Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Книга'
Написанная почти полвека назад русским архиереем, богословом, духовным писателем митрополитом Вениамином, в миру Иваном Афанасьевичем Федченковым (188...полностью>>
'Документ'
День 3 - Тбилиси-Сигнаги-Телави Отьезд в Телави, восточная часть Грузии, по дороге экскурсия в город Сигнаги и монастырь Бодбе, по желанию треккинг д...полностью>>
'Документ'
В 2011 році в сільськогосподарських підприємствах району посівна площа зайнята зерновими культурами збільшилась в порівнянні з 2010 роком на 12 %. На...полностью>>
'Закон'
Государственно-правовое развитие Византийской империи. Этапы государственности. Социальная структура Византийской империи. Органы государственного уп...полностью>>

Главная > Учебно-методический комплекс

Сохрани ссылку в одной из сетей:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО Благовещенский государственный

педагогический университет

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

УМК

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ПЕДАГОГИКА

(«Введение в педагогическую деятельность».

«Общие основы педагогики»)

Благовещенск 2010

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО Благовещенский государственный

педагогический университет

Бабуцкая Л.А.

ПЕДАГОГИКА

Учебно-методический комплекс

по дисциплине «Педагогика»

(«Введение в педагогическую деятельность». «Общие основы педагогики»)

(Блок ОПД. Ф 02)

Благовещенск 2010

ББК Ш 1

Бабуцкая Л.А. Педагогика («Введение в педагогическую деятельность». «Общие основы педагогики»): учебно-методический комплекс по дисциплине «Педагогика» («Введение в педагогическую деятельность». «Общие основы педагогики») (блок ОПД. Ф 02) /сост.: Л.А.Бабуцкая – Благовещенск: БГПУ, 2010. – 106 с.

В учебно-методическом комплексе раскрыты основные вопросы дисциплины «Педагогика»: дидактических единиц «Введение в педагогическую деятельность», «Общие основы педагогики». Учебно-методический комплекс предназначен для студентов учреждений высшего профессионального образования.

Рецензенты:

© Бабуцкая Л.А., 2010

© Благовещенский государственный

педагогический университет, 2010

СОДЕРЖАНИЕ (ОГЛАВЛЕНИЕ)

1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4

2. РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ 6

3. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ 13

3.1. Общая характеристика педагогической профессии 13

3.2. Профессионально обусловленные требования к личности педагога. Общая и профессиональная культура педагога 17

3.3. Профессиональное становление педагога 20

3.4. Педагогика в системе наук о человеке 23

3.5. Образование как общественное явление и педагогический процесс 27

3.6. Методология педагогики и методы педагогических исследований 30

4. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ 36

5. ПРАКТИКУМ ПО ДИСЦИПЛИНЕ 43

6. ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ (САМОКОНТРОЛЯ) УСВОЕННОГО МАТЕРИАЛА 56

6. 1. Примеры тестовых заданий 56

6.2. Темы исследовательских заданий и рефератов 61

7. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ РЕФЕРАТА 63

ПРИЛОЖЕНИЯ 75

1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОПД.Ф.02

ДЕ «Введение в педагогическую деятельность». Общая характеристика педагогической профес­сии. Профессиональная деятельность и личность педагога. Общая и профессиональная куль­тура педагога. Требования государственного образовательного стандарта к личности и про­фессиональной компетентности педагога. Профессионально-личностное становление и раз­витие педагога.

ДЕ «Общие основы педагогики». Педагогика как наука, ее объект. Категориальный аппарат педа­гогики: образование, воспитание, обучение, самовоспитание, социализация, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая система, образовательный процесс. Образование как общественное явление и педагогический процесс. Образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства. Взаимосвязь педагогической науки и практики. Связь педагогики с другими науками. Понятие «методология педагогической науки». Методологическая культура педа­гога. Научное исследование в педагогике, его основные характеристики. Методы и логика педагогического исследования.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО Благовещенский государственный

педагогический университет

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

УМК

УТВЕРЖДАЮ

Первый проректор

ГОУ ВПО БГПУ

_________________ Ю.В. Малиновский

« 7 » сентября 2010 г.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ПЕДАГОГИКА

(«Введение в педагогическую деятельность». «Общие основы педагогики»)

(блок общепрофессиональных дисциплин)

Принята

на заседании кафедры педагогики

(протокол № 12 от « 28 » июня 2010 г.)

Зав. кафедрой _____________ Карнаух Н.В.

« 28 » июня 2010 г.

Благовещенск 2010

2. РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Пояснительная записка

Глобальные преобразования сегодня происходят во всех сферах социальной и духовной жизни, в том числе и в сфе­ре образования. От того, каким будет образование, во мно­гом зависит, каким станет человечество в XXI веке, какие приоритеты оно изберет.

Новейшие открытия ученых в области физики, биоло­гии, медицины, техники значительно изменяют наши пред­ставления о мире. Рождается новая парадигма мышления. Преображение сознания подрастающего поколения во мно­гом зависит от учителя. Ему предстоит строить школу не толь­ко на основе законов Бытия, но и как творческую школу мысли.

В этой связи происходят серьезные изменения в вузовской подготовке учителя, которая становится не только про­фессионально, но и личностно ориентированной, развива­ющей у учащихся глубокий интерес к вопросам самопозна­ния и самосовершенствования, раскрывающей механизмы этого процесса, созидающей гармонию ума и сердца, фор­мирующей целостную личность, способную вобрать в себя все многообразие и единство мира.

Учитель своими действиями, оценками, собственным ми­ропониманием помогает учащимся понять особенности со­циальной жизни, а также жизни духовной как особой сфе­ры, регулируемой содержанием обобщенных идей о цели и смысле жизни, о возможностях человека, его свойствах и качествах, об отношениях между людьми. Любым своим дей­ствием по отношению к ученикам он проявляет себя как личность, отражая и то конкретное историческое время, и тот индивидуальный жизненный путь, который он прошел до начала своей профессиональной деятельности, и тот иде­ал, на который он ориентируется.

Его влияние на учеников обусловлено личностными ка­чествами, жизненной концепцией, степенью осознания и принятия сущности и социальной роли педагогической деятельности, своих профессиональных функций и требова­ний к себе как личности. Большинство же проблем, возни­кающих в процессе работы учителя, обычно связано с его недостаточной личностной, духовной зрелостью, а порой даже и с отсутствием стремления к таковой.

Цель данной учебной дисциплины - помочь будущему педагогу осознать гуманистическую сущности педагогической профессии, осмыслить некоторые ориентиры и главные направления своей педагогической деятельности и профес­сионально-личностного самосовершенствования. Основное содержание этой учебной дисциплины связано с развитием самосознания пе­дагога, созданием ситуаций самоопределения в профессии и во всех аспектах своего Я, построением профессиональ­но-личностных перспектив. Это предмет призван помочь студентам войти в мир педагогической профессии и деятельности, продолжить (или начать) профессионально-личностное самоопределе­ние и саморазвитие.

С изучения этой педагогической дисциплины начинается систематической изучение педагогики как отрасли науки. Знакомство со структурой педагогической науки способствует сознательному овладению педагогическим знанием при изучении всех разделов педагогики, предусмотренных образовательными планами и программами.

Как отмечал педагог В.А.Сухомлинский, «Сильным становится тот педагог, который умеет анализировать свой труд». Ме­тодологическая культура учителя - это умение пользоваться научны­ми педагогическими знаниями для анализа и совершенствования сво­ей работы. Методологическая грамотность - предпосылка плодотвор­ной работы. Изучение методологии педагогики и методики педагогического исследования, позволяет включить студентов в научно-исследовательскую деятельность, способствует формированию его методологической культуры.

Задачи курса «Введение в педагогическую деятельность. Общие основы педагогики»:

  • поддержать и закрепить интерес к профессии учителя; рас­крыть её гуманистическую и культурологическую сущность; оказать помощь в формировании концепции педагогической деятельности;

  • способствовать дальнейшему развитию общего представления о сущности учебно-познавательной деятельности, показать возможности образовательного процесса вуза в профессио­нальном становлении будущего учителя;

  • заложить представления и выработать начальные навыки само­регулирования учебно-познавательной деятельности и самооб­разования будущего учителя, умений и навыков самовоспитания, стимулировать интерес к педагогической литературе;

  • помочь адаптации студентов к условиям обучения в вузе;

  • сформировать практические навыки планирования, конспекти­рования, рецензирования, реферирования;

  • заложить основы методологической культуры.

По завершении обучения по дисциплине студент должен знать:

  • сущность и специфику профессионально-педагогической дея­тельности;

  • профессионально-обусловленные требования к личности учителя;

  • объект, предмет, функции педагогики, её категориальный аппарат и структуру педагогической науки;

  • сущность и структуру методологического знания и методологической культуры педагога;

  • основные характеристики и методы педагогических исследований.

Студент должен овладеть первоначальными умениями и навыками:

  • осуществления учебно-познавательной деятельности;

  • определения личностного отношения к культуре и ценност­ным основаниям педагогической профессии;

  • анализа, сравнения, сопоставления различных подходов к сущности профессионально-педагогической деятельности учи­теля современной школы;

  • самосовершенствования профессионально-личностных качеств учителя, профессионально-личностного развития, саморазвития и самовоспитания;

  • психолого-педагогической диагностики профессионально-педагогических качеств личности, создания личной профессио­нальной перспективы, установления доброжелательных отношений в учебной группе, проектирования педагогического процесса и педагогического исследования.

Учебно-тематический план

п/п

Название темы

Трудоемкость

Всего

ауд.

час

Лекции

Семннар занятия

СРС

1

Общая характеристика педагогической профессии

8

4

2

2

4

2

Профессионально обусловленные требования к личности педагога. Общая и профессио­нальная культура педагога

8

4

2

2

4

3

Профессионально-личностное становление и раз­витие педагога

8

4

2

2

4

4

Педагогика в системе наук о человеке

8

4

2

2

4

5

Образование как общественное явление и педагогический процесс

8

4

2

2

4

6

Методология педагогики и методы педагогических исследований

8

4

2

2

4

Всего:

48

24

12

12

24

Содержание

Тема 1: Общая характеристика педагогической профессии

Возникновение и развитие педагогической профессии. Возрастание социальной значимости педагогической деятельности в совре­менном обществе. Профессиональная и непрофессиональная педагогическая деятельность. Педагогическая профессия и педагогическая специальность. Социально и профессионально обусловленные функции педагога. Основные виды профессиональной деятельности педагога. Педагогическая деятельность как система. Структура и содержание педагогической деятельности. Коллективный характер педагогической деятельности. Творческая природа труда учителя.

Тема 2: Профессионально обусловленные требования к личности педагога. Общая и профессиональная культура педагога

Профессионально-педагогическая направленность личности педа­гога, познавательная и коммуникативная активность педагога. Педагогическое призвание и педа­гогические способности, психологические основы формирования профессионально значимых ка­честв личности педагога. Профессиональная этика педагога. Педагогический такт. Педагогиче­ское мастерство, основные психолого-педагогические предпосылки и условия его формирования. Требования государственного образовательного стандарта к личности педагога.

Содержание и структура профессиональной компетентности педагога. Понятие про­фессиональной компетентности педагога-психолога. Структура профессиональной компетентно­сти педагога. Профессиональная компетентность и педагогическое мастерство. Требования го­сударственного образовательного стандарта к профессиональной компетентности педагога.

Тема 3: Профессионально-личностное становление и раз­витие педагога Профессиональное самоопределение, самовоспита­ние и самообразование педагога в системе непрерывного образования. Система профессио­нальной подготовки педагогических кадров. Цель, задачи, структура и содержание профессио­нальной подготовки педагогов в системе непрерывного педагогического образования.

Профессиональное самовоспитание и его роль в становлении личности педагога. Психолого-педагогические основы процесса профессионального самовоспитания в становлении педагогиче­ского мастерства.

Тема 4: Педагогика в системе наук о человеке

Педагогика как наука Объект, предмет и функции педагогики Категориальный аппарат педагогики: образовательный процесс, самовоспитание, обучение, образование, социализация, педагогическая технология, педагогическая система, пе­дагогическая деятельность

Педагогическая наука и педагогическая практика как единая система. Место педагогики в общей системе наук о человеке, связь педагогики с другими науками (философией, психологией, биологией, антропологией, экономическими науками, социологией и др.) и ее структура (общая, возрастная коррекционная педагогика, частные методики история педагогики и образования отраслевая педагогика) Новые отрасли педагогики (сравнительная, социальная)

Тема 5: Образование как общественное явление и педагогический процесс Образование как со­циальное явление и педагогический процесс Образование как целенаправленный процесс вос­питания и обучения в интересах человека, общества и государства

Тема 6: Методология педагогики и методы педагогических исследований Понятие о методоло­гии науки. Методология педагогической науки. Структура методологического знания: философский, общенаучный, конкретно-научный и технологический уровни. Научное исследование в педагогике, его основные характеристики. Логика педагогического исследования. Общая характеристика методов научно-педагогического исследования. Методологическая культура педагога.

Самостоятельная работа студентов

№п\п

Тема

Вид СРС

контроль

1.

Педагогическая профессия в художественных произведениях

Подготовка и защита педагогического портфолио

2 час

2.

Педагогическое исследование

Подготовка и представление проекта педагогического исследования

3 час

3.

Самоорганизация профессионального труда учителя

Составление памятки «Как быть успешным в обучении»

2 час

Основная литература

  1. Борытко, Н.М. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Н.М.Борытко, И.А.Соловцова, А.М.Байбаков; под ред. Н.М.Борытко. М., Издательский центр «Академия», 2007

  2. Закон РФ «Об образовании» (по состоянию на 1 февраля 2007 года). Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2007

  3. Педагогика: учебное пособие / под ред. П.И.Пидкасистого. М.: Высшее образование, 2008

  4. Игры на каждый день с тинейджерами. Организаторам развивающего досуга / Авт.- сост. А.А.Данилков, Н.С.Данилкова. Новосибирск, 2008

  5. Кравченко, А.И. Психология и педагогика: учеб./ А.И.Кравченко. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Анализ работы моу «Гимназия №1» за 2010-2011 учебный год

    Анализ
    Приведенный выше анализ научно-методического сопровождения Программы развития гимназии позволяет определить следующие задачи на 2011-2012 учебный год. 6
  2. Тема и задачи образовательного учреждения. 3

    Документ
    В 2009-2010 учебном году педагогический коллектив школы работал над проблемой: «Гуманизация, универсализация и модернизация образования, через здоровьесберегающие технологии, как основополагающий фактор социального развития общества».
  3. Публичный доклад об итогах деятельности (2)

    Доклад
    В 2008-2009 учебном году педагогический коллектив школы работал над проблемой: «Гуманизация, универсализация и модернизация образования, как основополагающий фактор социального развития общества».
  4. Приказ №205 от 29. 08. 2011г. План учебно-воспитательной работы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №4 г. Туймазы

    Документ
    В ноябре 1977 года наша школа приняла первых учеников. Сегодня к нам приходят получать знания около тысячи юных туймазинцев, и это не только дети, живущие в микрорайоне школы, но и «гости» из других районов города.
  5. Учебно-методический комплекс умк учебно-методический комплекс теория и методика воспитания

    Учебно-методический комплекс
    Островская Н.Б. Теория и методика воспитания: учебно-методический комплекс по дисциплине «Теория и методика воспитания» для студентов, обучающихся по специальности 050706.

Другие похожие документы..