Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Рабочая программа'
Программа по математике включает три раздела: Пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, ...полностью>>
'Доклад'
В период с 17 по 19 мая 2011 года Национальным антарктическим научным центром при поддержке Государственного агентства по вопросам науки, инноваций и ...полностью>>
'Реферат'
Тривалий час причини мутацій залишалися нез'ясованими. Лише 1927 року американський генетик Герман Джозеф Меллер встановив, що мутації можна викликат...полностью>>
'Публичный отчет'
- прогноз объемов продукции, закупаемой для муниципальных нужд за счет средств местного бюджета и внебюджетных фондов на 2011 год и на период до 2013...полностью>>

Главная > Программа

Сохрани ссылку в одной из сетей:

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НЕЗАВИСИМЫЙ

ЭКОЛОГО-ПОЛИТОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Экологический факультет

Кафедра химической и техногенной экологии

МОДЕЛИРОВАНИЕ, РАСЧЕТ И

ПРОГНОЗ ЗАГРЯЗНЕНИЙ.

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине «Моделирование, расчет и прогноз загрязнений» » федерального компонента ЕН.В.01 составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по специальности 013400 – Природопользование, 013600 – Геоэкология и направлению 511100- Экология и природопользование.

Москва

Издательство МНЭПУ

2008

ББК 67.400(3)я73

Р76 Рассмотрено и рекомендовано УТВЕРЖДАЮ

на заседании кафедры Проректор по УМР

Химической и - техногенной экологии

_______ Матюнина

« » 200 г. Протокол № 6

от « 16 » января 2008 г.

Зав.кафедрой

__________ Меньшиков В.В.

« » 200 г.

СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО

Декан экологического факультета Зав. УМО

_________ Марфенин Н.Н. ______Попов О.И.

« » 200 г. « » 200 г. Р76 Моделирование, расчет и прогноз загрязнений: Учебно­методический комплекс по дисциплине «Моделирование, расчет и прогноз загрязнений» » составлена в соответствии с государственным образовательном стандартом высшего профессионального образования второго поколения по специальности 013400 – Природопользование (специализация «Экологический мониторинг»). – М.: Изд-­во МНЭПУ, 2008. – 40 с.

Приводится систематизация источников и факторы, влияющие на уровень загрязнений объектов. Проводится критический анализ нормативных методик для расчетов загрязнения окружающей среды. Большое внимание уделяется математическому моделированию и методам расчета загрязнений атмосферы, вод и суши. Приводятся методы оценки риска и ущерба наносимого людям и окружающей среде.

ББК 67.400(3)я73

А в т о р ы­с о с т а в и т е л и:

Меньшиков Валерий Викторович – к.х.н., член-корр. РАЕН, профессор МНЭПУ.

© МНЭПУ, 2008

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

Обострение экологических проблем на части территории России и, как следствие, ухудшение условий жизнедеятельности и состояния здоровья населения объективно обусловили необходимость законодательного введения статуса специальных зон с серьезным нарушением окружающей природной среды.

Обострение экологической обстановки способствовало резкой интенсификации научных и практических разработок по охране окружающей среды. Управление чистотой окружающей природной среды ставит перед обществом сложную проблему выбора между степенью удовлетворения потребностей в материальных благах, создаваемых современным производством, с одной стороны, и степенью удовлетворения потребности в чистоте окружающей среды, с другой стороны. При практически любых условиях управления чистотой окружающей среды должна быть исключена возможность концентрации загрязнений в размерах, приводящих к необратимому ухудшению здоровья людей и условий развития экологических систем. Для выполнения этого социально-экологического требования к чистоте среды необходима разработка показателей критических условий загрязнения и предельных экологических нагрузок на экосистемы.

Исходной базой планирования природоохранной деятельности является информационная служба мониторинга, государственная статистика и контроль за состоянием природной системы и выбросами примесей от источников загрязнения. Важно подчеркнуть, что единого интегрального показателя состояния (или оценки) экосистем не существует, однако число наиболее репрезентативных показателей может быть сведено к оптимальному минимуму. Показатели означают размер, а параметры – границы интервалов, соответствующих степеням экологического неблагополучия территорий. Параметры приняты либо на основании научных, экспериментальных данных, либо экспертных оценок специалистов.

В условиях широкого применения синтетических химических соединений одной из главных задач является поиск методов, позволяющих предсказывать возможные последствия и оценивать потенциальный риск применения химикатов. Для обоснованного вывода о влиянии загрязнителей на экосистемы сегодня широкое применение получили методы математического моделирования, которые эффективно используются для решения в условиях поступления большого числа химикатов в объекты окружающей среды.

Данный курс направлен на изучение методов математического моделирования, используемых в природоохранной деятельности, инженерных расчетов и методов математического моделирования. Курс условно разделен на три части.

В первой части рассматриваются содержание понятия качества окружающей среды и нормативные методы оценки загрязнения окружающей среды вредными веществами.

Во второй части представлены вопросы математического моделирования и методы расчета загрязнений объектов окружающей среды. Круг задач, возникающих в процессе математического моделирования, настолько широк и разнообразен, что при подготовке курса пришлось ограничится изучением ограниченного количества применяемых в настоящее время подходов и методов. Производится знакомство с проблематикой оценки риска, вероятностные подходы, позволяющие моделировать эффекты воздействия на здоровье населения различных факторов загрязнения объектов природы.

В третьей части изучаются модели и методы для прогноза и определения тенденций в изменении состояния биосферы. Многие проблемы рассмотрены только в постановочном плане, поэтому курс может служить отправной точкой для тех, кто желает в дальнейшем продолжить научные исследования в области природопользования и природоохранной деятельности, разработки новых математических моделей и методов оценки и прогнозирования последствий антропогенной деятельности для природных объектов и здоровья населения.

ЦЕЛЬ КУРСА

В последнее время со всей остротой встал вопрос об охране окружающей среды от негативного влияния человеческой деятельности. В условиях растущего антропогенного воздействия на природу существующий экологический резерв биосферы должен использоваться таким образом, чтобы обеспечить высокое качество биосферы и способность природы к воспроизводству. Должны быть разработаны надежные меры по предотвращению чрезмерных нагрузок на биосферу. В такой ситуации особенно важна объективная информация о критических факторах антропогенного воздействия, о фактическом состоянии биосферы и прогнозы ее будущего состояния.

Основная цель лекционного спецкурса – вооружить будущих специалистов теоретическим знаниями и практическими навыками по использованию математического моделирования и методов расчета загрязнений атмосферы, вод и суши. Предметом изучения являются численный анализ уровня загрязнений, идентификация и определение концентрации загрязнителя.

Практическая цель курса – обучить методам для проведения экологического контроля и аудита, а также методам прогнозирования изменений состояния биосферы.

В рамках воспитательной цели курса – приобрести навыки системного подхода, учитывающие все многообразие связей.

ЗАДАЧИ КУРСА

Задачи данного курса могут быть сформулированы следующим образом:

  • дать понимание студентам содержание понятия и оценка качества окружающей среды;

  • ознакомить с критериями оценки изменения среды обитания населения (показатели загрязнения атмосферного воздуха, вод, почв и других компонентов);

  • обучить нормативным методам оценки загрязнения окружающей среды;

  • ознакомить с методами моделирования, используемыми в природоохранной деятельности;

  • обучить способам установления количественных показателей риска и этапам проведения процедуры оценки риска воздействия на человека и природные среды техногенных источников опасности;

  • ознакомить с методами прогнозирования тенденций в изменении состояния биосферы.

МЕСТО КУРСА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ

ВЫПУСКНИКА

Курс «Моделирование, расчет и прогноз загрязнений» является; логическим продолжением курса «Техногенные системы и экологический риск» и также тесно связан с такими дисциплинами, как «Промышленная экология», «Основы проектирования и экологической экспертизы», «Системная экология», «Поведение химических загрязнителей в биосфере», «Нормирование и планирование снижения выбросов» и др. Изучение данной дисциплины позволит будущим специалистам приобрести знания и практический навык в использовании моделей для описания и прогнозирования состояния и загрязнения окружающей среды, осуществлении их качественного и количественного анализа. Он должен уметь ориентироваться в современных методах компьютерного моделирования.

Знания, полученные при изучении курса, должны побудить будущих специалистов к дальнейшим исследованиям для выработки рекомендаций по предотвращению и уменьшению ущерба, наносимого природе хозяйственной деятельностью человека.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА

Студенты, успешно освоившие курс должны:

  • знать методы оценки загрязнения атмосферного воздуха;

  • знать критерии оценки загрязнения водных объектов и деградации водных систем;

  • знать критерии экологической оценки состояния почв;

  • знать проблемы физического загрязнения селитебной зоны;

  • уметь проводить расчет с применением нормативных методов оценки загрязнения окружающей среды вредными веществами;

  • знать методы моделирования и методы расчета распространения загрязнений в объектах окружающей среды;

  • ознакомиться с примерами простейших математических моделей;

  • владеть математическими и гуманитарными методами анализа и прогноза реальных процессов, явлений, систем;

  • уметь прогнозировать последствия антропогенной деятельности для природных объектов и здоровья населения, в том числе с применением программных комплексов, например «ROSP», «ЭФИР-5».

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

ТЕМЫ И КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Тема 1 ВВЕДЕНИЕ.

Цель и задачи спецкурса, его структура, система отчетности и самоконтроля.

Основная и дополнительная литература.

Основные понятия, термины и правовые документы, используемые в спецкурсе, взаимосвязь с другими дисциплинами.

Управление чистотой окружающей природной среды. Эколого-правовой инструментарий рационального природопользования

Тема 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ (ОБЩИЕ ВОПРОСЫ)

Взаимосвязь основных факторов в системе «общество – окружающая среда». Воздействие на окружающую среду. Понятие допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду. Проблемы физического загрязнения селитебной зоны. Характеристика источников и состав загрязнителей. Проблемы теории миграции, трансформации и аккумуляции загрязнителей в окружающей среде. Математическое моделирование экологических систем. Введение в моделирование природоохранной деятельности. Комплексный подход к оценке загрязнения объектов окружающей среды. Организация эффективного химико-аналитического контроля объектов окружающей среды. Система задач, моделей и методов комплексного эколого-экономического прогнозирования и оптимального планирования промышленного производства.

Тема 3. НОРМАТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ВРЕДНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ

Прямые аналитические методы определения. Расчетные методы определения вредных выбросов в атмосферу. Балансовые методы. Методы оценки источников опасности по удельным показателям. Численный анализ уровня загрязнения. Критерии, характеризующие уровень загрязнения атмосферы, гидросферы и почвы. Предельно допустимый выброс загрязняющих веществ в атмосферу. Расчет предельно допустимого сброса сточных вод. Методы расчета санитарно-защитных зон, эффективности систем обезвреживания, необходимой степени очистки производственных сточных вод. Методы и средства снижения техногенного воздействия на ландшафт. Соотношение выбросов и концентраций, нормирование выбросов. Идентификация и определение мощности источников на основе измерения концентрации загрязнителя. Инженерные методы расчета рассеивания загрязняющих веществ в атмосфере.

Тема 4 МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ И МЕТОДЫ РАСЧЕТА ЗАГРЯЗНЕНИЙ ОБЪЕКТОВ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Моделирование и системный анализ. Циклическая природа математического моделирования. Этапы процесса математического моделирования. Типы моделей. Процедура построения математических моделей (задание начальных и граничных условий, структурная и параметрическая идентификация, проверка адекватности, исследование чувствительности). Проблемы «минимальной модели». Моделирование загрязнений объектов окружающей среды: почв при разливах углеводородов, моделирование загрязнения водной среды органическими отходами. Модели состояния окружающей среды: распространение вредных примесей в атмосфере. Классификация моделей распространения (диффузионные, статистические). Модели диффузионного типа:

  • модели Гауссовского распределения концентрации примеси,

  • модель Берлянда,

  • модифицированный метод Паскуилла-Гиффорда.

Модели, основанные на решении уравнения сохранения масс:

  • без учета химических реакций

  • адвекционно-диффузионные уравнения с учетом химических реакций.

Модели замкнутых элементов. Особенности моделей и их применение. Моделирование фотохимических процессов для оценки степени вторичного загрязнения атмосферы. Статистические модели. Концепция модели.

Математическое моделирование экологических последствий аварийных ситуаций промышленных объектов (модели истечения и рассеивания). Подходы к имитационному моделированию. Глобальное моделирование. Комментарии к большой модели.

Тема 5. МОДЕЛИ И МЕТОДЫ ОЦЕНКИ РИСКА В ПРИРОДООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Возникновение и идентификация потенциальных опасностей на промышленных объектах. Прямые и косвенные последствия техногенного воздействия. Выбор критериев и ранжирование наиболее распространенных загрязнителей. Ранжирование потенциальных источников опасности. Основные показатели в методологии оценки риска. Социально-приемлемый риск как критерий принятия решений. Оценка техногенного риска для здоровья населения. Оценка последствий для человека и окружающей среды. Приложение вероятностного подхода к моделированию стохастических эффектов техногенного воздействия. Принципы расчета показателей систематического риска. Анализ интегральных показателей риска. Использование метода оценки риска для решения природоохранных задач и для принятия решений по страхованию, мерам защиты.

Тема 6. ПРОГНОЗ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕНДЕНДЦИЙ В ИЗМЕНЕНИИ СОСТОЯНИЯ БИОСФЕРЫ

Оценка воздействия на окружающую среду. Методы определения изменений биосферы и воздействий на них. Ранжирование альтернативных вариантов через категории воздействия. Проблема учета неопределенностей. Оценка изменений и тенденций изменений биосферы. Основы подхода к прогнозированию и анализу экологических и экономических характеристик загрязнения. Основные проблемы использования моделей для прогноза. Теоретические основы глобального экологического прогнозирования, прогноз возможных изменений в окружающей среде под влиянием хозяйственной деятельности в России, на планете. Рекомендации по минимизации негативного воздействия. Переход к эре устойчивого развития.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Распределение часов по темам и видам работ

Форма обучения – очная.

Номера и наименование разделов и тем

Всего часов учебных занятий

Аудиторные занятия

В том числе

Самостоят. работа

Виды контроля

Лекции

Семинары

Контрольные работы

9 семестр

Тема 1. Вводный раздел

8

4

4

-

-

4

-

Тема 2. Современное состояние и проблемы охраны окружающей среды

20

10

8

2

-

10

-

Тема 3. Нормативные методы оценки загрязнения окружающей среды вредными веществами

22

12

8

4

КР1

10

-

Тема 4. Математическое моделирование и методы расчета загрязнений

24

14

8

6

КР2

10

-

Тема 5. Модели и методы анализа риска в природоохранной деятельности

22

12

6

6

КР3

10

-

Тема 6. Прогноз и определение тенденций в изменении состояния биосферы

18

8

6

2

-

10

-

Всего часов

114

60

30

20

-

54

Зачет

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Основная
  1. Меньшиков В.В., Савельева Т.В. Методы оценки загрязнения окружающей среды: Учебное пособие – М.: Изд-во МНЭПУ, 2004.

  2. Меньшиков В.В., Швыряев А.А., Захарова Т.В. Анализ риска при систематическом загрязнении атмосферного воздуха опасными химическими веществами: Учебное пособие. М.: Изд-во Химич. ф-та МГУ, 2004. – 120 с.

  3. Гирусов Э.В., Бобылев С.Н., Новоселов А.Л., Чепурных Н.В. Экология и экономика природопользования. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

Дополнительная
  1. Антропогенные изменения климата / Под ред. Будыко М.И., Израэля Ю.Я. - Л.: Гидрометеоиздат, 1987.

  2. Балашов А.Л., Максимов В.М. Моделирование загрязнения верхнего почвенного слоя жидкими углеводородами // Основные направления в решении проблемы экологического риска топливно-энергетического комплекса. - М.: ВНИИГАЗ, 1994.

  3. Волков Э.П. Контроль загазованности атмосферы выбросами ТЭС. - М.: Энергоатомиздат, 1986.

  4. Временные методические рекомендации по расчету предельно допустимых сбросов. (ПДС) загрязняющих веществ в водные объекты со сточными водами. - Л.: Госкомприрода, 1990.

  5. Гидрометеоролгия Серия 87. Мониторинг состояния окружающей природной среды. Обзорная информация. Коэффициенты превращения (распада) загрязняющих веществ в воде. - Выпуск 1, Обнинск, 1987.

  6. Гончарук Е.И., Сидоренко Г.И. Гигиеническое нормирование химических веществ. - М.: Медицина, 1986.

  7. Гриценко А.И., Аконова Г.С., Максимов В.М. Экология. Нефть и газ. - М.: Наука,; 1997.

  8. Клименко Е.Т. Гауссовская математическая модель рассеяния вредных веществ в атмосфере. – М.: ООП ГАНГ, 1998.

  9. Марчук Г.И. Математическое моделирование в проблеме окружающей среды. - М.: Наука, 1982.

  10. Меньшиков В.В. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность и экологичность технических систем. – М.: Изд-во МГУ, - 2003.

  11. Меньшиков В.В., Швыряев А.А. Опасные химические объекты и техногенный риск: Учебное пособие. – М.: Изд-во МГУ, 2003.

  12. Методика прогнозирования масштабов заражения сильнодействующими ядовитыми веществами при авариях (разрушениях) на химически опасных объектах и транспорте. - М.: Госкомгидромет СССР, 1989.

  13. Методика расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий, ОНД-86. – М.: Гидрометеоиздат, 1987.

  14. Методика расчета параметров выбросов и валовых выбросов вредных веществ от факельных установок сжигания углеводородных смесей. - М.: ВНИИГАЗ; НРЦ ГАЗПРОМА, 1996.

  15. Методические указания по прогнозированию загрязнения воздуха в городах. Л.: Гидрометеоиздат, 1979.

  16. Моисеев Н.Н. Экология человечества глазами математика. - М.: Молодая гвардия, 1988.

  17. ОНД-90 Руководство по контролю источников загрязнения атмосферы,- СПб: ч.1., 1991, ч. 2., 1992.

  18. Оценка и регулирование качества окружающей природной среды: Учебное пособие для инженера-эколога / Под ред. Порядина А.Ф., Хованского А.Д. - М.: НУМЦ Минприроды России, 1996.

  19. Пененко В.В., Алоян А.Е. Модели и методы для задач охраны окружающей среды. Новосибирск: Наука, 1985.

  20. Перечень предельно допустимых концентраций и ориентировочно безопасных уровней воздействия вредных веществ для воды рыбохозяйственных водоемов - М.: 1995.

  21. Пэнтл Р. Методы системного анализа окружающей среды: Пер. с англ./ Под ред. Моисеева Н.Н. - М.: Мир, 1979.

  22. Савенко В.С. Природные и антропогенные источники загрязнения атмосферы. Итоги науки и техники. Охрана природы и воспроизводство природных ресурсов. Т.31. – М.: 1991.

  23. Сборник типовых расчетов и заданий по экологии: Учебное пособие.- Тверь: 1995.

  24. Управление природоохранной деятельностью в РФ: Учебное пособие. - М.: «Варяг», 1996.

  25. Чепурных Н.В., Новоселов А.Л. Планирование и прогнозирование природопользования. - М.: Интерпракс, 1995.

  26. Швыряев А.А., Меньшиков В.В. Оценка риска от систематического загрязнения атмосферы в исследуемом регионе : Методические указания к задаче практикума. – М.: Изд-во Химич. фак. Моск. ун-та, 2002.

  27. Экологическое аудирование промышленных производств: Учебное пособие. – М.: НУМЦ Госкомэкологии России, 1997.ъ

  28. Экология, охрана природы и экологическая безопасность: Учебное пособие / Под общей ред. Данилова-Данильяна В.И. - М: Изд-во МНЭПУ, 1997.

  29. Быков А.А. Моделирование природоохранной деятельности: Учеб. пособие. - М.: Изд-во НУМЦ Госкомсэкологии России, 1998.

  30. Афанасьев Ю.А., Фомин С.А., Меньшиков В.В. и др. Мониторинг и методы контроля окружающей среды: Учебное пособие. Часть 2. Специальная – М.: Изд-во МНЭПУ, 2001.- 337 с.

Форма итогового контроля

В связи с тем, что предлагаемый курс в значительной степени оригинален, список рекомендуемой литературы включает помимо источников, необходимых в процессе подготовки к зачету также изданные научные и учебные труды, рекомендуемые дополнительно для более глубокого и широкого освоения рассматриваемых в данном курсе проблем. Курс опирается на технологию математического моделирования для решения задач по загрязнению территорий.

Для углубления и закрепления знаний и навыков, полученных на занятиях, студенты выполняют самостоятельные домашние задания. Для проверки знаний предусматривается текущий контроль с применением технических средств обучения. В процессе обучения студенты должны успешно выполнить расчетно-практические задачи по математическому моделированию.

Итогом курса является устный зачет.

ТЕМЫ СЕМИНАРОВ И ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

Семинарские занятия.

Тема 1. Проблемы миграции, трансформации аккумуляции загрязнителей в окружающей среде.- 2 часа.

Вопросы для обсуждения :

    1. Суть химико-аналитического контроля объектов окружающей среды.

    2. Комплексный подход к оценке загрязнения объектов окружающей среды.

Тема 2. Нормативные методики для расчета загрязнения объектов окружающей среды. – 6 часов.

Вопросы для обсуждения:

    1. Расчетные методы определения вредных выбросов, сбросов.

    2. Балансовые методы.

    3. Методы оценки источников опасности по удельным показателям.

    4. Соотношение выбросов и концентраций, нормирование выбросов.

    5. Инженерные методы расчета рассеивания загрязняющих веществ в атмосфере.

    6. Идентификация и определение мощности источников на основе измерения канцерогенного загрязнителя.

    7. Контрольная работа – 2 часа.

Тема 3. Модели состояния окружающей среды: распространение вредных примесей.

Вопросы для обсуждения:

  1. Модели диффузионного типа.

  2. Статистические модели

  3. Модели истечения и рассеивания.

Расчетно-практическое занятие. Моделирование загрязнения почв и водной среды органическими отходами. – 2 часа.

Контрольная работа – 2 часа.

Тема 4. Использование методологии оценки риска для сравнительного анализа техногенного воздействия на территорию.

Вопросы для обсуждения:

  1. Применение математических моделей для оценки опасности и риска от воздействия источников опасности.

  2. Методы, оценки риска для здоровья населения от загрязнения атмосферного воздуха.

  3. Принципы расчета показателей опасности при систематическом воздействии на объекты окружающей среды.

Расчетно-практическое занятие. «Прогнозирование техногенного воздействия на конкретную территорию. – 4 часа.

Вопросы для обсуждения:

Применение методов моделирования для сравнительной оценки промышленных объектов в регионе (Работа с программой МГУ-ROSP).

Контрольная работа на программном комплексе – 2 часа.

Тема 5. Оценка изменений и тенденций изменений биосферы. – 4 часа.

Вопросы для обсуждения:

  1. Подходы к прогнозированию и анализу экологических и экономическ4их характеристик загрязнения.

  2. Рекомендации по минимализации негативного воздействия.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

  1. Представьте принципиальную схему взаимодействия основных факторов в системе «общество – окружающая среда». Какие показатели можно выделить при анализе антропогенного воздействия на окружающую среду? Укажите наиболее опасное для биосферы в целом и здоровья человека воздействие.

  2. Предложите схему процесса загрязнения атмосферного воздуха предприятиями нефтегазового комплекса.

  3. Какие модели позволяют описать динамику накопления загрязняющих веществ живыми организмами – растениями и животными. Зависимости, позволяющие рассчитать значения коэффициентов накопления и факторов переноса отдельных видов загрязнителей в объектах биосферы.

  4. Сформулируйте четырехэтапную процедуру процесса математического моделирования.

  5. Покажите характер зависимости степени ущерба от относительной массы выброса: как это используется в комплексном подходе к оценке загрязнения объектов окружающей среды.

  6. Сформулируйте формальные методы, базирующиеся на ретроспективной информации, которые используются при решении задач прогнозирования.

  7. Критерии оценки загрязнения атмосферы, водных объектов.

  8. Индикационные критерии оценки.

  9. Как учитывается фоновая концентрация загрязняющих веществ при расчете значений ПДВ и ПДС?

  10. Дайте развернутую характеристику обобщенных показателей качества природных объектов? Применение комплексных критериев для оптимизации природоохранной деятельности.

  11. Сформулируйте особенности математических моделей и укажите проблемы «минимальной модели».

  12. Сформулируйте способ минимизации потерь нефти при разливах и минимизации загрязнения почвы. Моделирование загрязнения почв при разливах углеводородов.

  13. Дайте развернутую характеристику (классификацию) моделям распространения и воздействия выбросов в атмосферу; назовите отличия в применении диффузионных и статистических моделей оценки уровня загрязнения атмосферы.

  14. Какие физические процессы исследуются при моделировании экологических последствий аварийных ситуаций, позволяющие оценить уровень ущерба?

  15. Какая взаимосвязь используется при моделировании загрязнения водной среды органическими отходами? Сформулируйте возможность оптимизировать режимы сброса предприятиями органических отходов в воду.

  16. Проблемы физического загрязнения селитебной зоны.

  17. Для чего применяется процедура ранжирования наиболее распространенных загрязнителей в оценке риска? Выбор критериев.

  18. В чем состоит принципиальная разница при оценках риска нормального режима работы и аварийных ситуаций? Принципы расчета показателей систематического риска.

  19. Построение полей потенциальной опасности. Учет влияния метеорологических и климатических характеристик на показатели риска.

  20. Каковы перспективы применения методов оценки риска загрязнений для решения, природоохранных задач?

  21. Критерии оценки загрязнения атмосферы, водных объектов.

  22. Назовите приоритетные исследования для решения глобальных проблем, выдвинутых международным сообществом.

  23. Содержание понятия и оценка качества окружающей среды. Понятие допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду.

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

  1. Управление чистотой окружающей природной среды.

  2. Понятие допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду.

  3. Комплексный подход к оценке загрязнения объектов окружающей среды.

  4. Ранжирование экологических проблем через логику анализа затрат.

  5. Прогноз ожидаемой обстановки в России.

  6. Программа будущих действий на континенте (выводы по прогнозу и рекомендации).

  7. Проблемы физического загрязнения селитебной зоны.

  8. Вопросы миграции, трансформации и аккумуляции загрязнителей в окружающей среде.

  9. Расчет коэффициентов накопления и факторов переноса загрязнителей в объектах биосферы.

  10. Система задач, моделей и методов комплексного эколого-экономического прогнозирования.

  11. Основные проблемы использования моделей для прогноза.

  12. Рекомендации по минимизации негативного воздействия.

  13. Идентификация и определение мощности выброса источников на основе измерения концентрации загрязнителя.

  14. Проблемы «минимальной модели».

  15. Методы расчета санитарно-защитных зон, эффективности систем обезвреживания.

  16. Методы определения необходимой степени очистки производственных сточных вод.

  17. Методика расчета загрязнения почвы.

  18. Критерии оценки качества атмосферы (комплексные показатели загрязнения: ИЗА, УЗИ, СУЗТ, СУЗС, УЗИР, УЗОР).

  19. Оценка риска для систематических и аварийных выбросов.

  20. Выбор критериев и ранжирование наиболее распространенных загрязнителей.

  21. Модели состояния окружающей среды: распространение вредных примесей в атмосфере.

  22. Классификация моделей распространения (диффузионные, статистические).

  23. Построение моделей концентраций для систематических выбросов загрязняющих веществ с учетом химических превращений в атмосфере (модель Лейтона и др.)

  24. Последовательность расчета сложных аварий на примере разлива жидкого аммиака.

  25. Балансовые методы расчета выбросов.

  26. Методы и средства снижения техногенного воздействия на ландшафт.

  27. Моделирование и расчет загрязнения почв при разливах углеводородов.

  28. Прямые и косвенные последствия техногенного воздействия.

  29. Моделирование загрязнения водной среды органическими отходами.

  30. Глобальное моделирование, комментарии к большой модели.

  31. Инженерные методы расчета рассеивания загрязняющих веществ в атмосфере.

ТЕМЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПОД РУКОВОДСТВОМ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

  1. Организация химико-аналитического контроля объектов окружающей среды.

  2. Показатели и критерии, характеризующие уровень загрязнения объектов окружающей среды.

  3. Методы и средства снижения техногенного воздействия на ландшафт.

  4. Проблемы физического загрязнения селитебной зоны.

  5. Гигиенические критерии оценки качества объектов окружающей средыю

  6. Прогноз возможных изменений в окружающей среде под влиянием хозяйственной деятельности в России, на планете. Рекомендации по минимизации негативного воздействия.

  7. Переход к эре устойчивого развития (Рио-де-Жанейро, 1992; Йоханнесбург, 2002).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебная программа (7)

    Программа
    Целью обучения является подготовка слушателей по вопросам бухгалтерского учета и отчетности и функциональных возможностей программы "1С: Бухгалтерия 8" с целью организации механизированного способа ведения бухгалтерского
  2. Учебная программа (14)

    Программа
    френч); Акрил на типсах (классический, френч); Гель на формах (классический, френч); Гель на типсах (классический, френч); Трехфазная гелевая система; Френч моделирование ногтей; Удлинение ногтевого ложа, работа с камуфлирующими гелями;
  3. Учебная программа курса ботаники для студентов специальности 110400 «Агрономия»

    Учебная программа курса
    В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 110400 Агрономия (квалификация (степень) «бакалавр»), утвержденным приказом Министерства образования
  4. Учебная программа по дисциплине Управление качеством продукции Для студентов направления 080600. 65 Экономика и управление на предприятии

    Программа
    Цель дисциплины «Управление качеством продукции» - дать будущим специалистам теоретические основы и практические рекомендации по организации управления качеством продукции на предприятиях, чтобы работа по обеспечению качеством носила
  5. Учебная программа для специальности: 1-21 02 01 «Философия» Срок действия учебной программы до 2011г (1)

    Программа
    Учебная программа по дисциплине «Логика и коммуникация» разработана на основе образовательного стандарта и типового учебного плана по специальности «Философия».
  6. Учебная программа для специальности: 1-21 02 01 «Философия» Срок действия учебной программы до 2011г (2)

    Программа
    Учебная программа по дисциплине «Философия Средневековья и Возрождения» разработана на основе образовательного стандарта и типового учебного плана по специальности «Философия».

Другие похожие документы..