Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Автореферат'
Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Кемеровский технологический институт пищевой про...полностью>>
'Реферат'
В условиях совершенной конкуренции на рынке постоянно встречаются продавец и покупатель, и таким образом при их столкновении определяется цена товара....полностью>>
'Документ'
БАБУШКА И ДЕДУШКА. Родители отца или матери. В русском быту Б. и Д. занимали положение «старших родителей». В боль­шинстве семей они пользовались уваж...полностью>>
'Доклад'
В. Ломоносова Институт лингвистических исследований РАН 5– октября 011 года ИНФОРМАЦИЯ ОБ УЧАСТНИКЕ КОНФЕРЕНЦИИ ФИО Тема доклада Страна,...полностью>>

Главная > Книга

Сохрани ссылку в одной из сетей:

На небесах фараона встретят духи предков и превратят его в такого же блаженного духа. И тогда он пробудится для вечной жизни. Бог солнца Ра введет его в загробное царство и посадит на трон повелителя Царства Мертвых. Фараон будет вечно пребывать на небесах, следуя за солн- цем, свершающим свой путь,

Ты спускаешься вместе с солнечным Ра,

Ты восходишь и отверзаешь путь

Через плоть бога воздуха Шу.

Ты восходишь и ты заходишь,

Ты восходишь с Ра...

Ты восходишь и ты заходишь,

Вместе с Варкой Вечерней Солнца

Погружаешься ты во мрак.

Ты восходишь и ты заходишь.

Ты восходишь вместе с Исидой

На Утренней Варке Солнца .

[трывок из Текстов пирамид фараона Унаса. Две так называемые солнечные барки, о которых идет речь, служили, по верованиям египтян, богу солнца Ра—одна для совершения его ночного плавания с запада на восток, а вторая для дневного плавания по небосводу с востока На запад. Первая называлась Варкой Сумерек, вторая — Варкой Восхода.]

Ночью фараон вместе со звездами плывет по «прекрас- ной небесной дороге». В это время он отождествляется с од- ной из полярных звезд. В облике звезды он совершает путь вокруг полюса в северной части неба. Именно для того, чтобы он мог достичь этой точки на небе, вход в пирамиду и устраивался всегда на ее северной стороне.

Вход в пирамиду Джосера также находился на северной стороне, только начинался он на некотором расстоянии от гробницы.

Мне прежде всего необходимо было установить, суще- ствовал ли вообще вход под вновь найденную пирамиду. Впрочем, в этом я почти не сомневался, потому что вряд ли кто-нибудь начал бы возводить надземное сооружение, даже не начав подземную его часть. Я знал, что вход в под- земелье должен находиться на центральной оси северной стороны. Но где именно? В какой точке?

Сначала мы откопали всю северную часть пирамиды, за- тем повели раскопки дальше на север, начиная от ее стены. Вскоре мы нашли руины — по всей видимости, это были остатки заупокойного храма.

Здесь необходимо сказать, что обычно при египетских пи- рамидах строили два таких храма—один, так называемый нижний храм, на границе пустыни и обрабатываемых полей долины, а второй вблизи самой гробницы. Они соединялись мощенной камнем дорогой, описанной выше. Сначала такая дорога служила для перевозки камня и приобретала культо- вое значение лишь впоследствии.

От подобных нижних храмов остались лишь немногочис- ленные руины, так что установить точно их назначение невоз- можно. Вероятно, эти храмы служили для ритуального омове- ния тела фараона перед бальзамированием, а может быть, и для самой церемонии бальзамирования. Они состояли из кладовых, культовых помещений, а иногда имели также бас- сейны и водостоки, по-видимому игравшие роль в погребаль- ном ритуале. Лучше всего сохранился нижний, или долинный, храм Хефрена в Гизе. Однако при пирамиде Джосера не обна- ружено даже следов подобного храма.

Верхний погребальный храм строился вблизи самой пира- миды. Храм Джосера находится возле северной стороны его гробницы. Позднее, начиная со времен правления Снофру, та- кие храмы начали, как правило, возводить близ восточной стороны пирамид.

Значение этих храмов также известно далеко не полностью. По-видимому, они предназначались для жертвоприношений и представляли собой как бы жертвенные алтари. Очевидно, здесь же жрецы проводили церемонию «Отверзание уст». При помощи этого ритуала мумия и статуи фараона как бы обре- тали жизнь.

Церемония «Отверзания уст» основана на целой серии сложных обрядов, преимущественно магического значения. Главным действующим лицом в ней был жрец-с е м, представ- лявший бога Гора, сына Осириса. Если умерший фараон оли- цетворял Осириса, то этот жрец был его сыном или во всяком случае его преемником, независимо от родства. Облаченный в шкуру пантеры, он под руководством жреца-чтеца возвра- щал жизнь телу мертвого фараона, прикасаясь к лицу его мумии различными магическими орудиями. Главными среди них были «адж» (или передняя нога заколотого специально для этой церемонии теленка), а также «долото» [«Адж» и передняя нога быка были земными воплощениями небес- ного прототипа Большой Медведицы, наиболее четкого созвездия северной части неба. Это созвездие сначала изображалось на древнеегипетских звездных картах в виде «аджа» (скребка) ковровщиков, какой употреб- лялся тогда в Египте, а позднее — в виде передней ноги быка. В Текстах пирамид «адж» описывается как железный инструмент, «отверзающий уста богов... коим он (Гор) отверзает уста Осириса.,. он отверзает их же- лезом с Большой Медведицы». Магическое «долото», должно быть, носило такой же характер. CM. G. A. Wainwright. A. Pair of Constellations Studies Presented to F. LI. Griffith, London, 1932, p. 373—383.]. Затем рот и глаза мумии умащали семью различными священными мас- лами и благовониями. Таким образом мертвому фараону возвращалась способность есть и пить. что было необходимо для продления его посмертного существования, а также спо- собность отправлять все прочие жизненные функции в поту- стороннем мире.

После этого мумии делали ритуальный «туалет», основан- ный на ежедневном очищении. По верованиям египтян, бог солнца Ра совершает подобное очищение каждое утро перед тем, как отправиться в свое небесное плавание.

Эта сложная церемония начиналась с воссожжения бла' говоний и омовения мумии освященной водой, дабы она стала чистым вместилищем для Ка покойного, а заканчивалась священной трапезой для воскресшего фараона и плакальщи- ков. После трапезы начинался обряд оплакивания, представ- лявший собой подлинную церемонию прощания, и, наконец, мумию укладывали на приготовленное для нее место в гроб- нице.

Кроме жертвенных алтарей, в заупокойном храме были также кладовые, передние комнаты и стояли группы статуй. Многие лучшие образцы египетской скульптуры найдены именно в таких храмах при пирамидах.

Заупокойный храм Джосера расположен над входом в пи- рамиду. Поэтому когда мы нашли к северу от нашей пира- миды развалины сооружения, по всей видимости руины заупокойного храма, я прежде всего, разумеется, начал искать вход в подземелье. Однако поиски оказались безре- зультатными. Тогда я передвинул раскопки еще дальше на север, продолжая держаться центральной оси пирамиды. Здесь в песке было какое-то странное углубление. Оно имело форму полумесяца, и, глядя на него, вполне можно было предположить, что под ним и находится подземелье.

На это же указывала еще одна многозначительная де- таль. Со всех сторон вокруг пирамиды сохранились квадрат- ные насыпи, оставшиеся после разборки пирамиды на камень, а здесь между насыпями был просвет. Это побудило меня начать в углублении сплошные раскопки, и вот 2 февраля 1954 года на расстоянии примерно двадцати трех метров от северной стороны пирамиды мои рабочие натолкнулись на угол стены внешнего входа. Оказалось, что он представляет собой длинную, открытую, высеченную в скальном грунте траншею, верхняя часть которой защищена массивными под- порными стенами.

И я, и мои рабочие были глубоко взволнованы. По мере того как мы углублялись в песок, перед нами открывались все новые метры траншеи. Было очевидно, что мы прибли- жаемся к входу в подземную часть пирамиды. Всех волновал один и тот же вопрос: «Что мы найдем? Нетронутый вход или нору, сквозь которую грабители могил уже проникли в пирамиду раньше нас?» Этот вопрос обычно терзает всех археологов, работающих в Египте.

Люди, незнакомые с нашей работой, порой смотрят на нее, как на своего рода святотатство. Горькая истина заклю- чается в том, что сами древние египтяне были гораздо более ловкими грабителями могил, чем современные археологи, и уж во всяком случае неизмеримо более безжалостными. Про- читайте отчеты о раскопках в Египте за прошлое столетие! В них снова и снова повторяется горестная фраза: «но, увы, гробница оказалась разграбленной еще в древности».

Из всех гробниц фараонов в Долине Царей под Луксором лишь одна гробница Тутанхамона была найдена почти нетро- нутой, но и в ней успели побывать грабители. К счастью, им что-то помешало, и они не успели довести свое дело до конца: гробница была ограблена лишь частично.

Что же касается пирамид, то среди них нет ни одной, ко- торая не была бы начисто опустошена еще несколько тыся- челетий назад. И объясняется это очень просто. Обычай хо- ронить фараонов в золотых гробах с золотыми украшениями и драгоценной погребальной утварью был слишком большим соблазном даже для египтян, которые сами этого обычая придерживались.

«Должно быть, было время, когда здесь (в гробницах) хранилось больше сокровищ — и в виде драгоценных слитков, и в виде изделий искусных мастеров, чем в каком-либо дру- гом месте на земле. Однако весьма маловероятно, чтобы эти сокровища лежали там долго. Даже богатства одной и той же династии вряд ли хранились в этих тайниках дольше, чем несколько лет... Все ухищрения оказывались тщетными: ги- гантские пирамиды Древнего Царства и сложные ходы-ло- вушки скромных пирамид Среднего Царства были одинаково бессильны перед наследственным искусством египетских гра- бителей могил» [I. Baikie. Egyptian Antiquities of Nile Valley, London, 1932, p. 466.].

Это были поистине отчаянные люди. Леонард Котрелл живо описывает, какие ужасы приходилось переживать тем, кто в своей дерзости осмеливался проникнуть в усыпальницу фараона.

Те, кому довелось побывать в погребальных покоях еги- петских фараонов, помнят чувство благоговения, которое они вызывают даже у самых хладнокровных современных тури- стов. Представьте же, что должны были испытывать Амсно- фер и его семь товарищей! [Аменофер и его семь товарищей— грабители могил в Фиванском некрополе. До нас дошел отчет об их процессе.]. Они боялись не только ужасной казни, ожидавшей их в случае поимки,—еще больше их страшил гнев фараона, гробницу которого они оскверняли. Ибо для них он был богом! Трепещущий отблеск факе- лов освещал начертанные и высеченные на стенах фигуры обитателей подземного царства и ужасных богов, хранителей и защитников фараона. Наверное, пришельцы долго колеба- лись, пока не преодолели ужаса, пока алчность и отчаяние не толкнули их вперед и смельчаки не увлекли за собой мало- душных. Затем... зазвенели удары молотов по меди, распах- нулся саркофаг, полетели обломки тройного гроба и затре- щали разрываемые погребальные пелены. И, наконец, когда воры поползли назад сквозь свою нору, унося золотые и се- ребряные украшения, сорванные с царственного тела, дым и пламя охватили подожженную мумию, покрывая копотью священные надписи на стенах...» [L. Cottrell. The lost pharaons, London, .1950.].

А что если и нашу пирамиду постигла подобная же участь? Об этом мы думали все, пока прорывались ко дну траншеи, стараясь поскорей отыскать вход в подземелье.

Оказалось, что подступы к нему преграждены толстыми слоями каменной кладки, а промежутки между ними зава- лены отдельными камнями. По мере продвижения на юг траншея становилась все глубже и, наконец, уперлась в скалу, в которой было высечено входное отверстие шири- ной в 1,93 метра и высотой в 2,34 метра. К нашему величай- шему облегчению, мы увидели, что вход замурован и что каменная кладка совершенно не тронута.

Эта каменная кладка не только закрывала наглухо вход в подземелье, но, как обнаружилось позднее, заполняла также значительную часть находящегося за ней внутреннего коридора. Она состояла из двух частей. Левая ее сторона была сложена из обтесанных правильных блоков, а правая— из необработанных глыб.

Тот факт, что кладка оказалась абсолютно целой, как будто бы свидетельствовал о том, что владелец недостроен- ной ступенчатой пирамиды был погребен в ее подземной части. Я, кроме того, придумал целую теорию относительно двойного типа кладки, закрывавшей вход. Впоследствии мне пришлось от нее отказаться, но тогда я записал:

«Можно предположить, что левая часть входа, а также соответствующая сторона внутреннего коридора были заму- рованы еще до смерти владельца пирамиды, а справа был оставлен свободный проход, чтобы через него можно было внести мумию в день погребения. После погребения правая сторона была замурована в свою очередь».

9 марта 1954 года в присутствии министра образования Аббаса Аммара, генерального директора Департамента древ- ностей Мустафы Амера и других официальных лиц мы вскрыли пирамиду. В этот день здесь собралось множество представителей египетской и заграничной печати, включая корреспондентов с Ближнего Востока, из Европы, Америки и даже из Бразилии и Аргентины, множество фотографов, и, наконец, представителей американских и европейских ра- диокомпаний. Вот в каких условиях приходится иной раз ра- ботать современному археологу!

Министр сам сделал ломом первый пролом в стене, закры- вающей вход. Затем Хофни, Гуссейн и другие мои рабочие расширили отверстие и обрушили вниз правый верхний угол кладки. Один за другим мы полезли вверх по камням, при- гибая головы, чтобы не разбить их о каменную кровлю. Взо- бравшись на кладку при входе, мы спрыгнули вниз в открыв- шийся за ней коридор. Мы находились в высокой, высечен- ной в сплошной скале галерее, полого уходившей в глубину.

Наши рабочие принесли портативные ацетиленовые фо- нари, и при их свете мы двинулись вперед. Нам удалось так пройти метров двадцать. Министр и прочие официальные лица почти бежали впереди, стремясь поскорее проникнуть в тайну пирамиды. Внезапно всем пришлось остановиться. Гора камня и щебня заполняла галерею от пола до самого потолка, делая на время невозможным дальнейшее продви- жение.

Мы сделали фотоснимки, и вся группа двинулась назад. Перебравшись через камни кладки у входа, мы снова уви- дели над головами солнце.

Позднее я вернулся для тщательного и систематического изучения галереи, насколько позволял завал. Первая поло- вина ее длиной в 11,3 метра идет вниз, упираясь в высечен- ный в скале сводчатый вход шириной в 1,89 метра, глубиной в 1,05 метра и высотой в 4 метра. Это, пожалуй, единствен- ный в своем роде памятник ранней египетской архитектуры. Начало коридора имеет в ширину 2,04 метра. У нее очень высокий плоский потолок. За ней подземный вход на протя- жении еще шести метров и двадцати сантиметров идет вниз под тем же наклоном; он становится только немного шире, а потолок его понижается и превращается в сводчатый. Как я обнаружил, эта часть коридора обрывается точно в том ме- сте, где он уходит под северную сторону пирамиды (см. план).

Предварительный план подземной части вновь открытой ступенчатой пирамиды (пунктирная линия) и окружающей ее ограды:

Здесь проход расширяется до 2,2 метра, и наклон его ста- новится круче. Следы на стенах коридора говорят о том, что некогда он был оштукатурен. Еще через несколько метров коридор преграждает завал из камней.

Вместе со своими рабочими я тщательно исследовал кров- лю в этом месте и обнаружил в ней квадратное отверстие, сквозь которое щебень обрушился в коридор. Я тотчас же отдал приказ прекратить работы в подземном ходе, и мы начали искать причину обвала в надземной части пирамиды. II марта мы отыскали прорубленную в скале вертикальную шахту, которая соединялась с входной галереей пирамиды.

Эта шахта имеет квадратное сечение со сторонами, рав- ными 2,7 метра. Она высечена частично в каменной кладке подземной части пирамиды, частично в скале основания.

Прежде всего нужно было установить, когда была вы- рублена шахта—одновременно с постройкой пирамиды или позднее. Сначала мне показалось, что второе предположение правильнее, и сердце мое упало. Ведь это значило, что о пи- рамиде знали в более поздние времена, а следовательно, она уже разграблена. В углублении, откуда начиналась шахта, заваленная огромными необтесанными глыбами, мы обнару- жили погребение с массой костей животных. Здесь залегали целые кубические метры рогов и костей газелей, быков, коз- лов, баранов и собак, погребенных в неглубоком колодце, вырытом среди глыб, закрывающих устье шахты. Эти останки лежали рядами, а некоторые были даже завернуты в по- лотно. Между каждым слоем костей залегал слой мелкого песка. На некоторых рогах сохранились какие-то знаки, а на других следы пилы, которой они были срезаны. Все бараньи рога принадлежали животным породы Ovis platyra aegyp- tiaca. Среди останков было найдено несколько деревянных фигурок животных и амулетов из обожженной глины.

В самом нижнем слое мы нашли шестьдесят два демоти- ческих папируса. Многие из них представляют собой до- вольно значительные листы. Эти папирусы относятся к Саис- ской эпохе (около 600-х годов до нашей эры). На некоторых стоит имя фараона Яхмоса II.

Происхождение и назначение этого захоронения до сих пор не ясны. Однако тот факт, что оно обнаружено именно здесь, еще не указывает на его связь с древней пирамидой. В ряде папирусов содержатся списки предметов, пожертво- ванных некрополю Саккара; что же касается остального, то это могли быть останки священных животных, умерших в Мемфисе. Очевидно, какая-то религиозная секта или отдель- ные набожные лица собирали их трупы, мумифицировали и хоронили на этом кладбище.

Культ священных животных в Египте восходит к глубо- кой древности. Однако до самого персидского завоевания в 525 году до нашей эры египтяне почитали только отдель- ных животных, а не целые виды. Обычно жрецы выбирали одно какое-либо животное как «воплощение божественной сущности», точно так же как они изготовляли для этой цели статуи богов, служившие материальным посредником-медиу- мом, для появления божества в храмах. От столкновений с более молодыми цивилизациями страна постепенно дегра- дировала, погружаясь в сумерки своей древней истории. Из духа протеста египтяне начали преувеличивать особенности своей собственной религии и переходить от почитания из- бранных особей к обожествлению целых видов. Десятки по- добных захоронений в Саккара и других местах заполнены бесчисленными останками священных животных.

Сначала я думал, что те, кто хоронил священных живот- ных, проникли вглубь сквозь вертикальную шахту и нашли входную галерею, с которой она сообщается. Дальнейшие ис- следования убедили меня в том, что это было не так.

Шахта выходит на поверхность пирамиды на семь метров южнее внешнего края северной стены по ее центральной оси. Так как в более поздний период здесь добывался камень, весь окружающий участок превратился в огромную впадину, впоследствии постепенно засыпанную песком и щебнем. Од- нако когда я начал раскапывать квадратное отверстие шах- ты, оказалось, что дальше в глубине она заполнена тяжелыми глыбами, которые никто не тревожил. На каменных стенах шахты сохранились даже длинные вертикальные царапины, оставленные этими глыбами во время падения. Таким обра- зом, те, кто выкопал здесь колодец для погребения священ- ных животных, углубились в шахту совсем ненамного.

Из всего этого я заключил, что первые строители пира- миды сами обрушили шахту в наклонную галерею. Затем они заполнили образовавшийся колодец тяжелыми камнями, сброшенными сверху. Над завалом, по-видимому, было воз- ведено какое-то сооружение, чтобы скрыть шахту, располо- женную в самой пирамиде. В Саисскую эпоху (во времена Двадцать шестой династии) почитатели священных живот- ных нашли эту шахту и проделали в ней сверху узкий коло- дец. Возможно, что они намеревались углубить его до самого дна, но так этого и не сделали.

Подобного рода шахты встречаются в гробницах Третьей династии. Иногда они служат для спуска каменных блоков, запирающих проход, как скользящая подъемная дверь (в бо- лее поздних пирамидах галереи запирались гранитными глы- бами, скользившими в пазах, как настоящие подъемные во- рота). Наиболее характерным образцом в этом отношении может служить гробница Санахта в Бет-Халлафе.

В других случаях, например в гробнице Хесира в Саккара, подобная шахта служила для углубления подземных покоев. Хесира во времена правления Джосера был знатным вельмо- жей, надзирателем над всеми царскими писцами. Именно в его гробнице нашли знаменитые деревянные панели, сохра- нившие облик этого незаурядного человека, помогавшего Джосеру создавать его новую монархию. Теперь эти панели хранятся в Каирском музее.

Наконец, возможно, что подобная шахта служила для вентиляции во время подземных работ.

Галерея под самой шахтой оказалась загроможденной большими каменными блоками, намеренно сброшенными строителями пирамиды сверху через шахту. Образовался ги- гантский завал толщиной почти в пять метров. Он-то и пре- градил нам путь, когда мы впервые проникли под пирамиду.

Итак, чтобы проникнуть в галерею, прежде всего необхо- димо было очистить всю шахту сверху донизу. Именно на этом этапе, к сожалению, произошел несчастный случай, в результате которого погиб один из моих рабочих. Ката- строфа произвела большое впечатление на работавших со мной людей и на две недели приостановила раскопки.

Я находился на юго-западном углу большой ограды, когда вдруг услышал со стороны пирамиды страшный вопль. Я бро- сился к пирамиде. Здесь у зияющего отверстия шахты меня ожидали сцена, полная смятения и ужаса. Мои рабочие в па- нике столпились вокруг черного провала. У самого края шахты змеилась трещина.

Выяснилось, что рабочие извлекали из шахты загромож- давшие ее тяжелые глыбы, и некоторые из них в момент ка- тастрофы находились внизу на глубине около пяти метров. Заглянув вниз, я увидел на дне наполовину очищенной шахты зияющую дыру. Один из каменных блоков внезапно прова- лился и увлек в подземную галерею нескольких рабочих.

Мы бросились к подземному входу под пирамиду, пере- лезли через полуразобранную каменную кладку и устреми- лись по галерее к нижнему выходу шахты. Страшный обвал песка и камней похоронил под собой людей.

Немедленно была объявлена тревога. Послали за скорой помощью и пожарными машинами с лестницами. Тем време- нем мы лихорадочно раскапывали обвал, чтобы спасти наших товарищей из-под песка и камней.

Мы работали как одержимые, и, наконец, люди были из- влечены из-под обвала. Двое отделались легкими поврежде- ниями, но третий, к несчастью, погиб от удушья.

Тем временем слухи о катастрофе уже успели облететь Саккара, Абусир, все окрестные селения, и к месту раскопок устремились толпы мужчин и женщин. Уже смеркалось. В на- ступающей темноте я видел сотни людей, собравшихся у от- верстия шахты. Женщины вопили и плакали. Я пытался их успокоить, но это ни к чему не привело.

К ночи начали подъезжать автомашины из Каира. Жур- налисты, конечно, первыми пронюхали о несчастье. Разнесся слух, что вся пирамида обрушилась целиком, похоронив под собой восемьдесят человек. Свет фар озарял пустыню, и про- вал, в котором разыгралась трагедия, казался еще чернее. Эту ночь я никогда не смогу забыть.

Началось следствие, и раскопки были приостановлены. Ни один местный рабочий не желал теперь даже близко подхо- дить к пирамиде. Люди были запуганы. Кое-кто говорил, что мы разгневали фараона, построившего гробницу, что в пира- миде сидит злой дух, который погубит и поглотит всех.

Читателям, никогда не имевшим дела с такого рода па- мятниками, подобные разговоры могут показаться обыкно- венным суеверием, но я прекрасно понимал этих людей. Я сам испытывал страх и не стыжусь в этом признаться.

Я пытался успокоить людей. Я говорил им, что мы хотели только узнать имя неведомого фараона и прославить его, точно так же как фараона Тутанхамона, о котором знали только ученые-специалисты и которого благодаря лорду Кар- нарвону и Говарду Картеру, обнаружившим ровно тридцать лет назад его гробницу, знает теперь весь мир. И, наконец, люди начали постепенно возвращаться. Спустя две недели мы могли снова приступить к штурму пирамиды.

Глава восьмая. ПУТЬ ВГЛУБЬ

О раскопках древнеегипетских гробниц написано столько романтической чепухи, что теперь многие археологи, по-види- мому в знак протеста, «замораживают» свои отчеты, стремясь быть строго научными, словно любое проявление чувств уже само по себе антинаучно. Но в то же время крупнейшие археологи не стыдятся проявлять свои чувства в момент открытий. В трудах таких ученых, как Петри, Рейзнер, Фёрс и Квибелл, можно найти целые страницы взволнованных жи- вых рассказов бок о бок с подробнейшими и скучнейшими для неспециалиста описаниями всяких черепков и прочей мелочи, способной заинтересовать только археолога.

Стараясь писать холодно и бесстрастно, я изменил бы самому себе. Поэтому скажу честно: когда через две недели после катастрофы я собрал рабочих и мы снова приступили к расчистке входной галереи, мне было как-то не по себе. Трудно объяснить это чувство. Во всяком случае я не боялся физической опасности—обвала кровли и падения камней, скорее это была странная смесь благоговения, любопытства и неуверенности.

Тот, кто ни разу не ползал в одиночестве по безмолвным темным ходам под пирамидой, никогда не сумеет по-настоя- щему представить, какое ощущение временами охватывает тебя в этих подземельях. Мои слова могут прозвучать неправ- доподобно, однако я знаю, что каждая пирамида имеет свою душу, в ней обитает дух фараона, который ее построил. Мно- гие мои люди, проработавшие в пирамидах почти всю жизнь, думают и чувствуют то же, что и я. Им-то подобное ощуще- ние хорошо знакомо!

По темному коридору приходится ползти на четверень- ках, обходя обвалы; свет лампы вспыхивает искрами, отра- жаясь от крохотных кристаллов в слоистых стенах, а впереди коридор утопает во мраке. Огибаешь углы, ощупывая дорогу руками. Рабочие остаются где-то позади. И внезапно чув- ствуешь, что ты совсем один в таком месте, где почти пятьде- сят веков не звучали человеческие шаги. Ты один, и над то- бой тридцатиметровая толша скалы, на которой покоится масса пирамиды. Достаточно обладать хотя бы крупицей фан- тазии, чтобы подобное мгновение навсегда запало в душу.

Мы начали с расчистки десятиметрового завала из щебня в коридоре под шахтой. Оказалось, что вся нижняя часть шахты обрушилась вместе со значительной частью прилегаю- щей к отверстию кровли коридора. По-видимому, это произо- шло в глубокой древности при землетрясении или от естест- венного обвала, потому что скальный грунт здесь очень слаб. Древние египтяне, прорывая свои шахты и подземные ходы, часто спускались на весьма значительную глубину не только из соображений сохранности погребения; зачастую они ухо- дили вглубь для того, чтобы отыскать прочный скальный мас- сив, в котором можно было бы вырубить усыпальницу.

На кровле и на стенах коридора разбегались многочис- ленные длинные трещины. Пришлось затратить немало уси- лий, чтобы возвести подпорные каменные стены и поставить деревянные крепления. Только после этого мы решили дви- нуться дальше вглубь.

Когда вся масса камней под шахтой, была убрана, мы увидели, что пол здесь и еще на метр позади завала выложен на толстом слое мягкой глины. Под глиной мы обнаружили сотни различных каменных сосудов, похожих на те, что были найдены в подземных галереях пирамиды Джосера. Здесь слоями лежали кувшины из черного и белого крапчатого порфира, алебастровые чаши и блюда. Кувшины были неве- лики, но зачастую очень тяжелы. Внутренняя полость у них оказалась лишь слегка намеченной. Очевидно, они предна- значались исключительно для погребальных целей. Почти у всех ваз есть небольшие ручки без отверстий. Некоторые сосуды оказались разбитыми. Поскольку расколотые пред- меты встречались только в самом верхнем слое, можно предположить, что их раздавила тяжесть обрушенных через вертикальную шахту камней завала.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Мохаммеда Закария Гонейма- первая книга (1)

    Книга
    Молодому арабскому археологу Мохаммеду Закария Гонейму удалось совершить одно из самых интересных открытий наше- го века. Благодаря научной прозорливости, огромной любви к великому прошлому своей страны, а также благодаря неоцени-
  2. Мохаммеда Закария Гонеймапервая книга

    Книга
    Молодому арабскому археологу Мохаммеду Закария Гонейму удалось совершить одно из самых интересных открытий нашего века. Благодаря научной прозорливости, огромной любви к великому прошлому своей страны, а также благодаря неоценимой
  3. Описание: Эта книга, продолжает серию "100 великих", рассказывает от истории самых значительных археологических открытий, о раскрытых и пока еще нераскрытых тайнах древности

    Книга
    Описание:Эта книга, продолжает серию "100 великих", рассказывает от истории самых значительных археологических открытий, о раскрытых и пока еще нераскрытых тайнах древности.
  4. Хх век: хроника необъяснимого

    Книга
    Эта книга – о загадках и таинствах окружающей нас жизни, о смелых поисках и предположениях так называемой неофициальной науки – науки завтрашнего дня. К примкру,
  5. Вступление Знаменитый "отец истории"

    Документ
    Но одно известно достоверно: сохранилось тоненькое (1 страниц) его сочинение, которое называется "О семи чудесах света".

Другие похожие документы..