Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
У зарубіжній практиці інвестиційний ринок ототожнюється, як правило, з ринком цінних паперів, які виступають основним інструментом інвестиційного вкл...полностью>>
'Документ'
В обеспечение выполнения наших обязательств по контракту требуется банковская гарантия (надлежащего исполнения, возврата аванса, платежа - указать ну...полностью>>
'Документ'
1 день : 31.12.10Прибытие в Полоцк - древнейший город восточных славян. Встреча на вокзале. Завтрак в кафе города .Полоцк - это город-памятник, террит...полностью>>
'Документ'
Какие условия? Как отклик на великую французскую революцию. Маркс: «Революция – локомотив истории». Но и Сен-Семон, и Фурье впервые обозначали главную...полностью>>

Главная > Документ

Сохрани ссылку в одной из сетей:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

УДК 374.3

гос. регистрации Инв. № 21

«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор по НР и РСФ

профессор, доктор техн. наук

Е.Е. Нечаев

«___» декабря 2010г.

О Т Ч Е Т

по договору № 75 от 026.11.2010

на выполнению цикла мероприятий по социальному обслуживанию населения в части предоставления образовательных услуг

Мероприятие 75.2:

Разработка научно-методического обеспечения для создания на базе МГТУГА образовательных структур для обучения лиц с ограниченными возможностями

Раздел 75.2.1:

Разработка теоретико-методологического обоснования создания на базе МГТУГА системы дистанционного обучения лиц с ограниченными возможностями для получения ими дополнительного образования, способствующего развитию личности, реализации творческих потребностей

Научный руководитель цикла мероприятий

проф., д.ю.н. Б.П. Елисеев

Ответственный исполнитель цикла мероприятий

проф., д.ф.-м.н. А.И. Козлов

Научный руководитель мероприятия 75.2.

проф., д.ф.н. О.Д. Гаранина

Заместитель научного руководителя мероприятия 75.2.

проф., д.т.н. А.В. Самохин

Руководитель научно-образовательного

коллектива раздела 75.2.1.

проф., д.ф.н. О.Д. Гаранина

Москва 2010г.

Коллектив исполнителей работ по разделу 75.2.1

Научно-образовательный коллектив

1. Руководитель коллектива -

    проф., д.ф.н., Гаранина О.Д.

2. доц., к.и.н. Бакланова И.С. ,

3. проф., д.ю.н. Елисеев Б.П. ,

4.  Козлова Е.Н.

5. доц., к.э.н. Купрюхина Л.И. .

6. проф., д.т.н. Машошин О.А.

7. доц., к.э.н. Меланин В.А.

8. проф., д.т.н. Чинючин Ю.М.

К выполнению организационной работы (сбор информационной и статистической информации, подбор литературы, оформительская работа, расчет заработной платы и т.д.) привлекались также

1. Вирвич О.А.,

2. Иванина В.А.,

3. Коротков В.А.,

4. Кузнецова Е.А.

5. Тумарева О.Э.,

Реферат:

Разработано теоретико-методологическое обоснование создания на базе МГТУГА системы дистанционного обучения лиц с ограниченными возможностями для получения ими дополнительного образования, способствующего развитию личности, реализации творческих потребностей. Определены особенности дистанционного обучения, систематизирован опыт дистанционного обучения в российских вузах, представлены технологии дистанционного обучения.

стр. 206, литература 27 наименований.

Ключевые слова:

Дистанционное обучение, технологии дистанционного обучения, формы дистанционного обучения, дистанционное обучение лиц с ограниченными возможностями.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Коллектив исполнителей по разделу 75.2.1……………………………..

Реферат…………………………………………………………………….

Оглавление……………………………………………………………..…

Введение………………………………………………………………….

1. Анализ содержания, основных направлений и форм дистанционного обучения в учебных заведениях РФ……………………………………..

1.1. Общая характеристика дистанционного образования…………….

1.2. Состояние развития дистанционного обучения за рубежом и в России……………………………………………………………………….

1.3. Характерные черты и принципы дистанционного образования……

1.4. Формы организации ДО……………………………………………….

2. Систематизация технологий дистанционного обучения и разработка НИМ по их применению в обучении лиц с ограниченными возможностями………………………………………………………………

2.1. Организационно-методические модели дистанционного обучения (ДО)……………………………………………………………………………

2.2. Организационно-технологические модели ДО………………………..

2.3. Технологии дистанционного обучения в вузе………………………..

2.3.1. Основные типы технологий, применяемых в учебных заведениях нового типа………………………………………………………………….

2.3.2. Методы дистанционного университетского образования………..

2.4. Специфика традиционных форм учебного процесса, применяемых в дистанционном обучении…………………………………………………..

2.5. Технология учебного занятия в дистанционном обучении………….

2.6. Реализация концепции виртуальной образовательной среды как организационно-техническая основа дистанционного обучения (на примере МЭСИ) …………………………………………………………….

2.7. Дистанционное   обучение  для  лиц с ограниченными возможностями. …………………………………………………………….

2.7.1. Особенности организации дистанционного обучения лиц с ограниченными возможностями…………………………………………….

2.7.2. Адаптационные проблемы дистанционного обучения лиц с ограниченными возможностями…………………………………………..

3.Разработка НИМ по применению дистанционного обучения в средней школе…………………………………………………………………………

3.1. Проблемы организации дистанционного обучения в средней школе……………………………………………………………………….

3.2. Опыт дистанционного обучения в российских школах……………..

3.3. Дистанционное обучение или традиционное: что предпочтительнее?.......................................................................................

3.4. Контроль знаний в дистанционном обучении ……………………..

3.5. Самостоятельная работа учащихся в курсах дистанционного обучения. ………………………………………………………………….

3.6. Представление содержания дистанционного курса ……………….

4. Систематизация опыта научно-методических разработок вузов по дистанционному обучению лиц с ограниченными

возможностями………………………………………………………………

4.1. Направления дистанционного обучения лиц с ограниченными возможностями в Московских вузах………………………………………

4.2. Опыт дистанционного обучения лиц с ограниченными возможностями в российских вузах............................................................

Заключение…………………………………………………………………

Литература………………………………………………………………….

Приложение. Рекомендации по организации деятельности по созданию условий для дистанционного обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому, в субъекте Российской Федерации (Протокол совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации от 20 мая 2009 г. N АЖ-П12-33пр.) …………………………..

2

3

4

6

10

10

21

34

61

66

68

84

89

97

113

120

128

128

133

138

138

142

151

158

160

163

167

167

171

194

197

198

ВВЕДЕНИЕ

Современная социально-экономическая ситуация в стране и в системе образования такова, что традиционные формы получения образования и модели обучения не могут удовлетворить потребностей в образовательных услугах, обычно сконцентрированных в больших городах.

Нетрудно представить себе следующие категории лиц, которые остро нуждаются в образовательных услугах, но не имеют возможности получить их традиционным способом в рамках сложившейся образовательной системы. К ним относятся, в первую очередь:

-выпускники школ, не имеющие возможности получить образовательные услуги в традиционной системе образования в силу ограниченной пропускной способности этой системы, необходимости совмещения учебы с работой, географической удаленности от вузовских центров и другим причинам;

-лица всех возрастов, проживающие в удаленных и малоосвоенных регионах страны;

-специалисты уже имеющие образование и желающие приобрести новые знания или получить второе образование;

-лица, готовящиеся к поступлению в вузы;

-студенты, стремящиеся получить второе параллельное образование;

-лица, специфика работы которых не позволяет учиться в ритме действующих образовательных технологий;

-лица, имеющие медицинские ограничения для получения регулярного образования в стационарных условиях и др.категории населения.

Однако, как известно, никто не должен быть лишен возможности учиться по причине бедности, географической или временной изолированности, социальной незащищенности и невозможности посещать образовательные учреждения в силу физических недостатков или занятости производственными и личными делами.

Выход заключается в поиске новых форм образования. Одной из них явилось дистанционное обучение (ДО). Являясь следствием объективного процесса информатизации и вбирая в себя лучшие черты других форм, ДО войдет в ХХI век как наиболее перспективная, синтетическая, гуманистическая, интегральная форма образования. Несомненно, что ДО в настоящее время представляет инновационную форму и технологию образования, и, следовательно, нуждается в глубокой теоретической проработке.

Понятие «инновация» означает новшество, новизну, изменение; инновация как средство и процесс предполагает введение чего-либо нового. Применительно к педагогическому процессу в профессиональном образовании инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения, организацию совместной деятельности преподавателей и студентов.

В последние десятилетия появилась новая проблема развития образования в России. Знания стареют каждые 3-5 лет, а технологические знания -каждые 2-3 года. Пройдет еще немного времени и этот период сократится до 1,5-2 лет. Объем знаний выпускников ВУЗов удваивается каждые 3-4 года. Если не менять образовательных технологий, то качество подготовки специалистов будет объективно отставать от требуемого на рынке труда. Усвоение знаний студентами с помощью информационных и коммуникационных технологий по самым нижним оценкам на 40-60% быстрее, или больше, в единицу времени, чем с обычными технологиями (за один и тот же период дается больше знаний, что дает возможность сокращать сроки обучения в ВУЗах).

Учебно-методическая база, образовательно-информационные технологии любого ВУЗа сегодня таковы, что они во многом не зависят от того, дневная ли это форма обучения, или заочная, или удаленная. Если знания, весь учебный материал, вся его дидактическая составляющая оформлены и находятся в формализованном виде, в компьютерах, то все равно, в принципе, куда подать эти знания: то ли в аудиторию (соответственно оснащенную), то ли находящемуся за пределами учебного заведения пользователю.

В последние десятилетия дистанционные образовательные технологии в России получили интенсивное развитие. Министерством образования РФ разработано специальное направление, научно-методическая программа, выделены средства на развитие и становление дистанционного образования. После принятия в 1994г. Концепции создания и развития единой системы ДО в России количество вовлеченных в нее образовательных учреждений стремительно растет. Если год назад их было несколько десятков, то сейчас более сотни. Для развития и координации усилий в области ДО созданы руководящие органы в Министерстве образования и науки РФ, Евразийская Ассоциация ДО, Ассоциация Международного образования, принята Концепция создания и развития Системы ДО РФ и проведен ряд других мероприятий.

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой XXI века. В мире на нее сделана огромная ставка. Почему? Результаты общественного прогресса, ранее сосредоточенные в техносфере сегодня концентрируются в инфосфере. Наступила эра информатики. Переживаемую фазу ее развития можно характеризовать как телекоммуникационную. Это фаза общения, фаза трансфера информации и знаний. Обучение и работа сегодня - синонимы: профессиональные знания стареют очень быстро, поэтому необходимо их постоянное совершенствование -это и есть открытое образование. Мировая телекоммуникационная инфраструктура дает сегодня возможность создания систем массового непрерывного самообучения, всеобщего обмена информацией, независимо от временных и пространственных поясов. Дистанционное обучение вошло в XXI век как самая эффективная система подготовки и непрерывного поддержания высокого квалификационного уровня специалистов.

Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования, реализуемая в Российской Федерации, основывается на высокой социальной значимости дистанционного образования, учете сформировавшихся потребностей в нем и наличия у России необходимого кадрового педагогического, научно-технического и научно-методического потенциала и финансовых возможностей. Под дистанционным образованием в настоящей концепции понимается комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т.п.). Дистанционное образование является одной из форм непрерывного образования, которое призвано реализовать права человека на образование и получение информации.

Высшей целью создания и развития системы дистанционного образования (СДО) является предоставление школьникам, студентам, гражданским и военным специалистам, безработным, самым широким кругам населения в любых районах страны и за ее рубежами равных образовательных возможностей, а также повышение уровня образования за счет более активного использования научного и образовательного потенциала ведущих университетов, академий, институтов, лидирующих отраслевых центров подготовки и переподготовки кадров, центров повышения квалификации, других образовательных учреждений. Термин "дистанционное обучение" означает такую организацию учебного процесса, при которой преподаватель разрабатывает учебную программу, главным образом базирующуюся на самостоятельном обучении студента. Такая среда обучения характеризуется тем, что учащийся в основном, а зачастую и совсем отделен от преподавателя в пространстве или во времени, в то же время, студенты и преподаватели имеют возможность осуществлять диалог между собой с помощью средств телекоммуникации. Дистанционное обучение позволяет учиться жителям регионов, где нет иных возможностей для профессиональной подготовки или получения качественного высшего образования, нет университета нужного профиля или преподавателей требуемого уровня квалификации.

СДО позволит обучающемуся получить как базовое, так и дополнительное образование по его основной деятельности. В конечном итоге создаваемая СДО направлена на расширение образовательной сети в России, на наиболее полное удовлетворение потребностей и прав человека в области образования.

ЭТАП I 

АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ, ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ

И ФОРМ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ РФ

1. Общая характеристика дистанционного образования

С середины 70-х годов во многих странах стали появляться учебные заведения нового типа, называемые "открытый", "дистанционный" университет; "электронный", "виртуальный" колледж. Они имеют оригинальную организационную структуру, используют своеобразный набор педагогических приемов, экономических механизмов функционирования.

Термин "дистанционное обучение" (distance education) еще до конца не устоялся как в русскоязычной, так и в англоязычной педагогической литературе. Встречаются такие варианты как "дистантное образование" (distant education), "дистантное обучение" (distant learning). Некоторые зарубежные исследователи, отводя особую роль телекоммуникациям в организации дистанционного обучения, определяют его как телеобучение (teletraining). Исследования содержания научной-педагогической и учебно-педагогической литературы, нормативно-правовых документов, касающихся образования,  а также текстов журнальных статей  и многочисленных выступлений, на конференциях и семинарах, показали, что до настоящего времени отсутствует единое толкование сущности и содержания  этих понятий даже применительно к традиционному образовательному процессу, не говоря уже о ДО. Этот факт подтверждают исследования, проведенные в Научно-исследовательском Институте Высшего Образования (НИИ ВО)1. Такое положение дел приводит к неоднозначному толкованию нормативно-правовых документов, неэффективной работе по проблемам ДО в среде научно-педагогической общественности (особенно специалистам только осваивающим эту проблему). В дополнение к сказанному этот факт свидетельствует о неразработанности педагогической теории в этой области. Это обстоятельство приводит к необходимости тщательной проработки вопроса, что важно для  теоретической дидактики, законотворчества и нормативно-правового обеспечения, а также рационального взаимопонимания среди научно-педагогической общественности, занимающейся проблемами ДО.

В качестве иллюстрации  важности   наведения  «терминологического порядка» приведем  трактовку понятия ДО,  приведенной в статье А.М. Ашхотова, опубликованной в  центральном педагогическом журнале «Высшее образование в России», «Дистантное обучение -дистанционная, удаленная форма, позволяющая проходить обучение за сравнительно небольшую плату в престижных вузах....»2, которое полностью искажает сущность и содержание этого важного понятия.   

Дистанционное обучение  - новая организация образовательного процесса, базирующаяся на принципе самостоятельного обучения студента.  Среда обучения характеризуется тем, что учащиеся в основном,  а часто и совсем,  отдалены от преподавателя в пространстве и (или)  во времени,  в то же время они имеют возможность в любой момент поддерживать диалог с помощью средств  телекоммуникации3. В этом же источнике мы найдем определение дистанционного обучения как совокупности информационных  технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление студентам возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого учебного материала, а также в процессе обучения.

Есть мнение, что дистанционное обучение  - это новая ступень заочного обучения, на которой обеспечивается применение информационных технологий, основанных на использовании персональных компьютеров, видео аудиотехники, космической и оптоволоконной техники4.

Представляет интерес определение наших коллег из Ассоциации  ДО США (USDLA), которое дословно переводится как приобретение  знаний и умений посредством информации и обучения, включающие в себя все технологии и другие формы обучения на расстоянии.

Дистанционное обучение - это организованный по определенным темам, учебным дисциплинам учебный процесс, предусматривающий активный обмен информацией между учащимися и преподавателем, а также между самими учащимися, и использующий в максимальной степени современные средства новых информационных технологий (аудиовизуальные средства, персональные компьютеры, средства телекоммуникаций)5.

Дистанционное обучение -систематическое целенаправленное обучение, которое осуществляется на некотором расстоянии от места расположения преподавателя. При этом процессы преподавания и обучения разделены  не только в пространстве, но и во времени6.

Как видно, приведенные выше и другие известные формулировки носят описательный характер, отражая    какую-то одну или несколько сторон этого многогранного явления и из этого может сложиться впечатление, что в ДО вообще не используются традиционные информационные технологии, (такие как печатные издания в твердых копиях); что за период учебы  вообще отсутствует контакт  преподавателя и слушателя.  Кроме того, что важно, не учтен тот факт, что к процессу ДО вполне можно отнести и ситуацию,  когда участники образовательного  процесса территориально не разделены значительными расстояниями (проживают в одном городе,  районе), но не могут иметь возможность взаимодействовать при обучении из-за асинхронности (несовпадения во времени) графиков работы и жизнедеятельности. Кроме того, в приведенных  выше определениях комплексно  не  указывается   на то, что интерактивное взаимодействие может происходить не только между обучающимися и обучающим, но и между самими обучающимися и со средствами обучения, субъекты образовательного процесса  разделены в пространстве и во времени, и, что важно, процесс происходит в специфической дидактической системе. 

Исходя из сказанного выше, и, взяв за основу  приведенные выше дидактически корректные определения обучения, сформулируем определение ДО, как основной дидактической категории.

Дистанционное обучение -это целенаправленный процесс интерактивного взаимодействия обучающих и обучающихся между собой и со средствами обучения, инвариантный (индифферентный) к их  расположению в пространстве и времени, который реализуется  в специфической  дидактической системе.

Как следствие применения  системного подхода,  в определение включено   в качестве системообразующего элемента понятие  дидактическая система, которая включает 12 элементов и является их логическим развитием применительно к ДО, учитывая: современный уровень  развития педагогики как науки и практики; развитие научно-технического прогресса (особенно новых информационных технологий);  особенности социально-экономического и нормативно-правового состояния дел в  России.

Перечислим названия  элементов педагогической системы ДО, а содержание   их будет раскрыто подробно при описании концепции ДО в разделе 2.1.

Итак, предлагаемая педагогическая система, в которой реализуется процесс ДО состоит из 12  элементов:

(1)   цель,

(2)   содержание,

(3)   обучающие,

(4)   обучаемые, (5)   методы обучения,

(6)   информационно-образовательная подсистема (средства обучения),

(7)   -формы обучения,

(8)   учебно-научная материальная подсистема,

(9)   финансово-экономическая подсистема,

(10)   нормативно-правовая подсистема,

(11)   идентификационно-контрольная,

(12)   маркетинговая.

Как видно, компактность определения ДО  достигнута введением ключевого слова дидактическая  система (достаточно часто синонимом этого слова употребляется педагогическая система), специфика элементов которой будет   изложена при подробном описании дидактической системы,   которое будет сделано в разделе 2.1.

Приведем некоторые соображения по поводу дефиниции «дистанционное образование». Заметим сразу, что богатство русского языка здесь значительно усложняет задачу.  С нашей точки зрения допустимо такое сочетание как военное образование, начальное образование, профессиональное образование и др., т.к. это говорит о содержательной стороне полученных знаний. Но, что говорят такие часто используемые даже в специальной педагогической литературе сочетания: столичное образование, оптическое образование, и наконец дистанционное образование? Интуитивно на понятийном уровне понятно, что столичное образование -это образование, полученное в Москве, оптическое образование -это образование, полученное специалистом по лазерным технологиям. А дистанционное образование?

Сегодня широко распространено определение дистанционного образования, приведенное в «Концепции  создания и развития дистанционного образования  в России», проект которой принят за основу постановлением Госкомвуза России от 31 мая 1995г. №6, и многократно скалькированного в другие руководящие и программные документы и   многочисленные научные работы7. Напомним, что оно формулируется следующим образом. Дистанционное образование -комплекс  образовательных услуг,  предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной информационно-образовательной среды,  базирующейся  на  средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение,  радио, компьютерная связь и т.п.).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный технический университет гражданской авиации (3)

    Документ
    Разработка инновационных информационно-образовательных технологий, обеспечивающих модернизацию образовательного процесса и повышение качества обучения учащихся образовательных учреждениях общего и профессионального образования г.
  2. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный технический университет гражданской авиации (1)

    Документ
    Разработка инновационных информационно-образовательных технологий, обеспечивающих модернизацию образовательного процесса и повышение качества обучения учащихся образовательных учреждениях общего и профессионального образования г.
  3. Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный технический университет гражданской авиации (4)

    Документ
    Разработка и внедрение комплекса специализированных образовательных программ инженерного профиля в рамках повышения квалификации работников Московского аэроузла на основе организации системы дополнительного обучения кадров
  4. Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный технический университет гражданской авиации в. Г. Афанасьев Международное сотрудничество в сфере гражданской авиации

    Документ
    Система мирового воздушного транспорта (МВТ) сложилась благодаря международному сотрудничеству. В настоящее время это уже сложившаяся глобальная транспортная структура, с помощью которой реализуются процессы воздушных перевозок пассажиров,
  5. Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный технический университет гражданской авиации (2)

    Документ
    Создание на базе МГТУГА системы обучения для реализации лицами с ограниченными возможностями их потребности в дополнительном образовании, в личностном развитии и профессиональном совершенствовании.

Другие похожие документы..