Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Сочинение'
Сочинение «Герой нашего времени» - призёр конкурса нашего конкурса. Мы ищем автора этого сочинения. К сожалению, на диске нет его координат, а печатны...полностью>>
'Пояснительная записка'
Е.Д.Черствый, зав. кафедрой патологической анатомии Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», доктор медицинских ...полностью>>
'Документ'
Мета вивчення дисципліни - формування у майбутніх фахівців умінь і знань раціонального застосування сучасних будівельних матеріалів та виробів при зв...полностью>>
'Документ'
Феномен Елисаветграда состоит, пожалуй, в том, что ни один уездный город Российской империи на рубеже 19-20 веков не дал миру столько выдающихся личн...полностью>>

Главная > Реферат

Сохрани ссылку в одной из сетей:

2

Приложение

к решению Думы

города Мегиона

от «26»11.2010 г. №84

Российская Федерация

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Городской округ город Мегион


СТРАТЕГИЯ

социально-экономического развития города Мегиона

и поселка городского типа Высокий на период до 2020 года

г. Мегион, 2010 г.

Содержание


Введение 5

1.Комплексный анализ социально-экономического положения 7

1.1.Уровень экономического развития и экономический потенциал 7

1.2. Социально-демографическое развитие, рынок труда и уровень жизни населения 10

1.3. Уровень развития социальной инфраструктуры и качество социального обслуживания населения 14

1.4. Инфраструктурный комплекс 18

1.5. Качество жизни населения 20

1.7. Качество городской среды 21

Рисунок 17. Пространственная организация г. Мегион 22

1.8. Муниципальные финансы и межбюджетные отношения 22

2.Внешние условия и факторы развития города 25

2.1. Конъюнктура отраслевых рынков сбыта 25

2.2. Рост мобильности человеческого капитала 26

2.3. Место в региональной системе расселения региона 27

2.4. Кластеризация нефтегазовой отрасли 27

2.5. Доступ к бюджетным инвестициям 29

3.Сценарии социально-экономического развития 30

г. Мегион до 2020 г. 30

3.1. Инерционный сценарий 30

3.2. Индустриальный сценарий 31

3.3. Постиндустриальный сценарий 33

3.4. Обоснование выбора целевого сценария социально-экономического развития 34

4.Стратегические направления, 36

цели и задачи долгосрочного социально-экономического развития 36

г. Мегион 36

5.Система стратегических мероприятий 40

по достижению целей и задач социально-экономического развития 40

г. Мегион до 2020 г. 40

5.1. Мероприятия, направленные на повышение эффективности и конкурентоспособности экономики 40

5.1.1. Кластерное развитие нефтегазовой отрасли 40

5.1.2. Диверсификация экономики города 40

5.1.3. Развитие малого и среднего бизнеса 41

5.1.4. Повышение инвестиционной привлекательности города 42

5.2. Мероприятия, направленные на повышение уровня и качества 43

жизни населения 43

5.2.1. Реализация эффективной демографической политики 43

5.2.2. Повышение качества социального обслуживания населения 43

5.2.3. Развитие городской среды 44

5.2.4. Улучшения жилищных условий и качества коммунально-бытового обслуживания 45

5.3. Мероприятия по комплексной модернизации инфраструктурного комплекса 46

5.3.1. Модернизация энергетической системы 46

5.3.2. Модернизация жилищно-коммунальной инфраструктуры 46

5.3.3. Развитие информационно-телекоммуникационного комплекса 47

5.4. Мероприятия по развитию муниципального управления 47

6.Основные механизмы реализации 49

стратегических целей и задач социально-экономического развития 49

г. Мегион до 2020 года 49

6.1. Организационные механизмы 49

6.2. Информационные механизмы 50

6.3. Нормативно-правовые механизмы 50

6.4. Финансовые механизмы 51

7. Основные этапы реализации целей и задач социально-экономического развития г. Мегион до 2020 года 52

7.1. Подготовительный этап 52

7.2. Переходный этап 53

7.3. Социально-экономическая модернизация 53

8. Система мониторинга и контроля 54

реализации целей и задач социально-экономического развития 54

г. Мегион до 2020 года 54

8.1. Формирование системы целевых индикаторов 54

социально-экономического развития г. Мегион до 2020 г. 54

8.2. Система контроля реализации и корректировки 59

целей и задач долгосрочного социально-экономического развития г. Мегион 59

Введение

Современные реалии мировой и внутрироссийкой социально-экономической ситуации позволяют говорить о возросшей роли и даже необходимости стратегического планирования и прогнозирования хозяйственного и социального развития как страны в целом, так и отдельных ее территорий. Долгосрочная Стратегия социально-экономического развития приобретает характер эффективного инструмента стимулирования развития существующего потенциала и минимизации комплекса проблем, позволяющего в оперативном режиме влиять на развитие ситуации с учетом видения долгосрочных целевых приоритетов.

Стратегия социально-экономического развития г. Мегион Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2020 года представляет собой комплексный документ стратегического планирования, содержащий обоснование целевого сценария развития, систему приоритетов, целей и задач долгосрочного социально-экономического развития города, а также обоснование основных механизмов их достижения и мониторинга реализации стратегических ориентиров.

Реализация Стратегии социально-экономического развития г. Мегион предполагает, прежде всего, полноценное развитие человеческого капитала и повышение качества жизни населения города в результате осуществления позитивных структурных изменений в экономике и инфраструктурном комплексе.

Современная система государственного устройства и распределения полномочий между уровнями государственной власти в Российской Федерации определяет необходимость согласованности целей и задач социально-экономического развития г. Мегион со стратегическими долгосрочными приоритетами федерального и регионального развития.

При разработке Стратегии были учтены следующие приоритетные направления долгосрочного развития Российской Федерации1:

  • достижение высоких стандартов благосостояния населения;

  • стремление к формированию устойчивого социального благополучия и согласия;

  • переход к экономике лидерства и инноваций, конкурентоспособной на мировом уровне;

  • сбалансированное региональное развитие;

  • стимулирование развития экономической свободы и справедливости;

  • обеспечение национальной безопасности.

Сформулированные в рамках Стратегии цели и задачи развития учитывают также приоритетные направления долгосрочного развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры:2

  • опережающее инновационное развитие обрабатывающей промышленности;

  • активное привлечение инвестиций;

  • развитие человеческого капитала;

  • развитие транспортной инфраструктуры;

  • развитие альтернативных топливно-энергетическому комплексу отраслей промышленности (строительство, горнодобывающая отрасль, лесопромышленный комплекс, агропромышленный комплекс, туризм и др.);

  • развитие информационно-коммуникационного комплекса;

  • стимулирование развития малого предпринимательства;

  • переход на наукоемкие производственные технологии;

  • обеспечение роста реальных денежных доходов населения;

  • качественное развитие социальных услуг.

Нормативно-правовой основой разработки Стратегии послужил комплекс документов федерального, регионального и муниципального уровня, регламентирующий процессы стратегического планирования и прогнозирования муниципального развития. В частности, при подготовке документа были учтены положения следующих документов:

  • прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов;

  • Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, разработанная в соответствии с поручением Президента РФ по итогам заседания Государственного совета РФ 21 июля 2006 года;

  • приказ Министерства регионального развития РФ от 27 февраля 2007 года № 4 «Об утверждении требований к стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации»;

  • Концепция долгосрочного социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;

  • распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20 июня 2007 года № 237-рп «О стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года»;

  • постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24 декабря 2007 года № 349-п «Об утверждении схемы территориального планирования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры »;

  • распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24 декабря 2007 года № 592-рп «О докладах глав муниципальных образований автономного округа и основных направлениях социально-экономического развития в 2006 году».

  1. Комплексный анализ социально-экономического положения

(основные выводы)

1.1.Уровень экономического развития и экономический потенциал

В настоящее время экономическая ситуация в городском округе Мегион характеризуется отдельными положительными тенденциями в динамике основных социально-экономических показателей. Неравномерное развитие экономики города и спад ее эффективности в последние годы объясняется отсутствием качественного развития профилирующих отраслей, низким уровнем диверсификации и ограниченностью имеющихся ресурсов.

Экономика г. Мегион отличается моноспециализированной структурой. Ключевую роль в ней играет добывающая промышленность – на нее приходится более 80% всех отгруженных товаров собственного производства (рис.1).

Рисунок 1. Объём отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по основным видам экономической деятельности

Наличие и состояние объектов социальной сферы, средств на их развитие, содержание, занятость населения, уровень доходов и социальную защищенность населения в значительной мере определяются состоянием базовой отрасли экономики города – нефтегазодобычи.

Промышленное производство в сфере нефтегазодобычи осуществляет крупнейшее предприятие г. Мегион – ОАО «Славнефть-Мегионнефтегаз» («СН-МНГ»), которое является основным добывающим активом нефтегазового холдинга «Славнефть».

Градообразующее предприятие характеризуется высоким накопленным индустриальным потенциалом: это комплексное нефтегазодобывающее предприятие, осуществляющее доразведку, разработку и эксплуатацию нефтяных месторождений, с численностью работников около 5 тыс. человек, годовой добычей нефти около 13 млн. тонн.

Несмотря на некоторое снижение объемов производства (рис. 2), СН-МНГ обеспечивает городу 4-е место по уровню добычи нефти и газа среди муниципальных образований ХМАО-Югры после Сургута, Нижневартовска и Когалыма.

Рисунок 2. Динамика добычи нефти и газа ОАО «СН-МНГ»

Сектор обрабатывающих производств представлен в г. Мегион пищевой и деревообрабатывающей промышленностью, а также ремонтом машин и оборудования. Однако из доля в структуре экономики крайне мала – около 1% – и имеет тенденцию к снижению.

В сфере распределения электроэнергии, газа и воды наибольший удельный вес занимают предприятия, занимающиеся передачей и распределением электроэнергии – на них приходится около 82% всего производства в этой отрасли.

В целом можно говорить о высоком потенциале промышленности г. Мегион, сосредоточенным, однако, в рамках одного предприятия – ОАО «Славнефть-Мегионнефтегаз». Это обуславливает моноспециализацию городской экономики, что в стратегическом смысле имеет негативный характер. Особую актуальность это приобретает в связи с падением объемов добычи нефти и газа на территории города в последние годы, которое связано, прежде всего, с постепенной выработкой месторождений. Это обуславливает необходимость не только развития новых объектов и более эффективных способов разведки и разработки месторождений углеводородного сырья, но и качественную модернизацию экономики города, основанную на диверсификации структуры промышленности.

Торговля и сфера услуг в г. Мегион традиционно развиваются за счет экономической деятельности субъектов малого бизнеса, социально-экономическое значение которого в последние годы увеличивается. Общая численность занятых в малом бизнесе на 2009 г. составила 5,8 тыс. человек, или 16,6% от общего числа занятых в экономике города, что на 6% больше, чем в 2005 г. (рис. 3).

Процесс развития малого бизнеса города характеризуется нехваткой действенных инструментов его инвестиционной активности (особенно, в реальном секторе экономики). Реализуемые Администрацией города меры стимулирования развития малого и среднего предпринимательства носят институциональный характер и практически не подкреплены реальной финансовой поддержкой.

Рисунок 3. Доля МСБ в структуре экономики и структуре занятости г. Мегион

1.2. Социально-демографическое развитие, рынок труда и уровень жизни населения

Численность населения г. Мегион на 01.01.2010 составила 58 248 человек. На фоне общестрановых тенденций сокращения населения, в городе наблюдается устойчивый рост его численности, прежде всего, за счёт достаточно высокого уровня рождаемости.

Город Мегион как территория нового освоения отличается молодой возрастной структурой населения, чем выгодно отличается от большинства российских городов (рис. 4). Население трудоспособного возраста составляет около 70%, что почти на 10% выше среднероссийского уровня. Средний возраст мужчин не превышает 32,5 лет, женщин – 34,2.

Рисунок 4. Динамика структуры населения г. Мегион по основным возрастным группам, %

При стабильно положительном естественном приросте населения, динамика механического движения населения города крайне не стабильна: на протяжении последних пяти лет оно имело как положительные, так и отрицательные значения (рис. 5). Потери населения в результате миграционной убыли пока покрываются естественным приростом, в результате чего численность населения города за период с 2004 по 2010 годы увеличилась на 2349 человек.

Рисунок 5. Динамика естественного и механического движения населения, человек

Одной из наиболее негативных демографических тенденций является постепенное увеличение численности населения старше трудоспособного возраста и относительное старение когорты трудоспособного населения. Это, в свою очередь, свидетельствует о возрастании нагрузки на трудоспособное население (рис. 6), которая в перспективе будет стремительно расти.

Рисунок 6. Динамика демографической нагрузки на трудоспособное население, человек

История хозяйственного освоения территории города и моноспециализированная структура экономики определяют высокий уровень экономической активности населения г. Мегион. В 2009 году на экономически активное население приходилось 71,2% от общей численности населения, что существенно выше среднероссийского показателя (51%). Однако в последние годы наметилась тенденция как снижения экономически активного населения в целом, что связано с общим сокращением трудоспособного населения, так и населения занятого в экономике, что обусловлено сокращением численности работников действующих предприятий и организаций.

Однако ситуация с безработицей в г. Мегион остается относительно благополучной. Уровень зарегистрированной безработицы ежегодно снижается – с 3,13% в 2004 году до 1,94% в 2009 году, что существенно ниже общерегионального и общероссийского показателей (3,4% и 8,2% соответственно). Однако динамика зарегистрированной безработицы крайне нестабильна (рис.7). Негативные изменения 2008-2009 гг. объясняются влиянием финансового кризиса, который повлек за собой сокращения персонала на предприятиях города.

Рисунок 7. Динамика уровня официально зарегистрированной безработицы

в г. Мегион, %

Отраслевая структура занятости населения (рис. 8) г. Мегион характеризуется относительно высокой долей занятых в промышленности (51%). Причем более половины занятых в этой сфере экономики приходится на предприятия по добыче полезных ископаемых, что свидетельствует о серьезной зависимости социально-экономической стабильности города от работы промышленных предприятий одной отрасли.

Значительная доля занятого населения приходится на учреждения и организации бюджетной сферы, что свидетельствует об активном участии бюджетного сектора в экономике города. При этом 76% бюджетников заняты в сфере образования и здравоохранения.

Рисунок 8. Отраслевая структура занятости населения г. Мегион в 2009 г., %

Главным по значимости компонентом в системе доходов населения является получаемая по месту работы заработная плата. В 2004-2009 гг. динамика роста оплаты труда в г. Мегион в целом повторяла среднерегиональную: размер среднемесячной заработной платы стабильно увеличивался и в 2009 г. достиг 33,25 тыс. руб., что в 1,8 раз выше уровня 2004 г. Однако средний уровень оплаты труда в городе уступает среднеокружному, причем, масштабы этого разрыва с каждым годом увеличиваются (рис. 9).

Рисунок 9. Динамика среднемесячной заработной платы в расчете на одного работника, руб.

Для города Мегион, как и для всех моногородов, характерна проблема высоких отраслевых контрастов в уровне оплаты труда, которая имеет тенденцию к увеличению. Наиболее высокая заработная плата характерна для работников градообразующего предприятия, а также учреждений финансовой сферы, наименьшая – для бюджетных работников, а также занятых в торговле и сфере услуг.

Преобладающая часть денежных расходов населения города приходится на покупку и оплату товаров и услуг – 57,2% и сбережения во вкладах и ценных бумагах – 16,3% (рис. 10).

Рисунок 10. Структура денежных расходов населения г. Мегион за 2009 г., %

Положительным элементом структуры персональных расходов является наличие у населения вкладов и других сбережений, что является потенциальным инвестиционным ресурсом, прежде всего, для жилищного строительства в городе.

Проведенный анализ уровня жизни населения г. Мегион демонстрирует наличие противоположных тенденций. С одной стороны, уровень доходов населения города постепенно увеличивается и объективно существует группа высокооплачиваемых работников, платежеспособный спрос которой во многом детерминирует развитие местного рынка товаров и услуг. С другой стороны, часть жителей имеет невысокие доходы (особенно в сравнении со среднерегиональным уровнем), что является причиной социальной напряженности и тормозит социально-экономическое развитие города.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Стратегический  план

    Документ
    Представляемый здесь Стратегический план устойчивого развития нашего города - плод коллективного творчества многих ученых, специалистов, руководителей предприятий, предпринимателей, преподавателей вузов, работников органов управления.
  2. Информационный бюллетень местного самоуправления Издается асдг по с окмо с февраля 2008 г. 26 апреля 2011 г

    Информационный бюллетень
    Дмитрий Медведев, призывая российских губернаторов перенять опыт Гонконга по отключению света после десяти часов, говорил об отключении подсветки рекламных конструкций, но не жилых домов и улиц, как писали некоторые СМИ.

Другие похожие документы..