Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Курс лекций'
Краткий курс лекций дисциплины «Ревизия и контроль» для специальности 2 – 25 01 31 «Финансы», 2 – 25 01 31 – 02 «Налоги и налогообложение» охватывает...полностью>>
'Закон'
Регіональна угода (далі – Угода), укладена між Черкаською обласною державною адміністрацією, обласним об’єднанням організацій роботодавців та федерац...полностью>>
'Методические рекомендации'
Методические рекомендации по выполнению курсовых работ для студентов факультета экономики по экономической теории. – Нижний Новгород: НИУ-ВШЭ, 2011. ...полностью>>
'Документ'
на включение программы повышения квалификации педагогических и руководящих работников муниципальных общеобразовательных учреждений Воронежской област...полностью>>

Главная > Учебно-методический комплекс

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Департамент образования города Москвы

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

города Москвы

«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра клинической и специальной психологии

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ

КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

Методы психологической коррекции

031900 Специальная психология

Факультет психологический, ИПССО

Курс 3,семестр 6

Москва2008

Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден и утвержден на заседании кафедры клинической и специальной психологии : Протокол № 9 от 13.03.2008г.

Утвержден на заседании ученого совета психологического факультета ИПССО: Протокол № 9 от 27.03.2008г.

Составитель

доцент, кандидат психологических наук Крыжановская Л.М.

Заведующий кафедрой

Профессор, доктор биологических наук Коган Б.М.

Часть 1. Программа учебной дисциплины «Методы психологической коррекции»

1.0.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа соответствует требованиям ГОС ВПО от 31 января 2005 года № 687

(Общее количество часов на дисциплину- 90 часов)

Цель: теоретическая подготовка студентов с области методов психологической коррекции с учетом применения полученных знаний в своей бедующей профессиональной деятельности

Задачи дисциплины:

изложение теоретических понятий и соответствующих концепций, составляющих основу данной наученной дисциплины;

освоение студентами методами психологической коррекции личности с учетом различных категорий детей с отклонениями в развитии на разных возрастных этапах;

развитие у студентов умений и навыков пользования современными методами психологической коррекции личности ребенка;

ознакомление студентов с особенностями психокоррекционной работы с семьей и социальной микросредой и др.

Место дисиплины в профессиональной деятельности специалиста. Знание курса необходимо для того чтобы специалист (специальный психолог) опираясь на изученный материал, умел:

с точки зрения психологической науки правильно оценить психологическое состояние личности, особенности психологического развития ребенка, межличностные отношения в семье и социальной микросреде и др.;

оперировать вариативными способами оказания психологической помощи ребенку и семье;

владеть методами психологической коррекции;

владеть навыками использования различных видов психокоррекционной работы с семьей и социальной микросредой и др.

Требования к уровню знаний студентов по содержанию курса.

В результате изучения материалов курса студенты должны:

закрепить полученные знания по методам психологической коррекции;

освоить понятия «психологическая коррекция, ее связь с другими отраслями практической психологии (психодиагностикой, психологическим консультированием, психотерапией);

научиться объективно оценивать различные особенности развития ребенка, его психическое состояние, межличностные отношения в семье и микросреде;

ориентироваться в разнообразных методиках психокоррекционной работы;

оперировать запасом знаний для разработки собственных программ по психокоррекционной работе с детьми;

правильно определять цели, задачи, основные методы и формы психокорррекционной работы с различными категориями детей с особенностями в развитии на разных возрастных этапах;

правильно осуществлять психологическую диагностику, психологическое консультирование, применение методов психотерапии и др.

Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов

Самостоятельная подготовка студентов включает в себя:

работу с учебной и научной литературой;

написание рефератов и контрольных работ;

подготовку к семинарам, зачету, экзамену.

1.1.СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. Предмет и задачи курса.

Определение предмета и задач курса. Его место и связь с другими отраслями практической психологии (психодиагностикой, психологическим консультированием, психотерапией). Теоретические истоки понятия «психологическая коррекция»,»компенсация».

Значение теоретических концепций Л.С. Выготского для разработки методик психокоррекции ребенка с отклонениями в развитии.Место психологической коррекции в работе психолога.Процесс психологической коррекции.

Тема 2. Основные теоретические направления психологической коррекции.

Психодиагностическое направление Классический психоанализ З. Фрейда. Аналитическая психология К.-Г. Юнга, индивидуальная психология А. Адлера. Приемы психокоррекционнной деятельности у Фрейда, Юнга и Адлера. Неофрейдизм. Подход Э. Фромма и К. Хорни. Э. Берн – трансактный анализ. Проведение психологической коррекции методами неофрейдистов. Психокоррекционные приемы гештальт-терапии (Ф. Перл3 и др.) Методы поведенческой психотерапии и др.

Тема 3. Психокоррекция детей с особенностями развития.

Принципы психологической коррекции. Основные виды нарушений речи у детей и подростков, способы их психокоррекции. Дети с нарушениями общения. Способы их психокоррекции. Депривационные феномены как причина и следствие нарушенного развития. Нарушение интеллектуального развития детей. Способы их психокоррекции. Психокоррекция детей с ЗПР, пограничных состояний и т.д. Дети с комплексными дефектами развития. Способы их психокоррекции. Дети с нервно-психическими отклонениями в развитии. Способы их психокоррекции.

Тема 4 Психокоррекционная работа с детьми на разных возрастах.

Психологическая коррекция личностных проблем. Теория жизненных кризисов Э. Эриксона. Особенности работы с акцентуированными подростками. Психологическая коррекция в сфере межличностных отношений. Психогимнастика М.И. Чистяковой с дошкольниками. Уроки психологической разгрузки для младших школьников (методики Л.М. Крыжановской). Психокоррекция агрессивного поведение подростков.

Тема 5 Организация психокоррекционной работы с семьей.

Психологическая коррекция в сфере межличностных отношений, разрешение семейных проблем. Проблемы межличностных взаимодействий. Супружеские и родительские конфликты, семейные кризисы. Отношения в семье. Психокоррекция семейные взаимоотношений. Вариативные методики А.Я. Варга, С.В.Васьковская, П.П.Горностай,Л.М. Крыжановская и др.

Тема 6. Особенности психологической коррекции зависимостей и созависимостей.

Психологическая зависимость. Навязчивое поведение. Вредные привычки. Психологические причины вредной привычки. Установление причин психосоматических нарушений и вредных привычек методами поведенческой психотерапии. Причины возникновения страхов, тревожных и депрессивных состояний и др.

Тема 7. Организация психокоррекционной работы с социальной микросредой.

Неблагоприятный социально-психологический климат в группе, противоречия в групповых ценностях и нормах, проблемы примитивных групп. Проблемы самоопределения личности в группе, адаптация и дезадаптация, изоляция, социальная реабилитация личности и др. Цель психокоррекционной работы, способы психокоррекции, методики А. Кроник, Э,Берна и др.

1.3.РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная:

1.Выготский Л.С. Дефект и сверхкомпенсация// Проблема дефектологии, М..1996

2.Мамайчук И.И. Психокоррекция детей и подростков с нарушениями в развитии. Спб. 1997

3.Осипова А.А. Общая психокоррекция.М.,2001

4. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения, условия его коррекции.М.,1996

Дополнительная :

1. Крыжановская Л.М. Психология семьи: проблемы психолого-педагогической реабилитации. М., 2005г.

2.Крыжановская Л.М, Артпсихология как направление психолого-педагогической реабилитации подростков. М.2004

3.Крыжановская Л.М. Психолого-педагогическая реабилитация подростков.М.,2007

Материально-техническое обеспечение дисциплины:

1.Видеофильм «Психогимнастика» Министерства образования России.

Часть 2. Методические рекомендации и план освоения учебной дисциплины «Методы психологической коррекции»

для очной формы обучения

2.0.Распределение часов курса по темам и видам работ

Наименование тем

Всего

Аудиторные занятия

Самостоят. работа студента

Лекции

Семинары

1.

Предмет, задачи, содержание курса

10

6

4

10

2.

Основные теоретические направления психологической коррекции

12

6

6

12

3.

Психокоррекция детей с особенностями развития

14

6

8

14

4.

Психокоррекцияонная работа с детьми на разных возрастных этапах

14

6

8

14

5.

Организация психокоррекционной работы с семьей

16

8

8

16

6.

Организация психологической коррекции зависимостей и созависимостей

14

8

6

14

7.

Организация психокоррекционной работы с социальной микросферой

10

6

4

10

Итого:

90

46

44

90

Данный курс рассчитан для студентов дневного отделения. Для студентов очно-заочного и заочного отделений, курс читается по сокращенной программе с учетом увеличения часов по самостоятельной работе студента.

Формы итогового контроля

  • Методы психологической коррекции – ЭКЗАМЕН

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

2.1.ЛЕКЦИИ

Тема 1. Предмет и задачи курса.

Определение предмета и задач курса. Его место и связь с другими отраслями практической психологии (психодиагностикой, психологическим консультированием, психотерапией). Теоретические истоки понятия «психологическая коррекция», «компенсация», «декомпенсация» «психологическая защита». Копинг стратегии. Сравнительный анализ сфер деятельности психологического консультирования, психологичекой коррекции и психотерапии

Рекомендуемая литература:

1.Психокоррекционная и развивающая работа с детьми /под ред. И.В.Дубровиной. М.,2000

2. Савина О.О. Коррекционная деятельность детского психолога. М.,1994

3. Воложин А.И., Субботина Ю.К. Адаптация и компенсация-универсальный биологический механизи приспособления. М.,1987

Тема 2. Основные теоретические направления психологической коррекции.

Основные области и ситуации оказания психологической помощи человеку. Психическое и духовное развитие человека.Помощь в семье. Профилактика психологического здоровья и др.

Психоанализ Фрейда. Аналитическая психология К.-Г. Юнга, индивидуальная психология А. Адлера. Приемы психокоррекционнной деятельности у Фрейда, Юнга и Адлера. Неофрейдизм. Подход Э. Фромма и К. Хорни. Э. Берн – трансактный анализ. Методы поведенческой психотерапии и др.

Рекомендуемая литература:

1.Адлер А.Теория и практика индивидуальной психологии М.1996

2.Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. М, 1982

3.Юнг К.-Г. Аналитическая психология. М.,1994

4. Фрейд З. Введение в психоанализ. М.,1991,456 с.

5. Фрейд З.Психология «Я» и защитные механизмы. М.,1993

Тема 3. Психокоррекция детей с особенностями развития.

Основные виды нарушений речи у детей и подростков, способы их психокоррекции. Дети с нарушениями общения. Способы их психокоррекции. Нарушение интеллектуального развития детей. Способы их психокоррекции. Психокоррекция детей с ЗПР, пограничных состояний и т.д. Дети с комплексными дефектами развития. Способы их психокоррекции. Дети с нервно-психическими отклонениями в развитии. Способы их психокоррекции. Цели коррекционной работы. Основные модели работы психолога.

Рекомендуемая литература:

1.Братусь Б.С. Аномалии личности. М.,1998

2. Грановская Р.М., Никольская И.М. Психологическая защита у детей. Спб.,2000

3. Мамайчук И.И. Психокоррекция детей и подростков с нарушениями в развитии. Спб.,1997

Тема 4. Психокоррекционная работа с детьми на разных возрастах.

Этика в работе психолога. Психологическая коррекция личностных проблем. Теория жизненных кризисов Э. Эриксона. Особенности работы с акцентуированными подростками. Психологическая коррекция в сфере межличностных отношений). Психокоррекция агрессивного поведение подростков.

Рекомендуемая литература:

1.Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков – патопсихология. М.,1996

2. Психическое развитие воспитанников детского дома/ Под ред. И.В.Дубровиной,А.Г.Русской

3. Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они. Дети с отклонениями в развитии. М.,1996

4. Малинич Ю.М. Психологичекая коррекция эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста. Автореф. Канд. Диссерт. Л.,1998

Тема 5. Организация психокоррекционной работы с семьей

Проблемы межличностных взаимодействий. Супружеские и родительские конфликты, семейные кризисы. Отношения в семье. Психокоррекция семейных взаимоотношений.

Рекомендуемая литература:

1.Шипицына Л.М. Развитие личности ребенка в условиях материнской депривации. Спб.,1997

2. Шипицына Л.М. Необучаемый ребенок в семье и обществе. Спб.,2001

3. Дети-сироты. Консультирование и диагностика развития/Под ред. Е.А.Стребелевой.М.,1998

Тема 6. Особенности психологической коррекции зависимостей и созависимостей.

Психологическая зависимость. Навязчивое поведение. Вредные привычки. Психологические причины вредной привычки. Установление причин психосоматических нарушений и вредных привычек методами поведенческой психотерапии. Причины возникновения страхов, тревожных и депрессивных состояний и др

Рекомендуемая литература:

1.Кабанов М.М. Психосоциальная реабилитация и социальная психиатрия. Спб.,1998

2. Крыжановская Л.М. Психолого-педагогическая реабилитация подростков,М.,2007

Тема 7. Организация психокоррекционной работы с социальной микросредой.

Неблагоприятный социально-психологический климат в группе, противоречия в групповых ценностях и нормах, проблемы примитивных групп. Проблемы самоопределения личности в группе, адаптация и дезадаптация, изоляция, социальная реабилитация личности и др. Цель психокоррекционной работы, способы психокоррекции.

Рекомендуемая литература:

1.Дубровина И.В. Школьная психологическая служба. М.,1991

2.Петровская Л.А. Компетентность в общении:социально-психологический тренинг.М.,1990

3.Э.Берн. Игры, в которые играют люди . Люди, которые играют в игры.М.,1998

2.2.СЕМИНАРЫ

Тема 1. Смысл и значение психокоррекционной работы

Вопросы для обсуждения:

1.Психокоррекционная деятельность как социальный институт и профессия

2.Квалификация, этика и функции специалиста

Темы докладов:

1.Организация процесса психологической помощи

2.Цели и задачи психокоррекции

3.Коммуникативные техники в психокоррекционной работе

Рекомендуемая литература:

1.Психокоррекционная и развивающая работа с детьми /под ред. И.В.Дубровиной. М.,2000

2.Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе.М.,1997

3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.М.,1968

Тема 2. Основные составляющие процесса психологической коррекции, этапы процесса

Вопросы для обсуждения:

1.Направления психологической помощи

2.Методы, применяемые в психокоррекционной работе

3. Взаимоотношения психолога, осуществляющего процесс психокоррекции, и клиента

Темы докладов:

1.Основные этапы процесса психологической помощи

2.Принципы психологической коррекции

3. Основные модели психокоррекционной работы

Рекомендуемая литература:

1.Мамайчук И.И. Психолого-педагогическая помощь семье. Л.,1978

2.Инсурина Г.Л. Групповые методы психокоррекции и психотерапии// Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Л.,1983

3. Осипова А.А. Общая психокоррекция.М.,2001

Тема 3. Психодинамическое направление.Классический психоанализ

Вопросы для обсуждения:

1.Происхождение психоанализа. Понятия «Я»,»ОНО»,»СВЕРХ_-Я».

2.Методы психоанализа:свободные ассоциации, толкование сновидений,анализ сопротивление и переноса.

Темы докладов:

  1. Толкование сновидений ребенка, по А.Фрейд

  2. Методы психоанализа

Рекомендуемая литература:

1.. Фрейд З. Введение в психоанализ:лекции. М.,1991,456 с

2. Фрейд З. Психология бессознательного. М.,1989

Тема 4. Аналитическая психология К.Юнга, индивидуальная психология А.Адлера

Вопросы для обсуждения:

1.Особенности процесса психологической помощи у Юнга и Адлера.

2.Понятия коллективного бессознательного и индивидуации(Юнг)

3. Комплекс неполноценности и жизненный стиль (Адлер)

Рекомендуемая литература:

1.Адлер А.Теория и практика индивидуальной психологии М.1996.

2.Юнг К.-Г. Аналитическая психология. М.,1994

Тема 5. Трансактный анализ Э.Берна

Вопросы для обсуждения:

1.Эго-состояния:Родитель, Взрослый и Ребенок

2. Игры,в которые играют люди и жизненный сценарий

Рекомендуемая литература:

1.Э.Берн. Игры, в которые играют люди. Люди,которые играют в игры.М.,1998

Тема 6. Гуманистическая парадигма в психологии

Вопросы для обсуждения:

  1. Психотерапия, ориентированная на клиента(К.Роджерс)

  2. Понятие самоактуализации (А.Маслоу

Темы докладов:

1.Основые постулаты гуманистической психологии

2 Неофрейдизм. Подход Э.Фромма и К.Хорни.

Рекомендуемая литература:

1.Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.,1994

2.Фромм Э. Душа человека. М.,1992, 430 с.

2.3.ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Занятие 1. Психогимнастика как метод психологической коррекции дошкольников

1.Просмотр и обсуждение видеофильма «Психогимнастика»

2.Классификация эмоциональных состояний детей и возможности их коррекции

Рекомендуемая литература:

1.Чистякова М.И.Психогимнастика.М.,2000

2.Венгер А.Л. Выявление неблагоприятных вариантов развития личности детей м подростков.М.,Рига,2000

Занятие 2.Уроки психологической разгрузки

1.Выделение целей и задач уроков психологической разгрузки в школе

2..Определение структуры уроков психологической разгрузки

ЗАДАНИЕ:

1.Провести вариативные упражнения из уроков психологической разгрузки

2. Составить план урока психологической разгрузки

Рекомендуемая литература:

1.Крыжановская Л.М.Уроки психологической разгрузки в школе.Тверь.,1992

2. Каждой школе уроки психологической разгрузки. Тверь.1992

Занятие 3.Игровая психокоррекция

  1. Выделить принципы игровой психокоррекции

  2. Освоить метод драматерпии М.Клейн

ЗАДАНИЕ:

1.Провести вариативные упражнения игровой терапии; драматерапии М.Клейн

2. Составить план сеанса игротерапии

3.Провести первый сеанс игротерапии

Рекомендуемая литература:

1. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением.М.,1989

2.Эльконин Д.Б. Психология игры.М.,1988

3. Крыжановская Л.М. Каждой школе уроки психологической разгрузки. Тверь,1992

Занятие 4.Трансактный анализ

1.Мастер-класс

(проведение сеанса психокоррекции межличностных отношений преподавателем)

Рекомендуемая литература:

1.Э.Берн Игры,в которые играют люди. Люди, которые играют в игры.М.,1998

Занятие 5. Психокоррекция детей и подростков средствами искусства

1.Выделить особенности воспитания и коррекции учащихся средствами театрального искусства

2. Провести вариативные занятия по артпсихологии (как направления психолого-педагогической реабилитации подростков)

ЗАДАНИЕ:

1.Провести вариативные упражнения по арттерапии

2. Провести тренинг

Рекомендуемая литература:

1. Ильина Е.А.. Школьный театр как педагогическое явление.М.,2000

2. Крыжановская Л.М. Артпсихология как направление психолого-педагогической реабилитации подростков .М.,2004



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования специальность 031900 Специальная психология

    Образовательный стандарт
    Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки специального психолога по специальности 031900 Специальная психология при очной форме обучения 5 лет.
  2. Учебно-методический комплекс дисциплины психология лиц с нарушениями речи специальность 031900 специальная психология, квалификация специалиста

    Учебно-методический комплекс
    Программа составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 031900 – «Специальная психология», утвержденного Министерством образования и науки
  3. Учебно-методический комплекс дисциплины основы арттерапии для студентов психологического факультета Специальность 031900, квалификация специалиста

    Учебно-методический комплекс
    Программа курса «Основы арттерапии» соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Специальная психология», утвержденного в 2 г.
  4. Учебно-методический комплекс дисциплины «психологическое консультирование» для студентов психологического факультета Специальность 031900, квалификация специалиста

    Учебно-методический комплекс
    Настоящая программа, разработана для студентов факультета «Специальная психология и специальная педагогика», изучающих курс «Психологическое консультирование».
  5. Учебно-методический комплекс дисциплины «современные направления семейной психотерапии» для студентов психологического факультета Специальность 031900, квалификация специалиста

    Учебно-методический комплекс
    Настоящая программа, разработана для студентов факультета «Специальная психология и специальная педагогика», изучающих курс «Современные направления семейной психотерапии».

Другие похожие документы..