Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Одной из задач системы высшего образования является повышение качества подготовки специалистов, способных: быстро и адекватно реагировать на изменени...полностью>>
'Документ'
3. Теория «mезей» («слово от человека») и ее опосредованные проекции в семиотической концепции Фердинанда де Соссюра: условность и социальность (конв...полностью>>
'Доклад'
По итогам 2010 года собственные доходы консолидированного бюджета Кирилловского района сложились ниже уровня 2009 года. При этом в среднем по районны...полностью>>
'Документ'
" Ум обладает одним чудесным явлением, он может сам себя переродить, сам себя воспитать и сам себя направить. Ум практически может уничтожить чел...полностью>>

Главная > Пояснительная записка

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Правительство Российской Федерации

Государственное образовательное автономное учреждение

высшего профессионального образования

Национальный исследовательский университет –
Высшая школа экономики

Институт развития образования

Программа курса

«Межличностные коммуникации в образовании»

Магистерской программы «Управление образованием»

по направлению 081100.68 "Государственное и муниципальное управление"

Автор: д.псих.н, Поливанова К.Н.

E-mail:

Утверждено Ученым Советом

Института развития образованием

_______________ И.Д. Фрумин

«___» _______________ 2010 г.

2010

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа предназначена для направления 081100.68 «Государственное и муниципальное управление» подготовки магистра

Автор программы: Поливанова Катерина Николаевна, доктор психологических наук, профессор.

Аннотация:

Цель курса – формирование у студентов представлений о межличностных коммуникациях в образовании, об изменении роли коммуникации в современном образовании, о современных концепциях образования.

Задачи курса:

В результате изучения дисциплины студент должен

знать:

- основные понятия теории межличностной коммуникации;

- основные психолого-педагогические подходы к проблемам коммуникации в образовательном процессе;

уметь

- анализировать ситуации коммуникации;

- целенаправленно выстраивать и организовывать ситуации коммуникации

- анализировать конкретные психолого-педагогические ситуации с позиции межличностной коммуникации.

владеть представленными в курсе методиками.

Место курса в профессиональной подготовке выпускника – курс имеет прикладное значение.

Объем программы – 162 часа.

Форма итогового контроля: зачет.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

п/п

наименование

тем и разделов

всего часов

лекции

семинары

самостоятельная

работа

Блок 1. Коммуникация в современном обществе.

1

Введение в содержательный контекст курса

15

4

2

9

2

Средства коммуникации (вербальные, невербальные, художественные)

15

4

2

9

3

Средства коммуникации; возможности развития средствами ИКТ.

15

4

3

8

4

Влияние ИКТ на коммуникативную компетентность.

15

4

2

9

Блок 2 Профессиональная коммуникация в образовании

5

Понятие позиции в коммуникации

14

4

2

8

6

Структура коммуникации

15

2

2

11

7

Доминирование и культурное насилие в педагогической коммуникации

15

4

2

9

8

Разработка сценариев организации занятий.

15

4

2

9

Блок 3. Информационное общество и проблемы коммуникации

9

Цели образования в информационном обществе, Образование при переходе к информационному обществу

14

4

3

7

10

Педагогическая коммуникация в информационном обществе

15

2

2

11

11

Роль медиаторов коммуникации в информационном обществе

14

4

2

8

Итого:

162

40

24

98

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

Базовый учебник
  1. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Академия, 2004.(Аспект Пресс, 2005)

  2. Поливанова Межличностная коммуникация в образовании (рукопись). Модуль 2. Вопросы социальной психологии.

Основная литература
  1. Бакли Р., КэйплД. Теория и практика тренинга. — СПб.: Питер, 2002.

  2. Бачков И. В. Основы технологии группового тренинга. — М.: Ось-89, 2001.

  3. Бурдьё П, Пассронс Ж.-К. Воспроизводство: элементы системы теории образования. М.: Просвещение. 2007.

  4. Дейк ван Т. А. Язык. Познание. Коммуникация. — М.: Прогресс, 1989.

  5. Джексон Дж., Вацлавик П., Бивин Д. Психология межличностной коммуникации. М.: Речь, 2000.

  6. Джинотт Г., Джинотт Дж. Детская групповая психотерапия. M.:Речь, 2000.

  7. Жуков Ю. М., Петровская Л. А., Растянников П. В. Диагностика и развитие компетентности в общении. -- М.: Изд-во МГУ, 1991.

  8. Кларин М. В. Инновации в обучении: Метафоры и модели. — М.: Наука, 1997.

  9. Лессем Р. Происхождение обучения действием // Практика обучения действием.— М.: Гардарики, 2000. С. 38—49.

  10. Ли Д. Практика группового тренинга. — СПб.: Питер, 2001.

  11. Методы практической социальной психологии. Диагностика, консультирование, тренинг. Учебное пособие для вузов./ Жуков Ю.М., Ерофеев А.К., Липатов С.А. и др. Под ред. Жукова Ю.М. М.: Аспект Пресс, 2004.

  12. Петровская Л. А. Компетентность в общении. — М.: Изд-во МГУ, 1989.

  13. Попов С. Зрительный контроль: внешность, мимика, жесты, позы, развитие способности контроля. M.:Речь, 2002.

  14. Российская школа: от PISA-2000 к PISA-2003. Под ред. А.Г. Каспржака и К.Н.Поливановой. М.: Логос, 2006.

  15. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: Выявление, развитие и реализация. — М.: Когито-Центр, 2002.

  16. Рай Л. Упражнения: Схемы и стратегии. — СПб.: Питер, 2003.

  17. Рогов Е.И. Психология общения. – М.: Владос, 2007

  18. ТурнерД. Ролевые игры: Практическое руководство. — СПб.: Питер, 2002.

  19. Уэбстер, Ф. Теории информационного общества. М.: Аспект Пресс, 2004.

Дополнительная литература

    1. URL: Коммуникация и образование: Сборник статей- Под ред. С.И. Дудника. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2004Дата доступа
      Большаков В. Ю. Психотренинг: Социодинамика, игры, упражнения. — СПб.: Социально-психологический центр, 1996.

    2. Винер Н., Творец и будущее. М.: АСТ, 2003.

    3. Горянина В. Психология общения. M.: Деловая книга, 2000.

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ

Текущий контроль – домашние задания по итогам каждого занятия. Письменный ответ на один из вопросов по итогам занятия (на выбор студента).

Промежуточный контроль – домашнее задание – разработка сценария занятия.

Итоговый контроль – зачет.

Время, необходимое на сдачу зачёта: 20-30 мин.

Методика формирования результирующей оценки

  1. При получении результирующей оценки учитываются: оценка за активность на занятиях Oак, оценка за домашнее задание Одз, оценка за зачет Озач.

  2. Результирующая оценка равна среднему арифметическому всех трех оценок

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Блок 1. Коммуникация в современном обществе

Тема 1. Введение в содержательный контекст курса

Общие характеристики курса. Формат курса, требования к итоговой работе; Информация о расписании, формальная информация

Представление о коммуникации. Теории коммуникации. Коммуникации в обучении. Искажения коммуникации (применительно к обучению). Противоречия коммуникации. Представление о рефлексии. Рефлексивный журнал как форма работа с собственным опытом. Реклама как пример удачной коммуникации. Целевая группа (реципиент) в коммуникации, учет характеристик реципиента в коммуникации (применительно к обучению). Первичный опыт работы в группах.

Вопросы для обсуждения и самостоятельной работы.

Обучение через опыт (схема Д.Колба).

Прочитать раздел УММ об обучении посредством опыта; рекомендации по работе с рефлексивными журналами. Написать рефлексивный журнал по итогам перового занятия.

Восстановить типы коммуникации, имевшие место на занятии.

Основная литература

К.Поливанова Межличностная коммуникация в образовании (рукопись). Модуль 2. Вопросы социальной психологии.

Дополнительная литература

  1. Методы практической социальной психологии. Диагностика, консультирование, тренинг. Учебное пособие для вузов./ Жуков Ю.М., Ерофеев А.К., Липатов С.А. и др. Под ред. Жукова Ю.М. М.: Аспект Пресс, 2004.

  2. Пейнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. СПб: Питер, 2002.

  3. Пелевин В. Поколение π. М.: Вагриус, 2000

Тема 2. Средства коммуникации (вербальные, невербальные, художественные)

Структура коммуникации. Средства коммуникации. Тип средства коммуникации и его влияние на развитие когнитивных и иных психологических функций. Эмоциональное развитие и невербальные средства коммуникации. Развитие опыта работы в группах. Особенности работы в группах.

Вопросы для обсуждения и самостоятельной работы.

Описать (в форме рефлексивного журнала) свой опыт работы в группах.

Составить программу занятия (по выбранной теме) с описанием и обоснванием типов коммуникации.

Проанализировать связь типа коммуникации и развиваемых психологических функций

Основная литература

К.Поливанова Межличностная коммуникация в образовании (рукопись). Модуль 2. Вопросы социальной психологии.

Дополнительная литература

ТурнерД. Ролевые игры: Практическое руководство. — СПб.: Питер, 2002

Тема 3. Средства коммуникации; возможности развития средствами ИКТ. Особенности современной социокультутрной ситуации в связи с изменением технических средств коммуникации. «Исчезновение детства» (Н.Постман) как следствие развития коммуникации. Два понятия коммуникации в связи с развитием средств коммуникации (техническое и гуманитарное). Коммуникация как обратная связь (Н.Винер). Теория информационных систем. Аксиальный (осевой) и ретиальный (сетевой) коммуникативные процессы. Влияние ИКТ (Интернет и масс-медиа). Манипуляция (псевдоинтеракция).

Вопросы для обсуждения и самостоятельной работы.

Описать (в форме рефлексивного журнала) свой опыт работы в группах.

Сравнить типы коммуникации в информационном и индустриальном обществе.

Основная литература

К.Поливанова Межличностная коммуникация в образовании (рукопись). Модуль 2. Вопросы социальной психологии.

Дополнительная литература

ТурнерД. Ролевые игры: Практическое руководство. — СПб.: Питер, 2002

Тема 4. Влияние ИКТ на коммуникативную компетентность. Понятие компетентности. Понятие коммуникативной компетентности. «Гений коммуникации», популярные рекомендации по общению, их критический анализ. Общение средствами ИКТ: сетевой этикет, общение в социальных сетях. Особенности общения: анонимность, «карнавальность». ИКТ-коммуникация в образовании.

Вопросы для обсуждения и самостоятельной работы.

Особенности общения в информационной среде.

ИКТ-коммуникация в образовании

Основная литература

К.Поливанова Межличностная коммуникация в образовании (рукопись). Модуль 2. Вопросы социальной психологии.

Дополнительная литература

Рай Л. Упражнения: Схемы и стратегии. — СПб.: Питер, 2003.

Рогов Е.И. Психология общения. – М.: Владос, 2007

Блок 2 Профессиональная коммуникация в образовании

Тема 5. Понятие позиции в коммуникации. Понятие позиции в социальной психологии, в психологии развития. Социальная роль, социальная позиция, фрейм, скрипт. Креолизация социальности, изменение социальной структуры общества в связи с распространением информации. Цели коммуникации, средства коммуникакции, автокоммуникация в информационном обществе. Образование в информационном обществе.

Вопросы для обсуждения и самостоятельной работы.

Примеры позиций. Позиция педагога. Позиция управленца.

Цели коммуникации, средства коммуникакции, автокоммуникация в информационном обществе

Основная литература

К.Поливанова Межличностная коммуникация в образовании (рукопись).

Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Академия, 2004.(Аспект Пресс, 2005)

Дополнительная литература

Джексон Дж., Вацлавик П., Бивин Д. Психология межличностной коммуникации. М.: Речь, 2000.

Тема 6. Структура коммуникации. Языки коммуникации. Анализ ситуаций коммуникации (примеров) с точки зрения доминирования/равенства в коммуникации. Мягкие и жесткие языки коммуникации. Кодировка-декодировка при передаче сообщения. Дополнительные смыслы и контекст коммуникации. Многозначность коммуникации. Полисемия, синонимия. Транзактный анализ.

Вопросы для обсуждения и самостоятельной работы.

Проанализировать любой фрагмент (из фильма о школе) с позиций транзактного анализа.

Рефлексивный журнал на тему «Насколько я понятен»

Основная литература

К.Поливанова Межличностная коммуникация в образовании (рукопись). Модуль 4. Структура и организация коммуникации в образовании.

Дополнительная литература

Кларин М. В. Инновации в обучении: Метафоры и модели. — М.: Наука, 1997.

Тема 7. Доминирование и культурное насилие в педагогической коммуникации

Образование как направленная передача информации (Гидденс), Организация образовательного пространства как отражающая доминирование (типа архитектуры образовательных пространств: амфитеатр, цирк, зрительный зал, лекционная аудитория).

Тема доминирования в критической педагогике и критической психологии (П.МакЛарен, П.Бурдье), «символическое насилие» (П.Бурдье). Педагог как лидер и как контролер. Особенности доминирующей коммуникации в образовании. Партнерская коммуникация в образовании. Архитектура образовательного пространства при партнерской коммуникации.

Вопросы для обсуждения и самостоятельной работы.

Описать (в форме рефлексивного журнала) свой опыт работы в группах.

Раскрыть понятие «символическое насилие». Дать его критику.

Основная литература

К.Поливанова Межличностная коммуникация в образовании (рукопись). Модуль 5. Особенности современных тенденций в развитии коммуникации.

Дополнительная литература

Бурдьё П, Пассронс Ж.-К. Воспроизводство: элементы системы теории образования. М.: Просвещение. 2007.

Тема 8. Разработка сценариев организации занятий (практикум). Определение темы занятия, план занятия, выбор коммуникативных сценариев, разработка сценария занятия. Презентация разработок.

Вопросы для обсуждения и самостоятельной работы.

Составить программу занятия (по выбранной теме) с описанием и обоснованием типов коммуникации.

Проанализировать (на примере своего занятия) связь типа коммуникации и развиваемых психологических функций

Основная литература

К.Поливанова Межличностная коммуникация в образовании (рукопись).

Дополнительная литература

Лессем Р. Происхождение обучения действием // Практика обучения действием.— М.: Гардарики, 2000. С. 38—49.

Ли Д. Практика группового тренинга. — СПб.: Питер, 2001.

Блок 3. Информационное общество и проблемы коммуникации

Тема 9. Цели образования в информационном обществе. Образование при переходе к информационному обществу. Избыток информации как «вызов» традиционному «банковскому» типу образования. Потеря педагогом лидирующей роли. Педагог как организатор коммуникации с источником информации. Рост меры самостоятельности обучающегося.

Вопросы для обсуждения и самостоятельной работы.

Избыток информации как «вызов» традиционному «банковскому» типу образования: плюсы и минусы.

Что делается с позицией педагога.

Описать (в форме рефлексивного журнала) свой опыт потери привычных педагогических функций. .

Основная литература

К.Поливанова Межличностная коммуникация в образовании (рукопись).

Дополнительная литература

Жуков Ю. М., Петровская Л. А., Растянников П. В. Диагностика и развитие компетентности в общении. -- М.: Изд-во МГУ, 1991.

Тема 10. Педагогическая коммуникация в информационном обществе. Монолог и диалог как полярные формы коммуникации. Преимущества и недостатки монологического обучения. Преимущества и недостатки диалогической коммуникации. Точность воспринимаемого сообщения. Типы слушания. Оценочное и безоценочное слушание. Роль педагога в современных моделях обучения. Обратная связь (тип контроля) при современных типах образовательной коммуникации.

Вопросы для обсуждения и самостоятельной работы.

Рекомендации по организации диалога (на примере известной студенту школьной предметной темы).

Описать (в форме рефлексивного журнала) свой опыт работы в группах.

Основная литература

К.Поливанова Межличностная коммуникация в образовании (рукопись).

Дополнительная литература

Российская школа: от PISA-2000 к PISA-2003. Под ред. А.Г. Каспржака и К.Н.Поливановой. М.: Логос, 2006. (глава 5)

.

Тема 11. Роль медиаторов коммуникации в информационном обществе.

Новая позиция в коммуникации – медиатор. Модератор форума как новая позиция. Редактор, фасилитатор – новые позиции. Произвольный выбор позиции в образовательной коммуникации – новация современной образовательной коммуникации. Работа в группах. Групповая динамика.

Вопросы для обсуждения и самостоятельной работы.

Описать (в форме рефлексивного журнала) свой опыт работы в группе на протяжение всего курса.

Какого рода посредничество требуется в современной коммуникации (на конкретных примерах).

Дать комментарий по собственному опыту работы в позиции медиатора, редактора, модератора.

Основная литература

К.Поливанова Межличностная коммуникация в образовании (рукопись). Модуль 2. Вопросы социальной психологии.

Дополнительная литература

Петровская Л. А. Компетентность в общении. — М.: Изд-во МГУ, 1989.

Домашнее задание

Тема: "Описание и анализ психолого-педагогической ситуации".

Работа должна состоять из 2-х частей: а) обоснования; б) собственно разработки.

Обоснование – список основополагающих позиций, определяющих выбор тех или иных типов коммуникации;

Собственно разработка задания включает

Определение темы занятия,

план занятия,

выбор коммуникативных сценариев,

разработка сценария занятия.

Презентация разработок (Power Point) 8-10 слайдов.

4. Вопросы для оценки качества освоения дисциплины (к зачету)

  1. Представление о коммуникации. Теории коммуникации. Коммуникации в обучении. Искажения коммуникации (применительно к обучению). Противоречия коммуникации.

  2. Представление о рефлексии. Рефлексивный журнал как форма работа с собственным опытом.

  3. Понятие компетентности. Понятие коммуникативной компетентности.

  4. Общение средствами ИКТ: сетевой этикет, общение в социальных сетях.

  5. Понятие позиции в социальной психологии, в психологии развития.

  6. Социальная роль, социальная позиция, фрейм, скрипт.

  7. Цели коммуникации, средства коммуникации, автокоммуникация в информационном обществе.

  8. Образование в информационном обществе.

  9. Анализ ситуаций коммуникации (примеров) с точки зрения доминирования/равенства в коммуникации.

  10. Мягкие и жесткие языки коммуникации. Кодировка-декодировка при передаче сообщения. Дополнительные смыслы и контекст коммуникации. Многозначность коммуникации. Полисемия, синонимия.

  11. Доминирование и культурное насилие в педагогической коммуникации

  12. Организация образовательного пространства как отражающая доминирование (типа архитектуры образовательных пространств: амфитеатр, цирк, зрительный зал, лекционная аудитория).

  13. Тема доминирования в критической педагогике и критической психологии.

  14. Педагог как лидер и как контролер.

  15. Особенности доминирующей коммуникации в образовании. Партнерская коммуникация в образовании. Архитектура образовательного пространства при партнерской коммуникации.

  16. Цели образования в информационном обществе.

  17. Образование при переходе к информационному обществу.

  18. Избыток информации как «вызов» традиционному типу образования. Потеря педагогом лидирующей роли.

  19. Педагог как организатор коммуникации с источником информации.

  20. Самостоятельность обучающегося в информационном обществе.

  21. Монолог и диалог как полярные формы коммуникации.

  22. Преимущества и недостатки монологического обучения. Преимущества и недостатки диалогической коммуникации. Точность воспринимаемого сообщения. Типы слушания. Оценочное и безоценочное слушание. Роль педагога в современных моделях обучения. Обратная связь (тип контроля) при современных типах образовательной коммуникации.

  23. Новая позиция в коммуникации – медиатор.

  24. Модератор Редактор, фасилитатор.– новые позиции в коммуникации.

Электронные ресурсы

Автор программы: К.Н.Поливанова

Здесь и далее курсивом выделены содержательные фрагменты курса, осваиваемые за счет специальной практической организации занятий.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Утверждено Ученым Советом Института развития образованием И. Д. Фрумин 2010 г. 2010 I. пояснительная записка (1)

    Пояснительная записка
    Программа курса «Экономика и финансирование системы образования» предназначена для Магистерской программы «Управление образованием» по направлению 081100.
  2. Утверждено Ученым Советом Института развития образованием И. Д. Фрумин 2010 г. 2010 пояснительная записка (1)

    Пояснительная записка
    Цель курса – ознакомление слушателей с теорией и практикой создания, реализации и оценки результатов социальных проектов как инструмента изменения и развития образовательной системы и ее отдельных элементов.
  3. Утверждено Ученым Советом Института развития образованием И. Д. Фрумин 2010 г. 2010 пояснительная записка (2)

    Пояснительная записка
    После обсуждения общих вопросов методологии социальных исследований в данном курсе последовательно рассматриваются проблемы проектирования исследования, сбора и интерпретации данных и их использования в целях разработки образовательной политики.
  4. Основная образовательная программа (ооп) начального общего образования маоу «Гимназия №6»

    Основная образовательная программа
    Настоящая программа определяет основные направления и системообразующие принципы функиционирования и развития муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Гимназия №6»
  5. Мониторинг сообщений сми об Общественной палате РФ за апрель 2011 года

    Заседание
    1.Первое пленарное заседание Совета по взаимодействию российской общественности, посвящённое обсуждению 10 мер, предложенных президентом для смягчения инвестиционного климата,

Другие похожие документы..