Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Сочинение'
Перед нами кадры из кинофильма «Летят журавли»: 1941 год, проводы добровольцев – один из самых драматичных эпизодов фильма. Его трепетная нежность и ...полностью>>
'Диплом'
Міністерству освіти і наукиАвтономної Республіки Крим,управлінням освіти і науки обласних,Київської та Севастопольськоїміських державних адміністраці...полностью>>
'Документ'
«Про впровадження експериментальної програми «Культура добросусідства» в Автономній Республіці Крим та її вплив на виховання толерантності в багатоет...полностью>>
'Классный час'
Она носит название Всероссийская перепись населения. Эта работа является основным источником формирования официальной статистической информации, касаю...полностью>>

Главная > Документ

Сохрани ссылку в одной из сетей:

на методическом объединении школы

на тему: «Особенности развития самооценки у

учащихся»

педагога-психолога

Усть-Нерской основной общеобразовательной школы

с коррекционными классами

Паскал Виктории Викторовны

п. Усть-Нера

Самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возмож- ностей, способностей, качеств и места среди других людей. Самооценка относится к фундаментальным образованиям личности. Она в значи- тельной степени определяет ее активность, отношение к себе и другим людям.

Различают общую и частную самооценку. Частной самооценкой будет, например, оценка каких-то деталей своей внешности, отдельных черт характера. В общей, или глобальной самооценке отражается одоб- рение или неодобрение, которое переживает человек по отношению к самому себе.

Человек может оценивать себя адекватно и неадекватно (завышать либо занижать свои успехи, достижения). Самооценка может быть высо кой и низкой, различаться по степени устойчивости, самостоятель- ности, критичности.

Существенные изменения в самооценке появляются в том случае, когда сами успехи или неудачи связываются субъектом деятельности с наличием или отсутствием у него необходимых способностей. Следова- тельно, функции самооценки и самоуважения психической жизни лич- ности состоят в том, что они выступаю внутренними условиями регуля- ции поведения и деятельности человека.

В школьный период самооценка ребенка интенсивно развивается. Решающее значение в генезисе самооценки на первых этапах станов- ления личности (конец раннего, начало дошкольного периода) имеет общение ребенка со взрослыми. Вследствие отсутствия (ограничен- ности) адекватного знания своих возможностей ребенок первоначально на веру принимает его оценку, отношение и оценивает себя как бы через призму взрослых, целиком ориентируется на мнение воспиты- вающих его людей. Элементы самостоятельного представления о себе начинают формироваться несколько позже. Впервые появляются они в оценке не личностных, моральных качеств, а предметных и внешних. В этом проявляется неустойчивость представлений о другом и о себе вне ситуации узнавания.

Изменения в развитии самооценки школьника в значительной сте- пени связаны с развитием мотивационной сферы ребенка. В процессе развития личности ребенка меняется иерархия мотивов. Ребенок пе- реживает борьбу мотивов, принимает решение, затем отказывается от него во имя более высокого мотива. То, какие именно мотивы оказы- ваются ведущими в системе, отчетливо характеризуют личность ре- бенка. Дети в раннем возрасте совершают поступки по непосредствен- ному указанию взрослых. Совершая объективно положительные поступ ки, дети не дают себе отчета в их объективной пользе, не осознают своего долга по отношению к другим людям. Чувство долга зарождает- ся под влиянием той оценки, которые дают взрослые поступку, совер- шенному ребенком. На основе этой оценки у детей начинает разви- ваться дифференцировка того, что хорошо и что плохо. В первую оче- редь они учатся оценивать поступки других детей. Позднее дети в сос- тоянии оценить не только поступки сверстников, но и свои собственные поступки.

Появляется умение сравнивать себя с другими детьми. От само- ценки внешнего вида и поведения ребенок к концу дошкольного пе- риода все чаще переходит к оценке своих личностных качеств, отно- шений с окружающими, внутреннего состояния и оказывается способ- ным в особой форме осознать свое социальное «Я», свое место среди людей. Достигая старшего школьного возраста ребенок уже усваивает моральные оценки, начинает учитывать, с этой точки зрения, последо- вательность своих поступков, предвосхищать результат и оценку со стороны взрослого.

Неадекватная заниженная самооценка также может сформировать- ся у ребенка как результат частого неуспеха в какой-то значимой дея- тельности. Существенную роль в ее формировании играет демонстра- тивное подчеркивание этого неуспеха взрослыми или другими детьми. Специальными исследованиями установлены следующие причины появ ления у ребенка заниженной самооценки:

Объективные недостатки: низкий рост, непривлекательная внеш- ность и т.п.; вымышленные недостатки: мнимая полнота, кажущееся отсутствие способностей; неуспех в общении: низкий социометрии- ческий статус в группе, непопулярность среди сверстников; угроза отчуждения в детстве: нелюбовь родителей, воспитание в «ежовых рукавицах» и т.п.; чрезмерная сензитивность к внешним оценкам, исхо- дящим от значимых других и т.д.

Дети с заниженной самооценкой переживают чувство неполно- ценности, как правило, они не реализуют своих потенций, т.е. неадек- ватная заниженная самооценка становится фактором, тормозящим раз- витие личности ребенка.

Влияние тревожности на самооценку ребенка и статусное

положение ребенка в группе

Тревожность как свойство личности во многом обуславливает по- ведение субъекта. Существует определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельности лич- ности. У каждого человека существует свой оптимальный или же- лательный уровень тревожности – это так называемая полезная тре- вожность, назначение которой является обеспечение безопасности субъекта на личностном уровне.

Когда же этот уровень превышает оптимальный, можно говорить о появлении повышенной тревожности. Повышенный уровень тревож- ности у ребенка может свидетельствовать о его недостаточной эмоцио- нальной приспособленности к тем или иным социальным ситуациям. У детей с данным уровнем тревожности формируется установочное отношение к себе как к слабому, неумелому. В свою очередь это по- рождает общую установку на неуверенность в себе. Ребенок боится со- вершить ошибку, в нем нет уверенности цельного человека. Неуве- ренность в себе – одно из проявлений заниженной самооценки. Например, родители внушили ребенку, что он — «гадкий уте­нок». Сформировалась заниженная самооценочная ус­тановка, и умный ре- бенок начинает считать себя без­надежно глупым, красивый — бе- зобразным, ладный — нескладным.. Он стесняется самого себя, затаен- но и мучительно презирает себя, чувствует вину перед сильными и красивыми родителями.

Возникает внутренний конфликт — это столкновение позиций сознания и установок в неосознаваемой сфере психики. Так, к примеру, у ребенка сложился осознаваемый принцип: «Надо помочь другу в беде, потому что он прав».В сознании повелительный стимул — «на­до», а из неосознаваемого установка: «не надо, опас­но» — и ребенок растерялся. Или, наоборот, в неосозна­ваемом звучит внушенная отцом установка: «товарища надо выручать из беды любой ценой». Однако сознание этого ребенка ориентировано на невмешательство. И он, решая умом, остается в стороне, не вмешивается, но внушенная отцом установка будоражит его, вызывает у него стыд. И ребенка му­чают уг- рызения совести. Так рождаются нерешительность, тревожность. Ре- бенок боится совершить ошибку, он не уверен в себе. Внутренний конф ликт порождает у него тревогу и депрессию.

Тревожность окрашивает в мрачные тона отношение к себе, другим людям и действительности. Ребенок уже не только неуверен в себе, но и недоверчив ко всем и к каждому. Для себя тревожный ребенок не ожи­дает ничего хорошего. И все это при обостренном и больном чувст- ве достоинства. Теперь он все преломляет через призму тревожности, мнительности. Трое сверст­ников в коридоре школы говорят о своем, но тревож­ный ребенок полагает, что говорят о нем и, конечно, только пло- хое. Он подходит, упорно стоит, вызывая недоумение ребят и испы -тывая чувство стыда. Но отой­ти в сторону, отрешиться от тревожной мнительности он не в силах. Са­мое важное для тревожного человека — а вдруг он еще и упустит информацию, угрожающую его безопасности.

Тревожные дети, если у них хорошо развиты игровые навыки, мо- гут не пользоваться всеобщим признанием в группе, но и не оказы- ваются в изоляции, они чаще входят в число наименее популярных, так как очень часто такие дети крайне неуверенные в себе, замкнутые, малообщительные, или же напротив , сверхобщительные, назойливые, озлобленные. Также причиной непопулярности является их безынициа- тивность из-за своей неуверенности в себе, следовательно эти дети не всегда могут быть лидерами в межличностных взаимоотношениях. Результатом безынициативности тревожных детей является то, что у других детей появляется стремление доминировать над ними, что ведет к снижению эмоционального фона тревожного ребенка, к тенденции избегать общения, возникают внутренние конфликты, связанные со сферой общения, усиливается неуверенность в себе. Также в результате отсутствия благоприятных взаимоотношений со сверстниками появляет ся состояние напряженности и тревожности, которые и создают либо чувство неполноценности и подавленности, либо агрессивности. Ребе- нок с низкой популярностью, не надеясь на сочувствие и помощь со стороны сверстников, нередко становится эгоцентричным, отчужден- ным. Такой ребенок будет обижаться и жаловаться, фальшивить и обманывать. Это плохо в обоих случаях, так как может способствовать формированию отрицательного отношения к детям, людям вообще, мстительность, враждебность, стремление к уединению.

Личность с повышенным уровнем тревожности, а именно с лич- ностной тревожностью склонна воспринимать угрозу своей самооцен- ке. Как правило, у нее формируется неадекватная заниженная самооцен ка. Типичным проявлением заниженной самооценки является повы- шенная тревожность, выражающаяся в склонности испытывать бес- покойство в самых разных жизненных ситуациях, в том числе в таких, объективные характеристики которых к этому не предрасполагают. Очевидно, что дети, имеющие такую самооценку, находятся в пос- тоянном психическом перенапряжении, которое выражается в состоянии напряженного ожидания неприятностей, нарастающей, нес- держиваемой раздражительности, эмоциональной неустойчивости.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Акмеологическая концепция развития творческого потенциала учащихся

    Автореферат
    Защита состоится 29 мая 2008 года в12.00 часов на заседании диссертационного Совета Д-502.006.13 по психологическим и педагогическим наукам в ФГОУ ВПО «Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации»
  2. Развитие орфографической зоркости учащихся

    Документ
    В современной методике прочно утвердилось представление об орфографическом навыке как автоматизированном `правилосообразном` действии, предполагающим знание орфографических правил и умение применять их в процессе письма.
  3. Особенности формирования самооценки детей с нарушениями зрения

    Документ
    Внутренний мир личности, ее самосознание и самооценка является предметом исследования различных областей знаний на протяжении всей истории научной мысли.
  4. Развитие творческих способностей учащихся при обучении физике с применением информационных технологий

    Документ
    Информационный взрыв породил множество проблем, важнейшей из которых является проблема обучения. Особый интерес представляют вопросы, связанные с автоматизацией обучения, поскольку «ручные методы»  без использования технических средств
  5. Развитие коммуникативной компетентности учащихся

    Документ
    Дети 6–7 лет не всегда адекватно могут выразить свои мысли, чувства, ощущения, что является препятствием для установления полноценного контакта со взрослым.

Другие похожие документы..