Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Сказка'
Факир проснулся в разбитом состоянии - его уже столько ночей преследовал кошмар, в котором он протыкал насквозь сражавшегося с ним рыцаря в огромных л...полностью>>
'Документ'
Российская экономика столкнулась с целым рядом проблем, связанных с нестабильностью на финансовых рынках. Более 40 % компаний, опрошенных РСПП, уже с...полностью>>
'Урок'
Россия в XVII веке – 10 часов 5 Новые явления в экономике Усвоение новых знаний Карта " Россия в начале 17 в" с 39 Документ Новоторговый ус...полностью>>
'Пояснительная записка'
Данные методические рекомендации по изучению курса «Русский язык и культура речи» не являются заменой учебной литературы. Они призваны помочь студент...полностью>>

Главная > Статья

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Сидорня А.А. «Стратегия развития кооперативного движения в России». 2005 г.- 11с.

Статья ранее не опубликовывалась.

Автор - кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры банковского дела РГЭУ «РИНХ» - анализирует возможные варианты развития системы кредитной кооперации и выработки единой стратегии действий всех участников Движения.

Стратегия развития кооперативного движения в России

Дискуссия, развернувшаяся вокруг строительства национального уровня движения кредитной кооперации, выявила необходимость анализа вариантов развития системы и выработки единой стратегии действий участников, чему и посвящена настоящая статья.

Автор уже проводил анализ мирового опыта1 построения системы кредитной кооперации. Напомним, что выделяют два полюса кооперативной структуры – атомизированную и федеративную, которые в чистом виде нигде не встречаются. Под атоминизированной структурой понимается система кредитной кооперации, в которой слабо развито межкооперативное экономическое (финансовое и кредитное) взаимодействие. В отличии от атомизированной в федеративной модели межкооперативное экономическое взаимодействие является определяющим фактором, обеспечивающим бескризисное развитие системы.

По мнению профессора Клауса Фишера2 задача каждого национального движения определить тот единственно верный гибрид двух перечисленных моделей наиболее подходящий каждой стране.

Проанализировав современное состояние системы кредитной кооперации России можно констатировать, что развитие идет в большей мере по атомизированной модели. Об этом свидетельствует отсутствие единых стандартов деятельности кредитных кооперативов (нет единства в понимании ни организационных, ни операционных, в том числе процедурных и продуктовых, ни социальных стандартов, ни критериев их оценки). Вторым аргументом является практическое отсутствие совместной собственности: отсутствие делегирования прав управления формируемыми общими фондами, и отсутствие как самих общих фондов, так и механизмов их формирования.

Если развитие движения пойдет по этому пути, то система кредитной кооперации, на наш взгляд, будет, скорее всего, двух уровневой (рис.1), если графически представить ее срез в аспекте представительства, контроля и консультаций.


Рис 1 Двухуровневая атоминизированная системы кредитной кооперации РФ

В данной модели межкооперативное экономическое взаимодействие заключается в создании союзов, ассоциаций, альянсов для решения определенного круга вопросов: региональные, отраслевые союзы – для решения вопросов представительства в региональных органах власти, саморегулирования рынка, консультаций и обучения, аудиторские союзы – для обеспечения качества и справедливой цены аудита, обеспечения прозрачности деятельности кооперативов, альянсы могут создаваться для решения конкретных социальных задач, задач развития и т.д.

Тем не менее, в этой системе присутствует весь набор необходимых элементов. Задача управления ликвидностью и обеспечение надежности решается посредством создания децентрализованных резервов, мониторингом финансового состояния кооператива ассоциацией (союзом), установление значений обязательных нормативах федеральным регулятором. Задача обеспечения качественных аудиторских услуг решается посредством обязательного или добровольного членства в аудиторском союзе, который проводит обязательный аудит либо силами своих работников, либо силами аудиторской компании – члена аудиторского союза (рис.2).

Рис.2 Схема взаимодействия (членства) в атомизированной модели.

Для отпорных (базовых) кооперативов, скорее всего, будет нормальным двойное (тройное) членство в разных союзах, в зависимости от решаемых через них задач. Например, крупный кооператив жилищной и потребительской направленности мог бы быть членом Национальной саморегулируемой организации – для обеспечения представительства в федеральном центре, региональной ассоциации – для обеспечения представительства в органах власти субъекта федерации, союзе жилищных кооперативов - для обеспечения участия в ипотечных программах, аудиторском союзе – для обеспечения качества аудиторских услуг. Начинающие и средние кооперативы в виду недостатка средств, скорее всего, будут выбирать один или два необходимых объединения – например аудиторский союз и региональную, или отраслевую ассоциацию.

Теперь рассмотрим федеративную модель. Мировой опыт показывает большую эффективность, более быстрое развитие системы этой модели. Поскольку перед Россией стоит задача возрождения кооперативной системы, то для ее скорейшего достижения предпочтительна именно эта модель, и наша задача адаптировать мировую практику построения федеративной системы кредитной кооперации к российским реалиям.

На наш взгляд можно выделить 3 варианта, в зависимости от источника финансирования: банковский, микрофинансовый и кооперативный. В перечисленных федеративных моделях роль регионального, или национального уровня экономического взаимодействия кооперативов играют соответственно банк, микрофинансовый фонд или кооператив3. Наиболее подходящий для России последний вариант, который позволяет сохранить принципы построения кооперативной системы (в т.ч. независимость и автономность), минимизировать некооперативные риски.

Федеративная система России должна сочетать преимущества обеих моделей. Например, целесообразно применять двойное, и даже тройное членство. Например, обязательное членство кооператива, помимо региональной ассоциации или отраслевом союзе в аудиторском союзе и обществе взаимного страхования. Для анализа развития инфраструктуры федеративной модели целесообразно составить следующую матрицу (Рис. 3).

Рис. 3 Матрица развития системы кредитной кооперации РФ.

Два верхних сектора матрицы в большой мере характеризуют современное состояние движения (за исключением закрепления статуса саморегулирования в соответствующем федеральном законе) и скорее соответствуют атоминизированной модели, чем федеративной. Качественным фактором, позволяющим трансформировать имеющуюся модель является внешний контроль, который является необходимым условием бескризисного развития движения. Только значительное усиление контроля (прежде всего внешнего) позволит кооперативам определить механизмы формирования и управления совместной собственностью: фондами развития, ликвидности, стабилизационного и инвестиционного.

Институтами внешнего контроля в кооперативной системе является 1)федеральный регулятор, 2) саморегулируемые организации кредитной кооперации, 3) система кооперативного аудита.

Подробнее остановимся на институте кооперативного аудита, так он является, на наш взгляд ключевым в трансформации современной системы в федеративную модель. В соответствии с действующим законодательством4 сельскохозяйственные потребительские кредитные кооперативы (СПКК), жилищные накопительные кооперативы и кооперативы размер активов которых превысил 20 тыс. раз минимальный размер оплаты труда (в настоящее время для целей расчета используется значение МРОТ 100 руб.), т.е. активы которых превышают 20 млн. рублей обязаны проходить ежегодный обязательный аудит. Напомним, что обязательный аудит - ежегодная обязательная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя [ст. 7 федерального закона №119-ФЗ]. Его могут проводить только аудиторские организации, имеющие в штате аттестованных аудиторов и лицензию на осуществление общего аудита.

Для СПКК обязательный аудит согласно закона должен проводиться аудиторским союзом. На наш взгляд преимущества именно этого варианта (единая методология проверки, единые стандарты бухучета и налогообложения кооперативов) в условиях значительных рисков негативной трактовки и изменения налогового законодательства, позволяют распространить этот опыт, применяя данную норму по аналогии, тем более, что аудиторские союзы для потребительских кооперативов разных организационно-правовых форм могут функционировать в рамках действующего законодательства как объединение юридических лиц.

Представляется целесообразным создание централизованной системы аудиторских союзов (рис. 4). Целесообразность организации централизованной системы кооперативного аудита обусловлена имеющейся негативной практикой децентрализованного аудита. Так, основными ошибками аудиторов является непонимание специфики бухгалтерского, налогового учета кредитных кооперативов, особенностей налогообложения, незнание методики проверок кредитной кооперации, стандартов деятельности и т.д.

Рис. 4. Двухуровневая система кооперативного аудита

В такой системе кооперативного аудита центральный аудиторский союз обеспечивает синхронизацию аудита, бухучета и налогообложения кооперативов разных организационно-правовых форм и регионов, что в настоящее время является насущной необходимостью. Также он должен обеспечить качество аудита с помощью следующих инструментов: аттестация аудиторов, проверка качества аудиторских отчетов, проведение методических семинаров для аудиторов, участие в проверках базовых (опорных) региональных кооперативов.

Аудиторские союзы могут проводить проверки силами своих сотрудников (в настоящее время только при наличии лицензии) или привлекая аудиторскую организацию – члена Союза, что позволит создать систему кооперативного аудита в короткий срок. При кажущейся возможности удешевления аудита путем заключения прямых договоров между аудиторской компанией и кооперативами, это не так. Аудиторский союз сможет обеспечить справедливую цену, проводя конкурсы на размещение заказов по обязательному аудиту среди аудиторских организаций – членов Союза, при исключении риска их нелегитимной деятельности (аудиторскому союзу проще, чем кооперативу проверить соблюдение аудиторами всех тонкостей действующего законодательства).

Методическая централизация может быть достигнута не только посредством аудиторского союза, хотя эта форма наиболее «кооперативная». Другим вариантом может быть введение института уполномоченной (аккредитованной) аудиторской компании в каждом регионе. Аккредитация аудиторской компании может осуществляться национальной СРО, как и аттестация аудиторов. Целесообразно вступление аудиторских организаций специализирующихся на кооперативном аудите в национальную СРО или специализированное аудиторское объединение. При этом варианте на национальную СРО должны быть возложены функции обеспечения качества аудиторских услуг, справедливой (оправданной) цены, легитимности проверок, исполнения кооперативами обязанностей по обязательному аудиту.

На первоначальном этапе возможно создание центрального аудиторского союза или центральной аудиторской компании, которые бы имели представителей (аудиторов) в каждом регионе и их силами проводили проверки, что позволит значительной сократить транспортные затраты и другие накладные расходы при сохранении единой методологии и согласованной позиции по особенностям систем бухгалтерского учета и налогообложения кредитной кооперации. При этом варианте кооперативам не нужно будет нести организационные расходы по созданию региональных аудиторских союзов.

В настоящее время в условиях отсутствия системы кооперативного аудита представляется важным принятие на себя национальной СРО функции по обеспечению регулярного обязательного аудита кооперативами разных организационно-правовых форм. Можно констатировать, что без становления кооперативного аудита, без усиления внешнего контроля за деятельностью кооперативов (особенно крупными) трансформация кооперативного движения в федеративную модель отодвигается на длительный срок.

Представляется очевидным, что стремление к централизации при построении структуры кооперативного движения не является самоцелью, а только средством повышения эффективности системы в целом. При этом соблюдение важнейшего принципа кооперации, а именно свобода входа и выхода предполагает наличие выбора – в какое объединение кооперативов вступать. Рассмотрим срез системы по линии представительства, консультаций и контроля (рис. 5).

Рис.5 Федеративная система кредитной кооперации

В такой системе реализуется возможность выбора каждым участником на любом уровне. Так, начинающие кооперативы могут входить в отраслевые союзы или региональные ассоциации, могут взаимодействовать либо с базовыми (опорными) кооперативами, либо с кооперативами второго уровня (кооперативами кооперативов). На национальном уровне действуют различные союзы и альянсы. Координация их действий должна происходить коалиционно представителями национальных союзов, альянсов, ассоциаций. Это возможно как в рамках одной организации – национальной СРО, так и путем создания как в ней, так и за ее рамками общественных институтов, таких как Совет директоров (председателей) кооперативов, конференция представителей и т.п.

Стратегия движения, как основная цель и способ ее достижения позволит определить направление консолидации усилий как всей системы, так и каждого ее элемента (участника). Основная цель кооперативной системы, как и любого кооперативного образования – это, с одной стороны, максимальное удовлетворение материальных потребностей пайщиков, а с другой обеспечение надежности самой системы, без которой достижение первичной цели невозможно.

Ввиду многовариантности развития движения, считаем важным определение стратегического инструмента достижения целей. Такими инструментами являются атрибуты федеративной системы: внешний контроль и централизация ресурсов кооперативной системы

При определении стратегии отдельных участников движения важно иметь ввиду, что она не может быть автономной относительно стратегии движения.

Возможно, учет интересов системы пока для кооперативов еще не стал естественной необходимостью, но для построения федеративной модели кооперативам придется пересмотреть имеющуюся систему ценностей и осознать, что для обеспечения бескризисного развития системы, а стало быть и своего собственного, нужно идти путем стандартизации деятельности, ограничения своих амбиций по внедрению на новые территории, ограничения межкооперативной конкуренции (прежде всего, недопущение ценовой конкуренции), делегирования прав управления общими фондами своим объединениям, широкого внедрения формализованного внутреннего и внешнего контроля.

В конечном счете, стратегию развития каждый участник движения выбирает сам, но без синхронизации всех стратегий, без наличия результирующего вектора усилий всех участников на развитие системы в целом федеративную модель движения построить в обозримом будущем в России не представляется возможным.

В свете вышеизложенного, стратегию развития движения можно сформулировать как обеспечение максимального удовлетворения материальных потребностей пайщиков при динамичном и бескризисном развитии системы потребительской кооперации посредством построения федеративной модели с разумным сочетанием централизации и децентрализации ресурсов движения.

Общая стратегия развития кредитного кооператива может быть сформулирована следующим образом: обеспечение динамичного развития, направленного на максимальное удовлетворение материальных потребностей пайщиков с учетом обеспечения надежности и эффективности кооперативной системы.

1 См. подробнее Сидорня А.А. Принципы формирования региональной системы кредитной кооперации // Материалы конференции по микрофинансированию в г. Ростове-на-Дону, 2004 г.

2 См. подробнее Фишер К. Характеристика федеративной модели сети кредитных кооперативов // /

3 См. подробнее Сидорня А.А. Принципы формирования региональной системы кредитной кооперации // Материалы конференции по микрофинансированию в г. Ростове-на-Дону, 2004 г.

4 Федеральный закон №119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 7.08.2001 г., Федеральный закон № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» от 8.12.1995 г (в ред. 11.06.2003),Федеральный закон №215-ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах» от 30.12.2004 г.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Ростовский Государственный Экономический Университет (ринх)» «Утверждаю» ректор университета Кузнецов Н. Г. 30 июня 2009 г отчет

    Публичный отчет
    4.1. Соответствие разработанных общеобразовательных программ (ООП) и учебно-методической документации требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования
  2. Отчет о результатах самообследования азовского института экономики управления и права филиала гоувпо «ргэу (ринх)»

    Публичный отчет
    4.1. Соответствие ПрОП и учебно-методической документации требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования
  3. Енный экономический университет "ринх" рыночная экономика и финансово-кредитные отношения учёные записки выпуск 14 Ростов-на-Дону 2008

    Ученые записки
    Ученые записки посвящены развитию мировой и национальной финансовых систем. Сборник состоит из пяти разделов. Первый раздел посвящен тенденциям развития мировой финансовой системы, эффективности функционирования финансового рынка
  4. Отчет о результатах самообследования, проведенного в филиале гоувпо «Ростовский государственный экономический университет (ринх)» в г. Ейске

    Публичный отчет
    В соответствии с графиком проведения комплексных оценок деятельности и аттестации образовательных учреждений, а также в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном
  5. Программа вступительных испытаний и правила их проведения в фгбоу впо «ргэу (ринх)» (11)

    Программа
    Программа содержит характеристику общих условий поступления и обучения в магистратуре по направлению «Экономика», с конкретизацией для магистерской программы «Управление рисками организаций и финансовых институтов», включает перечень

Другие похожие документы..