Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Закон'
Не включаються до валового доходу кошти або майно, що надходять у вигляді міжнародної технічної допомоги, яка надається іншими державами відповідно до...полностью>>
'Рассказ'
Старший лейтенант авиаполка Валерия Дмитриевна Хомякова была первой женщиной, сбившей в ночном бою немецкий бомбардировщик. Она погибла в энгельсском...полностью>>
'Рабочая программа'
Рабочая программа дисциплины «Система государственного упарвления» соответствует Государственному образовательному стандарту высшего профессиональног...полностью>>
'Документ'
Дождь барабанил в стекло. Шторы из предосторожности были плотно задернуты, Мама спала у себя в комнате через стену, но даже во сне ухитрялась замечат...полностью>>

Главная > Учебно-методический комплекс

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Департамент образования города Москвы

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

Институт психологии, социологии и социальных отношений

Психологический факультет

Кафедра клинической и специальной психологии

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ

«ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ»

для студентов психологического факультета

Специальность 031900, квалификация специалиста

Курс 4 очной формы обучения (7и8 семестр)

Курс 4 очно-заочной формы обучения (9 семестр)

Курс 5 очно-заочной формы обучения (10 семестр)

Москва

2008 г.

Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры клинической и специальной психологии

(Протокол № 9 , от 13.03.2008 г.),

на заседании ученого совета Института психологии, социологии и социальных отношений

(Протокол № 9 , от 27.03. 2008 г.)

Учебно-методический комплекс рекомендован к печати

Научно-методическим советом ГОУ ВПО МГПУ

Автор-составитель:

доцент кафедры клинической и специальной психологии,

кандидат психологических наук, доцент Е.В. Свистунова

Заведующий кафедрой:

доктор биологических наук, профессор Б.М. Коган

СОДЕРЖАНИЕ

Стр

Часть I. Программа учебной дисциплины

4-12

Пояснительная записка к курсу

4

Содержание дисциплины

5

Литература

11

Часть 2. Методические рекомендации и план освоения учебной дисциплины

13-24

Тематический план курса задания для самостоятельной работы

13

Контрольные вопросы для итоговой аттестации

17

Приложения к учебной дисциплине « основы психотерапии»

21

Часть I. ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К КУРСУ

«ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ»

Настоящая программа, разработана для студентов факультета «Специальная психология и специальная педагогика», изучающих курс «Психологическое консультирование».

Курс рассчитан на 84 часа аудиторных занятий в течение одного учебного года и предназначен для подготовки практических психологов широкого профиля, способных работать в детских учебно-воспитательных учреждениях, системе профориентации (профконсультирования), медико-консультационный службе, сфере бизнес - психологии.

Цель курса – дать студентам необходимые теоретические знания и основные практические навыки, необходимые в работе психолога-консультанта. Раскрыть специфику психологического консультирования как особой отрасли психологии, связывающей теорию с практикой; сформировать адекватные представления о роли и месте психологического консультирования в системе психологической помощи детям и взрослым. Познакомить студентов с наиболее известными техниками психологического консультирования, научить правилам ведения беседы, способам сбора анамнеза и интерпретации результатов. Раскрыть основные тенденции развития психологического консультирования на современном этапе; обеспечить усвоение этических норм, обязательных для психолога-консультанта.

Программа курса включает 14 тем. Для лучшего усвоения полученных знаний, приведены контрольные вопросы, дан список рекомендуемой литературы.

В приложении находится информация, которая позволит студентам не только лучше усвоить предлагаемый курс, но и послужит своего рода справочником, который можно использовать в практической работе.

По окончании курса студент должен:

Знать

Предмет и содержание дисциплины «Психологическое консультирование»; кодекс практического психолога.

Уметь

Проводить консультативную беседу; устанавливать консультативный контакт; формулировать цели и задачи психологического консультирования; применять основные процедуры и техники консультирования.

Иметь представление

Об эволюции теории и практики психологического консультирования; основных теоретических направлениях современной отечественной и зарубежной психологической науки.

Получить навыки

Консультирования сложных клиентов; семейного консультирования, дистантного консультирования.

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ.

1. Психологическое консультирование и его место в психологической практике.

    1. Определение понятия психологического консультирования

Определение психологического консультирования как особого вида психологической практики. Причины личностных проблем. Пути оказания консультативной психологической помощи.

1.2Консультирование как составляющая реальной психологической помощи человеку.

Применение консультативной практики в разных сферах деятельности, где используются психологические знания (психическое и духовное развитие человека, экзистенциальные и личностные проблемы человека, помощь семье, профилактика психического и личностного здоровья, психологическая помощь умирающему человеку и психотерапия горя, проблемы пожилого человека, проблемы личностной и групповой идентичности, психологическая помощь и поддержка в кризисных ситуациях, школьное консультирование, профессиональное консультирование, психологическая помощь, относящаяся к кросс-культурной проблематике, управленческое консультирование).

Классификация помощи человеку (по времени действия, по направленности, по пространственной организации, по выполнению функций консультантом, по количеству участников, по вмешательству консультанта).

Составляющие психологической помощи (психодиагностика, психотерапия и т.д.).

1.3 Цели и задачи психологического консультирования

Определение понятия консультирования. Направленность психологического консультирования. Цели консультирования. Основные задачи консультирования.

Диагностические и психотерапевтические аспекты консультативной беседы. Схема деятельности консультанта. Особенности психологических подходов в консультировании.

    1. Принципы психологического консультирования

Доброжелательность и безоценочное отношение к клиенту, ориентация на нормы и ценности клиента, запрет давать советы, уважение к личности, анонимность и конфиденциальность, разграничение личных и профессиональных отношений, активизация клиента, принятие им ответственности за происходящее, не навреди.

1.5 Различные типы и уровни консультирования

Уровни консультирования (индивидуальное, межличностные отношения, организационное развитие). Основные стили консультативной работы («внимающий», «влияющий»).

    1. Эффективность психологического консультирования.

Объективные и субъективные показатели эффективности консультативного воздействия.

  1. Профессионально - значимые качества личности психолога – консультанта.

2.1 Роль и место консультанта в консультировании.

Определение роли консультанта, основные задачи, ролевые функции консультанта. Структурирование процесса терапии (первичное и вторичное).

2.2 Психологический портрет эффективного консультанта

Модель личности эффективного консультанта: аутентичность, открытость собственному опыту, развитие самопознания, сила личности и идентичность, толерантность к неопределенности, принятие личной ответственности, глубина отношений с другими людьми, постановка реалистичных целей, эмпатия, зрелость (личная, социальная).

2.3 Система ценностей консультанта

Степень «участия» ценностей консультанта в процессе консультирования: позиция C.Paterson и позиция E.Williamson. Важнейшие сферы, в которых важна позиция консультанта.

2.4 Влияние профессиональной деятельности на личность консультанта

Негативные последствия влияния профессиональной деятельности на личность консультанта. Определение «синдрома сгорания», его причины. Способы, преграждающие путь «синдрому сгорания».

2.5 Профессиональная подготовка консультанта

Профессионально-этические требования к консультанту. Личная терапия. Причины прохождения личной терапии.

2.6 Этапы профессионального становления консультанта

Этапы прохождения профессионального совершенствования консультанта: стремление самоутвердиться в практической психологии, «разочарование» в общепринятых формах и методах психологической работы.

3. Консультативный контакт.

3.1 Определение консультативного контакта.

Условия, способствующие позитивному изменению личности. Определение консультативного контакта. Основные параметры консультативного контакта. Зависимость консультативного контакта от теоретической ориентации консультанта. Рассмотрение контакта «консультант-клиент» с различных теоретических точек зрения.

3.2 Создание терапевтического климата (Физические компоненты).

Факторы, влияющие на качество консультативного контакта. Обстановка консультирования. Структурирование консультативного пространства (встреча клиента, расположение консультанта и клиента, физические прикосновения к клиенту). Структурирование времени консультирования (продолжительность беседы, частота встреч).

3.3 Создание терапевтического климата (Эмоциональные компоненты).

Успешность создания терапевтического климата. Формула К. Роджерса «если – то». Вопросы, объясняющие условия взаимного доверия и самоуверенности консультанта. Искренность консультативного контакта [конгруэнтность] (определение искренности, искренность консультанта по отношению с клиентами, конгруэнтное взаимодействие). Эмпатия в консультировании (определение эмпатии, ступени эмпатии в психологическом консультировании). Безусловное уважение клиента (определение «безусловного уважения», уровень отношения с клиентами).

3.5 Перенос и контрперенос в консультировании.

Определение переноса. Основные черты переноса. Ситуации, в которых не рекомендуется углубляться в реакции переноса. Трансформация переноса. Положительный перенос. Определение контрпереноса. Причины контрпереноса.

4. Навыки поддержания консультативного контакта.

Четыре основные типа невербального общения: невербальное поведение и структурирование времени, невербальное общение с использованием тела, невербальное общение посредством голоса, невербальное общение и структурирование окружения.

Параречевые элементы, условия физического пребывания вместе. Вербальное общение. Слушание клиента.

5. Основные составляющие процесса психологического консультирования

    1. Первая встреча с клиентом

Знакомство с клиентом. Право первого вопроса. Страдание, как важная сила изменения личности в консультировании.

5.2 О причинах отказа от консультирования

Причины направления клиента к коллегам. Правила направления клиента к другим специалистам.

5.3 Оценка проблем клиентов

Определение понятия психологической оценки. Аспекты возможной оценки клиентов (нозологический, психодинамический, экзистенциальный). Правила вербализации проблем клиента. Постановка психологического диагноза. Психологический анамнез (схеме сбора психологического анамнеза, очередность рождения, как важный фактор в возникновении жизненных проблем, субъективная сторона в сборе анамнеза). Использование тестов (участие клиента в выборе тестов).

6. Процедуры и техники консультирования

6.1 Постановка вопросов (закрытые и открытые вопросы, основные моменты консультирования при использовании открытых вопросов, основные правила при задавании вопросов).

6.2 Применение техник (ободрение и успокаивание). Отражение содержания: перефразирование и обобщение.

6.3 Отражение чувств (познание и отражение чувств клиента, принципы отражения чувств клиента и выражение чувств консультантом).

6.4 Паузы молчания (терапевтическая ценность молчания, важнейшие смыслы молчания в консультировании).

6.5 Интерпретация (типы интерпретации, суть интерпретации, соответствие интерпретации действительности).

6.6 Конфронтация (основные случаи конфронтации в консультировании, использование техники конфронтации и понимания ее ограничения, защитные механизмы клиента, правила использования конфронтации, прерывание повествования клиента, как отдельный вариант конфронтации).

6.7 Чувства консультанта и самораскрытие (эмоциональная вовлеченность консультанта в процесс консультирования, раскрытие консультанта перед клиентом и причины его отрицательного действия, позитивная и негативная откровенность консультанта, фактор времени в самораскрытии консультанта перед клиентом).

6.8 Структурирование консультирования

7. Типы проблемных ситуаций и пути их решений.

7.1 Окружение.

Проблемы, связанные с семьей, местом проживания человека, местом учебы и работы, отношениями с людьми из ближайшего окружения, конфликтами с окружающими на бытовой и профессиональной почве.

7.2 Жизнь в целом

Проблемы, связанные со смыслом жизни, самореализацией. Финансово – бытовые проблемы. Депрессии и суицидальная активность.

7.3 Человек

Психофизиологические проблемы, сексуальные проблемы, болезни, различные виды зависимостей (наркотическая, алкогольная, компьютерная и т.п.).

8. Специальные проблемы в психологическом консультировании

8.1 Консультирование тревожных клиентов.

Определение тревожности как состояния. Уровни проявления тревожности (нейроэндокринный, психический и соматический). Поиск проблем скрывающихся за состоянием тревожности. Основная маскировка тревожности (переименование, соматические симптомы, ритуальные действия, другие эмоции, многоречивость). Парадоксальные защиты от тревожности (демонстративность, открытость, враждебность, сопротивление процессу консультирования).

Способы избавления от неприятного воздействия тревожности (психологические защиты). Основные механизмы психологических защит (вытеснение, регрессия, проекция, интроекция, рационализация, интеллектуализация, компенсация, реактивное формирование, отрицание, смещение). Пути преодоления тревожности.

8.2 Консультирование при реакциях страха и фобиях

Определение страха. Классификация страха: естественный и патологический (фобия).

Виды эмоциональных реакций на страх (сильные, умеренные, слабые). Умеренные страхи – гарантия адекватной поведенческой адаптации в сложных ситуациях.

Механизм формирования фобий. Трансформация страхов. Символический язык фобий. Сокрытие за «фобическим фасадом» внутренних конфликтов клиента.

8.3 Особенности консультировании плачущих клиентов

Слезы как помощь и помеха общению. Причины плача во время консультирования (бремя проблем, злость, фрустрация, радость). Адекватное сопереживание плачу.

8.4 Консультирование истерических личностей

Определение истерии. Маски и роли истерической личности. Сопротивление консультанта эротической и сексуальной окраски общения с истерическим клиентом. Проявление клиентом бессилия и зависимости. Соперничество с консультантом своего пола. Специфика проблем, с которыми обращаются истеричные клиенты (семейные отношения, сексуальная жизнь, в том числе фригидность и гомосексуализм). Формы психологической защиты истерических клиентов (вытеснение, фантазирование). Вторичная выгода истерических симптомов.

9. Специальные проблемы в психологическом консультировании

9.1 Особенное консультирование «немотивированных» клиентов

Классификация мотивов обращения к психологу консультанту. Способы выражения. Отсутствие мотивации (сопротивление клиента). Проблема принятия «немотивированного» клиента.

9.2 Консультирование клиентов, предъявляющих завышенные требования

Классификация нереалистических требований клиентов. Природа завышенных требований клиентов Определение границ собственных возможностей консультанта. Защита от манипуляции со стороны клиента.

9.3 Консультирование при переживании вины

Определение чувства вины. Ситуации порождающие чувство вины. Типы вины (истинная, невротическая, экзистенциальная). Источники экзистенциальной вины и ее осознание. Освобождение от чувства вины.

10. Специальные проблемы в психологическом консультировании

10.1 Консультирование обсессивных личностей

Определение обсессии и компульсии. Основные проявления обсессивных, компульсивных синдромов. Характерные свойства обсессивной личности: положительные (старательность, надежность, самоконтроль, честность) и отрицательные (педантичность, скупость, упрямство). Стили поведения обсессивно-компульсивной личности (когнитивная ригидность, высокая напряженность, неуверенность в принятии решений, искажение действительности). Внутренние конфликты обсессивной личности. Особенности общения обсессивной личности. Задачи консультанта при работе с обсессивными клиентами (помощь в выражении потребностей и завязывание свободных от субординации отношений).

10.2 Консультирование при параноидальных расстройствах

Определение паранойяльности. Основные параноидальные черты (подозрительность и эгоцентричность). Суть симптомов мании преследования и мании величия. Преодоление недоверия и враждебности паранойяльных клиентов. Использование метафор в работе с параноиками.

10.3 Консультирование шизоидных личностей

Определение шизоидных личностей. Симптомы шизоидного нарушения психики (аффективность, ассоциативность, аутизм, амбивалентность). Причины обращения шизоидных клиентов (трудности общения с окружающими, чувство зависимости). Особенности установления контакта с шизоидным клиентом, предпочтение интеллектуализированного подхода. Защита от шизоидной психологической манипуляции.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс дисциплины «современные направления семейной психотерапии» для студентов психологического факультета Специальность 031900, квалификация специалиста

    Учебно-методический комплекс
    Настоящая программа, разработана для студентов факультета «Специальная психология и специальная педагогика», изучающих курс «Современные направления семейной психотерапии».
  2. Учебно-методический комплекс дисциплины психология лиц с нарушениями речи специальность 031900 специальная психология, квалификация специалиста

    Учебно-методический комплекс
    Программа составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 031900 – «Специальная психология», утвержденного Министерством образования и науки
  3. Учебно-методический комплекс дисциплины сурдопсихология для студентов психологического факультета

    Учебно-методический комплекс
    Программа курса «Сурдопсихология» соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Специальная психология», утвержденного в 2 г.
  4. Комплекс дисциплины методы психологической коррекции 031900 Специальная психология

    Учебно-методический комплекс
    Цель: теоретическая подготовка студентов с области методов психологической коррекции с учетом применения полученных знаний в своей бедующей профессиональной деятельности
  5. Издательская программа 300 лучших учебников для высшей школы в честь 300-летия Санкт-Петербурга осуществляется при поддержке Министерства образования РФ (2)

    Программа
    Книга представляет собой первый опыт написания учебного пособия по дисциплине «Методика преподавания психологии», в котором охватываются все основные темы курса.

Другие похожие документы..