Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Доклад'
2. Наличие опыта и собственной информационной базы в сфере планирования, организации исполнения бюджета и регулирования цен, планирования финансово-х...полностью>>
'Анализ'
Платежеспособность и оценка финансовой устойчивости. Анализ конкуренции. Базовые стратегии конкуренции. Виды стратегий фирмы. Лицензирование и сертиф...полностью>>
'Программа'
развитие конкуренции в Приморском крае путём создания необходимых условий для активизации деятельности существующих участников рынка и для появления ...полностью>>
'Документ'
Античность - культурная база европейской цивилизации. Великое переселение народов (IV-VIII вв.) и античное наследие. Место России в мировой цивилизац...полностью>>

Главная > Учебное пособие

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Римская империя в этот период простиралась от Евфрата до Атлантического океана и от Северной Африки до Рейна. После смерти Ирода, недовольные междоусобицами между его сыновьями, в VI г. н.э. римляне передали управление Иудеей императорскому прокуратору. Христианство первоначально распространилось в еврейской среде в Палестине и странах средиземноморского бассейна, но уже в первые десятилетия существования получило большое количество последователей из других народов.

Во второй половине I в. и в первой половине II в. христианство представляло из себя ряд общин, состоящих из рабов, вольноотпущенников, ремесленников. Во второй половине II в. христианскими писателями уже отмечается наличие в составе общин благородных и состоятельных людей. Одним из важных элементов перехода христианства на принципиально новый уровень был его разрыв с иудаизмом во II в. После этого процент евреев в христианских общинах стал неуклонно уменьшаться. В это же время происходит отказ христиан от ветхозаветных законов: соблюдения субботы, обрезания, строгих пищевых ограничений.

Расширение христианства и вовлечение в христианские общины большого количества людей самого разного вероисповедания привело к тому, что христианство этого периода представляло собой не единую церковь, а огромное количество направлений, группировок, богословских школ. Положение усложнялось большим количеством ересей, количество которых к концу II в. церковный историк конца IV в. Филастрий определяет числом 156.

Во второй половине III в. шел процесс дальнейшей централизации церкви, и к началу IV в. из существовавших епархий выделилось несколько митрополий, каждая из которых объединяла группу епархий. Естественно, крупные церковные центры создавались в наиболее важных политических центрах империи, прежде всего в столицах.

В начале IV в. христианство становится государственной религией Римской империи. В это время укрепляется церковная организация и происходит официальное оформление церковной иерархии, высшей и наиболее привилегированной частью которой становится епископат.

До V в. распространение христианства происходило в основном в географических границах Римской империи, а также в сфере ее влияния – Армении, Эфиопии, Сирии. Во второй половине I в. христианство распространилось среди германских и славянских народов, позднее – в XIII-XIV в. – среди прибалтийских народов. К XIV в. христианство практически полностью завоевало Европу, и, начиная с этого времени, начало распространяться за пределами Европы, главным образом за счет колониальной экспансии и деятельности миссионеров.

На формирование идеологии христианства оказали влияние восточные культы, иудейские мессианские секты и греческая философия.

Бог, согласно христианским догматам, существует в трех лицах (Троица), или ипостасях: Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Духа Святого. Для христиан Троица является главным объектом веры и поклонения. Отцы церкви утверждают абсолютную непознаваемость сущности Бога человеческим разумом.

Христианская мифология основана на учении о богочеловеке Иисусе Христе, который сошел с неба на землю (воплотившись в образе человека) и принял страдание и смерть с целью искупления первородного греха человечества. После смерти Христос воскрес и вознесся на небо.

В будущем, по христианскому учению, произойдет второе пришествие Христа для суда над живыми и мертвыми.

Христианство (в меньшей степени это касается протестантизма) характерно наличием строгих заповедей и правил, установленных для его приверженцев. Последователи христианства должны выполнять заповеди Христа, безропотно переносить тяготы жизни. Как за соблюдение, так и за несоблюдение всех правил христианам обещано воздаяние в загробном мире. Основной закон христианства – "каждому воздастся по его вере".

В первоначальном христианстве отсутствовали появившиеся позднее представления о Троице, первородном грехе, боговоплощении, крещении, причащении.

Христианская догматика формировалась несколько столетий. Сформированный Никейским и Константинопольским вселенскими соборами символ веры неоднократно дополнялся и исправлялся.

Во все периоды формирования христианской идеологии как между отдельными христианскими объединениями, так и между отдельными теологами велись ожесточенные споры по различным вопросам понимания догматов.

В ходе формирования христианства оно распалось на три основные ветви: католицизм, православие, протестантизм, в каждой из которых началось формирование собственной, практически не совпадающей с другими ветвями, идеологии.

В настоящее время в христианстве происходят сложные и зачастую противоречивые процессы. С одной стороны, наблюдается социальная и политическая дифференциация различных конфессий. С другой стороны, в христианстве появились серьезные экуменические настроения и движения.

Хурал – (монг.) – религиоз­ная служба в монастыре.

Хурдэ (монг.) – молитвенная мельница, полый цилиндр, в ко­торый закладывают молитвенные тексты. Один оборот хурдэ рав­нозначен прочтению всех молитв, вложенных в хурдэ. Устанавли­ваются на территории монастыря, рядом с храмом.

Церковное право – сово­купность норм, устанавливаемых для определения и упорядочения церковных отношений. Подраз­деляется на внутреннее церковное право, включающее нормы, касающиеся церкви как учреждения (упоря­дочение сфер деятельности, отно­шений соподчиненности, мер и средств для достижения церков­ных задач), а также на внешнее церковное право, которое распадается на государственно-церковное и меж-вероисповедное право. Церковное право не совпадает с каноническим пра­вом. К каноническому праву от­носят все то право, которое вы­работано церковью в эпоху все­ленских соборов на Востоке и до конца средневековья на Западе, независимо от того, касает­ся оно церковных или граждан­ских дел. Церковные отношения как в автокефальных церквах во­сточного православия, так и на Западе только отчасти регулиру­ются каноническим правом, но главным образом определяются нормами позднейшего происхож­дения, как церковными, так и го­сударственными.

Церковь (греч. – дом Божий) – 1) место собрания христиан для коллективной молитвы (то же – храм); 2) тип религиозной организации, сообщество верующих, связанных единством христианского вероучения, иерархией и таинствами. Церковь делится на поместные – в пределах определенной страны, области и т.д. – и «вселенские» (православную и католическую), включающие в себя всю совокупность поместных церквей.

Часовня – особое здание, увенчанное обычно крестом. В ней могут совершаться богослужения – кроме литургии. Часовни устраиваются на кладбищах, при селениях, на площадях, при дорогах, над святыми источниками, как для религиозных потребностей, так и в ознаменование каких-либо важных событий в церковной и общественной жизни.

Шаманизм – комплекс верований, воззрений и обрядов, формировавшийся на протяжении многих веков. В ходе его эволюции более поздние верования наслаивались на старые и формировалось нечто целое. Поэтому в шаманизме позднейших эпох можно обнаружить представления более древних эпох (культ предков, тотемизм, магия, анимизм и т.д.).

Характерной чертой шаманизма является вера в наличие особых людей – шаманов, которые способны выступать посредниками между человеком и каким-нибудь духом. По вере окружающих они способны вылечивать неизлечимые болезни, предсказывать будущее, вызывать изменения в природе и т.д. Общение с духами происходит с помощью особых ритуалов (камланий), во время которых шаман входит в экстатическое состояние. Все это сопровождается ритмичными ударами в специальный шаманский бубен или другой какой-нибудь музыкальный инструмент. На территории России шаманизм традиционно распространен у народов Сибири и Крайнего Севера.

Шиизм – второе по значимости направление в исламе после суннизма. Первоначально сформировалось в виде политической партии, признававшей четвертого халифа, Али, зятя Мухаммеда, в качестве его законного преемника, и отвергавшая династию Омейядов. Затем преобразовалось в религиозное направление, противостоящее суннитам.

К 114 сурам османовского Корана шииты добавили еще одну – "Два светила", в которой одним из светил признавался Мухаммед, а вторым – Али.

По мере накопления хадисов стала очевидной направленность Священного Предания в сторону суннизма. В противовес этому шииты декларировали свое враждебное отношение к Сунне и начали формирование собственного Священного Предания – Акбара.

Шииты не признают султана духовным главой и толкуют ислам в мистическом и пантеистическом смысле. Шииты живут в Персии и частично в Закавказье.

Экуменизм (греч. Вселенная, обитаемый мир) – взгляды и позиция, отражающая стремление христиан различных направлений к объединению в «единой церкви Христовой» при сохранении плюрализма в вероучении, организации и культе. В 1948 г. был создан руководящий орган экуменистического движения – Всемирный совет церквей (ВСЦ). В него входит более 300 религиозных объединений из более чем 100 стран мира. С 1961 г. в ВСЦ входит и Русская Православная Церковь.

Язычество – верования, об­ряды и праздники до появления монотеизма, послужило «строи­тельным материалом» для форми­рования мировых религий. Пра­вославие вобрало многие черты языческих верований и культа (святки, масленица, яблочный спас, культ хлеба, березы). Язычество в настоящее время распространено в России среди народов Севера (Мари Эл, Якутия Саха и др.), возрождается и среди других на­родов России.

ЛИТЕРАТУРА

Список содержит использованную, цитируемую, упоминаемую и рекомендуемую литературу, а также ссылки на сайты Интернет.

Прежде всего, это первоисточники – произведения, которые внесли вклад в становление и развитие религиоведческих знаний и содержание которых специально рассматривается в учебном пособии. Приведены труды, в которых исследуются творчество ряда авторов или направления мысли, к которым они принадлежат. Названы работы, посвященные анализу различных проблем теоретического религиоведения, а также исследующие историю религий.

Авеста. М., 1994.

Андреев Д. Роза мира. М., 1993.

Анонимные атеистические трактаты. Бич веры. Мысли Спинозы. О трех обманщиках. М., 1969.

Апокрифы древних христиан. М., 1989.

Атеистический словарь. М., 1986

Ацамба Ф.М., Кириллина С.А. Религия и власть: ислам в Османском Египте (XVIII – первая четверть XIX в.). М., 1996.

Барац А. Лики Торы. М., 1995.

Бартольд В.В. Ислам и культура мусульманства. М., 1992.

Белла Р. Социология религии // Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии / Сост. В.И. Гараджа, Е.Д. Руткевич. М., 1996.

Бергсон А. Два источника морали и религии. М., 1994.

Бердяев Н.А. О значении человека. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого. М., 1993.

Бердяев Н.А. Самопознание. М., 1991.

Библейская энциклопедия. М., 1991.

Библейская энциклопедия. М., 1998.

Библия. Книга Священного писания Ветхого и Нового Завета / В русск. переводе с параллельными местами. М., 1992.

Библия. Книги Ветхого и Нового завета. М., 1993.

Бийчанинов Л.А., Бийчанинова А.Л. История религий и кризис цивилизаций. Томск, 2000.

Блаватская Е.П. Теософский словарь. М., 1994.

Богословие в культуре средневековья. Киев, 1992.

Болотов В.В. Лекции по истории древней церкви. М.: Хроника, 1994.

Бубер М. Два образа веры. М., 1995.

Будда. Конфуций. Магомед. Франциск Ассизский. Савонарола. Библиографическая библиотека Ф.Павленкова. М.: Республика, 1995.

Булгаков С.Н. Православие. М., 1991.

Булгаков С.Н. Свет невечерний. М., 1994.

Введение христианства на Руси / Ин-т философии АН СССР. М.: Мысль, 1982.

Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Избр. произв. М., 1990.

Вебер М. Социология религии (Типы религиозных сообществ) // Избранное. Образ общества. М., 1994.

Велесова книга. М., 1994.

Владимиров Ю.С. Фундаментальная физика, философия и религия. Кострома, 1996.

Всемирное писание. Сравнительная антология священных текстов. М.: Республика, 1995.

Галленкамп Ч. Майя: загадка исчезнувшей цивилизации. М., 1966.

Гараджа В.И. Религиоведение. М., 1995.

Гараджа В.И. Религиоведение. М., 1994.

Гараджа В.И. Социология религии в России // Социология в России /Под ред. В.Н. Ядова. Гл. 18. М., 1998.

Гараджа В.И. Социология религии. М., 1996.

Гегель Г.В.Ф. Философия религии. В 2 т. М., 1975, 1977.

Георгиева Т.С. Христианство и русская культура. М.: Владос, 2001.

Герцен А.И. Об атеизме, религии и церкви. М., 1976.

Гольбах П. Избранные произведения. В 2 т. М., 1963.

Гордиенко Н.С. Основы религиоведения. СПб., 1997.

Государственно-церковные отношения в России: Курс лекций. Ч. 1, 2. М., 1995.

Грекулов Е.Ф. Православная инквизиция в России. М., 1964.

Гроф С., Хэлифакс Дж. Человек перед лицом смерти. Киев, 1996.

Девятова С.В. Современное христианство и наука. М., 1994.

Джатаки. М., 1979.

Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. М., 1993.

Дионисий Ареопагит. О божественных именах. О мистическом богословии. СПб., 1994.

Добреньков В.И., Радугин А.А. Методологические вопросы исследования религии. М., 1989.

Доний А.Н. У истоков христианства. М.: Политиздат, 1979.

Дхаммапада. М., 1960.

Дьякон Кураев. Традиции. Догмат. Обряд. М., 1995.

Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. М., 1990.

Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни // Религия и общество: Хрестоматия. М., 1996.

Зеленков М.Ю. Религиоведение / Конспект лекций в схемах. М.: Юридический институт МИИТа, 2003.

Зеньковский В. Основы христианской философии. М., 1992.

Зиммель Г. Социология религии // Зиммель Г. Избранное. Философия культуры. Т. 1. М., 1995.

Зубов А.Б. История религии. М., 1995.

Иллюстрированная история религий. / Под ред. Д.П. Шантеппи де ля Соссей. В 2 т. М., 1992.

Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. Т. 1, 2. М., 1993.

Индийская философия. Тексты. М., 1981.

Индуизм. Джайнизм. Сикхизм. Словарь. М., 1996.

Ислам в странах Ближнего и Среднего Востока. М., 1982.

Ислам и проблемы национализма в странах Ближнего и Среднего Востока (конец 70-х – начало 80-х годов XX в.). М., 1986.

Ислам: краткий справочник. М., 1983.

Ислам. Проблемы идеологии, права, политики и экономики. / Под ред. Г.Ф. Ким. М.: Наука, 1985.

Ислам. Религия, общество, государство. М.: Наука, 1984.

Ислам. Энциклопедический словарь. М., 1991.

История государства и права зарубежных стран. / Под ред. О.П. Жидкова. Ч. 1. М.: Норма, 1996.

История государства и права зарубежных стран: Учебник / Под ред. П.Н. Галазны. М.: Юрид. лит., 1980.

История русской церкви: в 11 т. М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1994.

Карташов А.В. Вселенские соборы. М., 1994.

Карташов А.В. Очерки из истории русской церкви. Т. 1, 2. М., 1992-1993.

Католицизм. Словарь. М., 1991.

Классика мирового религиоведения. М., 1996.

Клеман О. Истоки. Богословие отцов Древней Церкви. Тексты и комментарии. М., 1994.

Климович Л.И. Книга о Коране, его происхождении и мифологии. М., 1986.

Константинов В.Н. Очерки истории религии. Владимир, 1996.

Конституция Российской Федерации. М., 1993.

Конфуций. Изречения. М., 1994.

Концевич И. М. Православие и буддизм. М., 1994.

Кон-Шербок Д., Кон-Шербок А. Иудаизм и христианство. Словарь. М., 1995.

Коран. / Перевод и комментарии И.Ю. Крачковского. М., 1986.

Коран. Священная книга мусульман /Пер. с арабского и вступ. ст. Т. Шумовского. М.: Терра, 1995.

Костюченко В.С. Классическая веданта и неоведантизм. М., 1983.

Краткая философская энциклопедия. М., 1994.

Крывелев И.А. История религий. Т. 1, 2. М., 1988.

Кудрявцев А.В. Исламский мир и палестинская проблема. М.: Наука, 1990.

Кулаков А.Е. Религии мира. М., 1996.

Кьеркегор С. Страх и трепет. М., 1992.

Лайтман М. Каббала. Тайное еврейское учение. Новосибирск, 1993.

Лао Цзы. Даодэцзин. М., 1990.

Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М., 1994.

Леви-Строс К. Первобытное мышление. М., 1994.

Лобовик Б.А. Религиозное сознание и его особенности. Киев, 1986.

Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991.

Лосский В.Н. Очерк мистического богословия восточной церкви. Догматическое богословие. М., 1991.

Лысенко В.Г., Терентьев А.А., Шохин В.К. Ранняя буддийская философия. Философия джайнизма. М., 1994.

Лютер М. Избранные произведения. СПб., 1994.

Малашенко А.В. Исламское возрождение в современной России. М., 1998.

Малявин В.В. Чжуан-цзы. М., 1985.

Медведко Л.И., Герщанович А.В. Именем Аллаха... М., 1988.

Мейендорф Иоанн. Введение в святоотеческое богословие. Рига, 1992.

Мелларт Дж. Древнейшие цивилизации Ближнего Востока. М., 1982.

Мень А. История религий: в 7 т. М.: Слово, 1997.

Миркина З., Померанц Г. Великие религии мира. М., 1995.

Митрохин Л.Н. Философия религии. М., 1993.

Нарайан Р.К. Боги, демоны и другие. М., 1975.

Народы и религии мира: Энциклопедия. М., 1998.

Наука, религия, гуманизм. М., 1996.

Ницше Ф., Фрейд З., Фромм Э., Камю А., Сартр Ж. Сумерки богов. М., 1989.

Ориген. Против Цельса. Апология христианства. М., 1996.

Основы религиоведения. М., 1998.

Основы религиоведения: Учебник. М., 1994.

Очерки истории западного протестантизма. М., 1995.

Пандей Р.Б. Древнеиндийские домашние обряды (обычаи). М., 1982.

Планк М. Религия и естествознание // Вопросы философии. 1990. № 8.

Платонов К. Психология религии. М., 1967.

Плоть и кость дзен. Калининград, 1992.

Поликарпов В.И. История религии: Лекции и хрестоматия. М., 1997.

Попова М. О психологии религии. М., 1969.

Постнов М.Э. История христианской церкви. Киев: Освита, 1993.

Православие: вехи истории. М., 1989.

Православная Москва: Справочник действующих монастырей и храмов. 2-е изд., испр. и доп. М., 1995.

Радугин А.А. Введение в религиоведение: Курс лекций. М.: Центр, 2001.

Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современность. М., 1999.

Религии мира. Энциклопедия. Т.6. М., 1996.

Религиоведческий словарь: Религиозные верования: Свод этнографических понятий и терминов. Вып. 5. М.: Наука, 1993.

Религия и общество: хрестоматия по социологии религии. М., 1996.

Религия, свобода совести, государственно-церковные отношения в России. 2-е изд., доп. и перераб. М.: РАГС, 1997.

Рикер П. Герменевтика и психоанализ. Религия и вера. М., 1996.

Римские стоики. Сенека. Эпиктет. Марк Аврелий. М., 1995.

Рожков В. Очерки по истории Римско-католической церкви. М., 1994.

Рожков В.Н. Очерки по истории Римско-католической церкви. М.: Терра, 1996.

Розанов В.В. Религия. Философия. Культура. М., 1992.

Розенберг О.О. Труды по буддизму. М., 1994.

Саидбаев Т.С. Ислам. М., 1993.

Самыгин С.И., Нечипуренко В.Н., Полонская И.Н. Религиоведение: социология и психология религии. Ростов-на-Дону, 1996.

Свенцицикая И.С. Апокрифические евангелия. М.,1996.

Серебряков И.Д. Бхартрихари. М., 1983.

Словарь символов. М., 1994.

Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

Социология религии: классические подходы. М., 1994.

Старообрядчество. Опыт энциклопедического словаря. М., 1996.

Тайлор Э. Первобытная культура. М., 1989.

Тальберг Н. История русской церкви: в 2 т. М.: Светлячок, 1994.

Тейяр де Шарден П. Божественная среда. М., 1992.

Тертуллиан. Избранные сочинения. М., 1994.

Токарев С.А. Ранние формы религии. М., 1990.

Тора. М., 1993.

Торчинов Е.А. Даосизм. СПб., 1993.

Торчинов Е.А. Религии мира. СПб., 1997.

Традиционные и синкретические религии Африки. М., 1986.

Угринович Д.М. Введение в религиоведение. М., 1985.

Федеральный закон Российской Федерации от 26 сентября 1997 года “О свободе совести и о религиозных организациях".

Франк С.Л. Непостижимое. Онтологическое введение в историю религии. М., 1990.

Фрейд З. Психоанализ, религия, культура. М., 1992.

Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990.

Фромм Э. Иметь или быть. М., 1990.

Фромм Э., Судзуки Д., Марино Р. Дзен-буддизм и психоанализ. М., 1995.

Шестов Л.Н. Избранные сочинения. М., 1993.

Шлейермахер Ф. Речи о религии к образованным людям, ее презирающим. М., 1994.

Шохин В. К. Брахманистская философия. М., 1994.

Штайнер Р. Теософия. Введение в сверхчувствительное познание мира и назначение человека. Ереван, 1990.

Щербатской Ф.И. Теория познания и логика по учению позднейших буддистов. Ч. 1, 2. М., 1995.

Элиаде М. Космос и история. М., 1987.

Энциклики его святейшества Папы Римского 1891, 1981, 1991 гг. Киев, 1993.

Юнг К. Г. Архетип и символ. М., 1991.

Юнг К. Г. Ответ Иову. М., 1995.

Юридическая энциклопедия / Под ред. М.Ю. Тихомирова. М., 1997.

Яблоков И.Н. Религиоведение: Учебное пособие и учебный словарь-минимум по религиоведению. М.: Гардарики, 2002.

Ян Гус, Мартин Лютер, Жан Кальвин, Торквамада, Лойола. М., 1995.

Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1992.

http//www. .

http//www. .

http//www. .

http//www. .

http//www. .

http//www. .

http//www. .

С О Д Е Р Ж А Н И Е


Предисловие 3

Глава I. БУДДИЗМ 8

Происхождение и распространение 8

Будда 13

Основные источники вероучения буддизма 17

Основное содержание буддийского вероучения и культа 18

Монастыри и храмы 23

Буддийские обряды и праздники 26

Течения в буддизме 27

Краткая примерная хронология развития буддизма 31

Глава II. ХРИСТИАНСТВО 33

Происхождение и распространение 33

Иисус Христос 43

Основные источники вероучения 48

Разделение христианских церквей 52

2.1. Православие 67

Особенности вероучения и культа 67

Православная Библия 69

Крещение Киевской Руси 69

Православный храм 70

Православные обряды и праздники 72

Русская Православная Церковь 76

2.2. Католицизм 78

Особенности вероучения и культа 78

Католическая Библия 80

Католический храм 82

Католические обряды и праздники 83

2.3. Протестантизм 85

Особенности вероучения и культа 85

Основные направления протестантизма 87

Протестантская Библия 90

Протестантские обряды и праздники 91

Краткая примерная хронология развития христианства 92

Глава III. ИСЛАМ 94

Происхождение и распространение 94

Мухаммед (Мухаммад, Магомет) 103

Основные источники вероучения ислам 111

Важнейшие догматы ислама 116

Культ ислама 118

Мечеть 124

Мусульманские обряды и праздники 125

Течения в исламе 126

Краткая примерная хронология развития ислама 129

Приложение № 1. Классификация мировых религий (по П.И. Пучкову) 130

Приложение № 2. Извлечения из нормативных актов по вопросам

свободы совести и вероисповедания 171

Приложение № 3. Извлечения из международного законодательства

по вопросам религии 180

Приложение № 4. Изменение религиозной принадлежности в период

с 1900 по 2000 гг. 187

Приложение № 5. Конфессиональный состав населения Российской

империи, СССР и современной России

(в % к совокупному населению) 190

Краткий словарь по религиоведению 192

Литература 243

ЗЕЛЕНКОВ Михаил Юрьевич

МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ:

ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Учебное пособие

Редакция Юридического института МИИТа

ЛР № 020903 от 28.07.99

Изд. заказ 33 Бумага офсетная Тираж 350 экз.

Подписано в печать 31.07.03 Печать трафаретная Цена договорная

Усл. печ. л. 15,8 Уч.-изд. л. 11,5 Формат 60х84/16

127994, Москва, А – 55, ул. Образцова, 15.

1 По другим источникам пишется как г. Ясриб.

2 В других источниках пишется – хадж.

3 Пучков Павел Иванович – Академик Российской академии естественных наук, доктор исторических наук, профессор. Лауреат Государственной премии и премии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. Руководитель Центра по изучению религий и этно-конфессиональному картографированию Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая Российской академии наук, профессор Российского университета дружбы народов и Московского государственного лингвистического университета.

4 Источники:

Российская империя 1897 г. - результаты первой Всероссийской переписи населения в 1897 г.

СССР 1991 г. - оценка, справочник "Религиозные объединения Российской Федерации". М.: Республика, 1996.

Россия середины 90-х гг. - оценка, справочник "Религиозные объединения Российской Федерации". М.: Республика, 1996; справочник "Религия, свобода совести, государственно-церковные отношения в России". М., 1997.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. М. Ю. Зеленков мировые религии: история и современность учебное пособие (1)

    Учебное пособие
    Учебное пособие Зеленкова Михаила Юрьевича – доктора политических наук, дейст-вительного члена (академика) Академии военных наук, члена-корреспондента Академии педа-гогических и социальных наук, профессора Юридического института МИИТа,
  2. М. Ю. Зеленков мировые религии: история и современность Учебное пособие (3)

    Учебное пособие
    Учебное пособие Зеленкова Михаила Юрьевича – доктора политических наук, действительного члена (академика) Академии военных наук, члена-корреспондента Академии педагогических и социальных наук,
  3. М. Ю. Зеленков религиоведение в тестах учебное пособие

    Учебное пособие
    В учебном пособии, предназначенном для самостоятельной работы студентов, автор стремился учесть те новые требования, которые предъявляются к изучению религиоведения в высших учебных заведениях Российской Федерации.
  4. Вопросы к семинару: Что такое религия?

    Семинар
    Прот. И. Мейендорф. Об изменяемости и неизменности православного богослужения. Русское зарубежье в год тысячелетия крещения Руси: Сборник. статей. М.
  5. Г. Иркутска

    Документ
    А. \ АСТ экз. 1 74,41 74,41 4 Басни \ Крылов И.А. \ Аст экз. 1 70, 7 70, 7 5 Белые ночи. Бедные люди \ Достоевский Ф.М. \ АСТ экз. 1 ,74 ,74 Беспризорная кошка \ Житков Б.

Другие похожие документы..