Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
…такан, …акон, …покойно, …ладкий, …лой, …абота, …лово, …доровье, …оловей, …а…лонка, …драв…твуй, …па…ибо, …анаве…ка, …о…нательный, …али…ать, …о…тавить...полностью>>
'Документ'
В настоящее время библиотеки переживают сложный период информатизации, связанный со стремительным развитием новых технологий, комплексное использован...полностью>>
'Решение'
Об утверждении муниципальной целевой Программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотическими средствами, психотропными веществами и...полностью>>
'Документ'
на базе Учебно-консультационного центра РГСУ цикла лекций и консультаций для молодежи по вопросам организации собственного дела и предпринимательской...полностью>>

Главная > Документ

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Беда Достопочтенный

Церковная история народа англов

/Texts/rus5/Beda/framevved.htm

«Беда Достопочтенный. Церковная история народа англов»: Алетейя; Санкт-Петербург; 2003

ISBN 5-89329-429-7

Аннотация

Беда – один из выдающихся богословов и ученых Британии. Он написалбольшое число комментариев и мартиролог, то есть календарь святых, подревнехристианскому образцу. Его главный труд — завершенная в 731 г.«Церковная история народа англов». Беда воссоздает картину союза народовАнглии и объединяет различные группы народностей под именем «gens Anglorum»– английская нация. Это предполагает, что народности британских острововстанут единой нацией, приведенной Богом на эту землю, как некогда Богпривел народ Израиля в землю обетованную.

Англосаксонские королевства, по мнению Беды, призваны искупить языческиегрехи предков и в то же время создать новый народ, послушный Богу.Епископов Беда уподобляет ветхозаветным пророкам. «История Церкви» Бедыполна анекдотов и рисует живую картину Церкви, зарождающейся на острове.Беда посвятил это произведение своему любимому королю Нортумбрии Освальду.Из-под пера Беды помимо «Церковной истории...» вышли светская хроника инезаконченный англосаксонский перевод Евангелия от Иоанна. Беда не уставаяпризывал своих братьев и духовных лиц заучивать наизусть и записыватьважнейшие христианские формулы и молитвы на англосаксонском языке.

Beda Venerabilis

Historia Ecclesiastica Gentis Anglorum

Предисловие

Славнейшему королю Кеолвулфу1 – Беда,служитель Христа и священник.

Согласно твоему желанию, король, я уже посылал тебе для прочтения иодобрения церковную историю народа англов, недавно мною завершенную2; теперь же с величайшей охотой снова посылаюее для копирования и дальнейшего изучения3.Искренне радуюсь тщанию, с которым ты не только вникаешь прилежным ухом в словаСвятого Писания, но и стремишься узнать о том, что было сотворено и сказано впрошлом, в особенности знаменитыми мужами нашего народа. Ведь если историяповествует о добрых деяниях добрых людей, то вдумчивый ее слушатель побуждаетсяподражать добру; если же она говорит о злых делах нечестивцев, то религиозный инабожный слушатель или читатель ее учится беречься от того, что есть зло ипорок, и следовать тому, что признается добрым и угодным Богу. Сознавая это сприсущей тебе проницательностью и заботясь о всеобщем духовном благе, тыпожелал, чтобы упомянутая история была лучше ведома и тебе, и народу, надкоторым поставило тебя Божественное Провидение. Теперь же, дабы развеятьсомнения твои и тех, кто еще будет слушать или читать эту историю, я позабочусьо том, чтобы вкратце указать источники, из коих я черпал сведения4.

Прежде прочих должен я назвать наставника и вдохновителя этого скромноготруда, преподобнейшего аббата Альбина5,ученейшего мужа, которого обучили в Кентской церкви блаженной памятиархиепископ Теодор и аббат Адриан, также почтеннейшие и ученейшие мужи6. Он заботливо собрал все, что сохранилось взаписях или в древней традиции о деяниях учеников папы Григория в Кентскойпровинции7 и в соседних землях. Все это,сохраненное его дивной памятью, он передал мне через священника Лондонской8 церкви Нотельма9 в письменных посланиях или в пересказе упомянутогоНотельма. После этого Нотельм отправился в Рим и получил дозволение нынешнегопапы Григория10 изучить архивы святойРимской церкви, где он нашел письма блаженного папы Григория и другихпонтификов, которые по совету преподобнейшего Альбина послал нам для включенияв нашу историю11.

О событиях, случившихся от начала этого сочинения до времени, когда народанглов стяжал веру Христову, я узнавал из всех достойных доверия источников,главным образом из книг предшествующих авторов12. О том же, что случилось с тех пор до настоящего времени– о деяниях в Кентской церкви учеников блаженного папы Григория и ихнаследников и о том, при каких королях это было, – я узнал от упомянутогоаббата Альбина в передаче Нотельма. Также они дополнили мои знания о том,какие епископы принесли благо обетования к восточным и западным саксам, квосточным англам и нортумбрийцам13, и вправление каких королей это случилось. Следует сказать, что только поощрениеАльбина подвигло меня на создание сего труда14. Живущий и ныне преподобнейший епископ западных саксовДаниэль15 в письменном послании сообщил мненекоторые сведения об истории церкви в своей провинции и в соседней провинцииюжных саксов16, а также на острове Векта17. Еще я узнал от братии монастыря,называемого Лестингей18, как стараниями егооснователей, святых отцов Кедда и Хада19,вера Христова пришла в провинцию Мерсийскую, где ее прежде не знали, ивернулась в провинцию восточных саксов, где ее забыли, а также и о том, какжили и умерли эти святые отцы. Далее я проследил историю церкви в провинциивосточных англов, частью по древним писаниям и преданиям, частью по словампреподобнейшего аббата Эси20. О делах верыХристовой и о смене епископов в провинции Линдсей21 я узнал из писем преподобнейшего предстоятеля Кинеберта22 или из уст других надежных людей. В описаниисобытий в разных частях Нортумбрийской провинции от времени стяжания ею верыХристовой до нынешних времен я не опирался ни на что, кроме достоверныхсвидетельств множества очевидцев, которые знали точно либо припоминали то, чегоя не знал сам. В этой связи следует сказать, что все написанное мною освятейшем отце и предстоятеле Кутберте23 вэтом сочинении и в особом труде, посвященном его деяниям, я частью взял изжития его, написанного братией Линдисфарнской церкви24, приняв на веру те истории, что там содержатся. Частью жея позаботился дополнить эти истории тем, что сам узнал от надежных свидетелей.Смиренно прошу читателей не ставить мне в вину погрешности против правды,которые могут встретиться в моем сочинении, ибо в соответствии с истиннымзаконом истории25 я просто записал те изсобранных сведений, которые счел полезными для поучения потомства.

Еще я смиренно прошу всех, кто будет слушать или читать эту историю нашегонарода, чтобы они не забывали молиться о высшей милости ко многим моимслабостям, душевным и телесным, и воздали бы мне должное во всех землях. И зато, что я усердно собирал сведения о тех событиях в разных провинциях и местах,что достойны памяти и внимания их жителей, да воздадут мне эти провинцииурожаем своего благочестивого заступничества.

Конец предисловия. Начало перечня глав.

Книга первая

Вот содержание первой книги церковной истории народа англов:

I . О местоположении Британии иИбернии и о первоначальных их обитателях.

II . Как Гай Юлий первым из римлянприбыл в Британию.

III . Как Клавдий, вторым из римлянприбыв в Британию, добавил к римским владениям Оркадские острова и какпосланный им Веспасиан подчинил Риму также остров Векту.

IV . Как Луций, король Британии,написал папе Элевтерию, прося сделать его христианином.

V . Как Север отгородил валом однучасть Британии от другой.

VI . О правлении Диоклетиана и о том,как он преследовал христиан.

VII . Страсти святого Альбана и егосоратников, которые пролили в то время кровь за Господа.

VIII . Как после прекращения гоненийцерковь в Британии жила в относительном мире до времен арианского безумия.

IX . Как в правление Грациана Максимстал императором в Британии и вернулся в Галлию с большим войском.

X . Как в правление Аркадия бритт поимени Пелагий дерзко восстал против милости Божией.

XI . Как в правление Гонория Грациани Константин сделались тиранами в Британии и как в скором времени первый из нихбыл убит в Британии, а второй в Галлии.

XII . Как бритты, страдая от набеговскоттов и пиктов, попросили помощи у римлян, которые, прибыв повторно,перегородили весь остров стеной, однако новый натиск упомянутых врагов повлекза собой еще худшие бедствия.

XIII . Как в правление ФеодосияМладшего Палладий был послан к скоттам, верующим во Христа и как бритты тщетнопросили помощи у консула Аэция.

XIV . Как бритты, придя в отчаяние отголода, изгнали варваров со своей земли и как вслед за обильным урожаем пришлик ним смуты, чума и окончательная погибель.

XV . Как англы были призваны вБританию и сперва изгнали врагов, но вскоре, заключив с ними мир, повернулиоружие против своих союзников.

XVI . Как бритты впервые победилианглов под началом римлянина по имени Амброзий.

XVII . Как епископ Герман отплыл вБританию с Лупом и как он властью Божией смирил вначале ярость моря, а послеярость пелагиан.

XVIII . Как он вернул зрение слепойдочери трибуна и затем посетил место казни святого Альбана, где отыскал егореликвии и поместил рядом с ними реликвии блаженных апостолов и иныхмучеников.

XIX . Как он был поражен болезнью,молитвой погасил горящие здания и после исцелился от недуга благодарявидению.

XX . Как те епископы принесли бриттамнебесную помощь в битве и затем возвратились домой.

XXI . Как после нового появлениявсходов пелагианской чумы Герман вернулся в Британию с Севером и сперва исцелилхромого юношу, а затем вернул народ Божий на путь веры, осудив либо обративеретиков.

XXII . Как бритты, избавленные навремя от внешних вторжений, вверглись в междоусобия и совершили множествопостыдных деяний.

XXIII . Как святой папа Григорий,послав Августина с другими монахами учить народ англов, письменно увещевал ихне ослаблять усилий.

XXIV . Как он написал о них епископуАрелата.

XXV . Как Августин прибыл в Британиюи проповедовал королю Кента на острове Танатос и как он, получив позволение,отправился в Кент проповедовать.

XXVI . Как он жил и учил в Кенте пообычаям древней церкви и как сделался епископом в королевской столице.

XXVII . Как, став епископом, онсообщил папе Григорию о сделанном им в Британии и получил ответы на заданные имнасущные вопросы.

XXVIII . Как папа Григорий написалепископу Арелата, прося его помочь Августину в деле Божием.

XXIX . Как папа послал Августинупаллий с письмом и отправил к нему новых служителей Слова.

XXX . Копия с письма, посланногоаббату Меллиту на его пути в Британию.

XXXI . Как Августин в письмепобуждался не гордиться сотворенными им чудесами.

XXXII . Как королю Эдильберту былиотправлены письма и дары.

XXXIII . Как Августин восстановилхрам Спасителя и основал монастырь блаженного апостола Петра, и о Петре, егопервом аббате.

XXXIV . Как Эдильфрид, корольНортумбрии, победил в битве народ скоттов и изгнал их из земли англов.

Конец оглавления. Начало этой книги.
I.

Британия – это остров среди океана, называвшийся прежде Альбионом26. Он расположен на значительном расстоянии ксеверо-западу от Германии, Галлии и Испании, которые являются крупнейшимичастями Европы27. Он простирается навосемьсот миль28 к северу в длину и надвести миль в ширину, но некоторые участки суши выступают и дальше, и с нимидлина береговой линии доходит до 4875 миль29. К югу лежит Бельгийская Галлия30, ближний путь к которой для путешествующих проходит черезгород, называемый Порт рутубиев; англы же искаженно называют его Рептакастир31. От него до Гессориака в земле моринов, чтона другом берегу32, пятьдесят миль или, какиногда пишут, 450 стадий33. С другого края,где начинается бескрайний океан, находятся Оркадские острова34. Остров этот богат плодами и деревьями и в изобилиикормит скот и вьючных животных, а в плодородных его областях возделываетсявиноград. Здесь много сухопутных и морских птиц разных видов, а обилие рыбы вреках и ручьях достойно удивления; особенно велико число лососей и угрей.Ловили тут тюленей, дельфинов и даже китов; кроме того, здесь есть различныеракушки, в том числе и жемчужницы, в которых находят превосходный жемчуг самыхразных цветов – красный, пурпурный, фиолетовый и зеленый, но большей частьюбелый. Много здесь и улиток, из которых добывают алую краску; ее прекрасныйцвет не тускнеет ни от солнца, ни от дождя и не блекнет со временем, а толькоделается ярче35. Есть в этой земле соленыеисточники, есть и горячие, вода которых используется в горячих банях, гдемоются раздельно, сообразно полу и возрасту. Вода эта, как говорит святойВасилий, становится теплой, протекая через различные металлы, и не простонагревается, а даже кипит36. Есть здесь ижилы металлов, включая медь, железо, свинец и серебро, а также многопревосходного гагата; этот черный камень сгорает в огне, отпугивает змей и,подобно янтарю, притягивает поднесенные к нему предметы37. В прежние времена на острове было двадцать восемьславных городов, не считая многочисленных крепостей, укрепленных стенами,башнями и запертыми воротами38. ПосколькуБритания находится близко к верхней точке мира, ночи здесь летом короткие, ичасто в середине ночи трудно определить, спускаются ли еще сумерки или уженаступает рассвет, так как солнце по ночам не уходит далеко за горизонт в своемпути через север обратно на восток. Поэтому день так же долог, как ночь зимой,когда солнце удаляется к ливийским пределам, и ночи длятся по восемнадцатьчасов. Короткие же летние ночи, как и зимние дни, длятся всего лишь шестьобычных часов, тогда как в Армении, Македонии, Италии и других странах той жешироты самый длинный день продолжается пятнадцать часов, а самый короткий –девять39.

Сколько существует книг, содержащих в себе божественный закон40, столько же ныне в Британии народов иязыков, причем все они следуют одной мудрости, которая заключается в постижениивысшей истины и истинной возвышенности. Это языки англов, бриттов, скоттов ипиктов, а также латынь, объединяющая их все посредством письменности41. Сначала на острове обитали только бритты,от которых он и получил свое имя42; говорят,что они пришли в Британию из Арморики43 изаселили южную часть острова. После того как они овладели большей частьюострова, начиная с юга, из Скифии в море вышли пикты44 на нескольких кораблях45 и, будучи отнесены ветром к британским берегам, высадилисьна северном побережье Ибернии46. Там онивстретили народ скоттов и попросили позволения поселиться среди них, нополучили отказ. Иберния же – крупнейший по размеру остров после Британии,лежащий к западу от нее. Он не так протяжен к северу, как Британия, но гораздодалее простирается на юг, к северным берегам Испании, от которой его отделяетширокое морское пространство47. Пикты, какмы уже сказали, приплыли на этот остров и попросили себе места для поселения.Скотты сказали им, что вместе они на острове жить не смогут. «Однако, – сказалиони, – мы можем дать совет, который принесет вам пользу. На восход от нас лежитневдалеке другой остров, который хорошо виден отсюда в ясную погоду.Отправившись туда, вы сможете там поселиться; если же вы встретитесопротивление, то мы придем вам на помощь». Так пикты появились в Британии ирасселились в северных областях острова, поскольку юг занимали бритты. У пиктовне было жен, и скотты дали им их с одним условием, что королей они должнывыбирать не по мужской, а по женской линии; известно, что этому обычаю пиктыследуют до сего дня48. По прошествиивремени в Британии вслед за бриттами и пиктами появился и третий народ –скотты, что пришли в область пиктов из Ибернии со своим вождем Ревдой и миромлибо мечом приобрели земли, которыми владеют до сих пор. По имени их вождя онизовутся далревдинами, ибо «дал» на их языке значит «часть»49.

Иберния по ширине превосходит Британию и имеет более здоровый и мягкийклимат, так что снег там редко лежит более трех дней50. Никто поэтому там не заготавливает сено на зиму и неустраивает стойла для скота. Там нет рептилий, и ни одна змея не живет там;хотя змей иногда привозят из Британии морем, но едва корабль достигает берега,как они погибают, вдохнув воздух этой страны51. Едва ли не все, происходящее с этого острова,предохраняет от яда, и известно, что укушенным змеями дают выпить воду, вкоторую перед тем опускают нарезанные страницы книг, привезенных из Ибернии.Эта вода сразу уменьшает опухоль и не дает яду распространяться. Остров богатмолоком и медом, там нет недостатка в винах, рыбе и птице и хороша охота наоленей и косуль. Это и есть родина скоттов, откуда они, как мы говорили, пришлив Британию третьими после бриттов и пиктов. До этого бриттов и пиктов разделялдлинный морской залив, который вторгается в сушу с запада52; там до сих пор стоит укрепленный город бриттов,называемый Алклуйт53. Упомянутые скоттыпоселились к северу от этого залива и основали там свою новую родину54.

II.

Британия была недоступна для римлян и неизвестна им до Гая Юлия Цезаря,который в 693 году от основания Рима, за шестьдесят лет до воплощения Господа,был консулом вместе с Луцием Бибулом55. Вовремя войны с германцами и галлами, граница между которыми проходила по Рейну,он пришел в область моринов, откуда открывается ближайший и скорейший путь вБританию. Там он собрал около восьмидесяти грузовых и легких кораблей56 и переправился в Британию, где сперва понесзначительный урон, а потом из-за бури потерял большую часть флота и немаловоинов, включая почти всю кавалерию. По возвращении в Галлию он разместиллегионы в Ибернии57, а сам отдал приказпостроить шестьсот кораблей обоих видов. С ними весной он вновь приплыл вБританию, но едва он с войском двинулся на врагов, как корабли, стоявшие наякорях, попали в бурю и разбились друг о друга либо были выброшены на берег.Сорок из них погибло, а прочие лишь с большим трудом удалось починить. В первомбою конница Цезаря была разбита бриттами, причем был убит трибун Лабиен58. Во втором сражении Цезарь, хоть и снемалыми потерями, одолел бриттов и обратил их в бегство, подойдя к рекеТаменсе59. На другом ее берегу собралосьбесчисленное множество врагов под предводительством Кассобеллауна60. Берег реки и брод под водой были утыканызаостренными кольями, остатки которых можно увидеть даже сейчас; каждый из нихтолщиной с бедро взрослого мужчины и обит свинцом, и они неподвижно укреплены вречном дне61. Но римляне, заметив колья,обошли их; варвары же, не в силах противиться легионам, укрылись в лесах ибеспрестанно тревожили римлян нападениями, нанося им значительный урон. Темвременем сильнейший город триновантов и их вождь Андрогей62 выдали Цезарю сорок заложников; их пример побудил и другиегорода заключить мир с римлянами. С их помощью Цезарь подчинил наконец городКассобеллауна, расположенный меж двух болот, окруженный лесом и в изобилииснабженный всяческими припасами63. Послеэтого Цезарь вернулся из Британии в Галлию, но не успел он разместить легионына зимних квартирах, как его со всех сторон окружили внезапно вспыхнувшие войныи мятежи64.

III.

В год от основания Рима 798-й65 императорКлавдий, четвертый после Августа, желая показать себя благодетелем государства,задумал начать повсюду победоносные войны. Поэтому он отправился в поход наБританию, которая находилась в волнении из-за того, что римляне отказалисьвыдать перебежчиков66. Он высадился наострове, на который ни до Юлия Цезаря, ни после него никто не отваживалсявторгаться, и в считанные дни завладел большей его частью без какого-либосопротивления или кровопролития. Он даже подчинил римской власти Оркадскиеострова, лежащие в океане за Британией67.Шесть месяцев спустя он вернулся в Рим и дал своему сыну имя Британник68; он завершил войну на четвертом году своегоцарствования, что соответствует году сорок шестому от воплощения Господа. В тотгод случился жестокий голод в Сирии, который, как сказано в Деяниях апостолов,был предсказан пророком Агавом69.

Позже Клавдий послал в Британию Веспасиана, который стал императором послеНерона, и тот подчинил римлянам остров Векту70, что лежит к югу от Британии и имеет около тридцати миль вдлину с востока на запад и двенадцать с юга на север. Его восточная оконечностьотстоит от побережья Британии на шесть миль, а западная на три мили. Нерон,унаследовавший власть после Клавдия, не предпринимал никаких войн, но навлек наРимское царство иные бесчисленные беды и едва не потерял Британию вовсе, ибо вего правление два славных города там были взяты штурмом и разрушены71.

IV.

В год от воплощения Господа 156-й72власть принял Марк Антонин Вер, четырнадцатый император после Августа, вместе сбратом своим Аврелием Коммодом. В это время епископом в Риме был святой муж поимени Элевтерий73, и Луций, король Британии,послал ему письмо, выражая желание с его благословения стать христианином74. Его благочестивая просьба былаудовлетворена, и так жители Британии крепко и нерушимо хранили дарованную имверу в мире и спокойствии до времен правления Диоклетиана75.

V.

В год от воплощения Господа 189-й власть принял Север, родом африканец изтриполитанского города Лептис76. Он былсемнадцатым императором после Августа и правил семнадцать лет. Свирепый понатуре, он вел бесконечные войны и управлял государством сурово, но с великимтрудолюбием. Одержав победу в тяжких гражданских войнах, которые вспыхивалиповсюду, он явился в Британию, где против него восстали почти все союзники.После многих жестоких битв он решил отделить завоеванную часть острова отнепокоренных племен не стеной, как некоторые считают, но валом77. Ибо стена строится из камней, а вал, которым окружаюткрепости для защиты от врага – из дерна, вырезанного из земли и уложенноговысоко наподобие стены. Перед валом роется ров, из которого берут дерн, а заним втыкаются колья из крепчайшего дерева78.Итак, Север вырыл большой ров от моря до моря и насыпал за ним вал, укрепленныймногими башнями. После этого он заболел и умер в городе Эбораке79, оставив двух сыновей, Гету и Бассиана, из которых Гетапогиб, объявленный врагом государства, а Бассиан, взяв имя Антонина,унаследовал царство80.

VI.

В год от воплощения Господа 286-й Диоклетиан, тридцать третий императорпосле Августа, был возведен на трон войском и правил двадцать лет. Своимсоправителем он сделал Максимиана по прозвищу Геркулий81. В то время некий Караузий, муж незнатного происхождения,но разумный и деятельный, был послан охранять берега океана от набегов франкови саксов. Однако он действовал скорее во вред государству, чем во благо,поскольку отнятое у грабителей добро не возвращал владельцам, а забирал себе.Поэтому его даже заподозрили в том, что он намеренно своим небрежениемпопустительствует вторжениям врагов. Максимиан по этой причине повелел предатьего смерти, но Караузий присвоил пурпур и захватил Британию. Он энергичноправил семь лет, пока не был убит своим товарищем Аллектом. После устраненияКараузия Аллект владел Британией еще три года, пока префект преторияАсклепиодот не сверг его и не возвратил Британию спустя десять лет82.

Тем временем Диоклетиан на востоке и Максимиан Геркулий на западе разорялицеркви и преследовали и убивали христиан в десятый раз после Нерона. Этогонение было более длительным и свирепым, чем все предыдущие, ибо продолжалосьбез перерывов десять лет, сопровождаясь сожжением церквей, гонениями невинных иказнями мучеников. Также и Британия стяжала тогда великую славу своимиисповедниками Божьими.

VII.

Во время этого гонения пострадал святой Альбан83. Фортунат в своей «Похвале девам», где он перечисляетблаженных мучеников, пришедших к Господу со всего света, говорит о нем:«славный Альбан, плодородной Британии житель»84. Когда безбожные правители издали жестокие эдикты противхристиан, Альбан, который тогда еще был язычником, дал приют некоему клирику85, бежавшему от преследований. Когда онувидел, что этот клирик дни и ночи проводит в постоянных молитвах и бдениях,благодать Божия сошла на него, и он стал подражать своему гостю в вере иблагочестии. Узнав вскоре истину о спасении, Альбан отверг мракидолопоклонства и сделался искренним христианином. Когда упомянутый клирик ужепрожил у него несколько дней, до нечестивого правителя86 той области дошли слухи, что в доме Альбана скрывается ещене преданный казни исповедник Христа, и он тут же велел своим воинам разыскатьего. Когда они пришли к дому мученика, святой Альбан сам вышел к воинам вместосвоего гостя, накинув на себя его одеяние, то есть плащ87. В этом плаще его, крепко связав, повлекли на суд.

Случилось так, что в тот час, когда привели Альбана, судья как раз возносилжертвы демонам88. Увидев Альбана, он впал вярость оттого, что его единоверец посмел предать себя воинам и подвергнутьсявеликой опасности ради укрываемого им гостя. Он велел подвести Альбана кизображениям демонов, перед которыми стоял, и сказал ему: «Ты предпочел укрытьу себя мятежника вместо того, чтобы выдать его воинам, дабы он понесзаслуженное наказание за хулу, возводимую им на богов; за это ты самподвергнешься каре, которой он избежал, если отвергнешь обычаи нашей религии».И святой Альбан открыто объявил себя перед врагами веры христианином, неубоявшись угроз правителя, и, вооружась на духовную брань, смело отверг егоприказание. Тогда судья спросил его: «Из какой ты семьи и какого рода?» Альбанответил: «Что за дело тебе до моего рода? Если ты желаешь узнать о моей вере,то я христианин и готов исполнить долг христианина». Судья сказал: «Я требую,чтобы ты назвал свое имя; говори же без промедления». Он ответил: «Родители моиназвали меня Альбаном, и я клянусь всегда служить и поклоняться истинномуживому Богу, сотворившему все сущее». Судья в гневе воскликнул: «Если хочешьнаслаждаться дарами вечной жизни, принеси жертвы великим богам». Альбанответил: «Жертвы, что вы приносите демонам, не помогут жертвующим и не утолятжеланий и просьб молящих. Напротив, те, кто поклоняются этим идолам, внаказание будут ввергнуты в ад на вечные муки». Услышав это, судья пришел вярость и велел бичевать святого исповедника Божьего, надеясь, что под ударамитот ослабеет и утратит твердость духа, выразившуюся в его словах. Альбан же,подвергнутый самым жестоким мукам, сносил их терпеливо и даже радостно во имяГоспода. И судья, увидев, что муки не заставили его отречься от христианскойверы, приказал казнить его смертью.

Когда его вели на казнь, он подошел к быстрой реке, протекавшей междугородской стеной и ареной89, где предстоялоему пострадать, и увидел там великое множество людей обоего пола и всех званийи возрастов, которые сошлись – без сомнения, по промыслу Божьему, – чтобылицезреть блаженнейшего исповедника и мученика. Они так заполнили мост, что втот вечер его едва можно было перейти. Там собрались почти все, и судья осталсяв городе один, без помощников. Святой Альбан, горячо желая как можно скореепринять муки, спустился к реке и возвел глаза к небу. Тотчас же дно рекиобнажилось в том самом месте, и он увидел, что воды расступились и дали емудорогу. Среди тех, кто наблюдал это, был и палач, посланный его казнить.Движимый Божьим вразумлением, он поспешил к святому, когда тот шел к местуказни, отбросил бывший у него с собой меч и простерся перед ним, громковозглашая, что готов сам принять смерть вместе с мучеником или даже вместонего.

И вот, когда он из преследователя истинной веры превратился в еесподвижника, а прочие палачи медлили, не решаясь подобрать лежавший на землемеч, преподобнейший исповедник Божий в сопровождении толпы поднялся на холм.Холм этот, густо поросший дикими цветами всех видов, находился в пятистах шагахот арены. Он не был ни крутым, ни обрывистым, но сама природа снабдила егогладкими пологими склонами, плавно спускавшимися к равнине. Давно он готовилсвою красу к тому, чтобы принять кровь блаженного мученика. Дойдя до вершиныхолма, святой Альбан попросил Господа ниспослать ему воду, и тотчас женеиссякаемый источник брызнул от самых его ног, чтобы все видели, что и водаслужит мученику. Ведь не могло случиться, чтобы святой, не оставив воды в реке,пожелал бы ее появления на вершине холма, если бы не имел в этом нужды. Рекаже, выполнив свою службу, вернулась в прежнее русло, но осталась свидетельницейдеяний святого. И на том самом месте славный мученик был обезглавлен и принялвенец жизни, обещанный Богом любящим Его90.Но тому, кто вознес нечестивую руку на шею благочестивого, не довелосьпорадоваться его смерти, ибо глаза его упали на землю вместе с головойблаженного мученика91.

В том месте был обезглавлен и воин, который по высшей воле отказался казнитьсвятого исповедника Божьего. В этом случае ясно, что он, хоть и не омытый вводах крещения, омылся собственной кровью и сподобился войти в ЦарствиеНебесное. Судья же, устрашенный необычными небесными знамениями, велелпрекратить преследования и впредь выказывал уважение к тому, как святыевстретили смерть, хоть и предполагал, что мог заставить их отречься отхристианской веры. Блаженный Альбан пострадал в десятый день до июльских календвозле города Веруламий, который англы сейчас называют Верламакастир илиВеклингакастир92. Здесь, когда вернулись дляхристиан времена мира, была выстроена церковь дивной работы в память о егомученичестве. И по сей день в том месте исцеляются больные и не перестаютсовершаться всяческие чудеса.

В то же время пострадали Аарон и Юлий из Города Легионов93 и многие другие мученики обоего пола в разных местах. Онипретерпели все возможные муки и подверглись неописуемым членовредительствам, нопосле прекращения страданий души их вознеслись к радостям Вышнего Града.

VIII.

Когда буря гонений утихла, верующие в Христа, прятавшиеся до того в лесах,пустынях и потаенных пещерах, вышли из своих убежищ. Они отстроили разрушенныедо основания церкви и воздвигли базилики в память о святых мучениках. Ониоткрывали их повсюду в знак победы, и праздновали святые дни, и возносилимолитвы в чистоте сердца и голоса. Так церковь в Британии пребывала в мире довремен арианского безумия, которое вместе с целым светом поразило и этот острови до самых земных пределов распространило отраву своих заблуждений94. Это быстро открыло всем заморским пагубнымересям дорогу на остров, где всегда с охотой прислушивались к новому и ни вочто не верили твердо95.

В это время в Британии умер Констанций, муж великой кротости ичеловеколюбия, правивший при жизни Диоклетиана Галлией и Испанией96. Тогда Константин, его сын от сожительницы97 Елены, сделался императором в Галлии.Евтропий98 же пишет, что Константин сталимператором в Британии и унаследовал владения своего отца. В это время ивосстала арианская ересь, которая была осуждена и отвергнута собором в Никее.Несмотря на это, губительный яд этого безверия, как уже было сказано, поразилцеркви во всем мире, включая наши острова.

IX.

В год от воплощения Господа 377-й Грациан, сороковой император послеАвгуста, правил империей шесть лет после смерти Валента99. До этого он долгое время царствовал вместе со своим дядейВалентом и братом Валентинианом. Видя, что государство находится в состояниисмуты и на краю гибели, он решил восстановить его и с этой целью одел в Сирмиив пурпур Феодосия, родом испанца, и сделал его императором Фракии и всегоВостока. В это время деятельный и способный муж по имени Максим100, достойный титула августа, не предпочти оннарушить клятву верности ради тиранической власти, был объявлен императором вБритании своим войском почти против воли и переправился в Галлию. Там онпредательски убил августа Грациана, который был напуган внезапным нападением исобирался бежать в Италию. Он также изгнал из Италии августа Валентиниана,который бежал на Восток, где Феодосий принял его с отцовской заботой и вскоревосстановил на престоле. Тирана Максима же осадили в стенах Аквилеи101, где он вскоре был схвачен и убит.

X.

В год от воплощения Господа 394-й Аркадий, сын Феодосия, стал сорок третьимимператором после Августа совместно со своим братом Гонорием и правилтринадцать лет102. В то время бриттПелагий распространил повсюду яд своей ереси, отрицавшей небесную благодать103. Ему помогал Юлиан из Кампании, снедаемыйжеланием вернуть себе утерянное епископство104. Святой Августин и прочие истинно верующие отцыопровергли их множеством цитат из отцов церкви, но не смогли смирить ихбезрассудство; что еще хуже, безумие, которое могло быть излечено обращением кистине, только сильнее разожглось обидой и чувством противоречия. РиторПроспер105 хорошо сказал об этом вгероических стихах:



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Жильсон Этьен Философия в средние века

    Документ
    Первое издание этой книги вышло в 1922 г. Предлагая по прошествии более чем 20 лет ее значительно расширенный вариант, мы сохранили первоначальный характер книги.
  2. Жильсон Э. Философия в средние века: От истоков патристики до конца XIV века / Этьен Жильсон

    Документ
    Жильсон Э. Философия в средние века: От истоков патристики до конца XIV века / Этьен Жильсон. – М.: Республика, 2004. – 678 с. (ТАМ: Гл. 1. Греческие отцы и философия.
  3. Жизнь Карла Великого соткана из мифов и истины. Говоря словами Пьера Бурдьё, судьба Карла Великого это «биографическая иллюзия». Поэтому новая биография

    Биография
    Но где заканчивается легенда о величайшем из королей франков и начинается подлинная история умного, тонкого и дальновидного политика и полководца, превратившего силой меча и дипломатии свое слабое,
  4. Рабатывал он, в частности, проблемы взаимоотношений текста с аудиторией, как на материале литературы авангарда, так и на разнородном материале массовой культуры

    Документ
    "Запуск" (так говорится в Италии) книги был умело подготовлен рекламой в прессе.
  5. Габович Евгений История под знаком вопроса. "Нева", спб-Москва, 2005

    Документ
    К сожалению, у нас нет доступа к последней, исправленной версии текста книги. Приносим извинения за встречающиеся опечатки и несоответствия с текстом печатного издания.

Другие похожие документы..