 74,41 4 Басни \ Крылов И.А. \ Аст экз. 1 70, 7 70, 7 5 Белые ночи. Бедные люди \ Достоевский Ф.М. \ АСТ экз. 1 ,74 ,74 Беспризорная кошка \ Житков Б.

Другие похожие документы..