Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Воспитание и образование являются одним из важнейших средств существования и развития общества. Они обеспечивают общественный прогресс и преемственно...полностью>>
'Документ'
Форматы графических файлов. Понятие цвета. Зрительный аппарат человека, для восприятия цвета. Аддитивные и субтрактивные цвета в компьютерной графике...полностью>>
'Диплом'
Рассматривая особенности обучающихся специалистов, ученые уделяют внимание феномену взрослости. На основе анализа исследований выявлены различные под...полностью>>
'Документ'
Экономика информационного общества технологически основана, с одной стороны, на использовании различных информационных и цифровых технологий, а с дру...полностью>>

Главная > Книга

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Затем архитектор еще раз изменил свои планы и сделал гробницу продолговатой. Но, по-видимому, это не удовлетво- рило его господина или его самого, потому что он в четвер- тый раз расширил постройку, а затем сделал нечто такое, чего не делал еще ни один строитель гробниц. На верхней площадке огромной плоской мастабы Имхотеп построил еще одну серию из трех мастаб, каждая из которых была мень- ше предыдущей. Так была создана первая ступенчатая пи- рамида, мать всех египетских пирамид.

Восхищенный фараон решил сделать свою гробницу еще больше. Он приказал расширить основание до размеров в сто двадцать пять метров на сто семнадцать. На вершине ее со- орудили шесть уменьшающихся ступенями террас и облице- вали все прекрасным известняком, доставленным с холмов Туры и Масары, с противоположного берега Нила. В таком виде, если не считать известняковых плит, украденных позд- нее, пирамида Джосера сохранилась до наших дней. Следует отметить, что в плане она представляет собой не квадрат, как позднейшие пирамиды, а прямоугольник.

Однако самая пирамида была лишь центром огромного ансамбля каменных зданий. В более ранние времена гробни- цу фараона обычно окружала просто стена, внутри которой совершались жертвоприношения духу усопшего монарха. Им- хотеп же пошел гораздо дальше. Он обнес пирамиду гигант- ской стеной, так что внутри оказалась площадь, равная при- мерно пятнадцати гектарам (277 метров на 545), то есть в сто раз больше, чем площадь, занимаемая большой кирпич- ной гробницей в Нагадэ, которую долгое время считали моги- лей фараона Нармера, Внутри этой ограды Имхотеп воздвиг каменные сооружения, точно так же облицованные превосход- но выточенными известняковыми плитами. Подобных резных плит в Египте не встречается больше нигде. Некоторые из них, очевидно, имели отношение к так называемому «Празд- неству Сед», ритуалу, восходящему к давно прошедшим вре- менам.

В глубокой древности, по-видимому, существовал обычай по прошествии определенного числа лет правления предавать престарелых фараонов насильственной смерти. Такой же обы- чай до сих пор существует у некоторых первобытных племен. Люди верили, что от мощи властителя зависит плодородие земли, процветание Египта и благоденствие всего народа. Ко- гда сила фараона начинала с годами ослабевать, его торже- ственно убивали и трон занимал новый властитель. Очевидно, это происходило каждые тридцать лет правления.

По мере развития цивилизации подобный обычай был по- степенно заменен религиозно-магическим обрядом ритуально- го обновления царской власти. О подробностях этой церемо- нии мы почти ничего не знаем, но, по-видимому, в нее входи- ло жертвоприношение богам Верхнего и Нижнего Египта, после которого фараона короновали заново. Сохранился, в ча- стности, любопытный рельеф на стене одной из подземных га- лерей под оградой пирамид, где изображен стремительно бе- гущий фараон Джосер в двойной короне. Предполагается, что подобный бег, которым фараон как бы доказывал свою силу, был частью этой церемонии. К ней мне еще придется вернуться в следующих главах.

Интересной особенностью строений в ограде ступенчатой пирамиды является то, что, по всей видимости, это были ложные здания, воздвигнутые для благополучия фараона в загробном мире. возможно, что древние египтяне считали неизбежным периодическое повторение мистерии обновления и новой коронации даже после смерти фараона,— по их ве- рованиям цикл смерти и возрождения был бесконечен.

Надо сказать, что все многочисленные теории, пытающие- ся объяснить смысл «Празднества Сед», опираются на весьма скудные факты, почерпнутые из погребальных обрядов того отдаленного периода,—самого начала династической истории Египта. Нам, например, известно, что в те времена фараоны строили для себя по нескольку гробниц. Джосер, кроме своей ступенчатой пирамиды, воздвиг еще одну большую мастабу в Бет-Халлафе. Аха построил себе усыпальницу в Абидосе, но в Саккара тоже есть большая мастаба с его именем. Снофру, основатель Четвертой династии, завершил постройку пирамиды в Медуме, начатую, очевидно, его предшественником, фараоном Хуни, однако в Дашуре возвышаются еще две огромные пирамиды, на которых стоит его имя. Таких приме- ров можно привести немало. Поистине вся история той дале- кой эпохи полна неразгаданных тайн! О ней известно гораздо меньше, чем, например, о Восемнадцатой династии, эпохе Ту- танхамона. Это, в частности, и явилось одной из причин, за- ставивших меня обратиться к тому далекому периоду. И имен- но поэтому открытие новой пирамиды того времени сразу привлекло к себе внимание египтологов.

Вернемся, однако, к ступенчатой пирамиде Джосера. Усы- пальница фараона располагалась не в самой пирамиде, а была высечена под ее фундаментом в скальном грунте. Им- хотеп сделал квадратную шахту площадью около 7 квадрат- ных метров и глубиной в 27,45 метра. На дне се и была по- строена усыпальница из гранитных плит, доставленных из Ас- суана в Верхнем Египте. В потолке усыпальницы оставили отверстие, чтобы через него можно было внести мумию. Позд- нее, это отверстие закрыли массивной гранитной плитой ве- сом в три с половиной тонны.

Вход в шахту начинался далеко за пределами пирамиды, из узкой траншеи, расположенной к северу от нее. Он вел глубоко вниз под пирамиду и обрывался в колодце. Впослед- ствии этот ход, а также самый колодец, начиная от гранитной крыши, засыпали щебнем.

Однако большой центральный колодец был только центром настоящего подземного лабиринта галерей, ответвляющихся от него на запад, юг и восток. Стены некоторых галерей по- крывали синие изразцы, имитирующие тростниковые цинов- ки, которые, по-видимому, играли во дворце фараона роль перегородок. Все эти галереи с их неожиданными поворотами и тупиками напоминают огромную, высеченную в скале кро- личью нору. Они ведут к многочисленным кладовым, где были обнаружены тысячи каменных ваз и кувшинов превос- ходной работы, выточенных из порфировых глыб, а иной раз и из алебастра. На некоторых сосудах начертаны имена Джо- сера или его предшественников.

В Древнем Египте богатство измерялось не деньгами, по- скольку денежного обращения еще не существовало, а маслом, зерном, другими продуктами, а также золотом и драго- ценными камнями. Золото и драгоценности исчезли, украден- ные грабителями могил тысячелетия назад, однако сохранив- шаяся коллекция бесчисленных каменных сосудов достаточ- но красноречиво свидетельствует о могуществе фараона, рас- поряжавшегося всеми богатствами объединенного Египта.

Вдоль восточной стороны первоначальной мастабы Имхо- теп вырыл несколько шахт глубиной более тридцати метров. Каждая из них заканчивается длинной горизонтальной гале- реей, идущей с востока на запад; по-видимому, они предна- значались для усыпальниц и хранения погребальной утвари жены и других родственников фараона. В некоторых галереях археологи Фёрс и Квибелл обнаружили алебастровые сарко- фаги или пьедесталы, на которых некогда стояли другие саркофаги. Однако все они были разграблены.

Затем Имхотеп решил включить восточные галереи в ком- плекс самой пирамиды. По-видимому, для этого он и рас- ширил основание мастабы в восточном направлении. Но в та- ком виде все здание, относительно низкое, скрывалось за внешней стеной, достигавшей высоты девяти с лишним мет- ров, Тогда-то, очевидно, гениальная фантазия Имхотепа и побудила его увенчать мастабу рядом уменьшающихся к вершине ступеней или террас, которые были бы видны изда- лека и возвышались над окружающей местностью точно так же, как Джосер при жизни возвышался над всем своим цар- ством.

Здесь нелишне будет рассмотреть некоторые теории, вы- двинутые для объяснения пирамидальной формы гигантских гробниц фараонов. Почему была избрана именно эта форма? Не было ли превращение мастабы в ступенчатую пирамиду случайным? Или, может быть, наоборот, пирамида имела ка- кое-то религиозное значение? По этому поводу высказывалось немало остроумных соображений.

Так, например, американский ученый, профессор Д. Г. Брэс- тед утверждает:

«Пирамидальная форма гробниц фараонов имеет глубоко священное значение. Фараона погребали под символом сол- нечного бога, который хранился среди святая святых храма Солнца в Гелиополе... Когда увеличенная до гигантских раз- меров пирамида вздымалась над усыпальницей фараона, воз- вышаясь над его городом и над всей долиной на много миль вокруг, она становилась самой высокой вершиной, первой встречавшей солнце во всей стране. Утренние лучи озаряли сверкающую верхушку пирамиды задолго до того, как сол- нечный свет рассеивал сумрак у ее подножия, в котором еще пребывали простые смертные» [J. H. Breasted. The Development of Religion and Thought in Ancient Egypt. New York, 1912, p. 72.].

Теория возвышенная и захватывающая. Однако насколько она справедлива? Пирамида, как утверждает Брэстед, была копией хранившегося в храме религиозного символа бога Солнца. Но отсюда следует, что и самый этот символ должен был иметь пирамидальную форму.

Интересное соображение приводит Эдварде в своей пре- восходной книге «Египетские пирамиды». Он пишет:

«Поздним вечером в облачный зимний день в Гизе иногда можно наблюдать поразительное зрелище. Если встать на пути к Саккара и поглядеть на запад, в сторону плато, где расположены пирамиды, иной раз можно увидеть, как солнеч- ные лучи, прорываясь через просвет в тучах, конусом падают на землю примерно под тем же углом, что и грани Великой пирамиды. В такие мгновения кажется, что перед вами пред- стают одновременно мираж-прототип и его материальная копия» [I, Е. S. Edwards. The Pyramids of Egypt, London, 1954, p. 234.].

Кроме того, Эдварде ссылается на тексты, обнаруженные на стенах внутренних галерей и покоев в пирамидах Пятой и Шестой династий, где пирамида якобы рассматривается как «лестница на небеса». Например, изречение № 508 этих текстов гласит:

«Я ступаю по его лучам, как по ступеням, по коим я под- нимаюсь к моей матери, живому урею [Урей— божественная змея, символ власти над Нижним Египтом.] на челе Ра». В другом изречении (№ 523) мы читаем: «Небеса простерли к тебе лучи солнца, дабы ты мог воз- нестись к небесам, словно око Ра».

Но разве эти Тексты действительно называют пирамиду материальной «лестницей на небеса»? Думаю, что нет. Мне кажется, что в Текстах пирамид речь идет лишь об иммате- риальной лестнице, такой, как прах, дым благовоний и т. д.

Строя свою ступенчатую пирамиду, Джосер скорее всего просто стремился создать памятник, который был бы выше гробниц всех его предшественников и символизировал «Пер- возданную Гору»—вершину, возникшую на заре творения из первородных вод. Во всяком случае ступенчатая пирамида была лишь промежуточной формой гробниц. Позднее она уступила место настоящей пирамиде, служившей затем образ- цом для всех подобных сооружений в Египте.

Через две тысячи лет после того, как была построена первая ступенчатая пирамида, столицей фараонов стал го- род Саис в дельте Нила. То был период своеобразного Ренес- санса: разграбленные и преданные забвению памятники Древнего Царства по прошествии столетий снова пробудили к себе живой интерес. Некоторые из них были раскопаны и реставрированы: произведения древнего искусства стали слу- жить образцами для подражания и тщательного копирова- ния. Именно в тот период ступенчатая пирамида Джосера привлекла внимание саисских правителей. Не сумев или не захотев воспользоваться древним северным входом, они со- орудили новую галерею, ведущую под пирамиду с юга. В хо- де работ им посчастливилось найти центральный колодец, ко- торый был очищен от щебня до самой крыши усыпальницы, Именно через эту, сравнительно новую галерею, прорытую каких-нибудь две тысячи семьсот лет назад, посетители про- никают сегодня в гробницу для осмотра колодца и крыши усыпальницы.

По длинной крутой, тускло освещенной галерее вы посте- пенно спускаетесь все ниже до тех пор, пока она внезапно не обрывается над провалом. Здесь глубоко под вами чернеет огромный центральный колодец. Сверху над его темным сво- дом, где гнездятся летучие мыши, нависла вся чудовищная масса пирамиды. А внизу, на дне колодца, зияет отверстие в гранитной кровле усыпальницы, освещенной изнутри скры- тыми лампами. Гранитная плита лежит рядом с отверстием, Но самая усыпальница пуста.

Когда саисские фараоны добрались до нее около трех ты- сяч лет назад, усыпальница почти наверняка была уже ог- раблена. Фёрс обнаружил здесь только одну кость человече- ской ноги—это все, что осталось от великого фараона.

Снаружи на северной стороне пирамиды расположен сер- даб, маленькая комната, окруженная стеной. В ней Фёрс и нашел знаменитую сидящую статую фараона Джосера, ныне выставленную в Каирском музее. На ее место установили ко- пию, и каменные глаза фараона до сих пор глядят сквозь две узкие щели, словно ожидая жертв, которые приносили ему жрецы почти пять тысяч лет назад.

Там же внутри ограды сохранились остатки зданий, пред< назначенных для Ка, двойника фараона в загробной жизни, Некоторые из этих зданий восстановлены.

Во время церемонии «Празднества Сед» фараона, по-ви- димому, отождествляли с Осирисом, богом мертвых. Осирис был убит, а затем возродился для бессмертия. Обожествлен- ный фараон надеялся что и его жизнь точно так же будет вечно возобновляться. Его монументы из сверкающего белого известняка, возвышающиеся даже над огромной внешней ог- радой, должны были все время напоминать египтянам, что их фараон, ставший богом, будет царствовать вечно.

Я довольно подробно описываю ступенчатую пирамиду Джосера, Потому что когда читатель ознакомится е ее исто- рией и ее конструкцией, ему будет легче оценить значение вновь найденной пирамиды, построенной одним из преемников великого фараона. В пирамиде Джосера есть, например, не- которые архитектурные особенности, о которых следует упо- мянуть, поскольку они имеют прямое отношение к рассказу.

Прежде всего—это так называемая «южная гробница Джосера». Тайна ее волновала многих египтологов, но рас- крыть ее до конца пока так и не удалось.

Под южной стеной ограды находится глубокая шахта, вы- сеченная в скале. Она ведет ко второй гробнице, напоминаю- щей ту, что скрыта под самой пирамидой. Эта гробница тоже состоит из большого колодца площадью в 7 квадратных мет- ров и глубиной в 27,45 метра, то есть точно такой же пло- Щади и глубины, что и колодец под пирамидой. На дне его, как и под пирамидой, расположена гранитная усыпальница, но только она гораздо меньше: эта комната настолько мала, что в ней невозможно похоронить человека. Однако и здесь мы находим на стенах галерей имя Джосера и превосходно изваянные рельефы, изображающие его во время церемонии «Празднества Сед». В этих галереях, как и под пирамидой, стены частично облицованы синими глазированными плитка- ми, имитирующими тростниковые циновки.

Для чего же была построена вторая гробница? И действи- тельно ли это гробница?

Некоторые археологи полагают, что она предназначалась для захоронения каноп—четырех священных сосудов с внут- ренними органами фараона, вынутыми из его трупа во время бальзамирования. Однако ни одного такого сосуда найти не удалось. Следовательно ничто эту теорию не подтверждает и не опровергает. Но существует и другое объяснение, подска- занное мне находками, сделанными во вновь открытой пира- миде. О нем я расскажу в следующей главе.

Далее следует великолепный ансамбль зданий внутри внешней ограды. Глядя на них, можно как бы проследить за- рождение искусства каменной кладки. Здесь мы видим двор «Празднества Сед», о котором я уже упоминал,—прямоуголь- ное удлиненное пространство, расположенное к юго-востоку от пирамиды. На нем сохранились остатки храмов-жертвен- ников с открытыми ложными дверями в маленькую комнату для приношений. На южной оконечности этого двора два про- лета ступеней ведут к обширной каменной площадке, где, очевидно, стояли изваяния тронов Верхнего и Нижнего Египта.

К югу от двора начинается парадная колоннада; ее завер- шают входные пилоны, выступающие из внешней ограды. Эта узкая и длинная колоннада состоит из двух рядов связанных между собой колонн с канелюрами [Канелюры— вертикальные желоба на колоннах.— Прим. перев.]. Крыша и верхние части колонн недавно восстановлены. Самые колонны расширяются кверху зонтиками и как бы имитируют деревянные столбы, которые в свою очередь, возможно, являются копиями опор, сделанных из связанных пучками стеблей тростника. Здесь снова с обоих концов колоннады мы видим ложные камен- ные двери; имитирующие деревянные. На камне, например, тщательно высечены даже поперечные балки. К таким бал- кам прибивались панели деревянных дверей. Это лишний раз доказывает, если только подобные доказательства необходи- мы, что мы имеем дело с первыми опытами каменного зодче- ства человека. В те времена еще не определилось его законы и строители рабски копировали более древние образцы дере- вянных сооружений.

Внутри ограды находится немало других зданий, но их я не собираюсь здесь описывать. При желании можно найти все относящиеся к ним подробности в работах Фёрса, Квибелла, Лауэра и других известных специалистов. Я привел лишь не- сколько примеров, имеющих непосредственное отношение к новым находкам. Но, кроме них, гробница Джосера отличает- ся еше двумя особенностями, на которые я хотел бы обра- тить внимание читателя.

Прежде всего это большая внешняя стена, достигавшая некогда высоты десяти метров. Она была украшена бастио- нами и панелями, в подражание древним стенам из необож- женного кирпича. Основу этой стены составлял щебень, за- ключенный в облицовку из небольших, тщательно подогнан- ных блоков гладкого белого известняка, такого же, каким была облицована самая пирамида. Обычно все восхищаются плотностью швов этой облицовки, но в действительности кам- ни хорошо подогнаны только снаружи. В отличие от огромных блоков, использованных для постройки последующих пира- мид, здесь облицовочные плиты внутри неровны и не приле- гают плотно друг к другу на всю глубину.

В древности, когда эта гигантская стена поднималась на всю свою высоту, она представляла великолепное зрелище. Возможно, что она копировала Белую Стену Мемфиса, про- славленную в древних текстах. Между бастионами через не- равные промежутки ее украшали рельефы, изображавшие че- тырнадцать двустворчатых ворот.

Второй архитектурной особенностью ступенчатой пира- миды Джосера является ее внутренняя конструкция. Пира- мида состоит из независимых слоев каменной кладки, опи- рающихся на центральную щебенчатую основу. Точно так же по существу построены и все «настоящие» пирамиды — Хуфу, Хефрена и прочих фараонов, царствовавших позднее. Однако между расположением рядов или слоев кладки ступенчатой пирамиды и более поздних пирамид есть одна существенная разница. В ступенчатой пирамиде каменные блоки наклонены внутрь под углом в 74°—это сделано для большей прочности. Иначе говоря, здесь каменные блоки расположены подпр я- м ы м углом к внешней поверхности, то есть каж- дый ряд блоков наклонен под острым углом к осевому пер- пендикуляру основы. -В более же поздних, так называемых «настоящих» пирамидах с прямыми, а не ступенчатыми гра- нями, слои кладки расположены горизонтально.

Для эпохи Третьей династии характерны именно ступен- чатые пирамиды. Такие же гробницы, хотя и в гораздо худ- шем состоянии, чем пирамида Джосера, сохранились в За- виет-эль-Эриане, между Саккара и Гизе; в Медуме, где один из фараонов, по-видимому Хуни, начал возводить ступенчатую гробницу, позднее Снофру достроил ее уже как настоящую; в Силе, близ Фаюма; в Завиет-эль-Майитине, в Среднем Егип- те, а также в Нубте и в Куле в Верхнем Египте.

Глава вторая. ФАРАОНЫ ТРЕТЬЕЙ ДИНАСТИИ

Девятого марта 1951 года меня перевели из Луксора с поста главного инспектора Департамента древностей в Верх- нем Египте и хранителя фиванского некрополя обратно в Саккара, где я начинал свою археологическую карьеру еще в 1937 году. Тогда я был помощником археолога и некото- рое время работал на дамбе Унаса, фараона Пятой династии, чья гробница находится неподалеку от пирамиды Джосера- На сей раз я был назначен главным инспектором Саккара и должен был отвечать за целость и сохранность всех древно- стей в этом районе.

Но у меня имелись особые причины радоваться переводу в Саккара.

Уже давно меня занимал один факт: несмотря на то что время правления Третьей династии представляет собой инте- реснейшую эпоху в истории Египта — период, когда Египег превратился в объединенное царство со столицей в Мемфисе, мы почти ничего не знаем ни об одном фараоне Третьей дина- стии, за исключением Джосера. К сожалению, даже это имя является более поздней версией, которая не употреблялась долгое время после его смерти и впервые встречается лишь в период Двенадцатой династии (1990—1777 годы до нашей эры). В современных ему надписях Джосера именуют Гор Нетериерхет. Его же называли Нофереринхет. По-видимому, он был сыном или преемником Хасехемуи, последнего фарао- на Второй династии. Однако за время своего правления он достиг таких успехов, которые, говоря без преувеличений, открыли новую эру в истории Египта. Поэтому нет ничего уди- вительного в том, что Манефон считал его основателем новой, Третьей династии.

Джосер имел в Бет-Халлафе вторую, построенную раньше гробницу или, возможно, кенотаф в виде мастабы из кирпича- сырца, однако погребен он был почти наверняка под своей ступенчатой пирамидой в Саккара.

При помощи выдающихся людей, в частности своего глав- Рвого архитектора Имхотепа, Джосер сумел не только упро- чить объединенное им царство, но и вдохнуть в него свежие снлы, благодаря которым начался новый расцвет египетской Культуры.

Сохранившиеся следы его правления говорят о коренных переменах в искусстве. Однако такие перемены возможны лишь при новых и весьма значительных достижениях в обла- сти науки. Самым убедительным примером этих достижений Вможет служить монументальный ансамбль Саккара, внезапно возникший как бы из ничего вместе с высокоразвитой архи- тектурой, не имевшей себе подобия нигде в мире.

Но ведь были же после Джосера и другие фараоны Тре- тьей династии! Чего же достигли они? Какие памятники они доставили?

С подобными мыслями бродил я однажды солнечным сен- Дтябрьским утром 1951 г. по дворам внутри ограды ступенчатой прамиды Джосера. Пирамида возвышалась надо мной. Я обо- гнул ее с запада и уселся в тени, продолжая размышлять.

«Может ли быть,— думал я,— что слава великого фараона затмила все воспоминания о его преемниках, как его пира- мида затмила все прочие меньшие памятники, расположен- ные вокруг? Пожалуй. Весьма вероятно, что здесь погребены и другие фараоны Третьей династии, но их гробницы давно позабыты».

Мысленно я начал перебирать имена преемников Джосера. Известно, что после него правили четыре фараона, однако список Манефона мог быть и неполным. От этих фараонов сохранились одни их имена:

Санахт (Небка),

Хаба (Тети?),

Неферка (Небкара),

Аху (Хуни).

Имя фараона Санахта обнаружено на мастабе из кирпича- сырца в Бет-Халлафе; Хаба, по-видимому, построил так назы- ваемую многослойную пирамиду в Завиет-эль-Эриане, между Саккара и Гизе; Неферка; вероятно, рыл недоконченную под- вемную усыпальницу в той Же местности; Ану (Хуни) начал в Медуме строительство большой пирамиды, которую часто приписывают достроившему ее фараону Снофру. Все эти «по-видимому» и «вероятнб» указывают на крайнюю рас- плывчатость наших знаний о том периоде. Другое дело — эпоха Нового Царства! Здесь мы можем с уверенностью ска- зать, что такая-то гробница или памятник созданы именно Аменхотепом III, Рамсесом II, Рамсесом III, Мернептахом и так далее.

Такая неясность наших знаний частично объясняется тем, что в отличие от памятников позднейших эпох на древних пи- рамидах редко высекали имена их хозяев. Если же имена и встречаются, то чаще всего они грубо начертаны на камнях кладки. Кроме того, фараоны той эпохи обычно строили себе несколько гробниц в разных частях Египта, И, наконец, в до- вершение путаницы, мастаба с именем фараона могла в действительности быть гробницей какого-нибудь высокого чи- новника, служившего при этом фараоне. Так, напри- мер, некоторые видные уче- ные считают, что мастаба Джосера в Бет-Халлафе яв- ляется гробницей его прибли- женного. Тем не менее один факт установлен вполне до- стоверно: пирамиды строи- лись для фараонов и только для фараонов.

Остановимся коротко на тех памятниках, создание ко- торых можно с уверенностью приписать фараонам Третьей династии и в которых прояв- ляются те же методы соору- жения, что и в пирамиде Джосера.

В нескольких милях от Саккара по направлению к Гизе, в Завиет-эль-Эриане стоит почти полностью раз- рушенная ступенчатая пира- мида. Рядом с ней находится подъездная насыпь и глубо- кий колодец, предназначен- ные, очевидно, для другой пирамиды; впрочем, она так и не была построена. Первая пирамида приписывается фа- раону Хаба. Ее основа — пирамидальный холм из известняка—одета четырнадцатью рядами или слоями каменной кладки из того же материала. Пирамида занимает площадь в 10000 квадратных метров и в настоящее время имеет около 20 метров в высоту. Погребаль- ная комната высечена в скале под пирамидой. К ней ведет лестница и галерея, выходящая на северо-восточную сторону. За пределами самой пирамиды ее огибает с северо-во- стока, севера и северо-запада длинный, высеченный в скаль- ном грунте коридор с тридцатью двумя тайниками или кла- довыми.

Незавершенная пирамида, находящаяся севернее [недавно в 1954 году, одна американская кинокомпания очистила колодец от тысяч тонн заполнявшего его песка, чтобы «крутить» здесь сцены постройки пирамиды. Таким образом, сейчас впервые за много лет можно видеть и гранитные блоки, и саркофаг] состоит по существу из уходящего в глубь прохода длиной около девяноста метров с двойной лестницей, высеченной в скале. Проход начинается небольшим уклоном, затем идет горизон- тально и наконец, под крутым углом спускается вниз, упи- раясъ в огромный квадратный колодец, напоминающий

шахту под пирамидой Джо- сера. Несомненно, на дне этого колодца должна была быть гранитная усыпальница. До сих пор там лежат гра- нитные блоки, на некоторых из них грубо начертано имя Небкара, или Ноферка. Там же стоит великолепный сар- кофаг из красного гранита. Он стоит, каким его оставили здесь почти пять тысяч лет назад. Однако и огромный колодец, и входная галерея лежат под открытым небом: пирамида, которая должна была их прикрыть, так и не была никогда воздвигнута. [Раньше думали, что она построена фараоном Снофру. Однако те- перь полагают что ее воздвиг Хуни, а Снофру, вероятно, только достроил. CM. W. С. Н ayes. The sceptre of Egypt, New York, 1954.]

В Медуме сохранилась южная пирамида, начатая Хуни (Аху), последним фа- раоном Третьей династии Медумская пирамида господ- ствует над всем пейзажем на много километров вокруг. Поистине во всем Египте едва ли найдется хоть не- сколько памятников, которые могут по грандиозности срав- ниться с этим похожим на цитадель сооружением, чьи ступенчатые стены сейчас ед- ва выступают из вершины песчаной горы, словно сред- невековая крепость на холме. Но то что мы видим сейчас,—



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Мохаммеда Закария Гонейма- первая книга (1)

    Книга
    Молодому арабскому археологу Мохаммеду Закария Гонейму удалось совершить одно из самых интересных открытий наше- го века. Благодаря научной прозорливости, огромной любви к великому прошлому своей страны, а также благодаря неоцени-
  2. Мохаммеда Закария Гонеймапервая книга

    Книга
    Молодому арабскому археологу Мохаммеду Закария Гонейму удалось совершить одно из самых интересных открытий нашего века. Благодаря научной прозорливости, огромной любви к великому прошлому своей страны, а также благодаря неоценимой
  3. Описание: Эта книга, продолжает серию "100 великих", рассказывает от истории самых значительных археологических открытий, о раскрытых и пока еще нераскрытых тайнах древности

    Книга
    Описание:Эта книга, продолжает серию "100 великих", рассказывает от истории самых значительных археологических открытий, о раскрытых и пока еще нераскрытых тайнах древности.
  4. Хх век: хроника необъяснимого

    Книга
    Эта книга – о загадках и таинствах окружающей нас жизни, о смелых поисках и предположениях так называемой неофициальной науки – науки завтрашнего дня. К примкру,
  5. Вступление Знаменитый "отец истории"

    Документ
    Но одно известно достоверно: сохранилось тоненькое (1 страниц) его сочинение, которое называется "О семи чудесах света".

Другие похожие документы..