Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Закон'
1. Концепция разработана по заказу Союза похоронных организаций и крематориев коллективом ученых Московского Государственного Университета Сервиса (М...полностью>>
'Автореферат диссертации'
В современной российской политической теории и практике вопросы соотношения тенденций демократизации общества с развитием этнополитических процессов,...полностью>>
'Закон'
У цій Методиці викладені основні правила та методи формування митної статистики зовнішньої торгівлі України, які встановлюють порядок збирання, опрац...полностью>>
'Документ'
Международную хартию прав человека образуют три документа, выработанных в рамках ООН. Это - Всеобщая декларация прав человека (10 декабря 1948 г.), М...полностью>>

Главная > Закон

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Проект

Утверждена
областным законом
«Об утверждении Стратегии социально-экономического развития области
до 2030 года»

СТРАТЕГИЯ
СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБЛАСТИ
ДО 2030 ГОДА

ВВЕДЕНИЕ

Основной целью разработки и реализации Стратегии социально-экономического развития области до 2030 года (далее – «Стратегия-2030») является повышение уровня и качества жизни населения области, формирование благоприятных условий социально-экономического развития области на долгосрочную перспективу.

«Стратегия-2030» направлена на обеспечение реализации на территории области основных положений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р.

Основополагающими принципами формирования «Стратегии-2030» являются:

необходимость сохранения особой роли области, как региона, исторически тесно связанного со становлением российской государственности;

обеспечение устойчивого социально-экономического развития области как региона на границе Центрального и Северо-Западного федеральных округов с диверсифицированной экономикой, устойчивой к динамической системе вызовов;

формирование комплексного подхода к решению демографических, миграционных, социальных и экономических вопросов.

В «Стратегии-2030» детализированы перспективные экономические специализации области в границах зон опережающего экономического роста, скоординированы основные направления развития производственной и социальной инфраструктуры с учетом территориального распределения ресурсной базы, рационального разделения труда и межрегиональной экономической интеграции.

«Стратегия-2030» разработана на основе:

стратегического анализа социально-экономического развития области;

определения устойчивых конкурентных преимуществ области и их оценки на среднесрочную и долгосрочную перспективы;

проведения анализа основных проблем (ограничений) социально-экономического развития области на средне- и долгосрочную перспективу;

проведения анализа потенциала развития основных секторов экономики области на среднесрочную и долгосрочную перспективы;

разработки сценариев, определения приоритетных направлений и задач социально-экономического развития области;

определения приоритетных направлений деятельности органов государственной власти области, ориентированных на достижение целевых параметров развития области.

1. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБЛАСТИ

1.1. Общая характеристика области

Новгородская область - одна из древнейших историко-культурных территорий Российской Федерации. Именно в Великом Новгороде произошло образование в IX веке княжеской резиденции у истоков Волхова, на пути «из варяг в греки», ставшей ядром древнерусской государственности.

Административный центр области - Великий Новгород, основан в 859 году.

В состав области входят города областного значения - Боровичи, Великий Новгород, Старая Русса и двадцать один административный район: Батецкий, Боровичский, Валдайский, Волотовский, Демянский, Крестецкий, Любытинский, Маловишерский, Маревский, Мошенской, Новгородский, Окуловский, Парфинский, Пестовский, Поддорский, Солецкий, Старорусский, Хвойнинский, Холмский, Чудовский, Шимский.

Область насчитывает 10 городов, 11 поселков городского типа и 3728 сельских населенных пунктов. Городское население составляет 71 процент всего населения области. Численность трудоспособного населения – около 400 тысяч человек. Средний возраст работающих – 40 лет, практически каждый второй из них имеет высшее или среднее профессиональное образование.

Сегодня область - экономически развитый регион Северо-Запада России, привлекательный для инвесторов и партнеров не только из других субъектов Российской Федерации, но и из стран ближнего и дальнего зарубежья. Глубокие исторические традиции, историко-культурное наследие Новгородской земли, темпы экономического развития являются тем естественным потенциалом, который определяет сегодня основы экономического и культурного развития области.

1.2. Анализ экономико-географического положения области

Территория области 54,5 тыс. кв. км, это больше территории таких государств, как Бельгия, Дания, Нидерланды, Швейцария.

Область расположена на северо-западе Русской (Восточно-Европейской) равнины, в пределах Приильменской низменности и северных отрогов Валдайской возвышенности в умеренных широтах северного полушария, в лесной зоне. Территория области простирается с запада на восток на 385км, с севера на юг - на 250км. Граничит с Псковской, Тверской, Ленинградской и Вологодской областями.

Область выгодно расположена между двумя российскими столицами - в 100км от Санкт-Петербурга и в 400км от Москвы, имеет близкий доступ к портам, аэропортам, таможенным терминалам.

Через территорию области пролегают основные железнодорожные и автотранспортные магистрали, соединяющие Москву с Санкт-Петербургом, странами Балтии и Скандинавии. С точки зрения логистики это позволяет обеспечить самые удобные способы транспортировки грузов.

1.3. Анализ природно-ресурсного потенциала области

На территории области имеются разнообразные полезные ископаемые нерудного происхождения. Наибольшее промышленное значение имеют разведанные месторождения огнеупорных глин, известняков, строительных и кварцевых песков, валунно-гравийно-песчаного материала. Почти неограниченные возможности имеются в увеличении добычи торфа. По запасам торфа область занимает одно из ведущих мест в Европейской части страны: на данный момент разведано 1435 месторождений торфа с суммарными запасами 1717 млн. тонн (при 40-процентной условной влаге). Для использования этих полезных ископаемых в области имеется сеть горнодобывающих, перерабатывающих и потребляющих производств.

Разведано 282 месторождения озерного сапропеля и 102 месторождения (участка месторождений) пресных подземных вод.

Общая площадь лесов области составляет 4,1 млн. га,
в том числе покрытая лесной растительностью - 3,5 млн. га.

В составе лесов области преобладают мягколиственные насаждения - 65 процентов, доля хвойных – 35 процентов, твердолиственные породы практически отсутствуют, их доля - 0,07 процента.

В соответствии с утвержденными лесохозяйственными регламентами лесничеств, расчетная лесосека (ежегодный допустимый объем изъятия древесины) по области на 2011 и последующие годы составляет 8,6 млн. куб. м, в том числе по хвойному хозяйству - 2,0 тыс. куб. м.

За последние 5 лет в среднем за год заготовка древесины по области составляла 3,5 млн. куб. м, или 40 процентов от расчетной лесосеки.

1.4. Анализ демографической ситуации в области

Население области на 1 января 2011 года с учетом итогов Всероссийской переписи населения 2010 года составляет 632,8 тыс. человек. По численности населения область занимает 10-е место в Северо-Западном федеральном округе и 69-е место по России.

Плотность населения – 11,6 человека на кв. км (55-е место в России).

Великий Новгород концентрирует в себе 34,6 процента населения области.

Область относится к числу регионов с пониженным уровнем урбанизации – 70,6 процента при среднем по Российской Федерации – 73,8 процента (39-е место в России).

Плотность сельского населения увеличивается вблизи городов и основных транспортных коридоров. Там же концентрируется более 80 процентов всех крупных сельских поселений области.

Население области представлено более чем 100 национальностями: русские – 95,1 процента, украинцы – 1,2 процента, белорусы и цыгане – по 0,6 процента, другие национальности – 2,5 процента.

В 2011 году в области зарегистрировано наибольшее число родившихся за последние 20 лет – 7222 человека и наибольшее значение числа родившихся в расчете на 1000 человек населения – 11,5.

В 2011 году в области зарегистрировано наименьшее за последние 13 лет число умерших – 11,6 тысячи человек. Коэффициент смертности уменьшился до 18,4 умерших в расчете на 1000 населения с максимального значения в 2003 году (23,5).

Анализ естественного движения населения области показывает, что естественная убыль населения, максимальный уровень которой наблюдался в 2003 году (14,3 на 1000 человек), ежегодно сокращается. В 2011 году за счет продолжающегося роста рождаемости и снижения смертности отмечается сокращение естественной убыли к уровню 2003 года в 2,1 раза.

Ожидаемая продолжительность жизни населения области увеличилась до 65,4 года с 60,6 года в 2003 году.

1.5. Анализ экологической ситуации в области

Проблемы охраны окружающей среды начали обостряться в области с 1960-80-х годов, когда в эксплуатацию вводились крупные объекты промышленности, животноводческие комплексы и фермы, происходила концентрация средств производства на ограниченных территориях без учета возможных предельных нагрузок на природные ресурсы.

Реальную опасность представляют трансграничные поступления различных химических веществ на территорию области, так как они превышают выбросы от собственных источников, например, по соединениям серы – более чем в 40 раз, оксиду азота – в 160 раз. В процентном соотношении более половины (55 процентов) всего импорта серы приходится на соседние регионы России, Польшу, Германию, еще 24 процента – на Беларусь, Эстонию и Украину. Наибольшее влияние оксидов азота оказывают поступления от регионов России, Польши, Германии (45 процентов).

Многоотраслевая хозяйственная структура, наличие в области крупных, средних и мелких промышленных и сельскохозяйственных предприятий, привлечение иностранных инвестиций обуславливают образование значительного количества и разнообразия отходов производства и потребления.

По данным государственной статистической отчетности ежегодно в области захоранивается на полигонах и санкционированных свалках бытовых отходов и объектах размещения отходов, принадлежащих предприятиям, примерно 300 тыс. тонн отходов, в основном 4 и 5 классов опасности.

Отвечают экологическим нормативам и требованиям (СанПиН 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов») только 7 полигонов твердых бытовых отходов (далее – ТБО) в Великом Новгороде, Поддорском, Новгородском, Маловишерском, Батецком, Хвойнинском районах, первая очередь полигона в Старорусском районе.

Реконструкция существующих санкционированных свалок, строительство новых полигонов для захоронения ТБО для всех муниципальных районов области остается одной из первоочередных экологических задач.

Необходим переход к комплексной системе управления отходами, которая позволит внедрить новые технологии по утилизации и переработке отходов для того, чтобы разгрузить полигоны бытовых отходов, продлить срок их эксплуатации и решить проблему переработки отходов.

Важнейшей проблемой является организация селективного сбора и сортировка отходов перед их удалением с целью извлечения полезных и возможных к повторному использованию компонентов.

На сегодняшний день частичная переработка отходов в области существует только на сортировочно-перегрузочном пункте в Великом Новгороде на базе закрытого акционерного общества «Новгородское спецавтохозяйство».

Таким образом, необходима разработка комплексной системы управления отходами и вторичными материальными ресурсами в целом по области.

Все большее значение приобретает проблема вывоза отходов на дальнее расстояние. На сегодняшний день экономически целесообразным считается транспортировка на расстояние, не превышающее 40 – 50км.

В связи с тем, что во многих районах образуется очень незначительное количество твердых бытовых отходов, и они удалены от центров переработки на значительные расстояния, целесообразным является обезвреживание отходов в этих районах на новых полигонах ТБО с установками по прессованию и брикетированию отходов.

Почти для всех районов области актуальной проблемой остается наличие несанкционированных свалок. Необходима ликвидация всех несанкционированных свалок. В первую очередь в Новгородском, Боровичском, Старорусском, Окуловском, Валдайском, Солецком и Чудовском районах.

Из-за отсутствия, недостаточной мощности или неудовлетворительного технического состояния очистных сооружений сточных вод, канализационных сетей и насосных станций в некоторых районных центрах и населенных пунктах продолжается сброс без очистки загрязнённых и недостаточно очищенных сточных вод в открытые водоёмы, используемые для хозяйственно – питьевого водоснабжения, в целях рекреации, спортивного и любительского рыболовства.

В то же время, многие из работающих на территории области очистных сооружений осуществляют отчистку сточных вод до проектных параметров и параметров, установленных технологическими регламентами. В частности, достигнуты проектные параметры по основным загрязняющим веществам на биологических очистных сооружениях (далее – БОС) городов Великий Новгород, Боровичи, Чудово, Пестово и др.

По-прежнему не имеют биологических очистных сооружений 3 районных центра области – п. Волот, с. Марево, с. Поддорье. Не решены вопросы с очисткой сточных вод на ливневых выпусках в Великом Новгороде и всех районных центрах области.

Степень загрязнения атмосферного воздуха относится к числу приоритетных факторов, влияющих на окружающую среду. Одним из показателей качества атмосферного воздуха является интенсивность загрязнения его выбросами различных источников (в том числе промышленных предприятий и транспорта, в первую очередь – автомобильного).

В последние годы наблюдается стабилизация показателей качества атмосферного воздуха, как в городских, так и в сельских поселениях области. В целом за последние годы степень загрязнения атмосферного воздуха в области соответствовала средним показателям по Российской Федерации.

Газификация предприятий энергетики и промышленности позволит ликвидировать основные источники выбросов сернистого газа и пыли.

Ликвидация неорганизованных источников загрязнения воздушного бассейна, в первую очередь на предприятиях стройиндустрии, уменьшит количество пыли в атмосфере.

Использование нетрадиционных видов энергии уменьшит поступления в воздушный бассейн области оксидов азота, окиси углерода, сернистого газа, пыли и других загрязняющих веществ.

Сохранение природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации, обеспечения экологической безопасности является стратегической целью государственной политики в области экологии.

Роль стабилизаторов экологического баланса могут выполнять природные сообщества, способные самовосстанавливаться и существенно влиять на экологические параметры среды. Совокупность таких экологически активных элементов географического пространства рассматривается как природный экологический каркас.

В природоохранной практике решается задача поддержания (восстановления) природного каркаса. Это необходимо там, где нарастают угрозы природным системам, объектам и экологическому равновесию.

Проблема оптимизации сетей особоохраняемых природных территорий (далее ООПТ) является общей для всех регионов России, она обобщена и предложены пути их решения.

В области на первый план выдвинуты задачи, которые практически все касаются вопросов нормативного правового обеспечения ведения ООПТ, а также обеспечения квалифицированными кадрами по вопросам охраны живой природы в области.

Необходимость системного подхода к решению этих вопросов на уровне региона очевидна.

1.6. Анализ потенциала сложившейся структуры экономики области

Основу экономического потенциала области составляют промышленность (доля в структуре валового регионального продукта, далее ВРП - 37,4 процента), сельское хозяйство (5,9 процента), транспорт и связь (11,9 процента), строительство (7,4 процента), оптовая и розничная торговля (14,5 процента). Их суммарная доля составляет 77,1 процента. На сферу услуг (образование, здравоохранение, финансовая деятельность, операции с недвижимым имуществом и др.) приходятся 22,9 процента.

Производственно-промышленный комплекс представлен 1658 предприятиями, из них активную производственную деятельность осуществляют 1539, в том числе 156 крупных и средних предприятий.

Промышленность области представлена в основном обрабатывающими производствами, в состав которых входят следующие виды экономической деятельности:

производство пищевых продуктов,

текстильное и швейное производство,

обработка древесины и производство изделий из дерева,

целлюлозно-бумажное производство, издательская и полиграфическая деятельность,

химическое производство,

производство резиновых и пластмассовых изделий,

производство прочих неметаллических минеральных продуктов,

металлургическое производство и производство ГМИ,

производство машин и оборудования,

производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования,

производство транспортных средств и оборудования,

прочие производства.

Промышленность области формирует 49,5 процентов всей полученной прибыли, в ней занято 26,6 процента работающего населения. В основном промышленность сосредоточена в областном центре  (30 процентов количества предприятий и более 50 процентов объёма выпуска промышленной продукции) и городах Боровичи, Старая Русса, Чудово.

На территории области в 2011 году осуществляли деятельность 109 организаций с участием иностранного капитала (без субъектов малого предпринимательства).

Оборот организаций с участием иностранного капитала составил 34,6 процента в обороте крупных и средних организаций всех видов деятельности. Основная часть оборота обеспечена организациями обрабатывающих производств (75,5 процентов), производства и распределения электроэнергии, газа и воды (13,1 процента), оптовой и розничной торговли (7,7 процента).

Сельское хозяйство является одним из основных направлений развития экономики области. Внедрение новых технологий, повышение эффективности сельского хозяйства формируют заказ на развитие производства в смежных секторах экономики.

В области производством сельскохозяйственной продукции по состоянию на 01.01.2012 года занимается 160 организаций, 409 крестьянских (фермерских) хозяйств и более 180 тысяч личных подсобных хозяйств. 

Валовая продукция сельского хозяйства области в хозяйствах всех категорий в 2011 году составила 18166 млн. рублей, при этом на долю сельскохозяйственных организаций приходится 53,3 процента. Рост производства в 2011 году в хозяйствах всех категорий составил 16,1 процента, в основном за счет увеличения производства мяса (120,6 процента к уровню 2010 года) и картофеля (138,8 процента). Доля производства продукции отраслей животноводства в общем объеме производства продукции сельского хозяйства составила 58,7 процента.

На долю строительства в валовом региональном продукте области приходится 7 процентов. В области действуют 856 строительных организаций В строительстве области занято 7 процентов от численности занятых в экономике области.

Объем работ, выполненных по виду экономической деятельности «Строительство», в 2011 году составил 15,8 млрд. рублей (78,5 процента к 2010 году).

В 2011 году введено в действие жилых домов за счет всех источников финансирования 272,5 тыс. кв. м. Ввод жилья относительно 2010 года увеличился на 12,2 процента, по индивидуальным застройщикам - на 7,1 процента. Ввод в действие жилых домов на душу населения достиг 0,43 кв. м (в 2010 году - 0,38 кв.м).

По виду экономической деятельности «Транспорт и связь» в области действует 882 организации. Доля занятых на предприятиях транспорта и связи в общей численности занятых составляет 7,3 процента.

Грузооборот составил 814,4 млн. тонно-километров, 141,9 процента, пассажирооборот - 810,3 млн. пассажиро-километров, 98,1 процента.

Торговля в экономике области занимает вторую позицию после обрабатывающих производств (доля в ВРП области – 14 процентов). В торговле занято 13,9 процента от работающих в экономике области.

Оборот розничной торговли за 2011 год составил 67745,7 млн. рублей или 105,8 процента к уровню 2010 года. Оборот розничной торговли на душу населения увеличился по сравнению с 2010 годом на 6,6 процента и составил 107,3 тыс. рублей.

В 2011 году оборот оптовой торговли организаций области составил 45639,9 млн. рублей, что выше предыдущего года на 29,5 процента.

В лесопромышленном комплексе области по состоянию работают порядка 600 предприятий (из них крупных и средних - 45) с общей численностью около 9 тыс. человек. Переработкой леса занимается более 220 лесопромышленных предприятий с численностью работающих около 5 тыс. человек. 

Область располагает ресурсом с объемом ежегодной заготовки древесины 8,2 млн. куб. м. Фактически осваивается 3,1 млн. куб. м, что составляет 38 процентов от расчетной лесосеки.

Причин неэффективного использования лесных ресурсов области несколько. Одной из основных причин является наличие в составе лесов области порядка 65 процентов мягколиственных пород, которые на сегодняшний день менее привлекательны для лесоперерабатывающей промышленности.

Следующей немаловажной причиной является отсутствие необходимых лесных дорог для освоения лесосечного фонда в полном объеме. Протяженность лесных дорог области – 2,9 км на 1000 га лесных земель, это один из самых низких показателей по Северо-Западному федеральному округу.

Главным направлением региональной политики области для обеспечения рационального использования и охраны лесов должно стать развитие долгосрочных арендных отношений, позволяющих обязать арендаторов заниматься не только вырубкой, но и восстановлением лесного фонда.

С целью совершенствования управления лесами и развития лесного хозяйства и лесопромышленного комплекса области реализуются мероприятия долгосрочной областной целевой программы «Использование, охрана, защита и воспроизводство лесов Новгородской области на 2011-2020 годы», утвержденной постановлением Администрации области от 28.06.2011 №278.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Ся повышение уровня и качества жизни населения области, формирование благоприятных условий социально-экономического развития области на долгосрочную перспективу (1)

    Закон
    Основной целью разработки и реализации Стратегии социально-экономического развития области до 2030 года (далее – «Стратегия-2030») является повышение уровня и качества жизни населения области, формирование благоприятных условий социально-экономического
  2. Программа социально-экономического развития ленинградской области на 2012 2016 годы основной разработчик

    Программа
    Проект подготовлен с учетом предложений всех органов исполнительной власти Ленинградской области, частично актуализирован комитетом экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области
  3. Муниципальная целевая программа социально-экономического развития Дубенского муниципального района

    Программа
    - Муниципальную Целевую программу социально-экономического развития Дубенского муниципального района Республики Мордовия на период до 2012 г. и прогноз до 2020года» Приложение 1
  4. Программа социально-экономического развития муниципального образования «заларинский район»

    Программа
    Руководствуясь Федеральным Законом от 6.10.2003 г. № 131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.30 Устава МО «Заларинский район»
  5. Комплексная программа социально-экономического развития муниципального образования Комплексная программа социально-экономического развития муниципального образования-документ, включающий в себя

    Программа
    Это прогнозно-плановый документ, во-пер­вых, формулирующий и увязывающий по срокам, финансовым, тру­довым, материальным и прочим ресурсам реализацию стратеги­ческих приоритетов муниципального образования, во-вторых, формирующий плановую

Другие похожие документы..